Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы сокращения дефицита государственного бюджета Российской Федерации





Для преодоления бюджетного дефицита необходимо «лечение» самой экономики, т.к. без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом.

Способов покрытия бюджетного дефицита существует несколько:

1) Монетизация дефицита государственного бюджета, то есть его финансирование за счет эмиссии новых денег. Данный способ используется в странах, где Центральный банк страны не имеет достаточной самостоятельности в проведении своей денежно-кредитной политики. При этом нарастание денег в обращении слабо связано с расширением реальной товарной массы, и становится неизбежным несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, быстро порождающее инфляцию. При этом более инфляционным является денежное покрытие не циклического (пассивного), а структурного (активного) бюджетного дефицита, так как в последнем случае ограниченность производственных ресурсов препятствует адекватной реакции товарного предложения на рост денежной массы в обращении, а значит и на возросший совокупный спрос. В то же время циклический (пассивный) бюджетный дефицит оказывает существенно меньшее воздействие на инфляционный взлет цен. В период рецессии денежный спрос отстает от потенциального предложения, и пассивный дефицит бюджета становится инструментом накачивания недостающего совокупного спроса – в дополнение к частному расширяется еще и спрос государственный. Поэтому увеличение государственных расходов в фазах кризиса и депрессии (при нахождении национальной экономики на кейнсианском отрезке кривой AS) в гораздо большей степени увеличивает объем ВНП, нежели общий уровень цен.

Население в результате сугубо эмиссионного способа финансирования бюджетного дефицита облагается неким “инфляционным налогом”, представляющим собой метод изъятия его денежных средств путем увеличения предложения денег для финансирования бюджетного дефицита. В результате роста денежного предложения деньги, находящиеся на руках у населения, обесцениваются. Если же потребители хотят иметь то же реальное количество денег, они вынуждены меньше тратить. То есть фактически они подвергаются дополнительному налогообложению. Налогообложение с помощью инфляции представляет собой метод, используемый многими развивающимися странами для оплаты государственных расходов, поскольку другие средства налогообложения оказываются здесь малоэффективными. Правда, всегда существует некий предел таких эмиссионных доходов государства: по мере ускорения инфляции выгоды последнего становятся все менее заметными по сравнению с потерями от роста цен (включая и наращивание затрат на эмиссию денег).

Кроме инфляционного финансирования правительство может покрывать бюджетный дефицит за счет займов - как у частного сектора, так и у центрального банка.

2) Прямые кредиты правительства (министерства финансов) в Центральном банке, использование государственных заимствований как главного способа покрытия дефицита бюджета (когда правительство выступает в роли заемщика). Это так называемое денежное финансирование бюджетного дефицита.

При оценке последствий такого способа покрытия бюджетного дефицита нельзя не вспомнить, что государственный кредит существенно отличается от кредита частного. Последний обычно направляется на производственные цели (у нас, впрочем, это происходит далеко не всегда: неясность коммерческих перспектив, отсутствие строго определенных прав собственности побуждает многих руководителей и частных фирм направлять преобладающую часть кредитных ресурсов на зарплату и выплату прежних своих долгов – государству, банкам, поставщикам). Выплата процента при этом обеспечивается за счет прироста стоимости в процессе производства. Государственный же кредит, направляемый правительством на покрытие бюджетного дефицита, обычно никак не связан с производственной деятельностью, а процент по нему выплачивается главным образом за счет налоговых поступлений в бюджет без какого-либо прироста стоимости. Инфляционный процесс и в этом случае неизбежен, хотя более медленными темпами и в более цивилизованных формах: правительство, время от времени возвращая с процентом прежние долги центральному банку, обычно тут же обращается к нему за новым кредитом.

Следует учитывать, что деньги у центрального банка правительство берет в кредит во многом формально. Конечно, предполагается, что в будущем оно возместит эти средства с процентами, но ведь это все равно, что брать взаймы у самого себя. Когда правительство выплачивает проценты центральному банку, тот должен вернуть эти проценты правительству. Так что правительству, в общем-то, никогда не приходится платить по кредитам центрального банка, да, честно говоря, и самих кредитов выплачивать тоже не приходится. Фактически центральный банк не ссужает, а просто-напросто дарит деньги правительству. И такое постепенное разбухание денежной массы не может не вызвать инфляции.

3) Для покрытия дефицита используется выпуск государственных облигаций, через которые привлекаются в бюджет временно свободные денежные средства частного сектора – физических лиц, банков, страховых, промышленных компаний и т.п. При этом кредитоспособные правительства имеют возможность продавать свои долговые обязательства не только на внутреннем рынке, но и на международных рынках капитала. Иначе говоря, долговые обязательства размещаются правительством везде, кроме Центрального банка своей страны. Этот наиболее цивилизованный способ покрытия бюджетного дефицита - долговое финансирование - используется в странах, в которых Центральный банк несет ответственность за неинфляционное развитие экономики.

Казалось бы, что использование долгового финансирования бюджетного дефицита исключает раскручивание инфляции: вручив обладателям сбережений свои долговые расписки, государство тем самым как бы «вытягивает» из обращения денежную массу, что в принципе может вызвать даже дефляцию. Однако, как доказывает мировой хозяйственный опыт, повышение цен может проявиться и при таком способе покрытия дефицита, причем нередко в сочетании с экономическим спадом.

Выпуская государственные облигации, государство вступает в конкуренцию с частными фирмами за привлечение сбережений населения. Причем победа правительства в такой конкурентной борьбе во многом уже предопределена, так как оно способно пообещать сберегающим субъектам значительно больший доход по облигациям (например, 11.1% в год) сравнительно с их потенциальным доходом от покупки корпоративных ценных бумаг (допустим, 3,5%) или помещением средств в коммерческий банк (5% годовых).

Таблица 8 - Основные мероприятия способствующие снижению бюджетного дефицита

  Основные мероприятия
  Разработка направлений увеличения доходов государства
  Смена направлений инвестирования бюджетных ресурсов в области хозяйства с целью повышения финансовой отдачи от каждой бюджетной денежной единицы
  Жесткий режим экономии бюджетных денежных средств
  Использование различных форм государственного кредита
  Более широкое использование финансовых льгот и санкций, которые позволяют полнее учесть специфические условия хозяйствования и стимулируют рост общественного производства
  Оформление задолженности государственными ценными бумагами по выданным кредитам правительственным структурам
  Сохранение финансирования только важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, которые требуют значительного бюджетного финансирования
  Привлечение в страну иностранного капитала
  Эмиссия денежных средств
  Снижение безработицы

 

Быстрая ликвидация бюджетного дефицита в направлении стабилизации самой экономики лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса (основные мероприятия способствующие снижению бюджетного дефицита приведены в таблице 8).

Итак, дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех его доходов [15,c.326].

В соответствии с бюджетными правилами:

- предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем доходов при базовой цене более чем на один процент валового внутреннего продукта;

- общий объем планируемых расходов на очередной финансовый год не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период;

- общий объем планируемых расходов на первый год планового периода без учета условно утвержденных расходов в размере 2,5 процента от общего объема расходов не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.

Итак, можно выделить несколько методов борьбы с крупными дефицитами и ростом государственного долга:

1. Введение конституционной поправки, законодательно устанавливающей ежегодно сбалансированный бюджет.

2. Требование ежегодного сокращения дефицитов до момента достижения сбалансированного бюджета.

3. Предложение об установлении новых федеральных налогов или введение более высоких ставок действующих налогов.

4. Усиление приватизации экономики посредством продажи государственных активов и программ в частный сектор.

5. Предоставление президенту права вето по строкам и статьям бюджетных расходов.

В зависимости от того, как финансируется бюджетный дефицит, все источники, которые можно использовать для этих целей, можно разделить на два вида:

- внутренние источники (кредиты, полученные от кредитных организаций в национальной валюте, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени страны, бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы);

- внешние источники (государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг, кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте).

Когда при исполнении бюджета появившийся дефицит превышает установленный при утверждении бюджета уровень, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении механизма секвестра расходов. Секвестру, как правило, не подлежат защищенные статьи, к которым относятся заработная плата с учетом взносов на социальное страхование, фонд занятости населения, стипендии, государственные пособия

Заключение

 

В настоящей курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность, структуру и динамику государственного бюджета.

В результате написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

2. Сущность бюджета, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции ¾ распределительная (перераспределительная) и контрольная.

3. Источники формирования и направления использования государственного бюджета как основной финансовой базы страны очень разнообразны. Классификация доходов и расходов бюджета проводится в соответствии с единой бюджетной классификацией, утверждаемой в форме федерального закона.

4. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

- государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики;

- государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем;

- государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны;

- бюджета ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде.

- государственный бюджет дает возможность маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

Дефицит может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства.

К настоящему времени определились три основных подхода к регулированию государственного бюджета. Первый подход связан с ориентацией на достижение ежегодной сбалансированности бюджета, что означает объявление обеспечения его сбалансированности постоянной самодовлеющей целью государственных финансов. Второй подход сориентирован на достижение сбалансированности государственного бюджета в рамках экономического (делового) цикла. Третий подход базируется на идее функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась всего лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства.

Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета:

1. Сокращение расходов.

2. Увеличение доходов.

3. Денежная эмиссия.

4. Государственные займы.

Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет.

 

Список использованной литературы:

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ

(ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014)

2. Гарант информационно – правовой портал. Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014-2016 годах" Гарант информационно – правовой портал. Принципы бюджетной системы РФ (ст. 29 – 38.2)

3. КонсультантПлюс. Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов

4. КонсультантПлюс. Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов

5. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации / И.М. Александров – М.: Юриспруденция, 2009. – 486 с.

6. Алпатов Г.Е, Базулин Ю.В. и др. Деньги. Кредит. Банки. / под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова – М.: ИНФРА-М, 2009. – 624 с.

7. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики / А.М. Бабашкина – М.: Финансы и статистика. 2010. – 480 с.

8. Белоглазова Г.Н. Деньги. Кредит. Банки. / Г.Н. Белоглазова. – М.: Эксмо, 2009. – 620 с.

9. Большой экономический словарь: 25 000 терминов / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 6-е изд., доп. – М.: Институт новой экономики, 2004. – 1376 с.

10. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / Авт. и сост. А.Б. Борисов. – М.: Книжный мир, 2004. – 860 с.

11. Николаева Т.П. Бюджетная система Российской Федерации. / Т.П. Николаева. – ЕАОИ: 2008. – 234 с.

12. Васильева Н.В. Современные проблемы формирования налоговых доходов бюджетов / Н.В. Васильева. – науч. изд. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. – 146 с.

13. Гоголева Т.Н. Международная экономика / Т.Н. Гоголева, В.Г. Ключищева, Ю.И. Хаустов. – М.: КНОРУС, 2009. – 304 с.

14. Государственные и муниципальные финансы / под общ. ред. Мацкуляка И.Д. – М.: КНОРУС, 2010. – 640 с.

15. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс. / под ред. О.И. Лаврушина. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 320 с.

16. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. / Е.Ф. Жуков, Н.Д. Эриашвили, Н.М. Зеленкова. – Ростов, 2011. – 783 с.

17. Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки. / Е.И. Кузнецова. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 568 с.

18. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах http:// президент. рф

19. www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.

20. www.minfin.ru/ru – официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации.

 

Date: 2015-05-23; view: 5711; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию