Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Текст опросника
1. Мой организм сильно реагирует на перепады погоды или изменения климата. 2. Очень часто бывает настроение, когда я легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным. 3. Я тревожусь очень часто. 4. Я часто плохо засыпаю. 5. Масса мелких неприятностей выводит меня из себя. 6. Мои мысли постоянно возвращаются к возможным неудачам, и мне трудно направить их в другое русло. 7. Я часто хвалю людей, которых знаю очень мало. 8. Я испытываю неопределенное беспокойство, боязнь сам не знаю отчего. 9. Если все против меня, я нисколько не падаю духом. 10. Я просыпаюсь утром неотдохнувшим и усталым. 11. Часто я чувствую себя бесполезным. 12. Мне не удается сдерживать свою досаду или гнев. 13. Трудные задачи у меня поднимают настроение. 14. У меня часто болит голова. 15. Часто бывает, что я с кем-то посплетничаю. 16. У меня часто возникает предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание. 17. Меня легко задеть словом. 18. Я полон энергии. 19. Существует конфликт между моими планами и действительностью. 20. В ситуациях длительных нервно-психических нагрузок я проявляю выносливость. 21. Мои манеры за столом дома обычно не так хороши, как в гостях. 22. Очень часто какой-нибудь пустяк овладевает моими мыслями и беспокоит меня несколько дней. 23. Очень часто я чувствую себя усталым, вялым. 24. Я упускаю удобный случай из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение. 25. Есть очень много вещей, которые меня легко раздражают. 26. Я часто испытываю чувство напряжения и беспокойства, думая о происшедшем в течение дня. 27. Когда я неважно себя чувствую, я раздражительный. 28. Очень часто у меня бывает хандра (тоскливое настроение). 29. Утром, после пробуждения, я еще долго чувствую себя усталым и разбитым. 30. Мне очень нравится постоянно преодолевать новые трудности. 31. У меня есть желание изменить в своем образе жизни очень многое,:<о но хватает сил. 32. В большинстве случаев я легко преодолеваю разочарование. 33. Удовлетворение одних моих потребностей и желаний делает невозможна: удовлетворение других. 34. Часто неприличная или даже непристойная шутка меня смешит. 35. Я смотрю в будущее с полной уверенностью. 36. Я очень часто теряю терпение. 37. Люди разочаровывают меня. 38. Мне часто приходят в голову нехорошие мысли, о которых лучше не рассказывать. 39. Мне все быстро надоедает. 40. Мне кажется, что я близок к нервному срыву. 41. Я часто испытываю общую слабость. 42. Мне часто говорят, что я вспыльчив. Обработка результатов. Обработка заключается в суммировании написанных обследуемым баллов во всех пунктах, входящих в соответствую шкалу.
Ключ к шкалам полного варианта ДС «Ак»: 13, 17, 23, 28, 44, 46, 48, 50. В шкале 8 пунктов. «Бо»: (3), 6, 8, (17), (38), 39, (50). В шкале 7 пунктов. «То»: 1, 7, 14, 18, 27,43, 55, 57. В шкале 8 пунктов. «Ра»: 4, 8, 25, 31, 35, 37,41. В шкале 7 пунктов. «Сп»: 5, 9, 10, 12, 21, 24, 30, 35. В шкале 8 пунктов. «Ус»: 16, 20, 29, 34, 51, 53, 54, 56. В шкале 8 пунктов. «Уд»: 2, 15, 22, 26, 33, 40, 45, 47, 52. В шкале 9 пунктов. «По»: 11, 19, 32, 36, 42, 49. В шкале 6 пунктов. В шкале «Бо» номера пунктов, взятые в скобки, имеют инвертированную семибалльную шкалу. По этим пунктам в суммарный балл шкалы идут не те баллы, которые написаны испытуемым, а разница, которая получается после вычитания написанного (в бланке ответов) балла из восьми. То есть необходимо использовать формулу: S = 8 - М, где М – балл, написанный испытуемым, S– балл, который войдет в сумму сырых баллов для данной шкалы. Вместо формулы можно использовать таблицу для пересчета баллов:
Обратите внимание, что описанное выше преобразование баллов необходимо только для пунктов шкалы «Бо», номера которых взяты в скобки. Целесообразно сделать восемь (по числу шкал) копий листа для ответов и изготовить ключи-шаблоны, сделав прорези (окошечки) в ячейках таблицы, которые Соответствуют пунктам данной шкалы. В правой части таблицы в листе для ответов в столбце перечислены названия шкал. Еще правее находятся две свободных клетки: для записи сырого балла и стандартного балла. В каждом ключе-шаблоне следует сделать прорезь для названия шкалы и для ячейки, в которую будет записан подсчитанный суммарный балл. Прорези для инвертированных пунктов выделите цветом и напишите слева от прорези для напоминания «8 -». Накладывая на обрабатываемый лист для ответов поочередно все ключи-шаблоны, можно быстро и, главное, с меньшей вероятностью ошибок подсчитать сумму баллов по каждой шкале. Вычисленную сумму надо написать в свободную ячейку таблицы, рядом с названием данной шкалы. Так получится столбец сырых шкальных баллов. Если далее предполагается лишь корреляционный анализ, то можно оперировать сырыми оценками. Во всех других случаях целесообразно перевести сырые шкальные баллы в стандартные Г-оценки. Для этого используются таблицы перевода (табл. 2.2-2.5). Таких таблиц четыре: для полного и краткого варианта, отдельно для мужчин и женщин. Предположим, был обследован мужчина с использованием полного варианта ДС. По шкале «Ак» при подсчете суммы баллов получен 21 балл. Обращаемся к табл. 2.2. В крайнем левом столбце с названием «Сырые баллы» находим строку, в которой записано число 21. В этой же строке в столбце с названием «Ак» видим число 29. Это стандартный балл, другими словами, Г-оценка параметра «Ак» данного обследованного. Если суммарный балл по шкале «Бо» получен 26, то в ячейке таблицы на пересечении строки с сырым баллом 26 и столбца с названием «Бо» мы находим стандартный балл 43. Аналогичным образом переводим остальные сырые баллы в стандартные. При групповом обследовании целесообразно ввести все числа из листов для ответов в какую-либо базу данных. Весьма удобны пользовательские программы работы с электронными таблицами, такие как: Excel или Paradox, функционирующие в среде Windows. Как обычно, в электронной таблице данным каждого субъекта отводится своя строка, в 57 столбцах будут записаны все 57 пунктов вопросника. Далее для каждой шкалы надо провести суммирование и получить шкальные оценки. Таблица 2.2 Методика ДС (полный вариант). Таблица для перевода сырых баллов в стандартные Т-баллы (мужчины)*
* Нормативная выборка: мужчины, 685 человек в возрасте от 20 до 60 лет (больше 20 и меньше 60 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане России.
Таблица 2.3 Методика ДС (полный вариант). Таблица для перевода сырых баллов в стандартные Т-баллы (женщины)*
* Нормативная выборка: женщины, 635 человек в возрасте от 20 до 55 лет (больше 20 и меньше 55 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане России.
Таблица 2.4 Методика ДС (краткий вариант). Таблица для перевода сырых баллов в стандартные Т-баллы (мужчины)*
* Нормативная выборка: мужчины, 746 человек в возрасте от 20 до 60 лет (больше 20 и меньше 60 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане России.
Таблица 2.5 Методика ДС (краткий вариант). Таблица для перевода сырых баллов в стандартные Т-баллы (женщины)*
* Нормативная выборка: женщины, 913 человек в возрасте от 20 до 55 лет (больше 20 и меньше 55 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане России. Таблица 2.6 Средние и сигмы, вычисленные на нормативной выборке мужчин (опросник ДС, полный вариант)*
* Выборка: мужчины, 752 человека в возрасте от 20 до 60 лет (больше 20 и меньше 60 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане России.
Таблица 2.7 Средние и сигмы, вычисленные на нормативной выборке женщин (опросник ДС, полный вариант)*
* Выборка: женщины, 928 человек в возрасте от 20 до 55 лет (больше 20 и меньше 55 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане России.
Перевод сырых шкальных оценок в стандартные целесообразно осуществлять, используя формулу (для всех шкал, кроме «Ак»):
где: Т – стандартный балл, Р – сырой балл по шкале, М – средняя (математическое ожидание), σ – сигма (среднеквадратическое отклонение). Для шкалы «Ак» используется формула: В табл. 2.6, 2.7 приведены средние и сигмы, вычисленные по данным нормативных выборок мужчин и женщин. Ключ к шкалам краткого варианта ДС: «Ак»: 9, 13, 18, 20, 30, 32, 35. В шкале 7 пунктов. «То»: 1, 4, 10, 14, 23, 29, 41. В шкале 7 пунктов. «Сп»: 3, 6, 8, 16, 22, 26. В шкале 6 пунктов. «Ус»: 5, 12, 25, 36, 39, 40, 42. В шкале 7 пунктов. «Уд»: 2, 11, 17, 19, 24, 28, 31, 33, 37. В шкале 9 пунктов. «По»: 7, 15, 21, 27, 34, 38. В шкале 6 пунктов. Вся обработка краткого варианта аналогична обработке полного варианта. Отличие лишь в том, что в данном варианте нет инвертированных шкал. Интерпретация профиля ДС. Опросник предназначен для определения основных характеристик состояния. Каждая шкала в нем имеет значимые корреляционные связи с другими шкалами. Это означает, что данный опросник определяет характеристики психического состояния, довольно тесно связанные друг с другом. Наличие в доминирующем состоянии не связанных друг с другом основных характеристик противоречило бы пониманию психического состояния как целостного психического явления. Целостность состояния весьма существенная его черта, без нее невозможно представить реализацию состоянием интегрирующих и координирующих функций, о которых пишет большинство исследователей. Разумеется, выявление корреляционных связей на материале достаточно представительной выборки не означает полного соответствия в изменениях параметров состояния у каждого отдельного испытуемого. Эта динамика может быть весьма противоречивой, но тенденция к согласованному изменению различных составляющих состояния является более сильной и встречается чаще. Рис. 2.2. Бланк для построения профиля ДС
Также для интерпретации полученных данных всегда важна не только направленность изменений параметров и их согласованность, но и степень их выраженности. Применительно к профилю, отображающему в виде схемы показатели шкал методики в стандартных баллах отдельного испытуемого или усредненные величины группы, это означает, что важен не только линейный или зубчатый характер линии диаграммы, не только наклон линии или ее горизонтальное расположение, но и высота расположения линии относительно уровня 50 Т-баллов. Опросник «Актуальное состояние» (АС) Назначение методики АС– определение уровня актуального психического состояния. В отличие от опросника ДС данный опросник определяет параметры психического состояния в более коротком интервале времени, другими словами, то состояние, особенности которого могут быть обусловлены влиянием конкретных событий сегодняшнего дня, текущим моментом (экзамен, долгое ожидание, плохое физическое самочувствие из-за бессонной ночи и т. д.). Предмет данной методики – актуальное психическое состояние, его важнейшие параметры, включая доминирующие чувства и общую оценку жизненных событий субъективного настоящего. Методика представляет собой опросник с набором утверждений, описывающих признаки, которые характеризуют актуальное состояние человека. Оценка степени согласия обследуемого с каждым утверждением дается по семибалльной шкале. Это позволило сделать опросник многопараметрическим, но достаточно коротким. В методике 5 шкал. Date: 2015-05-23; view: 1407; Нарушение авторских прав |