Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теплова)





 

Хотя математические способности и не были предметом специального

рассмотрения в трудах Б. М. Теплова, однако ответы на многие вопросы,

связанные с их изучением, можно найти в его работах, посвященных проблемам

способностей. Среди них особое место занимают две монографические работы -

"Психология музыкальных способностей" и "Ум полководца", ставшие

классическими образцами психологического изучения способностей и вобравшими

в себя универсальные принципы подхода к этой проблеме, которые возможно и

необходимо использовать при изучении любых видов способностей.

В обеих работах Б. М. Теплов не только дает блестящий психологический

анализ конкретных видов деятельности, но и на примерах выдающихся

представителей музыкального и военного искусства раскрывает необходимые

составляющие, из которых складываются яркие таланты в этих областях. Особое

внимание Б. М. Теплов уделил вопросу о соотношении общих и специальных

способностей, доказывая, что успех в любом виде деятельности, в том числе в

музыке и военном деле, зависит не только от специальных компонентов

(например, в музыке - слух, чувство ритма), но и от общих особенностей

внимания, памяти, интеллекта. При этом общие умственные способности

неразрывно связаны со специальными способностями и существенно влияют на

уровень развития последних.

Наиболее ярко роль общих способностей продемонстрирована в работе "Ум

полководца". Остановимся на рассмотрении основных положений этой работы,

поскольку они могут быть использованы при изучении других видов

способностей, связанных с мыслительной деятельностью, в том числе и

математических способностей. Проведя глубокое изучение деятельности

полководца, Б. М. Теплов показал, какое место в ней занимают

интеллектуальные функции. Они обеспечивают анализ сложных военных ситуаций,

выявление отдельных существенных деталей, способных повлиять на исход

предстоящих сражений. Именно способность к анализу обеспечивает первый

необходимый этап в принятии верного решения, в составлении плана сражения.

Вслед за аналитической работой наступает этап синтеза, позволяющего

объединить в единое целое многообразие деталей. По мнению Б. М. Теплова,

деятельность полководца требует равновесия процессов анализа и синтеза, при

обязательном высоком уровне их развития.

Важное место в интеллектуальной деятельности полководца занимает

память. Она очень избирательна, то есть удерживает прежде всего

необходимые, существенные детали. В качестве классического примера такой

памяти Б. М. Теплов приводит высказывания о памяти Наполеона, который

помнил буквально все, что имело непосредственное отношение к его военной

деятельности, начиная от номеров частей и кончая лицами солдат. При этом

Наполеон был неспособен запоминать бессмысленный материал, но обладал

важной особенностью мгновенно усваивать то, что подчинялось классификации,

определенному логическому закону.

Б. М. Теплов приходит к выводу, что "умение находить и выделять

существенное и постоянная систематизация материала - вот важнейшие условия,

обеспечивающие единство анализа и синтеза, то равновесие между этими

сторонами мыслительной деятельности, которые отличают работу ума хорошего

полководца" (Б. М. Теплов 1985, стр.249). Наряду с выдающимся умом

полководец должен обладать определенными личностными качествами. Это прежде

всего мужество, решительность, энергия, то есть то, что применительно к

полководческой деятельности принято обозначать понятием "воля". Не менее

важным личностным качеством является стрессоустойчивость. Эмоциональность

талантливого полководца проявляется в сочетании эмоции боевого возбуждения

и умении собраться, сосредоточиться.

Особое место в интеллектуальной деятельности полководца Б. М. Теплов

отводил наличию такого качества, как интуиция. Он анализировал это качество

ума полководца, сравнивая его с интуицией ученого. Между ними существует

много общего. Основное же отличие, по мнению Б. М. Теплова, состоит в

необходимости для полководца принятия срочного решения, от которого может

зависеть успех операции, в то время как ученый не ограничен временными

рамками. Но и в том и другом случае "озарению" должен предшествовать

упорный труд, на основе которого и может быть принято единственно верное

решение проблемы.

Подтверждения положениям, проанализированным и обобщенным Б. М.

Тепловым с психологических позиций, можно обнаружить в работах многих

выдающихся ученых, в том числе и математиков. Так, в психологическом этюде

"Математическое творчество" Анри Пуанкаре подробно описывает ситуацию, при

которой ему удалось сделать одно из открытий. Этому предшествовала долгая

подготовительная работа, большой удельный вес в которой составлял, по

мнению ученого, процесс бессознательного. За этапом "озарения" необходимо

следовал второй этап - тщательной сознательной работы по приведению в

порядок доказательства и его проверке. А. Пуанкаре пришел к выводу, что

важнейшее место в математических способностях занимает умение логически

выстроить цепь операций, которые приведут к решению задачи. Казалось бы,

это должно быть доступно любому способному логически мыслить человеку.

Однако далеко не каждый оказывается способным оперировать математическими

символами с той же легкостью, что и при решении логических задач.

Боевое возбуждение (или «боевая готовность»)

Боевое возбуждение (или «боевая готовность»), с точки зрения Пуни, является оптимальным предстартовым состоянием, во время которого наблюдаются желание и настрой человека на предстоящую борьбу. Эмоциональное возбуждение средней интенсивности помогает мобилизации и собранности человека. Это видно из данных А. М. Мехрень-гина (1987), полученных при исследовании женской команды «Уралочка», неоднократного чемпиона СССР по волейболу. Как видно на рис. 3.2, наибольшая эффективность игры у спортсменок наблюдалась, если сдвига в сторону возбуждения перед играми либо не было, либо он был незначительным. При существенном сдвиге в сторону возбуждения эффективность игры снижалась, как, кстати, и в случае сдвига в сторону торможения.

 

 

Особой формой состояния боевого возбуждения является поведение человека при угрозе агрессии со стороны другого человека при возникновении конфликта. Это решимость дать противнику отпор.

 

 

О боевом возбуждении, которое присуще воинам перед сражением, писал Б. М. Теплов (1985) в работе «Ум полководца», ссылаясь на биографические и литературные источники. Он подчеркивал стениче-ский характер состояния боевого возбуждения, испытываемое в этом состоянии удовольствие от опасности, от игры со смертью.

 

Date: 2015-05-23; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию