Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психическая энергия и академическая психология
Прежде чем завершить данный труд о психической энергии, необходимо осветить уже имеющиеся результаты исследований академической психологии и психоанализа. Несмотря на то, что психология в отдельных областях смогла достичь значительных успехов, в исследовании психической энергии она находится только на начальной стадии. В своем сочинении “О психической энергии и сущности снов” (Rascher Verlag, Zürich) известный исследователь и психолог К.Г. Юнг вполне обоснованно сетует на то, что при исследовании понятия психической энергии в своем раннем труде “Метаморфозы и символы либидо” он столкнулся с таким количеством противоречий и несоответствий, что счел нужным обратиться к проблеме психической энергии во второй раз, но не с прикладной, а с теоретической стороны. Далее К.Г. Юнг чистосердечно признается, что психология находится лишь на начальном этапе психологических знаний, и что с помощью фрейдистской модели невроза и символики снов тема психической энергии не находит удовлетворительного объяснения. С точки зрения К.Г. Юнга, необходимо, чтобы именно медицинская психология стремилась совершенствовать как свои методы, так и психологические понятия, поскольку академическая психология до сих пор отказывалась от эмпирического исследования “бессознательного”. Такова точка зрения К.Г. Юнга. К сожалению, до недавнего времени и психиатрия вообще не интересовалась психологической причинностью, и, более того, даже отвергала ее. Следовательно, исследование энергетического подхода остается задачей аналитической психологии, так как каузально-механистическая точка зрения Фрейдистского психоанализа недостаточна для правильного объяснения психологических данных. Поэтому следует тем более безусловно приветствовать те указания, которые даны в Агни Йоге, ибо они способны преодолеть бесплодные, зашедшие в тупик методы психо-энергетических исследований. Кроме того, они дают возможность не только наметить подходы ко всей проблематике с совершенно новой, духовной точки зрения, но и одновременно показать огромную ответственность психологической науки за эволюцию человечества. Психология, которая почти совсем не занимается вопросами духа, - что, собственно, и является причиной прежней малоэффективности психо-энергетических исследований, - в основном по-прежнему находится в плену пансексуализма и теории комплексов и неврозов Зигмунда Фрейда (речь здесь и ниже идет о современной Леобранду зарубежной психологии –Прим.пер.). Основные движущие силы она видит, естественно, не в психической энергии, а только в инстинктивности, выражающейся, главным образом, в инстинкте самосохранения, питания и размножения, которые присутствовали уже в животном, а из животного царства перешли в человеческую сферу, и теперь автоматически, то есть бессознательно, направляются инстинктивным умом, или низшей ступенью самостоятельного интеллекта. Поэтому, с точки зрения психологии, эти силы также исходят из бессознательного. Это бессознательное и неисследованные глубины человеческой души образуют тот универсальный сосуд, из которого психоаналитики преимущественно черпают свои познания. Неудивительно поэтому, что и К.Г. Юнг, стремясь сделать психическую энергию понятной психологам, пытался объяснить ее на их языке как “либидо” (лат: вожделение, сладострастие, желание, влечение), если и не исключительно в сексуальном смысле, то в контексте общей инстинктивной жизни. Это означает, что психология еще не вышла за рамки исследований первобытных инстинктов человека и его инстинктивных реакций, что, собственно, не должно быть ей упреком, ибо само человечество, несмотря на свою многомиллионную историю, лишь незначительно возвысилось над примитивным инстинктом самосохранения, а также над проявлениями иррациональной жизненной силы, которая не всегда находит разумное применение. Но поскольку психология описывает имеющимися у нее скромными средствами и методами, главным образом, то, что она может наблюдать в массах, а дух там обнаруживается весьма редко и, к тому же, не улавливается аппаратами, то и существование психической энергии, сущность которой, прежде всего, духовного порядка, очень трудно вообще доказать и подвергнуть ее научному исследованию. Во всяком случае, замена психической энергии неправильным синонимом либидо, или идентификация ее с ним является свидетельством поверхностного подхода к данной проблеме, ибо так можно, пожалуй, назвать лишь самую низшую сферу психических сил. Большой недостаток современной психологии заключается в том, что она лишена творческого начала и потому не чувствует себя призванной открывать истинные тайны психики, не говоря уже о тайнах духа, вследствие этого она стоит в определенной мере только как нейтральный наблюдатель в стороне или рядом. Она наблюдает процессы, энергии и силы, поднимающиеся из глубин бессознательного и ведущие себя так, словно они являются автономными сущностями. Естественно, что при таком наблюдении ей бросаются в глаза только самые грубые силы, такие как сексуальность и все прочие инстинкты. С другой стороны, этот подход имеет свои преимущества в том, что он до минимума сократил возможность догматического толкования сущности и происхождения бессознательных сил. Ведь, к сожалению, и наука бывает иногда догматичной и допускает только научные подходы, определяемые целью, на которую она держит свой курс, или которую она сама для себя определила. В нашем случае это вполне осязаемая материальная отправная точка. Дух, как противоположный полюс, для науки просто не существует, ибо еще не удалось поймать и поместить его в реторту или взорвать его ядро. Потому все, что еще не познано, даже если бы это можно было доказать путем исследований, сначала отвергается, сопровождаясь определениями типа: невозможно, утопично, смехотворно и тому подобное. Тем самым, наука сама является тормозом для прогресса, и, поэтому, смогла исследовать лишь незначительную часть того, что предусмотрено для эволюции на современном этапе. К сожалению, психология также не свободна от предрассудков. Так, даже К.Г. Юнг, прогрессивный исследователь во всех других вопросах, не признает состояния одержимости, которое представляет собой, по сути, захват души одержателем, то есть чужой тонкоматериальной сущностью, но объясняет ее комплексами определенного рода. Возможно, ему приходилось это делать, чтобы не вызвать насмешек со стороны своих “просвещенных” коллег. С другой стороны, он объяснял феномен внезапно появляющихся звездочек и солнц, которые видят люди с более или менее развитыми центрами, и именно те, которые еще не осознали это состояние, как «феномен тарелок» (Прим. НЛО. К.Г.Юнг, “Современный миф о явлениях, наблюдаемых на небосклоне”). В действительности же, в случае появления этих звездочек и солнц речь идет об искрах Фохата, или также о явлениях Материи Люциды. К сожалению, в современной психологии имеют место некоторые весьма значительные заблуждения, которые она защищает с догматическим рвением. Поэтому следует критически подходить к нейтральным способам наблюдения в психологии, так как ее зашедшие в тупик методы исследования в значительной степени тормозят прогресс человечества. Свет Духа не может проникнуть в психологию, вот почему результаты исследований в области психической энергии являются более чем скудными. Ведутся разговоры только о трансформации либидо, которую прослеживают лишь до той границы, где психическая энергия, собственно говоря, только начинается. Такие важные понятия, связанные с психической энергией, как Рингсе, империл, Агни, Фохат, Космический Магнит, Духовный Синтез и другие абсолютно чужды психологии, в западноевропейских языках для них не существует даже никаких синонимов. Поэтому сейчас пришло время наблюдать и исследовать эти понятия и относящиеся к ним видимые психические проявления на материальном плане. Психология, не обладая знанием Закона Причин и Следствий, проявления которого она уже давно могла бы исследовать, наблюдая за человеческими судьбами, не способна воспитать у человека подлинно рациональное мышление. Она не в состоянии правильно объяснить истинные и более глубокие причины депрессий, а также безумия, одержимости, массовых психозов и других ужасных состояний, которые часто, как гром среди ясного неба, внезапно обрушиваются на людей, не говоря уже о том, чтобы предотвратить их, либо добиться продолжительного улучшения. В настоящее время это можно было бы легко осуществить, поскольку люди в большинстве своем верят науке, ставшей евангелием для человечества. Тем не менее, просвещенное зазнайство также не может отказаться от знания и наставлений, во все времена поступавших от Старших Братьев человечества, которые прокладывали путь человеческому прогрессу не только непосредственно, воплощаясь в образе таких ученых как Пифагор, Платон, Парацельс, Бекон и др., но и косвенно, посредством передачи людям импульсов вдохновения. Тонкий Мир и, соответственно, Мир Мысли сегодня мало принимаются во внимание, поэтому психологи предпочитают продолжать исследования в неизведанных глубинах Бессознательного. В этом универсальном котле находится все, что до сих пор неизвестно человеку, или что им охотно отвергается, чтобы избежать подозрений со стороны своих “просвещенных” коллег в том, что они верят в возможность продолжения жизни души после официальной констатации смерти. Так К.Г. Юнг был вынужден представить состояние очевидного одержания и расщепления сознания как безобидный комплекс, ибо он не мог допустить, что не существующие существа и после своей смерти все еще желают участвовать в физической жизни, пользуясь духовно слабыми и безвольными людьми и делая их одержимыми. С другой стороны, хотя психологи верят в сохранение энергии и знают, что ее нельзя уничтожить, все же, ради своего спокойствия и удобства, они желали бы, чтобы со смертью угасала и психическая энергия. Такова ситуация в психологии, которая не изменится, пока она не будет способна, опираясь на собственный опыт, постигнуть взаимосвязи между душой и Тонким Миром. В силу этого непонимания такие взаимосвязи чужды ей и на данном этапе обречены остаться таковыми. По этой же причине она не может в своих познаниях о психической энергии освободиться от ограничений, которые накладывает на нее концепция либидо. Без предпосылки существования Духа невозможно познание и исследование психической энергии. Дух есть Изначальная Энергия, и он не может превратиться в ничто, точно так же и энергии души не превращаются в ничто с наступлением физической смерти, скорее материя может распадаться, а именно превращаться в другие формы и состояния. Дух же во всех случаях есть и остается тончайшей и неуничтожимой Энергией, преобразующей Материю. И хотя психология в целом отрицает дух и говорит лишь о бессознательных и неисследованных силах глубин подсознания, все же ей приходится обращаться к заимствованиям из истинной науки о духе и, прежде всего, из восточных религий, которые также однозначно происходят из Высшего Духовного Источника, как и христианская религия. Заимствуются понятия из йогических систем Индии и Тибета, а также из дохристианской религиозной науки Индии, из Бхагавад-Гиты, из Упанишад древних Вед и из Махаяны, как разновидности Буддизма. И более того, за отсутствием лучшего западного понятия, К.Г. Юнг заимствовал даже восточное понятие ритуального круга “Мандала”, или вспомогательное средство медитации, и счел его незаменимым при толковании символов сновидений. Между тем, психологи заблуждаются, поскольку религиозные символы Востока не просто возникли из видений и снов первобытных людей в эпоху палеолита, но являются результатом воспитания под влиянием Старших Братьев человечества, которые, будучи МАНУ, Творцами Коренных Рас, формировали человеческие расы и, воплощаясь как старейшины рода и высшие священнослужители, давали людям первоначальные религиозные символы. Высший Мир может, естественно, воздействовать на людей через сны и видения, которые инспирируются из Тонкого Мира, так что это только кажется, будто символы приходят из бессознательных и необъяснимых глубин подсознания, в действительности же они происходят из высот Духа. Источник сознателен и находится в Свете, путь бессознателен и во тьме, ибо человек не обладает способностью иметь непосредственные контакты с духовным источником. Психология, опираясь на наблюдения, рано или поздно должна будет признать, что в человеке существуют два полюса, которые борются за окончательное первенство, то есть добро и зло. Высшее Я борется с низшим Я, или, с точки зрения Принципа, Христос в человеке борется со своим внутренним противником. Кто победит? Вот вопрос, который определяет бытие или небытие души. Или она окончательно притянется в сферу духа и превратится из человека в Богочеловека, или произойдет ее падение и она останется в материи весь следующий Круг, но в условиях более тяжких, чем прежде, или даже, при некоторых обстоятельствах, должна будет снова начинать свою эволюцию в животном царстве. В этом знании заключается путь к разуму, - на что же решится человек? Провозгласит ли душа, подобно Вироке в “Ведах”, что в этом мире, на Земле, нужно только радовать и лелеять тело, ведь тот, кто в этом мире радует и холит свое тело, по утверждению Сатаны, одинаково достигает обоих миров, посюстороннего и потустороннего. Однако именно в этом кроется огромное заблуждение Сатаны. Или душа, подобно Индре, возвратится к Праджапати, чтобы снова служить и достичь Высшего Просветления? Борьба трагична, но неизбежна; кроме того, она так обострилась, что на карту поставлено существование всей планеты. Потому ни один психолог не должен оставаться в стороне, спокойно наблюдая за происходящим, ибо рано или поздно ему придется решать, чем вооружиться: оружием Света или тьмы. Кроме всего прочего, психология как таковая несет громадную ответственность за духовное развитие человечества. Психологии известен энергетически-финалистический и причинно-механистический подход, которые нередко конфликтуют друг с другом. Только практика покажет, какой из этих способов изучения достигнет преимущества. Энергетически–финалистический метод рассмотрения не имеет ничего общего с субстанциями, только с количественными характеристиками движения. Этот энергетический способ наблюдения до сих пор был очень спорным, вот почему академические психологи не смогли достичь никакого сколько-нибудь заметного прогресса в изучении психической энергии. Все же a priori нет никаких причин, чтобы исключить психическое событие из ряда объективных предметов опыта. Представители причинно-механистического метода рассмотрения отказываются применять энергетическую точку зрения для объяснения психических феноменов, однако уже фон Грот, один из первых пионеров в области исследования психической энергии, установил, что понятие психической энергии в науке имеет такое же право на существование, как и понятие физической энергии, и что психическая энергия обладает точно такими же количественными мерами и различными формами, как и физическая. По его мнению, психические энергии суть такие же количества и величины, как и физические. Они способны взаимно превращаться друг в друга как различные формы физического труда и психической потенциальности. Посредством физиологического процесса они могут также превращаться в физические энергии. Относительно последнего К.Г. Юнг сомневался напрасно - психическую энергию можно превратить даже в биологическую, более того, ее смело можно назвать основной предпосылкой последней. К.Г. Юнг не занимался встраиванием психического энергетического процесса в физические системы, так как за неимением видимых экспериментальных успехов он сомневался в целесообразности этого научного подхода, а известные ему исходные данные казались слишком незначительными. Поэтому следует очень приветствовать тот факт, что со стороны йогической науки были даны импульсы и указания для экспериментов с психической энергией, способствующие исследованиям энергетического процесса в физической сфере. Но как уже излагалось в первом томе “Психической энергии”, условия, в которых должны проводиться подобные эксперименты, чтобы быть успешными, чрезвычайно трудны и принципиально требуют наличия определенного количества психической, то есть тончайшей энергии, которая просто не может быть отождествлена с либидо, как ее называет К.Г. Юнг и его ученики. Вот почему этим исследователям до сих пор так и не удалось накопить опыт и знания об истинной сущности психической энергии. Они просто капитулировали перед трудностями в исследовании психофизических взаимосвязей. Собственно говоря, психология уделяла чрезмерное внимание изучению физиологии мозга, ибо она трактовала душу как вид секрета мозга, или всю сферу психического как эпифеномен мозговых электрических процессов, и, таким образом, как вторичное явление. С таким же успехом можно было бы воспринимать жизнь как эпифеномен углеводорода. В действительности же, психическая энергия является первичной, то есть дающей импульс, животворящей и охраняющей силой, душа же есть относительно замкнутая, питаемая разумом энергетическая система. Однако разум происходит из Высот Духа, а вовсе не из глубин бессознательного. Психическая энергия поддается измерению, даже сила мысли и впечатления чувств допускают количественные наблюдения и измерения. Следовательно, не стоит ограничиваться системой психологических ценностей, которые, конечно же, могут быть только субъективными, а потому приводящими к ложным оценкам и исключающими объективную оценку. Субъективный метод исследований также слишком тормозится эмоциональным содержанием и комплексами. Однако их нельзя, в свою очередь, объяснить количественными характеристиками, но только качественными. Относительно психической энергии в академической психологии еще царит полная неясность. В крайнем случае, говорят о таких специфических, динамических феноменах души, как: инстинкт, желание, побуждение, аффекты, внимание, работоспособность, энергия вожделения, энергия чувства, энергия контраста и тому подобное, которые, будучи инстинктами, более всего бросаются в глаза. Однако инстинкты являются только специфическими, жизненными особенностями, тогда как психическая энергия, если она у индивидуума есть, возвышается и господствует над ними, а также контролирует их. Вычленение психической энергии при научном методе наблюдения наталкивается на большие трудности, поскольку невозможно отделить психическое от биологического. Именно биологию нельзя исключить из энергетического исследования. Но психическая энергия не стоит рядом с биологией, а составляет ее основу, ибо все жизненные процессы покоятся на психической энергии; однако и здесь, точно так же, как в физической сфере, эквивалентное соотношение не поддается точному доказательству. Правильным будет воспринимать психический процесс просто как процесс жизни сам по себе, потому что, как было доказано, душа не обязательно нуждается в мозге, чтобы мыслить. Следовательно, бессмысленной была позиция физиологов, воспринимавших душевные процессы как эпифеномены мозга. Мозг есть лишь инструмент, передающий психические приказы через нервные центры физическим органам. Таким образом, мы можем распространить понятие психической энергии и на следующее понятие самой жизненной энергии, которая, будучи особой разновидностью, как явствует из предыдущих высказываний, подчиняется психической энергии, но не наоборот. Жизненная энергия является лишь частью той энергии, которую мы называем психической. Психическая энергия выходит далеко за рамки биологической жизненной энергии, поскольку она охватывает также тонкоматериальную и огненную сферу. Эксперименты с растениями могут являться однозначным доказательством наличия психической энергии в биологических функциях. Это может быть также убедительной демонстрацией оспариваемого взаимодействия между душой и телом. Понятие жизненной энергии не идентично, однако, жизненной силе, ибо она является результатом биоэнергетических процессов, и может проявляться даже в обратном соотношении к психической энергии. У атлета, как правило, очень мало духа, но зато он располагает сильным либидо. Поэтому предложение К.Г. Юнга идентифицировать психическую энергию с либидо не выдерживает никакой критики. И наоборот, не вызывает возражений связь жизненной энергии с либидо, хотя биоэнергия, или витальная энергия, вовсе не идентична либидо в истинном смысле этого слова. Достойно сожаления, что психология по вопросу психофизического параллелизма, то есть в спорном вопросе о взаимодействии тела и души или их параллельном существовании, не пришла еще к какому-либо результату и продолжает спорить о том, существует ли психический энергетический процесс параллельно с физическим или же он включен в него. Кто может разделить тело и душу, когда физическая жизнь есть только функция психической жизни, а психическая жизнь, в свою очередь, есть лишь функция духовной жизни? Или, может быть, какой-то психолог уже видел душу рядом с телом? Хотя в состоянии сна или транса это вполне возможно, последнее, тем не менее, тоже отрицается. Что же, в сущности, психология знает о душе, какое представление она имеет о ней, почему она вообще называет себя психологией, то есть наукой о душе, если она не знает даже ее важнейших функций и связей с психической энергией и не желает исследовать их?! Именно психотерапевты и психиатры должны были бы уже давно однозначно констатировать, что основная сфера их деятельности заключается в изучении сложной сферы взаимодействия тела и души и все более смещается в эту плоскость. Психическое и физическое не могут быть двумя параллельно идущими процессами. Следовательно, тем более необходимыми являются экспериментальные доказательства включенности психо-энергетического процесса в физико-биологические процессы. Человек в целом есть ничто иное, как сумма определенных психических энергий. Фрейд также пользовался понятием либидо для описания психодинамических процессов, правда, с однобоким уклоном в сторону сексуального. Наряду с либидо, Фрейд употребляет также термин “психическая энергия”, например, в толковании снов. Однако он сводил психическую энергию исключительно к сексуальной силе, хотя сексуальная динамика представляет собой лишь отдельный случай во всей сфере инстинктивной жизни, поскольку имеется еще много других инстинктов, таких, как инстинкт самосохранения, опорожнения и другие, которые в большинстве случаев полностью отодвигают сексуальность на задний план. Вспомним состояния тяжело больных людей, для которых самосохранение безусловно значительно важнее, чем сексуальное удовлетворение. К.Г. Юнг, давая объяснение либидо, по меньшей мере, отошел от сексуальной динамики, хотя он ее и не отрицает. Тем не менее, его либидо также абсолютно неравноценно понятию психической энергии. Знаменитый психолог был достаточно честен, чтобы заявить, что либидо, которым он оперирует, “не только не является конкретным или известным понятием, но есть исключительно чистая гипотеза, символ, так же мало конкретно постижимый, как и энергия мира физических представлений” (“О психической энергии и сущности сновидений”). Следовательно, либидо для Юнга является ничем иным, как упрощенным выражением для энергетического метода исследования. И, спрашивается, зачем нужно было использовать это неподходящее описание, если дитя можно и без того назвать его настоящим именем, которое намного лучше и, прежде всего, верно выражает его сущность. Либидо есть либидо, а психическая энергия есть психическая энергия. Либидо рождается из глубины материального бессознательного и является символом дракона и чудовища, преследующих ЭГО и угрожающих проглотить его. Психическая энергия, напротив, происходит из высот духа. Она есть Духовная Искра, Свет, который светит во мгле и не только трансмутирует низшие инстинкты в высшие мотивы и свойства, но и превращает Материю в Свет. Мы наблюдаем необычайное напряжение между материальной и духовной сферами, которое находит свое особое выражение в психической энергии и одновременно может считаться основной причиной жизнедеятельности и трансформаций. В этом смысле и либидо подлежит непрерывной огненной трансмутации. Более того, именно в этом следует видеть вообще смысл жизни, запечатленный во многих религиозных символах, которые шаг за шагом были вновь открыты психоанализом и объяснены посредством новых понятий, соответствующих сознанию современного человека. Только благодаря развитию в себе психической энергии человек сможет противопоставить свою духовную позицию примитивным инстинктам и стать творцом культуры. В этом, в конечном итоге, заключается и функция мировых религий, являющихся выражением Высшего Знания, которое было дано Старшими Братьями, – а именно, создавать культурные понятия, соответствующие определенному времени и определенному уровню человеческого сознания. Культурный процесс понимается, однако, как процесс непрерывной эволюции, и поэтому мировоззрения, как и науки, должны также непрерывно развиваться. С этой целью из недр общественной жизни вновь и вновь выдвигаются отдельные выдающиеся деятели культуры, задача которых состоит в том, чтобы дать массам импульс для расширения сознания и преодоления духовного оцепенения. Именно здесь необходимо проводить целенаправленные психические исследования и, прежде всего, изучение индивидуации (термин, обозначающий процесс развития личности, введенный К.Г. Юнгом – Прим.пер.) человеческого Эго и преодоления или преображения либидо. Это процесс, который может быть осуществлен каждым человеком, если он хотя бы в зрелые годы своей жизни освободится от давления среды и на основании приобретенного жизненного опыта и преодоленных страстей и страданий устремится вперед – к самовоспитанию и осознанию. Это обязательно необходимо для того, чтобы воплощение оказалось успешным. Психологи установили, что за фасадом сознания с его правилами дисциплины и морали и благими намерениями, в глубинах подсознательного его подстерегают, подобно чудищам, грубые и жестокие силы инстинктов и бесчисленные комплексы, вызывая сильнейшие реакции, непрерывно подавляя, пожирая друг друга и снова возникая. В большинстве случаев они остаются скрытыми, однако, сама жизнь покоится на их мотивах и энергиях. Этот взгляд частично верен, в известной мере он касается инстинктивного ума и сверхразвитого интеллекта, который достиг чрезмерного развития в ущерб высшей по отношению к нему интуиции. Существует ведь еще и высший разум. Однако преобладающему большинству людей еще не хватает этого высшего разума, или чувствознания и интуиции, то есть духовного разума, который уже давно пришел бы к познанию Закона Причин и Следствий, что дало бы огромные преимущества человечеству, если бы его развитие не было задержано. Только в животном царстве жизнь покоится исключительно на инстинктивном уме, причем и он, конечно, обладает некоторым интеллектом. Однако до сих пор нет ответа на вопрос: откуда происходят присущие инстинкту разумные действия, нередко граничащие с чудом? За ними явно стоят неизвестные и еще не исследованные человеком высшие энергии. Природа сама по себе не обладает высшим разумом и также не является творцом самой себя. Таким образом, психическая энергия – это не низшая инстинктивность и не либидо, которые являются лишь частичными проявлениями низшей психической энергии, или ее самых низших аспектов. До сих пор также нет ответа на вопрос, каким образом различным религиям удается посредством своих учений, ритуалов и символов укрепить в широких массах нравственность, или даже навязать ее и держать в страхе людей, наполненных страстями. Здесь проявляется не либидо снизу, но именно психическая энергия Свыше, которая усмиряет и сдерживает дикость и жестокость примитивных инстинктов, что нередко вызывает у психологов немалое удивление. Инстинкты являются одновременно страстями, базирующимися на эгоизме и инстинкте самосохранения, которые человек должен трансмутировать в высшие качества вплоть до развития в себе способности к самопожертвованию. Человек, и это совершенно естественно, в первую очередь, подлежит низшим влияниям, поскольку они идут из материальной сферы, а материя увлекает его вниз не только силой тяжести, но и возможностями удовлетворять чувственные желания. Поэтому человек всегда более легко поддается низшим воздействиям и, в силу этого трудно воспитать в “homo sapiens” способность к разумному мышлению и действиям. Следует заметить, что в этом случае речь идет, в первую очередь, о ментальных силах, поступающих из Тонкого Мира. Это будет понято только тогда, когда будет лучше изучена проблема передачи мысли на расстояние. Передача мыслей убедительно доказывает, каким внешним, однако неизведанным энергетическим воздействиям подвергается человек, и что мысль сама по себе уже обладает определенным потенциалом энергии, а потому исследование силы мысли является самой важной задачей психологии. Энергии мыслей не всегда должны быть непосредственно ориентированы на личность. В Пространстве кружатся, прежде всего, безличные ментальные силы, и они воспринимаются как раз теми людьми, которые чувствительны к ним, подобно радиоволнам, воспринимаемым радиоприемником. Поэтому именно медиумизм и психизм представляют собой огромную опасность, ибо склонные к такого рода явлениям люди, независимо от того, знают они об этом или нет, подвержены повышенной внушаемости из земной сферы и сферы Тонкого Мира. Ни один преступник не может считаться единственным виновником своих злодеяний. Таким образом, не только комплексы и инстинкты, заложенные в человеке, ответственны за преступления, как предполагает глубинная психология, но и отдельные сущности из Тонкого Мира. Они оказывают особенное давление на морально слабых людей и соблазняют их, так что последние не всегда могут успешно противостоять такому влиянию и вынуждаются к совершению злодеяния, подобно тому, как слабовольный человек, желающий избавиться от страсти, обычно не может противостоять искушению. Также нельзя отмахнуться от явлений, связанных с воздействиями из Тонкого Мира, считая их просто архетипами и древними инстинктами, и объясняя их душевными процессами примитивных, диких людей, которые нередко служат объектами для исследования архетипов. Влияниям Тонкого Мира подвергаются не только дикари, но и цивилизованные люди, которые, освободившись от оков условности и морали, ведут себя иногда более дурно, чем дикари. Внезапный прорыв инстинктивных энергий на политической сцене, борьба за власть между расами и народами, распространяющаяся, впрочем, не только на отдельные народы, но и, в большей или меньшей степени, исторически волнообразно охватывающая все народы, объясняется, прежде всего, битвой между Светом и тьмой, борьбой между Порядком и Хаосом, противостоянием между подчинением Космическим Законам и неповиновением им. Проявленный при этом динамизм очень различен и зависит конкретно от народа или расы. Психология вообще не принимает во внимание воздействия как негативных, так и позитивных ментальных энергий из Тонкого Мира, хотя они как раз и являются той неизвестной бессознательной и якобы непостижимой глубиной, о которой постоянно идет речь в психоанализе. Следовательно, без признания Тонкого и Огненного Миров и их ментального воздействия нельзя прийти к новым знаниям и обновлению, а эти психические глубины всегда будут считаться необъяснимыми и загадочными, хотя в действительности их можно исследовать и понять. Нередко на чувствительного человека, как гром среди ясного неба, обрушивается необъяснимая депрессия, и более того, именно сейчас, под знаком Армагеддона, подобные явления наблюдаются и множатся у людей, по своей сути не склонных к меланхолии и унынию. При этом нередко возникают состояния мгновенной слабости, позволяющие сделать вывод об отливе психической энергии, вызванном другими сущностями, которые прикрепляются к данной личности. Сила мысли не прерывается и не кончается со смертью человека. Ведь лишенный души труп сам не являлся мыслящим человеком. Это дух, который посредством души оживляет тело, и который продолжает свою жизнь в Тонком Мире, а иногда, в зависимости от уровня своего сознания, пытается из этой сферы и дальше участвовать в земной, физической жизни. Таким образом, он может даже приобщиться к вампиризму; это значит, что психические и физические силы человека могут высасываться низшими сущностями из Тонкого Мира. К примеру, убивая на земле своего противника, человек обретает мощного врага в Тонком Мире, который неуклонно преследует его или, по меньшей мере, может преследовать. По этой причине крайне неразумно и невежественно приговаривать кого-либо за убийство или прочие преступления к смертной казни, ибо этим изверг не обезвреживается, а вновь набрасывается на людей в другой, возможно, еще более ужасной форме. Впрочем, язык человеческий лишил жизни больше людей, чем это когда-либо сделал меч. Это значит, что ментальные силы причиняют гораздо больше несчастий и зла, чем можно это себе представить. Именно поэтому неразумно наказывать убийцу смертью. Лучше было бы пожизненно изолировать его и трудом, а также правильным воспитанием стараться направить на лучший путь. Представление древних греков об эринниях, так называемых богинях мщения, в известном смысле верно. Однако речь идет не о богинях, а о противниках из Тонкого Мира, стремящихся отомстить своим земным врагам, или о кармических силах, проявляющихся, согласно Законам Природы, как вредоносные следствия отрицательных причин, заложенных самим человеком, ибо необходимо постоянно учитывать то обстоятельство, что причины, порожденные мыслями, словами и делами человека, влекут за собой неотвратимое следствие. Закон Причины и Следствия, нашедший признание лишь в физической и механической области науки, имеет место и в психологической сфере и неумолимо проявляется в формировании судьбы человека. Не следует путать его с БОГОМ, как это по невежеству, а иногда намеренно происходит в некоторых мировых религиях в результате позднейших поправок к первоначальному учению. Не БОГ или БОГИ наказывают человека, и не Они также вознаграждают его, но это Природный Закон, который действует автоматически в самом истинном смысле этого слова невзирая на личности. И только сам человек, совершенствуя свой разум, способен постигнуть влияние этого закона на формирование человеческой судьбы и характера, чтобы, находясь в согласии с ним, заставить его служить себе. Только так индивидуация может успешно продвинуться вперед, а воздействие глубин Бессознательного утратит свою силу. Только, когда психология будет полностью учитывать этот закон, станет возможным распознавать комплексы и неврозы как драконов и чудовищ, создаваемых самой личностью, и неуклонно преследующих человека до тех пор, пока он сам не освободится от них и не преодолеет их путем облагораживания своего характера и трансмутации низших качеств в высшие. Разумеется, сюда же относится еще и борьба между низшей и высшей природой в человеке, - борьба, которая является основной предпосылкой для формирования более совершенного духа. Без поля напряжения между ними в человеке не происходило бы никакого развития. Кажущиеся непостижимыми глубины подсознания в человеке обнаруживаются в форме многих низших качеств, которые должны быть трансмутированы в высшие или более совершенные свойства. В конечном счете, в этом и заключается смысл земного бытия, то есть в постоянном самосовершенствовании и облагораживании человеческого Эго или в его всестороннем формировании и прогрессирующей индивидуации. Тот, кто уступает своим низшим инстинктам, то есть своему либидо, потерпит в этой борьбе поражение, которое будет иметь отрицательные последствия для него лично, поскольку он терпит неудачу от своих собственных слабостей. Подобное происходит и со всеми нациями. Их также следует оценивать как единство, и они также должны преодолеть и трансмутировать свои специфические низшие качества, шлифуя свой характер в сосуществовании с другими народами. Иногда в нациях наблюдаются полный возврат к прошлому и мало признаков самосовершенствования, вместо сил высших наружу прорывается динамика глубин бессознательного, низшие психические силы бушуют, не давая проявиться высшей психической энергии. В индивидууме, как и в любом народе, может возникнуть внутренний конфликт, ведущий к асоциальным и криминальным реакциям, или, если воспитание и условности окружения такие реакции исключают, могут, по меньшей мере, появиться невротические и психопатические симптомы. Между тем, разрешение конфликта возможно лишь через познание глубинных взаимосвязей и объяснение их согласно Закону Причин и Следствий, который есть Альфа и Омега Мирового Бытия. Всеобщее невежество и церковный догматизм до сих пор препятствуют этому знанию, которое могло бы содействовать тому, что люди, исходя из собственных разумных соображений, отказались бы от преступлений, предосудительных поступков и дурных мыслей, так как только созидательные и благожелательные мысли могут служить индивидууму и обществу. Только путем познания этого важнейшего из всех природных законов будет возможна модификация инстинктивных сил, но для этого необходимы многие тысячелетия величайших напряжений, ибо в течение одной жизни, даже прилагая величайшие усилия, можно достичь лишь частичных результатов. Из этого, в свою очередь, вытекает настоятельная необходимость природного Закона Реинкарнации, то есть перевоплощения в новом земном теле. Дух снова возвращается на Землю со старым опытом и знаниями и может до известного возраста, - как правило, это тридцать лет, - вновь достичь того состояния сознания, каким он владел в прежней жизни; до и после достижения тридцатилетнего возраста он может, естественно, добывать новые знания и опыт и развивать свои способности. Более высокий уровень дисциплины, или лучшая организация Эго, которые в отдельных случаях безошибочно определяются психологией посредством сравнительного метода, не являются случайным явлением, но результатом более обширного опыта, который это Эго накопило в многочисленных прошлых воплощениях благодаря страданиям, воспитанию, наблюдению и информации. И поэтому сегодня оно способно в большей мере предохранить себя от неудач и гибели в опасностях и испытаниях, нежели те менее развитые души, у которых подобный опыт отсутствует в силу большей бездеятельности, лености ума и более недавнего происхождения. Человек, ставший более совершенным благодаря избавлению от своих негативных черт, значительно лучше владеет своими инстинктами. Он уже не столь эгоистичен, менее жесток и груб, чем примитивное Эго, и, более того, он уже нередко способен к самопожертвованию там, где примитивные, неразвитые души готовы взаимно растерзать друг друга, если речь идет об их жизни. Впрочем, явление самопожертвования в пользу более крупной общности или жизни потомства мы можем наблюдать и в животном царстве, так как животные уже подлежат воспитанию своего характера и, как меньшие братья человечества, проходят предварительное обучение, чтобы в следующем эволюционном Круге к тому моменту, когда начнется их человеческая эволюция, они уже прошли определенную стадию развития характера. Ведь и сегодняшнее человеческое Эго проходило известную начальную подготовку в бывшем животном царстве, но в определенном Эволюционном Круге другой планеты, к которой примкнул процесс индивидуации человеческого совершенствования. В животном царстве есть также определенные моральные законы и моральные соглашения, которые могли сформироваться только в процессе совместной жизни и воспитания животных душ, управляемого из Тонкого Мира. Таким образом, от проблемы моральных различий внутри человечества нельзя отмахнуться просто с помощью замечаний, что одни люди могут быть вообще от природы лучше, чем другие. Характер – это результат самовоспитания и воспитания под влиянием других людей. Через страдания и тяжкие испытания – обычно, речь идет о сумме всего опыта, собираемого в повседневной жизни,– человек накапливает необходимую жизненную мудрость, которая ведет к самосовершенствованию. В результате в будущем эти же самые люди в подобных случаях, в похожих условиях и при наличии сходных предпосылок перестают реагировать одинаковым образом, то есть поступают уже не столь себялюбиво, как прежде, особенно, если многочисленные страдания очистили его, и разум его стал благодаря этому совершеннее. Другими словами, это значит, что человек стал именно разумнее. Таким образом, необходимо всегда учитывать эти воспитательные факторы, преобразующие и расширяющие сознание. Из этого следует, что деятельность, даже если она не может считаться положительной, или, возможно, вообще была неуспешной, все же лучше, чем бездеятельность, поскольку она, во всяком случае, дает новые знания, и весь этот добытый человеком опыт создает фундаментальную основу мудрости, которая формирует характер. Наконец, характер с самого начала определяет образ действий и позволяет заранее предположить, как будет вести себя отдельный человек в определенной ситуации и каких реакций от него можно ожидать, что также является основой науки о характере. Таким образом, мы видим процесс индивидуации, ведущий к расширению сознания и побуждающий человека вести себя в новых, но все-таки сходных ситуациях более уравновешенно и разумно, чем раньше. В конечном счете, самоотверженность и альтруизм являются результатом более богатого жизненного опыта, ведущего к высшему разуму. Если бы это было не так, то низшие духи необязательно склонялись бы к эгоизму, а высокие – к альтруизму. Но этот опыт добывается лишь посредством деятельности в рамках необходимого поля напряжения добра и зла, в которое должно быть вовлечено человеческое Эго, чтобы развиваться в одном из обоих направлений, то есть вверх или вниз, ибо абсолютного покоя нет и не может быть, так как в противном случае всякая жизнь, всегда основанная на движении и напряжении, прекратила бы свое существование. Развитие общества происходит тем же путем, что и развитие индивидуума. Общество, если оно не хочет совершенно отделиться от окружающего мира, должно переработать в своем сознании все достижения культуры и цивилизации и достичь ступени сознания, соответствующей окружению и конкретной эпохе. Мы наблюдаем это сегодня при приспособлении восточных народов к западной цивилизации и заимствовании восточной жизненной мудрости западными народами. Одни пренебрегли душой и духом и, в результате, переоценили технические и материальные ценности, другие, напротив, из-за духовного забыли о материальном прогрессе. Но эволюция требует по возможности равномерного развития во всех областях жизни. Развитие психической энергии невозможно без постепенного освобождения от господства инстинктов. Потребности необходимо перевести на более высокий план. Поэтому не следует смешивать психическую энергию с либидо, так как оно является лишь малой частью этой энергии, и притом в ее самой низшей форме. С момента возникновения человеческой психики инстинкты все более видоизменяются и до определенной степени контролируются индивидуальным организмом. К.Г.Юнг назвал этот процесс “психификацией” инстинктов. Возрастающее развитие души, или, вернее, расширение сознания ведет к поступательному овладению инстинктами. Они постепенно преображаются и до известной степени утрачивают свой автоматический и принудительный характер, так что человеческий индивид получает соответственно большую свободу выбора и свободу действий. Однако это самообладание, достигнутое огромным трудом, нередко подвергается суровым испытаниям, что отражается в сновидениях. Это также удалось безупречно установить посредством психоанализа. Если в сновидении все же обнаруживается потребность в уже преодоленном наслаждении, то это является доказательством того, что это желание еще не окончательно изжито и может вновь подняться из глубин подсознания. Поэтому сновидения во всех отношениях являются отличной возможностью для самонаблюдения. Они точно показывают, насколько укрепилось с трудом добытое овладение собой, освободился ли индивидуум от произвола инстинктов. Рецидивы и регресс все равно неизбежны, но все же в будущем их можно исключить, если только человек не попытается насильственно за один день отказаться от своих дурных пристрастий, особенно если речь идет о ежедневных привычках. У слабовольных людей слишком быстрое отвыкание от них может привести к катастрофе, которая при известных обстоятельствах может закончиться еще худшим состоянием, чем это было прежде. Благие намерения должны сочетаться с волевыми усилиями по их реализации и этот процесс должен повторяться ежедневно, чтобы привести к успеху. Ведь и успешный спортсмен нуждается в ежедневной тренировке. И все же человек никогда не должен возлагать на себя больше, чем он способен сделать в данный момент. Процесс отвыкания растягивается на многие месяцы и годы, и трансмутация низших качеств в высшие возможна лишь в ежедневных усилиях по их преодолению на протяжении многих воплощений. У каждого человека есть около 60-ти отрицательных качеств, которые в большей или меньшей степени владеют им, а за одну жизнь он может в лучшем случае избавиться от некоторых из них, да и то лишь частично, или трансмутировать их в лучшие свойства. В большинстве случаев люди должны быть довольны, если первобытные инстинкты превращаются в эмоциональные потребности души, ибо это можно уже считать прогрессом, особенно в сексуальной сфере. Наконец, расширение сознания когда-нибудь сможет достичь такого уровня, что человеку захочется больше знаний, затем в нем проснется потребность в мудрости, познании и опыте – и эгоистическое самоутверждение превратится, в конечном счете, в любовь к ближнему и преданность. Здесь мы уже отчетливо видим огромную разницу в уровне сознания, которая является наглядной демонстрацией эволюции человеческого духа. И, наконец, человек находит в себе БОГА, то есть, он осознает себя частью ЕДИНОГО БОЖЕСТВА и через это осознание он уже входит в царство Духа. Йога уже многие тысячелетия знает этот путь преображения. На Западе же до сих пор ошибочно полагали, что человек рождается либо джентльменом, либо, преступником. Согласно этим взглядам асоциальный человек остается таковым всегда, он, до некоторой степени, самой судьбой обречен на это, даже получив очень хорошее воспитание. На Востоке под влиянием Йоги, являющейся Эзотерическим Источником всех религий, распространена верная точка зрения, что характер можно изменить воспитанием и упражнениями, то есть, что можно превратить себя из преступника в джентельмена. Огонь вожделений заменяется высшим, творческим огнем. На языке психологии здесь можно говорить о подлинном преображении инстинктов. Западной психологии все-таки еще не хватает понимания, что подобное преображение возможно. Поэтому она довольно беспомощна в отношении комплексов и неврозов и пренебрегает таким важнейшим аспектом, как человеческое воспитание и развитие, рассматривая всю инстинктивность как неподвластный изменению комплекс. Однако смысл жизни заключается именно в том, чтобы преобразить низшие качества в высшие. Кто этого не понимает, воистину, жил бессмысленной жизнью, и труды этого воплощения были напрасны. К сожалению, невежественный дух не знает о смерти в Мире Тонком, предшествующей воплощению, и о чрезвычайно трудных приготовлениях к его новому рождению. Только иногда некоторые маленькие дети пугаются ночью во сне и начинают плакать, так как, находясь в астральном состоянии, они вспоминают об этих переживаниях. Для высокоразвитых духов инкарнация является великой жертвой, сравнимой со спуском в ад. Напротив, низкого духа воплощение приводит туда, где он может всецело предаваться своим низким инстинктам, побуждениям и страстям, поэтому многие низшие индивидуумы стремятся и после своей смерти любыми путями участвовать в физической жизни, вампиризировать в своем астральном теле других людей или овладевать оболочкой склонных к медиумизму людей, которые даже не подозревают о своей предрасположенности. Следствием такого одержания может стать состояние одержимости. Нередко совершаются совершенно необъяснимые кровавые преступления, затеянные и направляемые сущностями из Тонкого Мира. Именно кровь, человеческие соки и семя излучают эманации, усиливающие низшие сущности Тонкого Мира и дающие им иллюзию участия в земной жизни. В развитии человеческого сознания существуют большие различия, которые академическая психология сначала должна официально принять к сведению, чтобы продвинуться вперед в своих исследованиях и вообще более или менее уяснить проблемы психической энергии. Развитие психической энергии не означает ведь разгула инстинктивных страстей, но, прежде всего, постепенное освобождение от них. Человек, подчиняющийся своим инстинктам, почти не имеет психической энергии, или она присутствует в нем лишь в своей самой низшей форме; ибо только посредством психической энергии можно усилить волю и тем самым способствовать успешному преобразованию инстинктов в лучшие наклонности. Глубинная психология уже подтвердила возможность такого превращения, поскольку в процессе анализа бессознательного только так она смогла объяснить некоторые феномены. Это дало возможность в том же ключе толковать глубинный и до сих пор скрытый от людей смысл многих народных сказок, сказаний и легенд. Драконы, побеждаемые Св. Георгием и Зигфридом, символизируют скрытые в человеке инстинкты и страсти, и многие интересные подробности могли бы открыться в этой связи, относящиеся не к каким-то героическим, историческим подвигам, а к победе высшего “Я” над низшим, или к трансмутации низших качеств в высшие. И поле битвы “курукшетра” в Бхагавад–Гите находится в самом человеке. Но как можно было бы более наглядно представить необходимость этой трансмутации примитивным народам, если не через воспитание героизма, ибо даже трусы становятся героями, как некогда Иона и Арджуна, желавшие уклониться от поставленной перед ними задачи или умалить ее, разделив на более мелкие задачи, но которых сама судьба заставила действовать. Поэтому, чтобы психоанализ был успешным, психология должна сегодня признать необходимость трансмутации либидо. Несмотря на то, что психологии удалось научно установить, что энергии бессознательного сдерживаются главным образом религиозными символами всех народов и рас; несмотря на то, что она точно знает, что эти образы, как основа человеческой морали, заложены в обширной системе стройных и созидательных мыслей, то есть в этическом регулировании деятельности, которое находит свое выражение в широко распространенных, традиционных, религиозных институтах благодаря тысячелетним усилиям человеческого духа, она, тем не менее, не признает истинного Источника, из которого исходят эти идеи и мысли и этот Порядок. Психология знает, что религиозные символы не создавались людьми, они не могли быть изобретены или придуманы, так как всегда имелись во Вселенной и сообщались людям Мировыми Учителями. И все же она утверждает, что эти символы спонтанно рождаются из самой жизни, и, к тому же, связаны с сексуальными импульсами. Здесь психология ошибается, явно считая религиозные символы феноменами жизни и просто фактами. Все религии утверждали, что они были получены от БОГА, то есть, правильнее, от СЫНОВ БОЖЬИХ, или от Учителей Мудрости через откровение или инспирацию, а также путем получения непосредственных сообщений. Однако в современной психологии этот факт отрицается и утверждается, будто эти символы спонтанно всплывают из глубин бессознательного в образе символов сновидений и фантастических картин, либо других непроизвольных автономных явлений, как незваные мысли, видения, навязчиво возникающие перед внутренним взором человека, точно так же, как и вся остальная шкала психических явлений. И это несмотря на то, что у психологии есть контраргументы – письменные Заветы всех без исключения мировых религий, которые она может использовать в своих исследованиях в качестве первоисточников. Кто может, например, доказать, что Ветхий и Новый Заветы возникли в образе символов сновидений только из глубин бессознательного, или что йогические науки тоже имеют сновидческое происхождение? Подобные утверждения недоказуемы, а потому ненаучны. Правильно подход заключается в том, чтобы попытаться объяснить процесс индивидуации и способствовать процессу становления человека, или самосовершенствования Эго посредством самопознания, что уже активно предпринимает психология, занимаясь, прежде всего, объяснением символов сновидений. Однако нельзя обобщать и преувеличивать значение символов сновидений: оно индивидуально, вот почему невозможно составить столь желанный универсальный сонник-справочник. Необходимые для процесса индивидуации ограничения заложены уже в самом Законе Природы, направляющем человека к самосовершенствованию в духе эволюции. Не БОГ является фактором принуждения к индивидуации, а Закон Причин и Следствий, которому подчиняются также сами ЛОГОСЫ, или личные БОГИ планетных систем, ставшие Ими в процессе эволюции на протяжении многих Эонов, ибо, в противном случае, это привело бы к разрушению Вечного Мирового Порядка. Развивая Разум, Эго обязано все более глубоко познавать этот Мировой Порядок, лишь тогда человек достигнет свободы в рамках Природного Закона и сможет впредь все более благоприятно формировать свою судьбу. Моральные и соответствующие развитию ограничения связаны только с Законом Кармы (Законом Причины и Следствия), и тот, кто более или менее знает и соблюдает его, не только научится владеть своей судьбой, но и станет победителем собственных, внутренних драконов, освобождаясь от ограничений и препятствий, то есть от угрожающих ему страстей. Тот, кто все больше следует Закону, познавая его, согласуясь с ним и повинуясь ему, становится, наконец, тем счастливчиком, который ставит Закон себе на службу, а не наоборот, то есть не становится его рабом. Естественно, счастье тут измеряется не материальными ценностями, а душевной уравновешенностью и блаженством. Все религиозные системы имеют в виду процесс воспитания внутренней дисциплины и индивидуации человеческой души, правда, процесс этот останавливается из-за влияния церкви, которая, придя однажды к власти, отвергает всякую мировоззренческую эволюцию. Тогда сами люди склоняются к тому, чтобы вместе с застывшими, догматическими церквями отвергнуть также более глубокий смысл религиозных символов и заменить их человеческой наукой, чтобы восстановить отнятую свободу. При этом происходит падение воздвигнутых моральных барьеров. Подобное явление можно наблюдать даже в политических партиях, которые в состоянии застоя ведут борьбу с любыми попытками обновления жизни и подавляют их, стремясь тем самым затормозить дальнейшую эволюцию. К чему приводит подобная нетерпимость, ясно показывает ход мировых событий, а также арсеналы ядерного оружия, являющиеся выражением вырвавшихся из под контроля человека политических страстей и признаком величайшей безответственности компетентных государственных деятелей и ученых. Из древних инстинктов взаимного уничтожения родилась атомная бомба. Она могла бы уничтожить не только противника, но и ее создателей, их детей и детей их детей. Потому она является грозным дамокловым мечом для всех. Она является тем гигантским драконом, созданным совокупным, отрицательным человеческим мышлением и обращенным теперь против всего человечества. Атомная бомба неизбежно приведет к поворотному моменту в истории человечества, ибо она означает для него либо гибель, либо необходимость заставить себя стать на путь высшего познания братства всех людей. Земное поле битвы должно окончательно переместиться из сферы взаимного уничтожения народов в сферу внутреннего человека, чтобы, наконец, смогла осуществиться победа духа над материей. Из этого следует, что человеку самому, вследствие созданной им самим судьбы, придется принять решение: либо идти путем восхождения и новых начинаний, либо обречь себя на падение и гибель. Таким образом, пришло время неотложного принятия и распространения Нового Знания о Психической Энергии, объясняющего глубинные взаимосвязи мировых событий как сражение между Светом и тьмой, и как освобождение от рабства и невежества. Поэтому религиозные символы, данные в “Агни-Йоге”, являются лучшей психотерапией, которую необходимо понимать и принимать как спасение человечества. Воистину, если лекарство находится под замком, то от него нет никакой пользы. Психология также должна взять на вооружение новую психотерапию, или этическую профилактику, то есть переданные человечеству знания о психической энергии, если она хочет хотя бы частично соответствовать возложенной на нее ответственности. Академическая психология считает, однако, путь самосовершенствования, ведущий к освобождению от иллюзий материального мира, лишь теоретической, недостижимой целью, хотя она была достигнута уже многими людьми, которые устремились по этому пути намного раньше. Кроме того, цель эта означает первоначально познаваемый, но для всех неизбежный, заключительный процесс человеческой индивидуации по окончании нынешнего эволюционного Круга. Знания должны претворяться в жизнь, ибо в этом заключается смысл всего процесса развития разума и совокупного формирования души. Что пользы от самых лучших знаний, если они не реализуются в практической деятельности? Только таким образом решается проблема отождествления с объектом, основанного на проекции, и только так отношение человека к личностям и ситуациям становится более естественным и объективным. Действия и настроения других не имеют больше над ним никакой власти. Он становится господином над своими чувствами и мышлением и, в конечном итоге, тем, кто сам освобождает себя от материи и колеса рождений. До тех пор пока психология не признает необходимости перевоплощений как императивного закона природы, она будет относиться к процессу индивидуации только как к теоретической цели, так как самосовершенствование не может осуществиться за одну единственную жизнь. Характерно, что психологи пока поразительно мало размышляли над этим вопросом. Следовательно, посвящение и религиозная дисциплина являются не бессознательными процессами, как утверждает психология, а предпосылкой к необратимой индивидуации. Поэтому ложной является также точка зрения психологов, трактующих эти процессы как проявление бессознательного. Речь идет как раз о знании, а также о наставлениях и испытаниях, связанных с завершающими Посвящениями, которые происходят под руководством Старших Братьев человечества, даже если и не всегда гласно, то уж ни в коем случае не бессознательно. Даже в отношении дикарей нельзя говорить о бессознательных процессах, ибо и здесь речь идет об обычаях, которые возникли не из бессознательного, а из подражания данным некогда образцам в целях достижения аналогичных результатов. Сегодня человечество настоятельно нуждается в трансформации либидо, в обуздании инстинктивных динамических сил, которые психология в настоящее время еще ошибочно принимает за всю психическую энергию. Однако эта трансформация может, как ни странно, происходить лишь благодаря исходящей от духа психической энергии. Глубинные бессознательные силы должны быть преобразованы в высшие энергии, а глубинная психология должна одновременно развиваться в направлении высшей психологии. Если же такой трансформации не произойдет, то, вследствие разрастания массового безумия, человечество частично или даже в большинстве своем может самоуничтожиться. К этому процессу трансмутации, побуждавшему алхимиков к поискам философского камня и духовного золота, превращенному невежественными потомками во вполне материальное предприятие по изготовлению золота, направлены пока только одинокие устремления немногих представителей человечества. Но выздороветь человечество может лишь тогда, когда процесс индивидуации станет делом всего общества, всеобъемлющим понятием, а также действием, необходимость которого найдет всеобщее признание. Низшее “Я” должно пройти процесс высвобождения из темных глубин бессознательного, подобно драгоценному золоту философов. Мистики называли это поисками БОГА, в психологии же мы находим слабые попытки трансформации инстинктивных реакций во что-то лучшее, а также скромные намеки на целесообразность этого процесса. Йог говорит о расширении сознания и самосовершенствовании, которое связано с воспламенением Центров Высшего Сознания, благодаря чему он достигает ВСЕЕДИНСТВА и, одновременно, той ступени, которая позволяет ему освободиться от биполярности Добра и Зла и благодаря этому вступить в царство Света Мира Высшего и в Великое ЕДИНСТВО. Так пусть же все эти устремления увенчаются все большими успехами, и пусть всем людям на Земле, в конечном итоге, удастся осуществить эту трансмутацию, чтобы их усилия на протяжении столь многочисленных инкарнаций, не были напрасными.!
Date: 2015-05-23; view: 581; Нарушение авторских прав |