Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обмен веществ и энергии детей и подростковВозрастные особенности системы пищеварения.
Цель занятия: Освоить принципы составления пищевых рационов.
Задачи работы: 1. Составить пищевой рацион, исходя из величины среднесуточной затраты энергии. 2. Дать гигиенические и физиологические рекомендации по улучшению организации и качества питания детей
Объект исследования: человек.
Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и их калорийность.
Дополнительная информация: Для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития необходимо регулярное поступление пищи, содержащей сложные органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества, витамины и воду. Все эти вещества необходимы для удовлетворения потребности организма в энергии, для осуществления биохимических процессов, протекающих во всех органах и тканях. Кислород, который при дыхании поглощается организмом человека, тратится на окисление белков, жиров и углеводов. Количество энергии, освобождающейся при окислении питательных веществ до конечных продуктов обмена веществ, называется их калорической стоимостью или калорийностью. Одна килокалория – это такое количество энергии, которое необходимо для нагревания 1 л воды на 1 0С. В среднем калорийность 1 г белка - 4,1 ккал, 1 г углеводов - 4,1 ккал, Энергетические затраты организма в условиях покоя, связанные с поддержанием минимального, необходимого для жизнедеятельности клеток уровня обменных процессов, называют основным обменом. Основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых. У детей 8-9 лет он в 2 – 2,5 раза больше, чем у взрослого. Динамика основного обмена с возрастом тесно связана с энергетическими затратами на рост. Зная примерный суточный расход энергии, можно рассчитать количество питательных веществ, которые должны входить в суточный пищевой рацион. Требования, которые предъявляются к суточному пищевому рациону, следующие. 1. Он должен обеспечивать своей калорийностью расход энергии. Надо учесть неполную усвояемость пищевых веществ (около 90 %). 2. Необходимо содержание в пище достаточного количества белков, а также жиров и углеводов. Белки в обмене веществ занимают особое место. В организме ребенка идут интенсивно процессы роста и формирования новых клеток и тканей. Это требует поступления в детский организм относительно большего количества белка, чем у взрослого. Чем интенсивнее идут процессы роста, тем больше потребность в белке. Жиры и углеводы используется организмом прежде всего как источник энергии. 3. Питательные вещества должны находиться в определенных соотношениях. В пище взрослого человека белки(Б), жиры (Ж) и углеводы (У) должны иметь соотношение Б:Ж:У = 1:1:4 или близкое к этому. 4. Кроме белков, жиров и углеводов, пищевой рацион должен содержать определенные количества минеральных веществ (микроэлементов) и витаминов. В целях упрощения эти составные части питания нами не учитываются.
Ход работы: Зная энергетическую ценность принятых с пищей белков, жиров и углеводов, суточный расход энергии, можно рассчитать калорийность пищевого рациона человека, что важно при организации полноценного питания. Пищевой рацион составляют при помощи специальных таблиц, в которых указано процентное содержание в пищевых продуктах белков, жиров, углеводов и калорийность 100 г продукта. При составлении пищевого рациона обычно учитывают калорийность принимаемой пищи, суточный расход энергии, пол возраст и другие особенности организма (состояние после болезни, усиленная мышечная работа и др.). Примерная калорийность питания детей и подростков в сутки указана в табл.1.
Таблица 1. Необходимая калорийность питания детей и подростков в сутки
При составлении пищевого рациона необходимо учитывать оптимальное для детей данного возраста количество белков, жиров и углеводов (табл. 2). Наилучшим режимом питания является четырехразовый прием пищи. Первый, утренний завтрак должен содержать 25-30% всего суточного рациона, второй завтрак – 10-15%, обед – 40-45% и ужин – 15-20%. Продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйца), рационально использовать для завтраков и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда. Обратите внимание, что белки животного происхождения должны составлять значительную часть всех поступающих белков (табл. 2). В пищевой рацион должны входить витамины, минеральные соли и вода (табл. 3, 4). Таблица 2 Нормы физиологических потребностей детей и подростков в питательных веществах (грамм в сутки)
Таблица 3 Физиологические нормы суточной потребности учащихся в некоторых минеральных веществах (в мг)
Таблица 4 Физиологические нормы суточной потребности в витаминах
Порядок составления рациона: Берут суточную потребность в килокалориях, белках, жирах и углеводах, и делят эти величины на части, соответствующие завтраку, обеду и ужину. Это исходные величины. Готовят черновую таблицу.
Составляют меню: из таблицы, в которой указано содержание в пищевых продуктах (на 100 г) питательных веществ и их калорийность, выбирают требующиеся продукты и берут нужное их количество. Заполняют приготовленную таблицу. Подсчитывают количество белков, жиров и углеводов на завтрак, обед и ужин. Как правило, эти итоговые величины не соответствуют заданным. Необходимо, увеличивая количество одних продуктов и уменьшая количество других, добиться заданного соответствия. Допускаются расхождения исходных и получающихся величин в пределах 10 % (для белков и калорийности – только в сторону увеличения).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Строение и функции органов пищеварения. 2. Возрастные особенности функций пищеварения у детей и подростков. 3. Обмен веществ у детей и подростков. 4. Нормы питания. Пищевые рационы. 5. Нарушения обмена веществ у детей и подростков.
ЛИТЕРАТУРА 1. Безруких М.М. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с. 2. Ермолаев Ю.В. Возрастная физиология / Ю.В. Ермолаев. – М.: Высшая школа, 1985. – 384 с. 3. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 320 с. 4. Ефимова В.М. Физиологические основы здоровьесберегающей педагогики [учебное пособие] / В.М. Ефимова. – Симферополь: Антиква, 2009. – 120 с. 5. Минделл Э. Справочник по витаминам и минеральным веществам / Э. Минделл. – М.: Медицина и питание, 1997. – 318 с. 6. Основы рационального питания детей / Под ред. К.С. Ладодо. – К.: Здоров’я, 1987. – 246 с. 7. Снигур М.И. Питание детей / М.И. Снигур, З.Т. Корешкова. - К.: Радянська школа, 1988. – 702 с. 8. Скурихин И.М. Как правильно питаться / И.М. Скурихин, В.А. Шатерников. – М.: Агропромиздат, 1986. – 240 с. 9. Скурихин И.М. Химический состав пищевых продуктов: Справочник в 2-х томах / Под ред. проф. И.М. Скурихина. – М.: Агропромиздат, 1987. – Т.1. – 225 с.
|