Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что бы разобраться в характере цвета в 20 веке, нужно прежде узнать его понятие и символику каждого цвета





СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….4

1. Цвет и его символика…………………………………………………………......5

1. Цветовые тенденции в живописи 20-ого века…………………………………10

Заключение…………………………………………………………………………..20

Библиографический список………………………………………………………..21

 


ВВЕДЕНИЕ

Искусство служит для сохранения и передачи эмоций от художника к зрителю. Эмоции эти, в свою очередь, позволяют ориентироваться в ценностях, представляют собой способ общения, служат инструментом для познания мира и его преобразования. И потому передача эмоции составляет сущность искусства. Поэтому, рассматривая художественное произведение, анализируя его, мы отвечаем на два главных вопроса: Какими способами передаются в нем эмоции художника? И каковы эти эмоции?

В изобразительном искусстве одним из средств передачи эмоциональной информации является цвет. Цвет вовсе не присущ одному лишь только изобразительному искусству – его можно встретить в цветомузыке и в кинематографе, в телеискусстве, цветовое решение необходимо в дизайне и архитектуре. Но это не уменьшает значение цвета в изобразительном искусстве, а даже наоборот. И потому следует обратить на цвет особое внимание. Проанализировав цветовое решение картины, мы можем приблизиться к пониманию её идеи, узнать, какие чувства в неё вложены, какие мысли. Разобравшись в цветовых тенденциях живописи какой-либо эпохи, можно понять глубже эту эпоху и её искусство. Так мы постараемся разобраться в живописи 20 века, проанализировав цвет и его тенденции в этот век.

 

Цвет и его символика

Что бы разобраться в характере цвета в 20 веке, нужно прежде узнать его понятие и символику каждого цвета.

Цвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в зрительном органе человека. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения. (Рисунок 1.1)

Рисунок 1.1 – Длины волн цвета

Каждый цвет имеет значения. Существует так же взаимодействие цвета и времени – в каждую эпоху одни и те же цвете могли означать разное.



Белый - божественный цвет. Символ света, чистоты и истины. В большинстве стран (в странах Европы, Китае, Египте и др.) белый - цвет похоронных одежд. Белыми одеждами умершего посвящали в новую жизнь. Это цвет радости и праздника. Противоречивый символ. Сочетающий в себе с одной стороны свет и жизнь, а с другой старость, слепоту и смерть. В Китае белый цвет ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Скандинавская богиня смерти Хель, обитающая в ледяном (белом) мире смерти Хель, имеет мертвенно-белое лицо. Выражение "белая ворона" известно всем, а вот что такое "белый слон"? Это выражение пришло к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла придворного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, внушительное, но бесполезное приобретение называют "белым слоном". "Печень цвета лилии" ("белая печень"). Выражение произошло из убеждения, что печень трусов не имеет крови. "Показать белое перо" - проявить трусость. Выражение пришло из петушиных боев. Было замечено, что петухи с красной и черной окраской вырывают перья из хвостов более трусливых белых петухов. Интересно, что слово "кандидат" происходит от латинского "candidus" ("ослепительно белый"). Белый голубь - символизирует мир, Святой дух. Белые яйца - сотворение. Белый флаг - добровольную сдачу, перемирие. Белый - цвет очищения от грехов, крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения.

Чёрный цвет -символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь. Обычай надевать черное в знак скорби и на похоронах произошел из предрассудка. Люди полагали, что при этом дух умершего не может их узнать и потому причинить им вреда. Вуаль на лице была призвана смутить демонов и не позволить им утащить в ад еще одну душу. Обычай надевать черную повязку на левый рукав в знак скорби восходит к рыцарским временам, когда дама сердца надевала повязку на руку рыцаря в знак того, что он служит ей. Позднее повязка стала знаком верности по ушедшей супруге. В Японии черный - цвет радости. В британском суде квадраты черной материи судья разрывал при произнесении смертного приговора. "Черная смерть" - название эпидемии бубонной чумы, уничтожившей в 1348 году примерно 25 000 000 человек только в Европе.

Красный цвет символизирует кровь, огонь, гнев, войну, революцию, силу и мужество. Кроме того, красный - цвет жизни. Доисторический человек кропил обьект, который хотел оживить, кровью. В Древнем Риме красный цвет символизировал божественность. Это цвет знати, патрициев и императоров Рима. Символ верховной власти, который позже перешел к кардиналам. После победы римские полководцы красили лицо (в честь Марса) в красный цвет. Красный флаг в Британском военно-морском флоте существует с 17 века и символизирует "вызов на бой". Красный флаг использовался во время Парижской коммуны 1817г, в нашей стране во время восстания 1905г, революции 1917г и последующие несколько десятков лет. Термин "красные" часто употребляется по отношению к коммунистам. Красный - цвет анархии. Сторонники итальянского национального лидера Джузеппе Гарибальди (1807-1882) назывались "краснорубашечниками", так как в знак неповиновения властям носили красные рубахи. Красная роза - символ любви и красоты. Выражение "красный день календаря" произошло от обычая помечать дни святых и другие церковные даты красными чернилами. Этот цвет используют для предупреждения об опасности (например, дорожные знаки). Район, где находятся публичные дома, называется районом "красных фонарей", так как именно такие фонари раньше висели перед подобными заведениями.



Оранжевый – цвет теплоты, блаженства, накала, но в тоже время – мягкого блеска заходящего солнца. Он всегда радует глаз и способствует хорошему настроению. Практически всегда имеет благотворное влияние, т.к. показывает радостные стороны жизни. Символом многодетного и прочного брака в Древнем Риме считали вуали оранжевого цвета, их надевали молодые девушки перед свадьбой. Вобрав в себя энергетику двух цветов, оранжевый несёт в себе физическую энергию красного и утонченную изысканность золотого.

Жёлтый цвет. Символика желтого цвета во многом зависит от его тона. Теплые желтые тона - символ нерушимого брака, а холодные - символ супружеской измены (цвет рогоносцев во Франции). Желтый цвет - цвет золота, символ солнца и божественной власти. В греческой мифологии желтый - цвет Аполлона. В Китае желтый - цвет императора. Во времена династии Цин, одежду желтого цвета имел право носить только император. Кроме того, желтый - это цвет предательства, ревности, трусливости, лжи. В некоторых странах Европы желтым мазали двери домов преступников и предателей. Иуда и Каин обычно изображаются с желтыми бородами. Во время второй мировой войны, в оккупированных нацистами странах, евреям предписывалось носить желтые "повязки позора". Желтый цвет был выбран Гаутамой Буддой как символ смирения. Желтый цвет - цвет болезни. Желтый крест ставили на чумных домах. Желтый флаг на борту судна обозначал, что на борту есть инфекционные больные. В футболе и в правилах дорожного движения желтый - предупреждение.

Зеленый - цвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды. Зеленый часто символизирует непрерывность и бессмертие (например, "вечнозеленый"). Цвет денег у многих народов - зеленый. С другой стороны, зеленый - цвет банкротства. В некоторых европейских странах банкротов обязывали носить шляпу зеленого цвета. Зеленый флаг в морской символике - символ кораблекрушения. С другой стороны, зеленый - это знак разложения и плесени. Осирис, покровитель и судья мертвых изображался зеленым. В европейском фольклоре это цвет эльфов (цвет непослушания и проказ). Зеленый цвет - символ молодости. Зеленый цвет - священный цвет в Исламе. Зеленый цвет различных экологических движений.

Синий - цвет неба и моря, символ высоты и глубины. Постоянство, преданность, правосудие, совершенство и мир. В древнем Египте синий использовался для обозначения правды. Синий - цвет Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны). Синий - цвет королевской власти и благородного происхождения. Выражение "голубая кровь" для людей высокого происхождения произошел из убеждения, что вены у испанских аристократов "более синие", чем у простых людей. Выражение "синий чулок" по отношению к ученой даме восходит к 15 веку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимающихся изучением наук, синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Этот обычай был позаимствован парижскими интеллектуалами в 1590-х годах. Сам термин возник в Англии в 1750 годах. Синий цвет британской консервативной партии. В христианстве синий символизирует искренность, благоразумие и набожность.

Значение фиолетового цвета — это знание, интеллект, святость, религиозная страсть, трезвость, покаяние, смирение, умеренность. Также фиолетовый цвет означает печаль, ностальгию, горе, старость, траур. У христиан значение фиолетового цвета сводится к священническому праву и власти, истине, посту, печали, безвестности, покаянию. Этот цвет считается цветом Марии Магдалины; у евреев значение фиолетового цвета – это основание; у римлян — он считался цветом Юпитера. Этот цвет связан с умеренностью, сдержанностью, а также с духовностью и раскаянием. Его ещё связывают с переходом от чего-то активного к пассивному, либо от мужского к женскому, либо от жизни к смерти. [1]

Казалось бы, учитывая архаичный характер цветовой символики, в 20 веке трудно ожидать появления у цветов каких-либо новых символических значений. Но мир в 20 веке значительно меняется, меняются представления людей о предметах и явлениях. И взгляды на цвет углубились и изменились

О цвете в 20 в. в своих трудах писал Кандинский. «Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия — рождается чисто физическое воздействие и ... психическое воздействие». Под первым Кандинский понимал известные феномены физиологии цветового зрения, например, индукции, контраста и т.д. Психическое воздействие, по Кандинскому, рождает «вибрацию души». Кандинский подходил к изучению цвета субъективно. Чтобы понять, как действует цвет, Кандинский советовал сначала сконцентрировать внимание на изолированной краске.

Центральным положением концепции Кандинского можно считать утверждение о двух факторах, определяющих психологическое воздействие цвета: «тепло-холод» и «светлота-темнота». В результате рождаются четыре возможных «звука» красок.

Первый фактор связан с отношением желтый — синий. Оба этих цвета, в терминологии Кандинского, связаны с т.н. «горизонтальным движением»: желтый «движется» навстречу зрителю, а синий — от него. Второй фактор — это отношение белого и черного. Здесь Кандинский также говорит о движении, но о «статической» его форме.

Кроме «горизонтального движения», у желтого с синим есть еще «центробежное» (желтый) и «центростремительное» (синий). Кандинский образно сравнивает синий с домиком улитки.

Кандинский связывает с красками «активной стороны» (желтым, красным и оранжевым) идеи радости, торжества и богатства. Основную роль, при этом, он отводит желтому. Однако, если желтый сделать «холоднее» (прибавлением синего), краска становится зеленоватой и теряет в двух своих «движениях». Рождается болезненное ощущение повышенной чувствительности. Кандинский сравнивает такой цвет с раздраженным человеком, которому мешают. Интенсивная желтая краска беспокоит человека, колет, возбуждает, действует на душу нагло и навязчиво. Его (желтый) можно сравнить со звуком трубы. Через «охлаждение» желтый становится болезненным и является красочным выражением (символом) безумия, но не меланхолии, а припадка яркого безумия, слепого бешенства. Это подобно безумной расточительности последних летних сил в яркой осенней листве, рождающей краски безумной мощи. Желтый, по выражению Кандинского, «земная краска» т.к. его нельзя углубить.

Синий — «небесная краска», зовет человека к бесконечному. Здесь мы наблюдаем «движение» от человека и к центру. Очень углубленный синий выражает покой, а опущенный (еще один термин Кандинского) до черного — печаль. Светлое синее становится равнодушным и безразличным к человеку. Чем светлее синий, тем он беззвучнее. В то же время, средне-синий, по Кандинскому, символизирует звук флейты, темно-синий — виолончель, а наиболее углубленный — орган.

Из смешивания желтого и синего рождается зеленая краска. В ней как бы сокрыты, парализованы силы желтого и синего. Это самая покойная краска. Здесь нет движения, нет звучания, — ни радости, ни печали, ни страсти. Зеленый цвет никуда не зовет. Благотворно действует на уставшего человека, но может и быстро прискучить (ср. выражение «тоска зеленая»). Главное значение абсолютно зеленого — пассивность. В духе политической символики, Кандинский связывает зеленый с буржуазией (пассивной, обывательской ее частью). Зеленый — это нечто «жирное» и самодовольное. Как главный тон лета, зеленый — символ природы, погруженной в самодовольный покой. При добавлении желтого, зеленый оживляется, становится «моложе, веселее». И, наоборот, вместе с синим он приобретает серьезность, вдумчивость. При усветлении (добавлении белого) или утемнении (черного) зеленый «сохраняет свой элементарный характер равнодушия и покоя». Белый усиливает аспект «равнодушия», а черный — «покоя». Средние тона скрипки, по Кандинскому, выражаются зеленым цветом.

Белый для Кандинского — символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Этот мир стоит так высоко над человеком, что ни один звук не доходит оттуда. Белый — это великое молчание, холодная, бесконечная стена, музыкальная пауза, временное, но не окончательное завершение. Это молчание не мертво, но полно возможностей и может быть понято как «ничто», предшествующее началу и рождению.

В отличие от белого, черный — «ничто» без возможностей, мертвое ничто, вечное молчание без будущего, законченная пауза и развитие. За этим следует рождение нового мира. Черный — окончание, погасший костер, нечто бездвижное, как труп, молчание тела после смерти, самая беззвучная краска.

Белые одежды выражают чистую радость и непорочную чистоту, а черные — величайшую, глубочайшую печаль и смерть. Белый и черный находят (как и желтый с синим) равновесие между собой в сером. Это также беззвучная и бездвижная краска. Кандинский называет серый «безутешной неподвижностью. Особенно это касается темно-серого, который действует еще более безутешно и удушающе.

Говоря о красном, Кандинский характеризует его, как живой, жизненный, беспокойный цвет, но, в отличие желтого, не легкомысленный. Красный выражает мужественную зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость (особенно светло-красный) и ему соответствует звук фанфар. Киноварь — равномерно пламенеющая страсть, уверенная в себе сила, «пылает» внутри себя. Здесь нет безумия желтого. Цвет, особо любимый народом. Углубление красного приводит к снижению его активности. Но остается внутренняя раскаленность, предчувствие будущей активности.

Охлажденный красный — фиолетовый, характеризуется Кандинским как болезненный звук, нечто погашенное и печальное, и связывается со звучанием фагота и свирели. [10]

Из учения Кандинского о цвете можно понять, что взгляд на некоторые цвета поменялся. И на рубеже 19 и 20 века изменилось значение цвета в живописи.

 






Date: 2015-05-23; view: 499; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию