Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 9 Диагностика психических состояний с помощью проективных тестов





Тест «Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций»

Настоящая методика впервые описана в 1944 г. С. Розенцвейгом под названием «Методика рисуночной фрустрации» (PF-Study). Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации. В данном пособии приводится модификация методики С. Розенцвейга, разработанная в НИИ им. В. М. Бехтерева. Авторы Э. С. Чугунова и Н. Г. Хитрова.

Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.

Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.

1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет, обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций – рисунки № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

2. Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их 8: рисунки № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был в свою очередь фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

Процедура эксперимента организуется согласно приложенной к набору рисунков инструкции.

Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.

1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию).

2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя, испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).

3. Импунитивныереакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать).

Реакции различаются также с точки зрения их типов.

1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие или описывается как не имеющее серьезного значения).

2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).

3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).

Из сочетаний этих 6 категорий получают 9 возможных факторов и 2 дополнительных варианта.

Направление реакции обозначают буквами Е, I,М:Е – экстрапунитивные реакции; I– интропунитивные; М– импунитивные.

 

Типы реакций обозначаются следующими символами:

OD – «с фиксацией на препятствия»;

ED – «с фиксацией на самозащите»;

NP – «с фиксацией на удовлетворении потребности».

Для указания, что в ответе доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (E', I’, М'). Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописным буквами без значка. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строчными буквами е, i, m.

В соответствующей таблице содержатся способы оценок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистрационный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозначен как «степень социальной адаптации». Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со «стандартными», среднестатистическими.

Инструкция. «На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Человек слева всегда изображен говорящим какие-то слова. Вам надо на листе ответов под номером, соответствующим рисунку, написать первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее».


Метод цветовых выборов (МЦВ) [48]

Метод цветовых выборов представляет собой глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека.

Методика отличается от большинства других психодиагностических тестов выбором стимульного материала, который воздействует как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики.

Преимущество МЦВ перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и, в отличие от большинства других тестов, меньше провоцирует реакции защитного характера. Методика выявляет не столько осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, сколько его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным.

Методика также показала себя как прекрасный инструмент психодиагностического исследования при решении вопросов профотбора, профориентации, расстановки кадров и психологической совместимости; она нашла широкое применение как дифференциально-диагностический инструмент и в качестве индикатора степени выраженности эмоциональной напряженности, позволяет выделить ситуативную реакцию и состояние индивида. Может быть использована также и при изучении динамики состояния под воздействием психотерапии или медикаментозного лечения.

Метод цветовых выборов использует свой набор цветовых эталонов, созданных автором – Л. Н. Собчик. Процедура обследования такова: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны прямоугольной или квадратной формы примерно 4x6 см, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам, таковы:

– темно-синий – 1;

– темно-зеленый – 2;

– светло-красный (терракотовый) – 3;

– желтый – 4;

– лилово-фиолетовый – 5;

– коричневый – 6;

– черный – 7;

– индифферентный серый – 0.

Каждый раз испытуемому предлагается выбрать наиболее приятный цвет, убрать его из поля зрения и вновь предложить выбрать самый приятный цвет из оставшихся, пока все карточки не будут отобраны. Через 2-5 мин, предварительно перемешав цветовые таблицы, их нужно снова разложить перед испытуемым в другом порядке и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

Если другой возможности нет, то интерпретацию данных тестирования можно проводить и на основании однократного выбора. Однако если каждый новый выбор отличается от предыдущего, то следует снова и снова предлагать испытуемому сделать свой выбор. Последний выбор (5-й или 6-й) следует разложить в том порядке, как это он сделал последний раз. При этом задать вопрос: соответствует ли предлагаемый порядок разложенных карточек мнению испытуемого об их очередности, о его субъективном предпочтении. Если испытуемый оставляет выбор неизменным, то интерпретировать следует именно этот, последний вариант выбора. Если обсле дуемый говорит, что все цвета – неприятные, то следует попросить его указать на самый неприятный цвет, а затем повторять эту просьбу, убирая каждый раз карточку, выбранную в качестве неприятной, пока все они не будут зарегистрированы, но в обратном порядке.








Date: 2015-05-23; view: 658; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию