Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когда до свободы — рукой подать





 

В Пятой Песни «Шримад-Бхагаватам» рассказывается о Бхарате Махарадже, благородном царе Бхарата-варши, ко­торый владел несметными богатствами и мог наслаждаться, не зная забот. Он так прославился, что вся планета стала на­зываться его именем — Бхарата-варша. И все же, невзирая на богатства, он оставил их, поскольку понимал, что все в этом мире, от высшего материального положения и до низ­шего, — юдоль страданий. Он отрекся от царства, чтобы по­святить всего себя достижению высшей цели. Он понял, что, Даже будучи на особом счету в этой тюрьме, никакого удо­вольствия от своих богатств, власти и денег он не получит; все эти богатства лишь увеличат срок его заточения. Это и нам поможет понять, что мы не должны использовать свою энергию для того, что лишь продлит время нашего пребывания в тюрьме.

Итак, он покинул свой дворец и отправился в Пулаха-ашрам, где стал совершать аскезы и поклоняться Господу. Благодаря своей глубокой преданности он стал проявлять признаки экстаза, ибо достиг состояния бхавы. Подобно женщине, которая, спасаясь от побоев, стучится в дверь приюта, или раба, который стучится в дверь убежища, Ма­хараджа Бхарата также стучался в заветную дверь. Однако, вырвавшись на свободу, человек все равно должен быть на­чеку, поскольку тюремная охрана будет искать его повсюду и попытается во что бы то ни стало вернуть обратно в каме­ру. Совершив побег и хорошо устроившись на новом месте, следует быть еще более осмотрительным, чтобы достиже­ния не пропали даром.

Часто случается так, что люди рьяно занимаются процес­сом бхакти, но затем сбиваются с пути из-за оскорблений, потери веры и т.д. К сожалению, их схватили как раз тогда, когда они пробирались к свободе. Что бывает, когда ловят беглеца? Правильно — его наказывают еще строже. Теперь ему будет трудно убежать, поскольку стража будет следить за ним день и ночь. Она захочет быть уверенной, что этот заключенный больше никогда не выдумает такой же умный план побега. Как печально: подойти вплотную к двери, ко­торая ведет на свободу, и не суметь сделать последний шаг. Когда майя хватает духовно развитого преданного, она уст­раивает ему такие беды, что ему становится очень сложно продолжать бороться за свою свободу. У майи есть множест­во средств для того, чтобы истощить и разрушить нашу преданность, веру и основополагающие принципы. Так че­ловек смиряется со своим заключением. На этих примерах мы можем понять, что такое безумие и что такое опасность.

Когда несчастная женщина наконец-то оказывается в бе­зопасности, она может полностью изменить свою жизнь, не боясь больше насилия со стороны мужа. Также и рабу не нужно больше бояться побоев, издевательств и смерти от руки хозяина. Однако для того, чтобы достичь этих целей, надо приложить немало усилий, а опасность потерпеть крах только увеличивается, когда человек уже на пути к свободе. Те женщины, которым удалось вырваться, сострадают тем, кто все еще подвергается насилию. Рабы тоже печалятся, вспоминая тех, кто еще живет, как раб. Подобным же обра­зом те, кто смог бежать из этого мира, или те, кто вечно ос­вобождены, ощущают острое сострадание, думая о душах, которые все еще связаны телом. Но еще большая печаль ох­ватывает их, когда они видят, как человек, которому до ос­вобождения рукой подать, снова попадается в капкан майи. Попав в эту ловушку, человек становится более бесприн­ципным, чем был до побега, и порой теряет надежду, что в будущем у него что-то получится.

Живя в лесу, Бхарата Махараджа в один прекрасный день увидел беременную олениху, которая пришла к реке напиться воды. Вдруг раздался львиный рык, и напуганная олениха бросилась в реку и тут же родила, испустив дух. Бхарата Махараджа проникся состраданием к малышу-олененку и вытащил его из реки. Так царь, который до сих пор столько сил вкладывал в свое преданное служение, стал ухаживать за олененком, вкладывая не меньше сил в заботу о своем любимце. Конечно, его поступок заслуживает одо­брения, с точки зрения обыденной этики и нравственности, но мы увидим, что майя может сбивать человека с пути. Как говорит в «Мадхурья-кадамбини» Шрила Вишванатха Чак-раварти Тхакур, анартхи, или губительные желания в серд­це, могут развиться из-за прошлых грехов, оскорблений, преданного служения и даже благочестивой деятельности. Майя может отвлечь нас самыми разнообразными способа­ми, например, когда мы занимаемся преданным служением с гордостью и жадностью. Бхарата Махараджа почти сбежал из материальной тюрьмы, но майя нашла, чем его отвлечь. На том уровне преданности, что был у него, он уже не обра­щал внимание на выпивку, незаконный секс и другие гру­бые удовольствия. Но благочестивый поступок увел его в сторону. Это не означает, что мы должны попрать нравст­венность, справедливость или этику; но когда мы находим­ся на пути к свободе, мы должны думать только о том, как достичь цели, и не позволять себе отвлекаться на то, что мо­жет задержать нас в пути.


Некоторых людей может отвлечь от духовного пути не­кое радостное событие, например, деньги или изобилие. Ес­ли человек, идущий по пути освобождения, заболевает, а по­том чудесным образом выздоравливает, его рвение и целеустремленность могут ослабнуть. Бывает и так, что неженатый человек, который был целиком занят освобожде­нием, падает, едва найдя себе пару. Эти новые отношения заставляют его думать больше о том, как прокормить се­мью. Если мы теряем бдительность, нас потревожит множе­ство соблазнов. Это не обязательно произойдет, но это воз­можно. В нашем случае маленькое, беззащитное животное завладело сердцем сострадательного садху. Только посмот­рите, как майя умеет прятаться за невинной личиной! Этот олененок так отвлек Бхарату Махараджу, что он перестал думать о своем плане спасения. Он вкладывал все больше энергии в заботу об олененке и все меньше в свою садхану и преданность. Поскольку он так рьяно заботился об оле­ненке, так много думал о нем, проводил столько времени с ним и так часто обнимал его, он в конце концов забыл о своем первоначальном решении — так же как заключенного могут отвлечь разного рода шутки, долги или сотова­рищи, которые не имеют ничего общего с побегом и осво­бождением. На примере этой истории мы можем понять, что такое случалось раньше и может случиться сейчас, с на­ми, если мы потеряем бдительность.

Как-то раз олененок ушел и не вернулся, и из-за глубо­кой привязанности Бхарата Махараджа стал в беспокойстве искать его. Один неосторожный шаг — и он поскользнулся и разбился насмерть. Поскольку в момент смерти Бхарата думал об олененке, в следующей жизни он получил тело оленя. Сознание на пороге смерти определяет наше даль­нейшее бытие и тело. Так говорится в «Бхагавад-гите»:

йам йам вапи смаран бхавам

тйаджйатй анте калеварам

там там эвайти каунтейа

сада тад-бхава-бхавитах

 

«О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни по­мнил человек, покидая тело, того состояния он и до­стигнет в следующей жизни»

(«Бхагавад-гита», 8.6).

 

Бхарата Махараджа, великий царь, отрекшийся от своего царства, привязался к животному и потому обрел в следую­щей жизни тело животного, став оленем. Правда, по милос­ти Господа он не забыл о своих прежних жизнях, даже нахо­дясь в теле оленя. Поэтому он смог вновь сосредоточиться на своей цели. Покинув свою мать-олениху, он немедленно отправился к Пулаха-ашраму.

Прожив жизнь оленя, он в следующем своем рождении стал знаменитым Джадой Бхаратой. В этом рождении он то­же помнил все свои предыдущие жизни и знал о своем по­стыдном поражении, ведь, отрекшись от стольких богатств и ведя жизнь аскета, он отрекся также и от своего духовного сокровища. В облике Джады Бхараты он так серьезно стал стремиться к освобождению, что притворялся глухонемым, чтобы избежать новых привязанностей. В глазах остальных он был безумцем, лишенным разума и каких-либо способ­ностей. Однако он был решительно настроен совершить идеальный побег в этой жизни. Чтобы вырваться из тюрь­мы, надо быть готовым идти на самые суровые жертвы. Джада Бхарата считал неблагоприятной даже славу отшель­ника, поэтому он стал притворяться глухим, чтобы никто не узнал, кто он такой на самом деле. Он был в этом мире, но не от мира сего. Таким образом, майя не могла отсрочить или сорвать его побег.


Его родители пытались дать ему образование, но он про­сто делал вид, что ничего не понимает. В конце концов по­сле смерти родителей его приемная мать и новообретенные братья стали помыкать им, обращаясь с ним, как с живот­ным. Поскольку он не делил с ними мирских радостей и не желал жить, как заключенный, они обижали его, говоря ему прямо в глаза, как противно им было лицезреть его. Он так хитро составил план и так точно следовал ему, что они и не ведали о его возвышенном положении. Теперь он был на финишной прямой к освобождению. Из прошлых соблаз­нов и неудач он извлек такой хороший урок, что не собирал­ся совершать ту же самую ошибку снова. Он не позволял не­гативным беспокойствам и соблазнам лишить его возможности освободиться. Благодаря своему внутреннему воодушевлению он не обращал внимания на грубые слова других людей, когда они называли его слабоумным, идио­том, дурачком и т.д. Все это не волновало его, поскольку у него было внутреннее видение и цель, которые находились за пределами материальных воззрений.

Однажды ночью, сторожа поле по приказу сводных бра­тьев, он был похищен бандой разбойников, которые решили принести его в жертву Богине Кали. Эта Богиня, будучи представителем Кришны, догадалась, что Джада Бхарата ни­какой не безумец, а великая личность. От того, как обраща­лись с таким великим преданным, Богиня пришла в ярость и, когда разбойники замахнулись топором, чтобы убить Джаду Бхарату, выскочила из своего изваяния и сама убила разбойников этим же топором. Когда у нас появится такая же решимость, как у Джады Бхараты, Кришна и Его предста­вители начнут помогать нам и защищать нас. Но мы долж­ны поставить себя в такое положение, которое даст нам воз­можность обрести их защиту. И чем больше мы отчаиваемся, тем сильнее они захотят защитить нас. Однако отчаяние это должно сопровождаться духовным воодушев­лением, а не тревогами. Чем больше у нас будет материаль­ных тревог, тем больше майя будет предлагать нам все но­вые и новые способы избавления. Она найдет лазейку, если мы полагаем, что у нее есть что-то для нас. Но мы уже дого­ворились, что у майи нет ничего для нас. Главнокомандую­щим врагов ума является аханкара, ложное эго. Если мы на­конец покончим с ним, враги ума не смогут напасть на нас. После тех событий Джаду Бхарату нашли слуги царя Ра-хуганы и велели ему помогать нести паланкин царя. Не желая раздавить муравьев, которые ползали по земле, он шел очень осторожно, чем задерживал всю процессию. Его поведение не соответствовало так называемому «нормальному поведе­нию». Из-за развитого чувства сострадания он не желал вре­дить даже крохотным муравьям на дороге. И когда паланкин стал раскачиваться из-за того, что Джада Бхарата добросове­стно обходил всех муравьев, царь разгневался и стал отчиты­вать Джаду Бхарату бранными словами. Но Джада Бхарата не смутился и поведал царю множество сокровенных истин, так что царь смог понять, что человек, который на первый взгляд выглядит как глухой безумец, отнюдь не обычный слуга.


 

Обратите внимание, что Джада Бхарата не выдавал себя в то время и в тех местах, которые могли отвлечь от его высшей цели. Он не открывался своим родителям и разбойникам, но решил привлечь царя к своему плану побега, произнеся сло­ва, которые в конечном итоге изменили сознание Рахуганы. Иногда мы можем расслабиться и открыть свой ум и сердце тем, кто готов к побегу, или тем, кто уже освободился. Услы­шав удивительные философские откровения, царь устыдил­ся и, моля о прощении, пал Джаде Бхарате в ноги. Поскольку он был очередным кандидатом на освобождение из тюрьмы, он ни в коей мере не отвлек Джаду Бхарату.

Эта история не должна пугать нас; услышав ее, нам не стоит думать, что духовная жизнь слишком тяжела и что существует так много возможностей падения. Даже если та­кие мысли посетили вас, подумайте о другой возможности. Мы же знаем, что нас ждет, если мы не будем стараться ос­вободиться, — страдания, жизнь за жизнью. Бхарата Маха­раджа достиг столь многого, но из-за возникших чувств к олененку вновь скатился до уровня обывателя этого мира, до уровня заключенного. Конечно, он испытывал опреде­ленную радость от общения со своим любимцем. Олененок был тем, с кем он делил свои радости и печали, и именно так майя держит нас в тюрьме. Она позволяет нам время от времени ощутить некое счастье, чтобы мы просто продол­жали жить, надеясь на следующую подачку, а не на вечное избавление. Однако Джада Бхарата предпринял небывалые шаги, чтобы оградить себя от нападок майи, и так совершил идеальный побег.

 

Вопросы и ответы

 

ВОПРОС: Почему после падения бывает еще трудней начать все заново? Например, если алкоголик несколько лет не пил, но затем вновь пристрастился к алкоголю, почему ему ста­новится еще трудней отказаться от этой привычки?

ОТВЕТ: Это очевидный факт: наши поступки становятся нашей привычкой, а привычки образуют наш характер. Когда нам что-то не удается в жизни, это вызывает привы­кание к неудачам, подобно тому, как садачара, правильное поведение, приводит к возникновению еще больших поло­жительных черт. Постоянно терпя неудачи, мы постепенно миримся с мыслью о себе как о неудачнике и даже довольно улыбаемся при этой мысли. У нас пропадет желание возвы­ситься, и нам станет безразлично, что мы могли бы ощутить в этом случае. Вместо этого мы направим свою энергию на беспокойства о неудаче.

Поэтому так тяжело приходится тем, кто попытался бро­сить пить или курить, но потом сорвался. Для многих людей это — смертный приговор, потому что с этой минуты они начинают думать, что сорвутся снова. Неудача приводит к очередной неудаче. Это усугубляет ситуацию, но не делает ее безвыходной. Если они проанализируют свои неудачи и поймут, как дошли до этой черты, они смогут предпри­нять необходимые меры, чтобы этого не случилось вновь. Обратившись за помощью к другим людям, которые спо­собны помочь им, они также могут увеличить вероятность освобождения. А когда они станут более смиренными, осо­знав, как легко упасть, само падение станет катализатором их успеха. У некоторых великих победителей в начале были ужасные неудачи, но благодаря твердой решимости преодо­леть эту ситуацию их неудачи становились на самом деле ка­тализатором успеха. Они понимали, в каких ситуациях тер­пят неудачу, и избегали таких ситуаций. Бывший алкоголик никогда не пойдет туда, где пьют или продают водку. Так че­ловек может добиться успеха.

 

ВОПРОС: Религиозные организации помогают людям воз­держиваться от многих грехов, но порой мы видим, как лю­ди покидают такие организации и возвращаются к прежней жизни. Правда, бывает и так: кто-то иногда советует нович­кам вернуться обратно в мир и получить определенный опыт. Есть такая точка зрения, что немного майи полезно. Но из Вашей лекции мы можем заключить, что такой опыт может быть очень опасным и рискованным.

ОТВЕТ: После того, как беглец спасся из тюрьмы, провожа­тый может поселить его на какое-то время в укромном мес­те. При этом провожатый предупредит беглеца, куда ему не следует ходить. Провожатый держит ситуацию под контро­лем и дает беглецу лучшую защиту. Это не означает, что, сбежав из тюрьмы, человек бежит без оглядки и без всякой цели. Провожатый может поселить беглеца в уединенном месте, чтобы дать ему прийти в себя, но с определенными ограничениями. Вместе с тем, такая передышка не должна мешать беглецу помнить о его конечной цели. Провожатый дает кров, но если беглецу не хочется уходить из этого вре­менного пристанища, то риск быть снова пойманным уве­личивается.

Возьмем, к примеру, наших детей из гурукулы. Если им слишком строго навязывать высшую цель, то результат мо­жет быть обратным. Ощущая себя раздавленными множест­вом правил и предписаний и не видя возможности выразить себя, они в один прекрасный день начнут делать прямо про­тивоположное. В то же время, если им позволить удовлетво­рять чувства без ограничений, они со временем привыкнут к этому и выработают дурные привычки, поскольку уже по­ступали так многие и многие жизни. Это приводит к беде, поскольку чем больше свободы вы им даете, тем больше они привыкают к ней. С другой стороны, если вы слишком рьяно навязываете им правила, они почувствуют себя, как рыба, выброшенная на берег, и совершат побег в неправиль­ном направлении.

У амишей и мормонов на протяжении долгого времени выработались определенные принципы, которые будет по­лезно перенять любой духовной общине, пытающейся жить в мире, но быть «не от мира сего». Например, у амишей при­мерно девяносто процентов детей остаются в общине, не­смотря на то, что в возрасте шестнадцати лет им позволено сделать выбор: остаться или уехать. К этому времени они уже успевают узнать, что представляет собой община с ее социальной и экономической защищенностью, познако­миться с теологией и потому имеют возможность сказать свое слово.

Несмотря на то, что уровень образования у амишей со­ставляет в лучшем случае восемь классов, они знают столь­ко практических вещей, что могут без труда прокормить се­бя фермерским трудом. Когда детям исполняется шестнадцать лет и они решают повидать мир, никто не осуждает их за это. Они могут уехать, а их семья всегда бу­дет с нетерпением ждать их обратно. Такие правила помога­ют сохранить чистоту общины. Если же они решают остать­ся в общине и официально примкнуть к церкви, то должны будут следовать правилам общины и религии. Например, если взрослый амиш совершает предосудительный посту­пок, его семья и община отворачиваются от него на некото­рое время. В течение этого периода от него не принимается никакого служения, однако в любой момент община готова прийти ему на помощь, окажись он в нужде. Так они дают человеку понять, что он должен работать над собой, чтобы снова стать полноправным членом общины. Другим также становится ясно, что человек пребывает в нездоровом состо­янии, и они, избегая его, не заражаются тем же недугом.

Интересно, что большинство из детей амишей возвра­щаются, и не столько из-за того, что у них есть выбор, сколько из-за того, что они считают свою общину чем-то особенным. Если родители перестанут давать такую свободу выбора, они потеряют большую часть своих детей. Конечно, некоторые молодые люди становятся жертвами различных соблазнов и не возвращаются, но многие приходят обратно. Пока дети пробуют на вкус этот так называемый «нормаль­ный мир», родители и община помнят о них и готовы всегда прийти на помощь. Этому их учит теология и культура. Да­же если их дети прошли через все мыслимые и немыслимые грехи, но затем решили возвратиться, родители и община сделают все возможное для этого и помогут им. Этим силь­на их община. Они понимают, что силой никого не заста­вить принять то или иное правило.

Я был свидетелем того, как в некоторых общинах роди­тели заставляли детей быть преданными, но затем эти де­ти, став подростками, убегали от такой «преданности» как можно дальше, оставляя своих родителей в недоумении. Некоторые дети могут обидеться на такое воспитание. Они почувствуют, что с ними не считаются и их унижают, тре­буя соблюдения всех правил и подчинения. С другой сто­роны, я видел общины, в которых детям давалась такая свобода, что они с малых лет приучались к удовлетворе­нию чувств и привыкали к мирскому. Я очень уважаю ро­дителей, которые пытаются дать своим детям духовное воспитание. Это очень сложно, но это проверка, насколько хорошо мы усвоили философию. Уровень детей укажет на реальный успех общины. Этот успех проявится в том, на­сколько дети находятся под опекой и соглашаются с огра­ничениями, видя в них не тюремные порядки, а проявле­ние любви. Правда, надо признать, что даже если дети получают правильное воспитание, многие из них, за редким исключением, на определенном этапе отвергнут эти ограничения.

У вас не получится просто заставить детей следовать строгим правилам и предписанием. Ребенок так страстно желает заглянуть за пределы этих правил, что остановить его практически невозможно. Однако дать свободу без люб­ви, с которой родители обычно относятся к своим детям, значит обрекать их на жизнь заядлого любителя мирских удовольствий. У ребенка мог быть интерес к духовному, но со временем жизнь в мирском заточении станет казаться ему нормальной. Какой же курс выбрать родителям? Что ху­же — ограничивать и одергивать дитя или дать ему неогра­ниченную свободу? Каждый родитель должен сам ответить на эти вопросы, но я бы на его месте предпочел снисходи­тельное отношение. Но, проявляя снисходительность к де­тям, мы должны стать строже по отношению к самим себе. Хорошие родители и сильные члены общины -- лучший пример для детей. Это поможет им соблюдать те или иные условности и убережет от слишком серьезных отклонений. Но самое важное — мы должны сосредоточиться на своей духовности, чтобы нами был доволен Господь; в результате наша духовная сила и духовные заслуги помогут нам заслу­жить авторитет в глазах наших детей. Какой бы способ ни избрали родители, всегда есть риск. Поэтому нужно больше внимания уделять своему духовному росту, поскольку, воз­вышаясь сами, мы возвысим и свое окружение.

 

ВОПРОС: Мы знаем, как плохо быть неотзывчивым, бес­чувственным или безразличным, однако нам надо должным образом выполнять свои материальные обязанности. Не может ли майя обмануть нас, когда мы пытаемся стать более ответственными в материальном плане? Мне кажется, что майя может использовать эту уловку, чтобы со временем мы окончательно запутались в материальном.

ОТВЕТ: Мы называем это прайяса, слишком большие уси­лия ради обретения материальных благ, даже если они до­бываются под флагом «духовной культуры». Этот тип на­копительства может так пагубно сказаться на нашем духовном росте, что мы начнем мнить себя владельцами и повелителями. С другой стороны, не следует отказывать­ся от ответственности под вывеской отречения. Например, домохозяин не должен бросать своих детей, жену и семью, оправдывая это своей отреченностью. Это обернется несча­стьем, поскольку для домохозяина служение Господу за­ключается в роли духовного лидера и благодетеля своей се­мьи. Его отречение в том, чтобы заботиться в духе преданности о семье и тех материальных вещах, которые Кришна даровал ему. Подлинное отречение никогда не оз­начало, что человек отказывается от деятельности и ответ­ственности, когда приходят трудности. Такое незрелое отречение происходит под влиянием лени и безответствен­ности. Вместе с тем, мы не собираемся так сильно увлекать­ся зарабатыванием на хлеб, что у нас не останется времени на качественную садхану. Вот почему мы говорим себе: нир-бандха-кришна-самбандхе юкта-вайрагьям учъяте — следу­ет принимать все, что благоприятствует преданному служе­нию и отвергать все, что препятствует нашему побегу из материального мира. Определяя, что для нас важно, а что нет, следует честно разобраться, что усиливает нашу при­верженность духовной жизни, а что уводит прочь от наших обязательств. Заставит ли нас тот или иной образ действий почувствовать себя комфортней в тюрьме или усилит жела­ние достичь вечной свободы?

Весь материальный мир и объекты наслаждения устрое­ны таким образом, чтобы уводить нас в сторону. Но свя­щенные книги говорят, каким образом те же самые чувства могут вместо чувственного наслаждения приводить нас к освобождению. Основная проблема здесь в том, что псев-до-побег к наслаждениям чувств всегда более доступен; по­этому лень и склонность с обману будут постоянно подтал­кивать нас к временному избавлению от страданий. Но, раз скатившись до былых неудач, мы будем использовать их как основу для разработки более умного плана идеального побе­га. Мы не только хотим подойти к двери, но постучаться в нее и войти в обитель вечной свободы.

 

Глава седьмая

 

эша те 'бхихита санкхйе буддхир йоге та имам шрину буддхйа йукто йайа партха

карма-бандхам прахасйаси

 

«До сих пор я излагал тебе это знание аналитичес­ки, а теперь буду говорить о нем с точки зрения бескорыстной деятельности. О сын Притхи, дей­ствуя в соответствии с этим знанием, ты освобо­дишься от последствий своей деятельности»

(«Бхагавад-гита», 2.39).

 







Date: 2015-05-23; view: 370; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию