Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические задания. 1. Найдите устойчивые сочетания в приведенном ниже тексте





1. Найдите устойчивые сочетания в приведенном ниже тексте. Подчеркните их.

Мы сели обедать. Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами: кто мои родители, живы ли они, где живут и каково их состояние? Услыша, что у батюшки триста душ крестьян, «легко ли! − сказала она, − ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, батюшка, всего душ-то одна девка Палашка; да слава богу, живем помаленьку. Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Я взглянул на Марью Ивановну; вся она покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку. Мне стало жаль ее, и я спешил переменить разговор.

(А. С. Пушкин)

 

 

2. Выявите среди предложенных ФЕ а) бесспорные фразеологизмы и б) те, которые по-разному квалифицируются учеными. Какие свойства устойчивых оборотов второй группы не позволяют признать их «стопроцентными» фразеологизмами?

Щекотливый вопрос, два сапога пара, на тарелочке с голубой каемочкой, ходить ходуном, голова садовая, чудеса в решете, задраить люк, до точки (‘в мельчайших подробностях’), одержать победу, человек в футляре, с иголочки, не с руки, цыплят по осени считают, обвести вокруг пальца, гипертонический криз, путеводная звезда, ввиду того что.

 

3. Охарактеризуйте следующие обороты по степени семантической спаянности компонентов.

Лучше меньше, да лучше; дамоклов меч; волк в овечьей шкуре; на песке строить; трескучий мороз; вороной конь; ставить точки над и.

4. Охарактеризуйте ФЕ по структуре, по функции и по лексико-грамматическим свойствам, разместив их в соответствующие графы таблицы.

 

Соль земли, свой в доску, на Шипке все спокойно, святая святых, читать между строк, не за страх, а за совесть; рука набита, старый да малый, из искры возгорится пламя, указать на дверь, этого еще не хватало, след простыл, до нитки; вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

 

Структура предложения Структура словосочетания или сочетания слов Любая другая структура
По функции
Коммуникативные Номинативные Номинативные Междометные
Субстантивные Адъективные Адвербиальные Глагольные
             
               

 

5. Что обозначают приведенные ниже фразеологизмы? Выясните их значения, узнайте этимологию.

 

Властитель дум, жизни мышья беготня, o tempora, o mores!, привести к общему знаменателю, борьба за существование, делу врем и потехе час, бумага не краснеет, крылатые слова, козел отпущения, лебединая песня, как кур во щи, соль земли, по щучьему велению, сорок бочек арестантов, по щучьему велению, кухаркины дети, медвежья услуга, альфа и омега, суета сует, водить за нос, колумбово яйцо, в поте лица, бить челом, жив Курилка, ол райт, гвоздь программы, второе дыхание, философский камень, смешать карты, без лести предан, потерпеть фиаско, после нас хоть потоп, спустя рукава, подковать блоху, есть еще порох в пороховницах, сражаться с ветряными мельницами, живота не пожалеть, charta non erubescit.

Сгруппируйте ФЕ по происхождению:

1) Исконно русские

 

2) Заимствованные

а) прямые заимствования из старославянского языка:

 

 

б) прямые заимствования из других языков (язык-источник укажите);

 

в) кальки и полукальки:

 

 

6. Укажите и исправьте речевые ошибки при употреблении фразеологизмов (неоправданное расширение или сужение их состава, замену компонентов, искажение грамматической формы компонентов в составе ФЕ, контаминацию оборотов и др.).

 

1. Писатель идет в одну ногу со своим временем. 2. Он знал всю его подноготную жизнь. 3. Ее душа обливалась гордостью за сына. 4. Это была последняя капля, которая переполнила бочку с порохом. 5. Я буду говорить сегодня совершенно откровенно, так как здесь собрался узкий круг ограниченных людей. 6. Он не из робкой десятки. 7. Воронцов теперь организовывал театр на более широкую ногу. 8. Все у них было шито-крыто белыми нитками, так что комар носа не просунет. 9. Гребцы взялись за весла, и корабль понесся на всех парусах. 10. Нехорошо выносить мусор из избы.

Date: 2015-05-23; view: 771; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию