Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Тема I. Методы изучения психических состоянийСтр 1 из 65Следующая ⇒
Оглавление Введение....................................................................................................................................................................................... 8 Тема I. Методы изучения психических состояний..................................................................................................... 10 Тема II. Изучение осознаваемых компонентов психических состояний.......................................................... 15 Занятие 1. Самооценка психического состояния по шкалированному признаку состояний. Самоотчет................................................................................................... 18 Занятие 2. Дифференцированная самооценка психического состояния..................................................................................................................................................................................... 19 Оценка функционального состояния «САН»..................................................................................................................... 19 Шкала-градусник...................................................................................................................................................................... 21 Тест-опросник «Оценка настроения»................................................................................................................................... 21 Качество жизни.......................................................................................................................................................................... 23 Занятие 3. Определение доминирующего и актуального психического состояния.......................................................................................................................................................... 34 Методика определения доминирующего состояния....................................................................................................... 34 Опросник ДС (полный вариант)............................................................................................................................................ 45 Опросник ДС (краткий вариант)........................................................................................................................................... 48 Опросник «Актуальное состояние» (АС)............................................................................................................................ 62 Занятие 4. Реконструкция субъективного семантического пространства психических состояний................................................................................................................................ 74 Занятие 5. Построение рельефа психического состояния............................................................................................. 80 Методика «Рельеф психического состояния».................................................................................................................... 80 Занятие 6. Выявление причин эмоционального дискомфорта..................................................................................... 87 Анкета «Причины эмоционального дискомфорта»......................................................................................................... 87 Занятие 7. Диагностика отдельных психических состояний, основанная на самооценке Синдром эмоционального выгорания В. Бойко................................................................................................................ 92 Профессиональное выгорание............................................................................................................................................... 105 Исследование синдрома отключения.................................................................................................................................. 106 Опросник на «выгорание» МВ1............................................................................................................................................. 107 Шкала нервно-психического напряжения.......................................................................................................................... 110 Диагностика состояния стресса............................................................................................................................................ 115 Тест «Степень напряженности»............................................................................................................................................. 116 Нервно-психическая устойчивость (НПУ). Методика «Прогноз»................................................................................................................................................................. 117 Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант)........................................................................... 121 Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант)................................................................ 122 Личностная шкала проявлений тревоги............................................................................................................................. 123 Шкала тревоги............................................................................................................................................................................ 125 Шкала астенического состояния (ШАС)............................................................................................................................ 127 Методика В. Бойко «Фрустрация»....................................................................................................................................... 129 Социальная фрустрированность.......................................................................................................................................... 131 Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона........................................................................................................................... 134 Методика «Т и Д»...................................................................................................................................................................... 134 Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой).................................................................................................... 138 Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова........................................................................................................................................................ 140 Шкала депрессии Э. Бека........................................................................................................................................................ 147 Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.................................................................................................................................................. 150 Самооценка эмоциональных состояний............................................................................................................................. 158 Методика диагностики психических состояний (по Г. Айзенку)................................................................................. 160 Диагностика состояния агрессии.......................................................................................................................................... 163 Тест агрессивности................................................................................................................................................................... 167
Тема III. Изучение неосознаваемых компонентов психических состояний.................................................... 171 Занятие 8. Изучение вегетативных проявлений психического состояния.......................................................................................................................................................... 174 Определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванической реакции.............. 174 Изучение вегетативных проявлений психического состояния (методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ и кожно-галъванической реакции)....................................................................................................................................... 184 Занятие 9. Диагностика психических состояний с помощью проективных тестов............................................................................................................................................ 190 Тест «Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций»..................................................................................................................................................... 190 Метод цветовых выборов (МЦВ).......................................................................................................................................... 204
Тема IV. Изучение экспрессивного компонента психических состояний........................................................ 262 Занятие 10. Использование метода прямого наблюдения эмоциональной экспрессии.................................................................................................................................................... 263 Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица.................................................................................................................................................................. 263 Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии.......................................................................................................... 266 Методика «Определение эмоционального состояния путем наблюдения за экспрессией»..................................................................................................................................... 275 Занятие 11. Самооценка склонности к проявлению эмоциональэкспрессии. Вопросник по Методика «Оценка своих средств экспрессии»................................................................................................................ 283 Занятие 12. Детальный анализ мимического выражения психического состояния.......................................................................................................................................................... 283 Шкала мимического выражения психического состояния............................................................................................ 283 Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний............................................................................... 293 Умение понимать язык мимики и жестов............................................................................................................................ 296 Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний»................................................................................................................................................... 300 Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?».............................................................................................................................. 301 Занятие 13. Определение эмоционального состояния говорящего по интонации голоса......................................................................................................................................... 302
Тема V. Диагностика и измерение психических состояний, проявляющихся в деятельности................ 304 Занятие 14. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей............................................................................ 307 Методики диагностики психических состояний детей дошкольного возраста............................................................................................................................................................. 307 Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников............................................................................................................................................................... 319 Психические состояния школьников.................................................................................................................................... 326 Психические состояния студентов....................................................................................................................................... 328 Психические состояния учителей......................................................................................................................................... 329 Психические состояния преподавателей............................................................................................................................ 331 Занятие 15. Оценка физического и умственного утомления с помощью опросников............................................................................................................................................................ 332 Опросник для оценки острого умственного утомления.................................................................................................. 335 Дифференцированная оценка работоспособности......................................................................................................... 337 Занятие 16. Хроническое утомление и его проявление.................................................................................................. 341 Опросник «Степень хронического утомления»................................................................................................................. 341 Занятие 17. Самооценка предсоревновательного психического состояния спортсменов................................................................................................................................. 346 Исследование предсоревновательного психического состояния у спортсменов............................................................................................................................................................................. 350 Измерение предсоревновательного состояния спортсменов........................................................................................ 357 Занятие 18. Комплексная методика моделирования психической напряженности.................................................................................................................................................. 361 Занятие 19. Методы измерения стресса и «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности....................................................................................................................................... 364 Шкала оценки профессионального стресса...................................................................................................................... 365 Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности............................................................................................................................................................................... 367 Опросник MBI............................................................................................................................................................................ 370 Занятие 20. Диагностика экзаменационной тревожности............................................................................................. 373 Занятие 21. Особенности психодиагностики посттравматического стрессового расстройства............................................................................................................ 374 Занятие 22. Методика диагностики психического выгорания учителей.................................................................. 387
Teмa VI. Регуляция психических состояний................................................................................................................ 397 Занятие 23. Оценка индивидуального стиля саморегуляции состояния человека................................................................................................................................................................... 397 Методики, определяющие тип и характеристики индивидуального стиля саморегуляции состояния......................................................................................................... 398 Методики оценки оптимальности индивидуального стиля саморегуляции состояния....................................................................................................................................................... 400 Определение индивидуального стиля саморегуляции состояния............................................................................... 401 Занятие 24. Методы управления психическим состоянием.......................................................................................... 404 Методы прямой регуляции психического состояния...................................................................................................... 404 Занятие 25. Методы опосредованного влияния на психическое состояние....................................................................................................................................................... 406 Занятие 26. Общая характеристика методов психического самоуправления. Нервно-мышечная релаксация............................................................................................................ 408 Методика «Нервно-мышечная релаксация»...................................................................................................................... 409 Занятие 27. Аутогенная тренировка и ее модификации................................................................................................. 414 Методика «Аутогенная тренировка»................................................................................................................................... 414 Методика «Идеомоторная тренировка»............................................................................................................................. 417 Методика «Сенсорная репродукция» (СР)......................................................................................................................... 420 Занятие 28. Построение курса обучения навыкам самоуправления психическим состоянием........................................................................................................................ 423 Комплексная программа обучения навыкам психического самоуправления......................................................................................................................................................................... 430 Задание для практикума......................................................................................................................................................... 432 Психотехники развития эмоциональной гибкости.......................................................................................................... 434 Глоссарий психических состояний...................................................................................................................................... 451
Введение Проблема психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии Н. Д. Левитовым, до настоящего времени является слабоизученной областью психологии. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами – с другой. Это проявляется в размытости и относительности границ, отличающих психическое состояние от психических процессов и свойств личности, что создает методологические трудности при изучении явления. Отсутствие четких временных границ отдельного состояния в свою очередь вызывает значительные методологические трудности в их диагностике. Теоретические и методологические сложности изучения состояний возрастают в связи с тем, что психические состояния как системные явления характеризуются многоуровневостью, многокомпонентностью, полифункциональностью и широким диапазоном проявления, что маскирует различия между ними. Такое положение привело к тому, что эта категория психических явлений, оказывающая влияние на все стороны поведения и деятельности человека, оказалась вне поля зрения специалистов-психологов, существенно снижая эффективность их деятельности. Другой аспект методологических трудностей исследования состояний заключается в слабой разработанности экспериментального аппарата изучения: при огромном множестве методик измерения психических процессов и психологических свойств число методик, диагностирующих и измеряющих психические состояния, ограничено. Более того, методики диагностики и измерения психических состояний разбросаны по отдельным изданиям, что затрудняет их использование в реальной психологической практике. Поэтому целью нашей работы явилось объединение методик диагностики психических состояний в одно пособие, с подробным изложением их применения в деятельности психолога. Учебное пособие содержит шесть тематических разделов, представляющих комплекс современных методов исследования психических состояний. Четыре первых раздела посвящены методам изучения феноменологии психических состояний, предстающих как в осознаваемых, так неосознаваемых и экспрессивных компонентах этого явления. Занятия пятого раздела знакомят с диагностикой и измерением психических состояний, проявляющихся в деятельности. В шестом разделе приводятся методы управления психическим состоянием. Преподаватель может выбрать темы и задания в зависимости от времени занятий, предусмотренного учебным планом, и возможностей оснащения аудитории необходимой аппаратурой или бланковым инструментарием. Ряд занятий может быть отнесен на самостоятельную работу учащихся. Date: 2015-05-23; view: 761; Нарушение авторских прав |