Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






накопление и расточение





АГНИ-ЙОГА

ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ:

 

Составитель Н.Д.Спирина

"При литературном таланте, при усвоении духа Учения, можно принести большую пользу, избрав темы Учения и составляя на основании их небольшие популярные очерки и даже книжечки, имея в виду широкие массы. Эти небольшие популярные изложения так необходимы. Например, можно было бы взять такие насущные темы, как понятие Учителя, сила и значение мысли, психической энергии и т.д. и, собрав все, что сказано об этом в Учении, связать отдельные данные добавлением нужных пояснений. Вообще работы над Учением бездна, и я так радуюсь, когда обнаруживаются писательские способности с устремлением к основам Учения".

Письма Елены Рерих, Т.1, 26.4.34.

 

 

Предисловие

 

"Огненная мощь, временно названная психической энергией, даст человеку путь к счастью будущего"

Аум, § 371.

 

"Когда люди осознают психическую энергию, утвердится Новая Эра"

Агни Йога, § 36О.

 

"Можно достичь преображения целой жизни лишь допущением осознания всеначальной энергии"

Надземное, § 2.

Что такое психическая энергия, о которой так много говорится в Учении Живой Этики?

"Психическая энергия есть ВСЕ. Психическая энергия есть всеначальная энергия", "так как она будет сочетаться со всеми проявлениями жизни" [2, § 478].

"Она включает в себя все остальные энергии, которые являются лишь ее дифференциациями... Пришло время объединить смысл энергии всеначальной" [14, с.334].

"Психическая энергия есть та энергия, которая лежит в основании проявленного Мира. Психическая энергия есть та энергия, которая запечатлевает образы на пластической космической субстанции.

Психическая энергия есть Фохат. Психическая энергия есть Дух Святой. Психическая энергия есть любовь и устремление. Психическая энергия есть синтез всех нервных излучений, есть великий АУМ" [14, с.367, § 335].

"АУМ есть Благодать. Уже в глубокой древности люди замечали Премудрость Божью как всенаполняющую энергию" [2, § 13].

"Какими земными словами выразить, что тончайшая энергия проявляется в каждом движении человека? Как утвердить, что та же энергия приводит в движение и миры? Как пояснить, что она же и в мысли, и в действии? Она же и побуждающая, и останавливающая причина. Она же не мерит малое и великое. Кто поймет, где Первопричина всего?" [2, § 426].

"Психической энергии суждено признание в грядущую эпоху. И она получит, наконец, права гражданства. Признание ее отметит вступление человечества в новую эру величайших открытий... Необходимо воспитать в себе правильное отношение к этой мощи" [14, § 3ОО, 3О1].

"Явление космической энергии нужно принять, как факт в общежитии, как повестителя новых жизней" [3, § 72].

"Когда Мы зовем к осознанию психической энергии, Мы не думаем превращать людей в магов, но только указываем ближайшую ступень эволюции и во имя общины не упустить срока. Спешите запастись силами и тем помочь ближайшей эволюции" [12, § 253].

"Мы говорим о психической энергии, как о мощном двигателе. Мы говорим не о колдовстве, но о физическом законе. Мы указываем на простейшие пути преуспеяния" [2, § 463].

Все преуспеяние человека зависит от наличия в нем психической энергии и возрастает прямо пропорционально росту ее. В жизни каждого дня она еще более необходима, чем пища и тепло, так как наличие действующей психической энергии позволяет обходиться долгое время без пищи и не замерзать при очень низкой температуре.

"Конечно, если мы хотим замерзнуть - мы и замерзнем, - пишет Н.К.Рерих. - Но ведь есть такая замечательная вещь, как психическая энергия, которая теплее огня и питательнее хлеба".

"Человечество страдает от бесчисленных болезней, многие из которых считаются неизлечимыми, но "очищенная психическая энергия - панацея от всех болезней", - пишет Е.И.Рерих.

"Стихия огненная разве не есть мощная лечебная сила?" [8, § 32О]. "Когда Мы говорим о принципе огня, то имеем в виду явленную жизненную силу Космоса" [3, § 111].

"Нередко врачи замечают, что самая опасная болезнь вдруг проходит почти без следа. Наверное, будут предпосланы догадки, что лечение или какие-либо внешние обстоятельства повлияли благотворно. Но главная причина будет всегда забыта, которая может произвести самые неожиданные следствия - психическая энергия; только она одна может изменить течение болезни" [2, § 354].


"В борьбе с заболеваниями можно нагнетать психическую энергию как мощный фактор" [1О, § 414].

"Небрежение психической энергией является источником многих болезней. Можно сказать, что не только телесные и психические заболевания, но одержания всецело зависят от состояния психической энергии" [2, § 599].

"Медицина последнего времени дает представление о всеначальной энергии и указывает на нервное происхождение многих болезней. Иммунитет ставится в связь с состоянием всей нервной системы; тем самым выдвигается значение всеначальной энергии. Как же не признать ее, если наука обращает на нее особое внимание? Неужели отрицать основу иммунитета? Люди необычно заботятся о своем здоровье и, в то же время, упускают из виду самое драгоценное обстоятельство" [4, § 177].

"Можно говорить о химической смерти человека, когда запас психической энергии истощается. Можно говорить о воскрешении, когда психическая энергия начинает восполняться" [1О, § 414].

"Надо понимать буквально, когда говорю, что явление значительного числа болезней нужно лечить психической энергией... Воспитание психической энергии будет подлинной профилактикой человечества... Также психическая энергия будет лучшим очищением в период скрытой болезни" [5, § 19О].

В будущем "предстоят многие врачебные усовершенствования". Прежде всего будет оценена психическая энергия. Больные будут подвергаться основательному исследованию в отношении качества их психической энергии... Можно будет окружать больного особым озоном, который подкрепит состояние энергии. Даже можно воздействовать посредством человеческой энергии, которая передается через близкого сожителя" [11, § 423].

Человек нуждается в защите от опасностей, окружающих его на каждом шагу. Накопленная и организованная психическая энергия - лучший щит и оружие против всех возможных нападений.

"Психическая энергия иногда называлась Терос. В Герметических заветах можно найти выражение: "Воитель Терос поднял свой щит", - так указывалось на защитное значение психической энергии.

Слышали ли вы, чтобы Йог был растерзан зверями? Не было такого случая, ибо против щита Тероса не дерзнет ни одно животное, в котором есть доля инстинкта... Защита нужна многим, почему же не пользоваться своим сокровищем?

Не трудно накоплять энергию Тероса, также не трудно вызывать ее наружу, также не нужно терять сознание в решительный час, тогда недалеко до смертного глаза. Йог не убивает животного по своей воле, но злая воля разбивается о щит Тероса. Нужно понять, что не насильственная воля, но накопление "Чаши" дает и защиту, и воздействие [1, § 565].

И в борьбе с тьмою "всеначальная энергия даст удар, уничтожающий тьму" [11, § 57].

Не только себя может защитить человек посредством психической энергии, но и других, близких и далеких, знакомых и незнакомых. Сердце, стремящееся помогать людям и принимать участие в созидательной работе на общее благо, щедро посылает свою энергию туда, где она наиболее нужна.

"Обратим внимание на один высокий вид энергии, именуемый защитностью. Не нужно думать, что это качество защищает самого носителя такой энергии, наоборот, он защищает многих, щедро уделяя свою энергию. Подобно делимости духа, выделяется психическая энергия, где она может быть полезной. Такой врач не знает исцеляемых им страждущих. Трудная, но благодатная работа!" [2, § 561].


"Над нетерпящими отложения обстоятельствами работает отделившаяся энергия. Новое созидание, конечно, привлекает ближайшие сознания. Как помощь, несутся посылки, принося отвагу, бодрость, находчивость. И часто ни получивший, ни пославший не подозревают о происходящем. Делимость духа есть посылка энергии. Энергия действует в посылке, и в то же время пославший как бы в отдыхе от утомления. Сколько посылок несется в пространстве!" [1, § 254].

И вдохновение, и творчество, и знание связаны с психической энергией. Проявляясь в человеке, она творит, созидает и дает ему то внутреннее безошибочное постижение сути вещей, которое недостижимо никаким другим путем.

"Свойство психической энергии есть утверждение правильного решения. Как же люди должны развивать в себе это свойство!" [5, § 63]. "Психическая энергия может указывать и качество пищи, и вред отравы. Истинно, сам человек носит в себе пробный камень. Успешно можно прилагать ту же энергию и для определения болезней. Особенно можно следить за колебаниями условий" [2, § 353].

"Энергия может применяться решительно во всех случаях. Она может показать степень намагничивания предметов или воды. Она, как самый чуткий аппарат, может мгновенно улавливать колебания токов на дальнем расстоянии. Она может следить за мыслями каждой строки рукописи. Она есть показатель качества излучений. Она в руках добрых есть орудие добра" [2, § 375].

Перечислять все случаи применения психической энергии значит писать о всем бесчисленном многообразии жизни каждого человека и каждого дня. Наблюдающий жизнь поймет значение психической энергии и усмотрит проблески ее разнообразных выявлений. Мы же стремимся лишь собрать здесь указания о путях накопления психической энергии и предупреждения против ее расточения, даваемые в Учении Живой Этики.

 

Н А К О П Л Е Н И Е

"Что может быть достигнуто без накопления психической энергии? Скудоумие и разрушение будут уделом".

"Письма" Елены Рерих.

"Нужно старательно подготовлять все, что может облегчить доступ Агни в сердце наше".

Мир Огненный, ч.1,
§ 661.

"Нужно исследовать химизм разных чувств; такие наблюдения помогут для нахождения психической энергии".

Мир Огненный, ч.1, § 396.

И Е Р А Р Х И Я

 

"Источник Сил Неиссякаемый" [5, § 149] - есть ИЕРАРХИЯ СВЕТА, Иерархия Творцов Мира. В Беспредельность уходит эта Цепь, к самой первооснове всего, к Великому Непознаваемому Корню Мира.


"Самый сокровенный огонь - Иерархия!" [5, § 218], самый высший аспект огня - Огонь Духа, Свет Разума, мощь творчества. "Говорю как бы о разнородных предметах, но они все не что другое, как Огонь, Энергия, Иерархия!" [5, § 226].

"Как Космос имеет свой центр космического огня, так человечество должно осознать свой огненный центр Иерархии, который ведет и насыщает человечество мощным ведущим принципом" [5, § 444].

Лучшие из людей знали этот Огненный Центр, и не только знали, но и были соединены с ним.

"Без Меня не можете творить ничего". Высшие Богочеловеки, приходившие на помощь Миру, являли великую силу действия, просвещали и созидали, соединяясь с Огненным Средоточием всех высших сил. Христос, воскрешая и исцеляя, обращается к Святому Отцу Небесному. Все Святые всех времен и религий творили благие и чудесные дела, совершали сверхчеловеческие подвиги силою психической энергии, получаемой от Иерархии Света.

"Цепь Великой Иерархии дает всему миру жизнь, и принятие этого закона может открыть новый доступ энергии" [5, § 298]. Значит, для того, чтобы присоединиться к Источнику психической энергии, нужно осознать закон Иерархии и те условия, которые приводят к соединению с Ней.

Большинство верующих людей полагает, что получение божественной благодати достигается лишь одним поклонением Высшему, возложением на Него, выполнением обрядов и нескончаемыми просьбами и мольбами "Подай" и "Помилуй". Но истинная любовь и преданность Иерархии заключается не в слепом поклонении, но в сознательном подражании Идеалу; в наполнении Им своего сознания настолько, что Воля Иерарха становится волей последователя; в объединении сознаний.

"Никогда не говорилось, чтобы возлагать на Владыку, напротив, повторялось: наполнитесь Владыкою! Огромная разница между возложением, робким и недейственным, и наполнением существа сознанием Владыки" [5, § 149].

"Если скажу - "Я всегда с вами" - многие ли поверят? Даже побоятся поверить в объединенное сознание. Для них каждое такое объединение есть нарушение самости и, как таковое, не может быть вообще допустимо. Они никогда не оценят десятеричное усиление энергии, которое рождается из сотрудничества сознаний. Но без этого сотрудничества невозможно было бы все Учение Сердца. К чему все подробности, если нельзя усилить взаимно! Но если этот принцип доступен, то и доступно протяжение его до полного объединения сознаний, что называется Палориа. Но зато те, кто допускает и дошли до объединения сознаний, насколько они могут расширять работу свою для Общего Блага! Конечно, говорю о внутренней, духовной работе, которую слепыши не могут углядеть и оценить.

Призывы к объединению сознаний необходимы повсюду, ибо они простейшим способом вводят в жизнь сердца. Не колдовство, но закон физический может соткать спасительную сеть вокруг планеты" [15, § 15О].

"Даже самые Высшие Существа должны преисполниться духом, чтобы действовать. Выражение "преисполниться" очень точно. Именно, нужно преисполниться. Значит, следует наполниться избытком духа. Но не означает ли это войти в соприкосновение с Иерархией? Только это черпание духа из Высшего Источника дает обновление и напряжение огненной энергии" [15,§ 412].

"Психическая энергия особенно развивается при общении с Иерархией. Нужно сохранить это общение во всей жизни, оно сделается очень насущным. Лик Руководителя будет неотступен, и касания волн новых сил будут проявляться во всех трудах. Пусть это будет основанием того чувства, которое люди называют оптимизмом" [11, § 382].

"Братья Милосердия, не заражаясь, вступали в злейшие очаги чумы, ибо передавали сознание свое Христу бесповоротно и нераздельно. Такой обмен сознания создавал вспышки огня очищения непробиваемого. Таким западным примером можно напомнить множество подобных неразделенных действий, вызывающих огонь напряжения сердца. Высшая защита и восхождение заключается в нераздельности устремления. Можно сердцем передать сознание свое по Иерархии, тем делая себя неуязвимым и умножая силы свои. Значит, для такого существенного достижения нужны три элемента: сердце, Иерархия и понятие нераздельности" [15, § 582].

"Объединение есть чудесный огонь!" [5, § 361].

"Только Светом мы приближаемся к Свету" [5, §273]. Только высшими качествами - любовью, преданностью, устремлением к служению Общему Благу можно приблизиться и объединиться с Иерархией Света и получить постоянный приток жизненных сил.

"Любите Меня - сила ваша растет любовью" [6, с.17]. "Любовь к Иерархии и устремление к Служению дают импульс для высших насыщений" [1О, § 1О7].

"Опыт с веществом психической энергии показал бы, какую мощную антисептику люди носят при себе. При этом нужны два условия. Первое ­осознание психической энергии; второе - осознание Иерархии, как единственного пути нагнетения психической энергии. Не следует смотреть на Иерархию, как на нечто отвлеченное. Нужно усвоить прочно, что она есть сильнейший жизнедатель. У Нас называют ее первым целебным средством. Но даже любую пилюлю нужно проглотить и любую мазь приложить. Не будет действия от лекарства в сундуке, также и благодать Иерархии должна быть устремлением взята. Только бесповоротное устремление даст целебное следствие" [5, § 418].

"Издревле заповеданное понятие Гуру весьма многозначительно, и уважение, и преданность, и любовь живут около этого понятия. Живой провод психической энергии работает в таких сочетаниях Учителя с учеником" [2, § 49О].

"Ученик преданный общается с Учителем в едином потоке энергии. Насколько люди могут умножить свои силы, погружаясь в единый поток энергии" [11, § 439].

Не рабы, но сознательные, согласованно действующие ученики-сотрудники получат дары духа.

"Нагнетание энергии между учеником и Учителем подобно паровой машине - постоянная посылка и отдача. Потому Мы так настойчиво указываем на необходимость согласованности для доброжелательности, устремленности, признательности, только такими средствами можно развить динамику согласованности. У паровой машины имеется топка, у Нас же резервуар неисчерпаемый психической энергии. Не следует думать, что сказанные качества нужны Нам, наоборот, они нужны вам. Иначе чем же укрепите связь с Нами? Не сомнением, не самостью, не саможалением, но лишь нераздельным бодрым стремлением к Нам утвердится мощный ритм динамо духа. Следует проводить в жизнь эти устремления. Следует запомнить, что каждый физический закон должен напоминать о твердой законности духа. Таким сознанием можете, поистине, сделаться сотрудниками преображения жизни" [5, § 394].

"Смелый глаз не затемнится. Смелый глаз посмотрит в солнце Иерархии. Ни пресмыкание, ни раздражение, ни выгода не будут вратами Иерархии. Но свободное Служение, сердечное почитание и сознательное восхождение приблизят к порогу Света" [5, § 46О].

Люди любят Тебя ради себя, просят и получают просимое, и не более того; Но тот, кто любит Тебя ради Тебя, забыв себя в этой любви, тот получает Твой Луч, который превыше исполнения просьб и всяческого счастья и превосходит человеческое воображение. Люди молятся Тебе, но глаза их смотрят вниз, на землю, и сердца их полны не Тобой, а забот земных; Но тот, кто хотя бы раз дерзнул поднять глаза на Твой Лик, тот не знает более земных молитв и обращается к Тебе ради Тебя Одного.

Н.Д.Спирина

"Перед Восходом"

 

 

М О Л И Т В А

"Молитва есть провод к потоку Благодати".

Аум, § 35.

"Поток льется в избытке, но нужно приобщиться к нему. Нужно найти сердечное соотношение, достойное для встречи высшей, сокровенной Ценности" [2, § 35].

Молитва есть кратчайший путь к Высшему Миру, к божественному Огню. Посредством молитвы человек включается в поток Благодати мгновенно, но для такого приобщения к источнику психической энергии нужно установить внутреннее соответствие с Высшим, правильное понимание смысла и значения молитвы.

"Хорошо уметь молиться" [7, с.1О8]. Большинство людей молятся, но лишь очень немногие получают прилив психической энергии при этом. Замечается даже обратное явление утомления и раздражения. Это значит, что не было того сердечного соотношения, которое одно может приобщить к Высшей Мощи. Для соотношения с Высшим должен быть и высший подход к Нему. Что же такое молитва и какою она должна быть?

Молитва обычно понимается как прошение о себе или реже о своих близких. Только немногие, подлинно любящие Высший Мир, знают об истинной молитве, которая одна дает прилив Благодати.

"Дикарь в молении своем прежде всего просит милости для себя, но мудрые отшельники молят благодать для мира; в том различие дикаря от мудрых.

Не благовидно и не полезно просить для себя. Лишь грубое сердце полагает себя, как самое важное. Но много мудрее просить о мире, в котором и сами найдете каплю Блага" [15, § 554].

"Как может о себе молиться человек? Точно Высшая Мудрость не знает, что человеку нужно!" [2, § 35].

Истинная молитва также не будет заключаться во внешних приемах; как, например, чтение молитвы, заклинание, особое положение тела. Внешние приемы могут в некоторых случаях способствовать созданию соответствующего внутреннего настроения, но сами по себе к Высшему не приведут.

"Нельзя ограничивать себя явлением внешней молитвы, такое притворство будет самым вредным кощунством" [2, § 267]. "Все насильственные заклинания неуместны по закону Владык. Молитва сердца идет прямо, даже не нуждаясь в условном каноне.

Не слова, но чувство сердца творит чудо" [15, § 55О]. "Нельзя утверждать силу общения с Высшим Миром, пока не будет осознана основная энергия" [2, § 267].

"Учитель предлагает, чтобы к Нему обращались. По причине призыва получается приобщение к мощному току энергии" [11, § 395].

Только самые тонкие, самые возвышенные чувства могут соединиться с высшей энергией. Лишь сердце, преисполненное любви, может соединиться с Высшей Любовью. Только уподобление, только соответствие соединяет и создает контакт.

"Молитва есть осознание вечности. В молитве заключены: красота, любовь, дерзание, отвага, самоотверженность, неуклонность, устремление. Но если в молитве заключается суеверие, страх и сомнение, то такое заклинание относится к временам фетишизма.

Как же следует молиться? Можно проводить часы в устремлении, но существует молниеносная молитва. Тогда без слов мгновенно человек ставит себя в непрерывность всей цепи в Беспредельность. Решая соединиться с Беспредельностью, человек как бы вдыхает эманации эфира и без механики повторений получает лучшее замыкание тока. Так в молчании, не тратя времени, можно получить струю освежения.

Только развитая духовность может в едином вдохе поднять сознание человеческое. Но Мы должны твердить о молитве, ибо о ней будут спрашивать.

Не нужно заклинаний, не нужно выпрашиваний, не нужно пыли смирения, не нужно угроз, ибо уносим себя в дальние миры, в хранилища возможностей и знаний. Чувствуем, что нам они назначены, и прикасаемся дерзновенно. Так поймите Завет: "Не молитесь всяко, но в духе""[7, с.136].

"Молитва есть выражение лучшей мысли. Все верования предлагают молиться к Высшему и в лучших выражениях. Правильно советовать приобщаться к Высшему мыслями самыми возвышенными. Мы всегда указываем на высокую пользу возвышенного мышления. Кому же можно посылать мысли, как не самому Высшему? Советую не упускать времени, когда можно побеседовать о стремлении к Свету. Не прошение и не спор раздражения, но устремленный сердечный обмен умножает великую Благодать" [1О, § 495].

"Молитва есть возношение и восхищение" [2, § 35].

"Обращение к Высшему Миру должно вызывать восторг и увеличение сил к выражению прекрасного" [9, § 292]. "Раздувается пламя сердца, устремляясь к единению с Миром Высшим" [15, § 41].

"Явление молитвы есть собеседование о самом Прекрасном" [2, § 6О]. "Беседа (с Учителем) не заключает в себе просьб, она лишь расширяет сознание, но каждое расширение уже будет ростом энергии" [11, § 439]. "Когда говорю о Высшем Собеседовании, прежде всего предлагаю понять реальность во всей беспредельности" [2, § 68].

Реальны и результаты молитвы, которая имеет "качество магнита" [2, § 37] и "создает магнетическую связь с Высшим" [5, § 132], которая притягивает Высшую Благодать, очищает, исцеляет и "открывает Силы Высшие" [2, § 58].

"Молитва есть очиститель. Не следует понимать это определение отвлеченно. Духовное здоровье есть главная основа здоровья тела. Именно молитва как реальная связь с Высшим Источником будет лучшим очистителем организма от всех заболеваний. Заражение проявляется, когда тело дает вход явленным посланцам зла. Каждое тело предрасположено ко многим заболеваниям, но духовная крепость не дает развития таким восстаниям. Когда же дух может правильно питаться высшими энергиями, он предохранит и тело от опасностей. Потому можно утверждать, что молитва есть очиститель" [2, § 57].

"При молитве часто совершаются исцеления. Нетрудно понять, что связь с Высшим Миром помогает сердцу и несет по нервам целительную Благодать. Нетрудно понять это, хотя бы с условной научной точки. Но явление невежества таково, что нужно и о таком простом соображении твердить; но нельзя упустить ни одну возможность упоминания о Высшем Мире. Так творится еще одна молитва" [2, § 63].

"Молитва действует, когда сознательна" [15, § 562]. "Ток, совершенно вещественный, возникает при сознательном обращении к Иерархии" [8, § 268].

"Молитва образовалась от достоверности опознания связи живой с Высшим Миром. Само понятие такой связи делает человека сильным и устремленным" [2, § 45].

"Существует мнение, что молитва есть нечто отличное от обихода; между тем, она есть основа жизни. Без связи с Высшим Миром немыслимо человечество, - оно будет хуже зверей! Так можно рассматривать связь с Высшим Миром, как основу Бытия. Не имеет значения, на каком языке будет совершаться воззвание. Мысль не имеет своего языка, но зато она всепроникающа" [2, § 42].

"Так нужно в Новом Мире утвердить истинные реальности" [2, § 58].

 

 

Л Ю Б О В Ь

 

"Путь любви есть напряжение энергии космической" Сердце, § 243. Определенные чувства способствуют возжению и нагнетению психической энергии. Среди них самым сильным будет любовь.

"Дух нагнетается различными рычагами. Любовь и устремление являются самыми мощными рычагами. Любовь к Иерархии и устремление к Служению дают импульс для высших насыщений" [1О, § 1О7].

Если антипод любви - ненависть - порождает черный огонь, уничтожающий в конце концов его породителя и наносящий вред всему окружающему, то огонь чистой, устремляющей, самоотверженной любви будет самым благодатным, целительным, животворным огнем.

"Психическая энергия есть любовь и устремление", - сказано в "Письмах Е.Рерих". Подобное привлекается подобным, потому "ничто на Земле не зажжет огонь сердца, как любовь" [ 8, § 629].

Этот огонь рассеивает тьму и поражает врагов; этот огонь помогает проходить через все препятствия и выполнять самые трудные задания.

"Никакое стремление не поможет, если оно не защищено любовью. Ведь именно Огонь любви по своему химизму ближе всего к Миру Огненному" [9, § 152].

Человек, чье сердце наполнено любовью к Иерархии и людям, является аккумулятором и источником психической энергии. Он отдает без счета, но и получает без меры. Именно психическая энергия дает силы подвижникам и всем великим деятелям всю жизнь неустанно трудиться во благо, преодолевая сверхчеловеческие трудности и напряжения; психическая энергия помогает переносить все муки и страдания, физические и душевные, которыми устлан путь таких людей. Энергия, отданная на помощь ближнему, снова восполняется чувством любви.

"Чем же питается Сердце Архата? Скажем - любовью. Лишь этот источник знает, как насыщать огненное сердце" [1О, § 171].

"Любите друг друга" - эта заповедь дана мудро. Ничто не может лучше любви гармонизировать психическую энергию. Все Высокие Собеседования основаны на том же чувстве и также благотворны для психической энергии" [2, § 515].

"Также сказано давно: "Умеющий любить имеет сердце огненное". Для укрепления энергии нужен огненный порыв. Никакое рассуждение не дает того Огня, который возжигается искрою чувства любви" [2, § 516].

“Действенность энергии возрастает от усиления чувства любви. Некоторые скажут - это невозможно. Неужели при выявлении негодования любовь может иметь место? Но негодование неприменно происходит на основе любви. Если человек не знает любви, он не будет негодовать. Он вообще не возмутится и не создаст напряжения энергии" [11, § 239].

Потому во всех религиях заповедь любви есть основная.

"Очень показательно, что психическая энергия возобновляется прежде всего чувством, но не физическим отдыхом. Если же человек умеет судить о своих чувствах, он среди них изберет достойнейшее, и оно будет Любовью" [2, § 515].

 

 

У С Т Р Е М Л Е Н И Е

 

Есть много условий для развития психической энергии, но одно из них является основным и без него никакие другие условия не приведут к желанной цели. Это непременное условие есть устремление.

"У Нас на весах устремление духа тяжелее всего" [7, с.11].

И главный вопрос в том, куда именно должно быть направлено устремление.

"Устремление людей мало соответствует свойствам психической энергии" [1, § 254].

Если человек будет устремляться к накоплению земных богатств, к славе, почету или чувственным наслаждениям, то такие устремления не только не помогут накопить психическую энергию, но, наоборот, приведут к растрате ее.

Сказано: "Выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к Свету, во всех его проявлениях, и будет, именно, развитием этой энергии. Истинно, устремление и психическая энергия, можно сказать, синонимы. Одно без другого не существует" [14, с. 367].

Значит, лишь самые возвышенные и чистые устремления к самому высшему и прекрасному будут способствовать развитию психической энергии.

"Кристаллы психической энергии вырастают в своей интенсивности при каждом возвышенном устремлении. Каждое напряжение мощи духа размножает кристаллы психической энергии" [1О, § 218].

"Стремление к высшим достижениям окрыляет дух и нагнетает запас психической энергии. Ведь огнеподобие психической энергии нуждается в явленном применении, потому огненное устремление является таким мощным нагнетателем психической энергии" [1О, § 411].

"Психическая энергия особенно действует на свободе, когда человек горит сердечным устремлением. Мерилом психической энергии будет чистое устремление. Не магия, но человеческое чистое устремление порождает чудесный мир" [9, § 221].

"Чистое устремление даст вспышки огня" [1, § 413].

"Не нужно для направления ее (психической энергии - Н.С.) особых формул, необходимо лишь искреннее устремление" [1, § 483].

В Учении Живой Этики дается много указаний о том, куда следует направлять свои устремления. Так, многие живут прошлым, многие погружаются в настоящее, но погружение в текущий момент или уход в воспоминания прошедшего не дадут подъема психической энергии. Только перенесение своего сознания в будущее привлечет ее.

"В каком доме будет расти психическая энергия? Конечно, в доме, который устремлен в будущее" [1, § 5О1].

"Наслоение устремления в будущее наполняет все существование Общины. Будущее человечества, будущее Космоса, есть ли что-либо более священное?! Но эта ликующая священность не в золоченой ограде, но в стреле устремления, в острие ромба, который сдвинул законченность квадрата в будущее" [12, § 199].

Будущее, Красота, Служение, Дальние Миры, Пространство, Беспредельность, Мир Огненный - устремление ко всему этому помогает возжению огня.

"Устремления к Миру Огненному дадут первые проблески Агни" [8, § 439].

"Куда можно направить мышление? Куда можно устремить волю? К пространству, откуда приходит живительная энергия. К ней устремимся" [1, § 5О3].

"Сподвижники человечества питали свою психическую энергию слиянием с Беспредельностью. Беспределен был их устремленный экстаз к высшей красоте!" [3, § 12].

Устремление к самой психической энергии, мысли о ней уже привлекают ее.

"Уявление мысли о значении психической энергии уже будет как бы накачиванием ее из пространства" [4, § 55].

"Утверждаю, что психическая энергия не только даст себя исследовать, но приток ее усилится, как только мысль к ней устремится" [2, § 598].

Преодоление и привлечение стихий может быть достигнуто только теми качествами, которые присущи этим стихиям. Устремление постоянное, беспредельное, несокрушимое есть основное качество стихии огня и его высшего аспекта - психической энергии. И этим же качеством и при этих же условиях овладевает человек психической энергией.

"Ничто другое, кроме устремления, не дает одоления стихий, ибо основное качество стихий устремление. И в этом состоянии вы координируете стихии с высшим творчеством духа, или являетесь держателем молнии" [12, § 56].

"В постоянном сознательном устремлении энергия получает дисциплину" [2, § 477].

"Особенно нужно проследить, как действует энергия психодуховности. Как мощь растущая эта устремленная энергия; и принцип устремленности лежит, как сила основная" [3, § 242].

Но устремление, для того, чтобы претвориться в психическую энергию, должно быть абсолютно цельным, нерушимым и постоянным. Если человек не захвачен одним устремлением всецело, если он колеблется в выборе пути, если противоречивые желания тянут его в разные стороны, то отдельные вспышки благих порывов не приведут ни к чему.

"Частичное устремление ведет к расколу и не принесет перерождения. Все гибельные следствия - от частичных устремлений; при них человек не может совершенствоваться и не может очистить чувство прекрасного" [1, § 563].

Потому в книге "Община" и задается вопрос: "Умеете ли устремляться?" [12, § 179].

Если устремление является ключом к накоплению психической энергии, то обратное явление, т.е. потеря или отсутствие устремления, будет растратой психической энергии. А без этой великой огненной силы человек перестает двигаться вперед, расти, а, следовательно, перестает жить. Наступает смерть - смерть сознания. Человек может еще некоторое время жить и даже действовать на земном плане, но по существу он уже будет живым мертвецом.

"Можно представить атрофию сознания, которое не питается устремлением и неуловимо разлагается в потоке тончайших энергий, неуловимо и невозвратно.

Говорят о необходимости питания ума книгами - это будет внешним проявлением. Но без устремления питание ума будет формальным и бесплодным. Устремление должно идти изнутри без внешних причин. Препятствия жизни не могут влиять на качество устремления. Коренной импульс, выведший из клетки минерала человеческую особь, не должен замирать, когда каменная клетка встала на ходули. Тогда и должно наступить пресыщение всем бывшим и неудержимое устремление вперед. Утратив устремление, человек перестает называться сознательным существом.

Моменты распада сознания характерно отражаются на физическом излучении. Можно видеть как бы клубы серого пара, стелющиеся вниз из солнечного сплетения. Это подтверждает, что мы имеем дело с энергией. Кратко сказать - Великий Аум обратился в пепел. Мы уже в детстве видим, как устремление пепелится" [12, § 227].

Из этого видно, какое решающее значение для накопления психической энергии имеет наличие или отсутствие высшего устремления. И так как "психическая энергия есть ВСЕ", то потеря ее есть потеря всего.

"Поверьте, только устремлением победите" [12, § 56].

 

М Ы С Л Ь

"Каждая возможность утверждается притяжением мысли".

Беспредельность, 841.

Мысль есть магнит. Все, что существует и происходит в Мире, есть результат мысленного творчества. В основе всех событий, от космических до личных, лежит магнит устремленной мысли, притянувшей известные обстоятельства. В основе всех вещей лежит творческая мысль, собравшая бесформенную массу материи в определенную, заранее намеченную форму. Потому и для привлечения психической энергии самым естественным и кратким путем будет прежде всего мысль о ней. Первой ступенью будет допущение существования психической энергии, затем осознание ее, понимание ее качеств и особенностей, и, наконец, сознательное устремление мышления к накоплению этой мощи.

Бывают бессознательные накопления психической энергии при самоотверженных порывах духа, подвигах героизма, добрых делах, но может быть сознательное собирание психической энергии, когда значение ее осмыслено и устремление к ней направлено.

Но для овладения психической энергии посредством мышления нужно владеть своей мыслью. Беспорядочная, слабая, отрывочная мысль не достигает цели. Также не принесет пользу, а только вред, мысль неочищенная, эгоистическая и грубая. "Тяжкие, неподвижные думы, часто посланные извне, подавляют энергию" [9, § 227]. Огонь есть самая возвышенная и утонченная стихия, и приближаться к нему можно лишь таким же путем. Потому мысль, направленная на овладение и изучение психической энергии, должна быть дисциплинированной, постоянной, чистой, возвышенной и утонченной. Вот что говорит Учение Живой Этики о мысли в связи с психической энергией.

"Устремленная мысль магниту подобна" [8, § 487].

"Осознание уже есть почти овладение" [1, § 258].

"Мы сами утверждаем нашу мощь пониманием огненной энергии" [8, §49О].

"Не только исключения, но большинство может достичь ощущения тончайших энергий. Нужно лишь мыслить о них" [4, § 415].

"Уявление мысли о значении психической энергии уже будет как бы накачиванием ее из пространства" [4, § 55].

"Утверждаю, что психическая энергия не только даст себя исследовать, но приток ее усилится, как только мысль к ней устремится" [2, § 598].

"Нужно пресекать жестокости вивисекции и твердить о психической энергии. При таком постоянном напоминании и сама энергия начнет больше проявляться. Ведь огненное мышление есть зажигание факелов" [8, § 222].

"Необходимо для усвоения приемов опыта с психической энергией уметь владеть своим мышлением" [2, § 388].

"Как достигать ровного света? Только постоянным размышлением о начальной энергии" [2, § 591].

Чистое, высокое мышление - необходимое условие для проявления психической энергии. Луч солнца может проникать лишь сквозь прозрачное стекло, так и психическая энергия достигает человека по незасоренному каналу чистой мысли. Хаотическое низкое мышление разрушает всякую возможность накопления психической энергии и уничтожает в человеке уже имеющийся запас ее.

"Чистое мышление, постоянство, доброжелательство приводят в действие сердечную энергию" [15, § 596].

"Проявления энергии зависят от множества условий. Но главным будет чистота мысли" [2, § 376].

"Чистое мышление тоже не есть лишь нравственное понятие, но реальное умножение силы" [2, § 38О].

"Как крылья несут чистые мысли, как стаи черных воронов застилают горизонт темные мысли. Только устремленная, чистая мысль дает утверждение удачи" [3, § 749].

"Мысль прекрасная - сокровищница здоровья" [8, § 177].

"Следует наблюсти в больницах, как влияют мысли на процесс болезни. Даже заживление ран зависит от психической энергии. Приходим опять к тому же Огню, порождаемому мыслью. Все лечения лучами, тепловым воздействием, световыми применениями являются теми же огненными воздействиями, которые слабы по сравнению с мощью мысли. Потому самый жизненный совет - развивайте мысль огненную" [8, § 99].

Как психическая энергия, так и мысль есть огонь, творящий или разрушающий, в зависимости от качества и направления его.

"Качество мысли применяет огонь во благо" [8, § 24О].

"Все космические проявления насыщаются огнем, и мысль человеческая есть огонь. Мысль дает форму; мысль дает направление; мысль дает жизнь; мысль дает творчество; мысль дает притяжение устремленного Магнита" [3, § 372].

"Мысль есть Огонь. Мысль есть порождение творящего вихря и взрыва. Мысль - Свет и сияние. Так нужно уважать Мысль Огненную" [1О, § 6ОО].

"Если вам известно, что восторженная, самоотверженная мысль физически изменяет ауру и даже вызывает лучи оплечий, то вы уже знаете одну из тайн мира. Если раздражение порождает империл, то каждая возвышенная мысль должна создавать обратное благодатное вещество - так оно и есть. Конечно, благодать есть полная реальность" [5, § 422].

"Психическая энергия есть тончайшая, потому и обращение с нею должно быть возвышенно утонченно. Следует твердо запомнить, что сила психической энергии есть огненная мощь. Около огня, проявленного и непроявленного, нужно устремляться особенно осмотрительно. Нужно полюбить такую всенасыщающую энергию" [2, § 388].

"Всеначальная энергия тем сильнее, чем она сознательнее воспринимается. Это обстоятельство давало основание называть эту энергию живой или божественной. Человек может действовать посредством всеначальной энергии, если она для него будет непреложной. Люди могут ощущать эту силу, когда они любят ее" [11, § 444].

"Уявление утончения творите среди всей жизни. Почему только в словах, почему только во взглядах, именно в мыслях умножается энергия сердца" [9, § 24О].

 

С Е Р Д Ц Е

 

"Уявление значения сердца старая истина, но никогда она не была так нужна, как сейчас".

Сердце, 13.

 

"Единый путь к Высшему Общению через сердце" [9, § 249], следовательно, и путь к накоплению психической энергии, которая приходит из Высшего Источника, тоже через сердце. Невозможно отделить понятие сердца от психической энергии.

"Кто присматривается к проявлениям тонких энергий, тот знает, как сердце нераздельно связано с ними" [15, § 292].

"Сердце особенно напрягает психическую энергию, и каждое сердечное переживание отражается на запасе психической энергии. В сердце можно найти рычаги для огненного воскрешения психической энергии" [1О, § 414].

"Солнце солнц Вселенной", "Храм человечества", "Дом сознания", "Обитель Агни", "Факел Огненного Мира", "Вместилище всевмещающее" ­много самых возвышенных определений дано тому органу, который управляет психической энергией, собирает, трансмутирует и раздает ее.

"Сердце - аккумулятор и трансмутатор энергий" [15, § 79].

"Место человеческого сердца есть накопление и претворение энергий" [15, § 138].

Но для того, чтобы быть приемником Высшего Огня, сердце человека должно быть зажжено и очищено высоким устремлением к Иерархии Света и Служению Общему Благу.

"Ток Высшей энергии может быть принят лишь огненным сердцем" [2, § 563].

"Огненная энергия растет и работает непрестанно, если сердце зажжено" [8, § 44].

"Но храните сердце чистым, чтобы Мне можно было войти туда и окружить вас доспехом" [5, § 79].

"При малейшем очищении сердца человечества можно уявить водопад Благодати" [15, § 13].

"Много есть способов приема психической энергии из царства растительного, но лучшим надо считать открытое сердце, когда оно знает линию устремления" [15, § 14].

"Как магнит притягивает известные металлы, так сердце принимает Благодать" [15, § 33].

"Раздувается пламя сердца, устремляясь к единению с Миром Высшим" [15, § 41].

"Сладчайшая беседа сердца с Учителем есть то горнило, где сияет огонь могучий" [15, § 254].

Много сказано во всех высших Заветах об Огне, о тепле, о свете сердца. Все эти проявления есть та же, сосредоточенная в сердце, психическая энергия, часто называемая в Учении сердечной энергией.

"Сердце, это солнце организма, есть средоточие психической энергии".

"Утонченное, нагнетенное сердце дает толчок подобно динамо, тем показывая, что оно есть сосуд мировой энергии" [15, § 9].

Свет и теплота сердца - понятия вполне реальные.

"Сердце излучает особый свет" [15, § 7]. "О свечении пламенного сердца многие вообще не поймут. Но те, кто видели эти Огни озарения, знают, насколько это явление жизненно" [8, § 93].

"Пусть пустынники, с одной стороны, и ученые, с другой, одинаково оценят свет сердца" [ 2, § 591].

"Не может прожить человек, не ощутивший хотя бы один раз теплоту сердца. Конечно, это будет огненным очищением, но когда оно окружится светлою диадемою и радугой, оно уже будет соединено с высшими энергиями" [2, 5].

"Нет такого затвора, чтобы лишить сердце достижения. Нужно не только беседовать и читать, но и почувствовать тепло сердца. Эту теплоту сердца можно измерить, значит она доступна простым приборам. Этот Агни покажет, где находится тот край, где суждена победа сердца" [8, § 651].

"Учение о Сердце светло, как солнце, и тепло сердца спешит так же быстро, как и солнечный луч" [15, § 62].

Именно посредством сердечной энергии совершаются целения. "Матери носят детей у сердца, как панацея успокоения, но обычно не знают, что держание у сердца есть мощное воздействие. Так и в Тонком Мире, мы берем к сердцу для укрепления и излечения. Конечно, сердце теряет много энергии от столь сильного применения" [15, § 96].

"Сердце является жизнедателем" [15, § 1О9].

Иммунитет против болезней и ядов находится в огне сердца. "Удивляетесь, как люди могут глотать без вреда яды, но не подумаете, откуда пришел иммунитет? Не от строения стенок желудка, но от огня, заложенного в сердце" [15, § 98].

"Сердце становится как солнце, испепеляющее все микробы" [8, § 17]. "Конечно, бациллы рака существуют, прежде всего, они могут быть усмотрены и убиты Огнем Сердца. Если отсутствие психической энергии способствует развитию их, то Огонь сердца, как высшее выражение сознания, убивает их" [8, § 18].

"Знаете, что живой огонь является лучшим противозаразным средством, но природа огня одинакова во всех проявлениях. Высоким явлением огня будет огонь сердца, значит, этот огонь будет наилучшим очистителем и охранителем. Потому вместо разных сомнительных и часто ядовитых антисептических препаратов лучше иметь не только огонь очага, но и раздуть огни сердца. Можно убедиться, насколько огни сердца борются с тяжелыми заболеваниями" [15, § 255].

Пламенное сердце противостоит всем темным нападениям. "Огонь сердца опаляет всех мохнатых гостей" [15, § 77].

Сердце является тем источником, который питает энергией все лучшие устремления, подвиги, благие деяния.

"Творчество насыщается сокровенным огнем сердца" [15, § 1]. Качество труда и творчества зависит также от сердечного огня, "который отеплит каждый труд прекрасным качеством" [2, § 187].

Только путем сердца можно совершенствоваться.

"Тонкое преобразование устоит лишь на сердце. Оно сохраняет ту огнеспособность, которая есть единое условие преображения" [15, § 287].

"Нужно большое напряжение духа, чтобы превратить сердце на соединение с высшей энергией. Но огненные Врата не закрыты - стучитесь и откроется вам" [8, § 16].

"Не утомитесь, твердя о необходимости осознания применения сердца для привлечения высших возможностей" [15, § 1О4].

 

Р А Д О С Т Ь, В О С Т О Р Г,

В О С Х И Щ Е Н И Е, Э К С Т А З

 

Огонь можно привлечь только теми чувствами, в которых есть соответствие с огнем. Такие чувства, как радость, восторг, полны света и тепла, и именно они и привлекают огонь. И чем возвышеннее и утонченнее будет восхищение и радость, тем более утонченный и высокий огонь будет возжен. Во всех высших Заветах заповедана радость. В Учении Живой Этики многократно повторяется: "Радость есть особая мудрость". Эти слова имеют много значений, и одно из них является собирателем психической энергии.

"Поистине, лучший Огонь вспыхивает от радости" [8, § 1О].

"Не раз вас спросят: "Где рассадник прекрасного сада огненной энергии?" Скажете: "В радости о прекрасном". Но научитесь вмещать эту радость света. Научитесь радоваться каждому листку, проснувшемуся к жизни, научитесь, как зазвучать центрами к зову радости. Научитесь понять, что такая радость не есть безделье, но жатва сокровища. Научитесь накоплять энергию радостью, ибо в чем же соединим нить дальних миров! Не в огорчении, не в безумии, не в одурманивании, но в радости сознания будем счастливыми обладателями сокровища!" [1, § 546].

Разновидности радости - восторг и восхищение, и самый высокий духовный вид ее - экстаз. Все эти светлые, прекрасные чувства - путь к накоплению психической энергии, а следовательно, путь к здоровью тела и духа.

"Радость есть здоровье духа" [8, § 298].

"Человек может почуять нервное восхищение и получить иммунитет, или человек через нервное потрясение остается беззащитным" [4, § 191]. "Восторг духа и радость сердца дают те энергии, которые питают тонкое тело. Конечно, только чувство, насыщенное высшими порывами, дает нужные энергии" [1О, § 1О3].

"Люди называют известный иммунитет притоком веры, но состояние экстаза недаром называется сиянием Огненного Мира. Вот такое сияние защищает человека от заразы. Оно очищает секреции, оно как щит. Потому состояние радости и восторга есть лучшая профилактика. Кто знает восторг духа, тот уже очистился от многих опасностей. Даже обычные врачи знают, как изменчиво состояние крови и секреций. Но мало кто связывает это с духовным состоянием" [1О, § 45О].

Восторг не только привлекает психическую энергию, но может пробудить спящий потенциал энергии самого носителя ее.

"Явление психической энергии как бы кристаллизируется при упадке, но огненный дух может эти кристаллы воспламенить сердечным напряжением. Восторг духа может даже явить потенциал запаса психической энергии" [1О, § 399].

Радость, восторг, экстаз могут быть не только случайными настроениями, вызванными внешними обстоятельствами, но их можно сознательно вызвать, воспитать, растить и удерживать. Это и будет сознательным привлечением и накоплением психической энергии.

"Как любовь, так и восторг возжигают огни. Соберем всех огнеродителей и запомним, как ценна каждая искра. Свет и тьма - не забудем ничего из света!" [1, § 426].

"Восторг духа есть огненно созидающая энергия. Восторг духа насыщает каждое явление лучшими устремлениями. При воспитании сердца нужно особенно распознавать эти творящие энергии, которые насыщают дух самыми тончайшими эманациями. Притяжение огненных энергий из пространства имеет в основании своем каждое возвышенное чувство" [1О, § 384].

"Сподвижники человечества питали свою психическую энергию слиянием с Беспредельностью. Беспределен был их устремленный экстаз к высшей красоте!" [3, § 12].

"В напряжении перед опасностью умножаются человеческие силы, так же состояние экстаза дает прилив сил надземных. Если установлено такое напряжение, то можно и продолжить этот момент, иначе говоря, можно придать человеку постоянное умножение сил. Нужно только, чтобы Источник Сил стал постоянным и близким" [2, §124].

"Каждый восторг уже отлагает крупицу сокровища. Каждое восхищение перед прекрасным собирает зерна света. Каждое любование природою создает луч победы. Уже давно Сказал: через красоту имеете свет. Так восхищение будет кратчайшим путем к накоплению психической энергии" [1, § 546].

"Разве возможен подвиг без восхищения? Разве возможна

самоотверженность без радости? Разве возможно мужество без восторга? Так укажите и напомните, как легче и ближе найти психическую энергию" [1, § 547].

И С К У С С Т В О

"Психическая энергия - eсть красота".

Аум, 478.

О значении искусства люди знают давно. Давно известно, что искусство возвышает и облагораживает человека, украшает его быт, утончает его чувства, вносит радость в жизнь. Но Учение Живой Этики углубляет все понятия, подводя их к самой основе сущего - к Огню.

Искусство и красота нужны не только для утончения и украшения жизни, но и для накопления психической энергии. Высший огонь есть высшая красота, и потому красота земная есть проводник его, и искусство - орудие его выявления.

"Через искусство имеете свет" [§ 6, с. 5] - означает также и то, что откровение дающая огненная энергия приходит и через искусство. "Жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, дает человечеству насыщение тем огнем, который возжигает дух и насыщает все миры. Потому чудесные факелы красоты творчества так ценны для человечества. Мы видели, как творения искусства преображали человека, и никакое книжничество мира не может творить подобное" [5, § 366].

"В красоте залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным".

"Чудесные жемчужины искусства могут, истинно, поднять и мгновенно преобразить дух".

"Истинно, жемчужины искусства дают возношение человечества" [5, § 359].

Но первое условие для привлечения психической энергии есть сознательный подход к ней. Поэтому и произведения искусства только тогда могут дать прилив психической энергии, когда глаз открыт к красоте и сознание допускает принятие эманаций творчества.

"Можно привыкнуть пользоваться искусством, как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил дает произведение красоты. Но это положение нужно принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества" [12, § 224].

"Вы, прикоснувшиеся к искусству, к творчеству, умейте пользоваться этими дарами, как конденсацией ваших сил, ибо звук и цвет, мысль и ритм - основы мироздания и нашего существования. Звук и цвет, знание и творчество есть чаша Амриты, чаша Бессмертия", - пишет Е.И.Рерих.

"Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя. Известно, что прекрасные произведения искусства имеют в себе дар целительный, и мы имели немало случаев убедиться в этом. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытые, ибо, как сказано: "Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшими произведениями искусства, ибо тьма в нас" [13, с.175].

"Следует по всей истории человечества убедиться, каким щитом была красота. Ущемление творчества является признаком падения человечества, но каждая эпоха расцвета творчества осталась, как ступень достижения. Если все это знают, почему же не приложат искусство к жизни? Можно помнить, что прекрасные памятники творчества появлялись, как вехи целебные; к ним спешили в устремлении, они несли мир" [4, § 498].

"Так красотою пылайте!" [8, § 41О].

 

 

Т Р У Д

"Труд и огонь - причина и следствие энергии".

Община, 236.

 

Главная особенность Новой Эпохи - изучение и привлечение психической энергии, и поэтому особенно знаменательным является то обстоятельство, что именно теперь труд вознесен на небывалую доселе высоту. В истории человечества не было примера такого превозношения и почитания труда и тружеников, как теперь. В прежних эпохах и религиях труд рассматривался как проклятье за грехи, как горькая роковая необходимость в поте лица добывать хлеб свой, и те люди, которые имели возможность жить, не трудясь, почитались как самые счастливые избранные. Труд был опозорен клеймом рабства, и труженики были презренными людьми. Но с приходом Эры Огня все изменилось, наступило время переоценки ценностей. И то, что считалось ярмом, то в свете Учения Живой Этики превратилось в крылья.

"Огонь должен жить. Огню несвойственно бездействие. Энергия порождает энергии" [8, 62].

На этом принципе и основано учение о труде, как о средстве нагнетания и порождения психической энергии.

Невозможно нагнести энергию в бездействии и неподвижности. Только движение, только действие порождает энергии. Самое основное условие возмущения и привлечения стихий и "будет труд, как мысленный, так и физический. В этом движении собираются энергии из пространства" [15, § 79].

"Огненная стихия требует нагнетения; она сверкает при напряжении, и потому труд есть огненное действо" [9, § 418].

"Даже при низшем труде человек творит проявление огненной энергии. Отнимите у него труд, и он неминуемо впадет в маразм, иначе говоря, утеряет огонь жизни" [8, § 62].

"Не сидение в спокойном удобстве, но затекшие от труда члены дадут насыщение энергии" [12, § 155].

Для того, чтобы труд был действительно накоплением сокровища психической энергии, он должен обладать известными качествами. Труд должен быть постоянный, ритмичный, сознательный и радостный.

Люди боятся каждодневной, нескончаемой работы, потому что не осознают смысла труда и смысла жизни, которая есть действие. Потому труд для большинства является принудительным и нелюбимым, и, конечно, не дает благих следствий.

"Но нужно понять труд, как естественное наполнение жизни" [15, § 79].

"Спрашивают, как быть с каждодневной рутиною. Очень боятся ее, считают гибелью творчества, думают об унижении достоинства. Но скажем: признайте в каждодневной работе пранаяму, возвышающую сознание. Прана нисходит из высших сфер, но каждая работа рождает энергию, которая в сущности своей подобна пространственной энергии. Так, знающий существо энергий, может тачать сапоги или бить ритм барабана, или собирать плоды. Во всем будет рождена высшая энергия, ибо она рождается из ритма Космоса. Только низкое сознание боится ритма труда и тем создает темницу свою" [1, § 645].

"Люди часто повторяют - "труд неустанный", но в духе боятся его. Нельзя указать, кто без расширения сознания может радоваться труду бесконечному. Только Наши люди поймут, как жизнь соединяется с трудом, получая из него силы преуспеяния. Можно понять, как Огонь неистощим, и также энергия, получаемая от труда. Исполнение Агни Йоги начинается с часа осознания труда.

Прося об Йоге Огня, люди должны понять труд как воспламенитель.

Уявление взаимодействия энергии питает огонь и по каналам огня достигает сферы высших миров" [1, § 347].

"Постоянство работы, тоже как пранаяма, нужно для координации центров.

В отношении Агни особенно вредна беспорядочная, неритмичная работа, но нужно, чтобы такой ритм вошел в привычку без всякого насилия; тогда можно ожидать, что Агни станет действительно доспехом самодейственным" [8, § 511].

"Называем энергию и трудом. В постоянном сознательном устремлении энергия получает дисциплину. Сознательность труда есть основа раскрытия сознания, иначе говоря, начало действия психической энергии. Ошибочно думать, что одно напряжение уже приведет в движение энергию.

Когда говорю о сознательности труда, имею в виду озарение, которое дается при сознательном труде" [2, § 477].

"Ритм труда есть украшение мира. Труд можно считать победою над повседневностью. Каждый труженик есть благодетель человечества. Представим себе Землю без тружеников и увидим возврат к хаосу. Несломимое упорство выковывается трудом, именно ежедневный труд есть накопление сокровища" [2, § 322].

Особо важен для нагнетания психической энергии радостный труд.

"Утверждаю, что радость есть лучшее пламя духа" [1, § 459].

"Называют труд молитвою, радостью, восхождением. Много определений существует этому напряжению психической энергии. Люди могут пользоваться естественной дисциплиной в труде. Поистине, пранаяма проявляется в ритме труда" [11, § 297].

"Явление радости в труде тоже есть явление особой формы психической энергии. Труд радостный является успешным в несколько раз" [1, § 572]. "Труды создания как огни лампад" [1, § 316].

Они светят во тьме и привлекают новые огни. Огонь добывается трудом, и постоянный труд есть естественный приток огня.

"Труд - венец Света" [12, § 117].

 

 

Н А П Р Я Ж Е Н И Е, Н А Г Н Е Т Е Н И Е, Н А Г Р У Ж Е Н И Е

 

"Нагружайте Меня сильнее, когда иду в Сад Прекрасный".

Братство, 24О.

 

Законы во всем одинаковы. Как земные огни и энергии добываются напряжением, так и Высший Огонь - психическая энергия - приходит при напряжении тела и Духа, при нагружении обстоятельствами, при противодействиях, препятствиях и нападениях. Не в покое и благополучии, которое названо кладбищем духа, но в тяготах земных и надземных, но в мученичестве физическом и духовном, но в стоянии на краю пропасти нагнетается священная огненная сила.

Такие условия развития психической энергии противоречат привычным стремлениям людей, но иного пути нет.

"Лишь низкое понимание может иметь представление о высшем достижении без напряжения" [1О, § 381].

Непрестанное напряжение есть мощный аккумулятор психической энергии.

"Огненные энергии могут утвердиться лишь в большом напряжении. Взрывы этих напряжений дают новые энергии" [1О, § 14О].

"Каждое напряжение мощи духа размножает кристаллы психической энергии" [1О, 218].

"Вы знаете, как восходить по гладкой скале. Психическая энергия развивается от таких напряжений" [4, § 31].

"Напряжение сил есть рост их" [1, § 436].

"Духовное напряжение накапливает пространственную психическую энергию" [1, § 5О8].

Когда благословляются препятствия, это означает также и то, что препятствия и противодействия способствуют развитию психической энергии, но лишь тогда, когда они понимаются правильно. Если при явлении противодействия и врагов человек, вместо того, чтобы бороться, впадает в уныние и страх, то, конечно, и психическая энергия не проявляется. Лишь в борьбе напрягаются и растут силы.

"Будем благословлять всех препятствующих, ибо Наши энергии развиваются и приобщаются к строительству светлому" [1О, § 16]. "Напряжение всех энергий духа, конечно, выявляется при столкновении сил. Конечно, лишь устремленный к творчеству дух может осознать ту мощь, которая заложена в противодействии. Как же утвердить огненное возжение и напрячь каждый канал огня? Притяжение всех соответствий происходит, когда все огненные струи зажжены. Необходимо принять закон противления, как стимул творчества; стимул, который напрягает каждое строительство. Притяжение духа развивается именно огненным напряжением всех сил" [1О, § 212].

"При напоре вражеских сил можно заметить, как духовный порыв начинает нагнетать психическую энергию, и явление концентрации огненных явлений умножается" [1О, § 417].

"Ярко противное действие нагнетает огненную энергию" [1, § 279]. Несчастья, потрясения, утеснения усиливают психическую энергию, когда дух в напряжении всех сил противостоит им.

"Порывы духа или внезапное несчастье могут одинаково напрячь приток психической энергии. При растерянности, конечно, психическая энергия не может сконцентрироваться и начать действовать. Но при дерзании духа психическая энергия может вспыхнуть, как мощное пламя, образуя как бы защиту против надвигающегося зла. Можно упражняться в этих концентрациях психической энергии, и воля напряженная может нагнести запас психической энергии. Трусость, конечно, может лишь потушить запас психической энергии. Потому развивайте запас психической энергии и напрягайте дерзания, ибо в этом источнике заключается столько мощи!" [1О, § 413].

"Напряжение психической энергии увеличивает жизнеспособность. Можно удостовериться, что в периоды психического напряжения люди живут дольше. Это не может быть объяснено ни пищею, ни санитарными условиями, ибо в периоды смятени







Date: 2015-05-23; view: 515; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.144 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию