Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обмен веществ и энергии детей и подростков

Возрастные особенности системы пищеварения.

 

Цель занятия: Освоить принципы составления пищевых рационов.

 

Задачи работы: 1. Составить пищевой рацион, исходя из величины среднесуточной затраты энергии.

2. Дать гигиенические и физиологические рекомендации по улучшению организации и качества питания детей

 

Объект исследования: человек.

 

Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и их калорийность.

 

Дополнительная информация:

Для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития необходимо регулярное поступление пищи, содержащей сложные органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества, витамины и воду. Все эти вещества необходимы для удовлетворения потребности организма в энергии, для осуществления биохимических процессов, протекающих во всех органах и тканях.

Кислород, который при дыхании поглощается организмом человека, тратится на окисление белков, жиров и углеводов. Количество энергии, освобождающейся при окислении питательных веществ до конечных продуктов обмена веществ, называется их калорической стоимостью или калорийностью. Одна килокалория – это такое количество энергии, которое необходимо для нагревания 1 л воды на 1 0С.

В среднем калорийность 1 г белка - 4,1 ккал, 1 г углеводов - 4,1 ккал,
1 г жира - 9,3 ккал.

Энергетические затраты организма в условиях покоя, связанные с поддержанием минимального, необходимого для жизнедеятельности клеток уровня обменных процессов, называют основным обменом. Основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых. У детей 8-9 лет он в 2 – 2,5 раза больше, чем у взрослого. Динамика основного обмена с возрастом тесно связана с энергетическими затратами на рост.

Зная примерный суточный расход энергии, можно рассчитать количество питательных веществ, которые должны входить в суточный пищевой рацион.

Требования, которые предъявляются к суточному пищевому рациону, следующие.

1. Он должен обеспечивать своей калорийностью расход энергии. Надо учесть неполную усвояемость пищевых веществ (около 90 %).

2. Необходимо содержание в пище достаточного количества белков, а также жиров и углеводов. Белки в обмене веществ занимают особое место. В организме ребенка идут интенсивно процессы роста и формирования новых клеток и тканей. Это требует поступления в детский организм относительно большего количества белка, чем у взрослого. Чем интенсивнее идут процессы роста, тем больше потребность в белке. Жиры и углеводы используется организмом прежде всего как источник энергии.

3. Питательные вещества должны находиться в определенных соотношениях. В пище взрослого человека белки(Б), жиры (Ж) и углеводы (У) должны иметь соотношение Б:Ж:У = 1:1:4 или близкое к этому.

4. Кроме белков, жиров и углеводов, пищевой рацион должен содержать определенные количества минеральных веществ (микроэлементов) и витаминов. В целях упрощения эти составные части питания нами не учитываются.

 

 

Ход работы:

Зная энергетическую ценность принятых с пищей белков, жиров и углеводов, суточный расход энергии, можно рассчитать калорийность пищевого рациона человека, что важно при организации полноценного питания. Пищевой рацион составляют при помощи специальных таблиц, в которых указано процентное содержание в пищевых продуктах белков, жиров, углеводов и калорийность 100 г продукта.

При составлении пищевого рациона обычно учитывают калорийность принимаемой пищи, суточный расход энергии, пол возраст и другие особенности организма (состояние после болезни, усиленная мышечная работа и др.). Примерная калорийность питания детей и подростков в сутки указана в табл.1.

 

Таблица 1.

Необходимая калорийность питания детей и подростков в сутки

 

Возраст (лет) Пол ккал/день
  -  
7-10 -  
11-13 мальчики  
  девочки  
14-17 мальчики  
  девочки  

 

При составлении пищевого рациона необходимо учитывать оптимальное для детей данного возраста количество белков, жиров и углеводов (табл. 2).

Наилучшим режимом питания является четырехразовый прием пищи. Первый, утренний завтрак должен содержать 25-30% всего суточного рациона, второй завтрак – 10-15%, обед – 40-45% и ужин – 15-20%. Продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйца), рационально использовать для завтраков и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда. Обратите внимание, что белки животного происхождения должны составлять значительную часть всех поступающих белков (табл. 2). В пищевой рацион должны входить витамины, минеральные соли и вода (табл. 3, 4).

Таблица 2

Нормы физиологических потребностей детей и подростков в питательных веществах (грамм в сутки)

Возраст лет Пол Наименование пищевых продуктов
    Белки Жиры Углеводы
    Всего животные Всего растительные  
  -          
7-10 -          
11-13 Мальчики          
  Девочки          
14-17 Юноши          
  Девушки          

Таблица 3

Физиологические нормы суточной потребности учащихся в некоторых минеральных веществах (в мг)

Возраст, лет Пол Минеральные вещества
    кальций фосфор магний железо
  -        
7-10 -        
11-13 мальчики        
  девочки        
14-17 мальчики        
  девочки        

 

Таблица 4

Физиологические нормы суточной потребности в витаминах

Возраст, лет Пол Витамины (мг)
    В1 В2 РР В6 С А
  - 1,0 1,3   1,3    
7-10 - 1,4 1,6   1,6    
11-13 мальчики 1,6 1,9   1,9    
  девочки 1,5 1,7   1,7    
14-17 мальчики 1,7 2,0   2,0    
  девочки 1,6 1,8   1,8    

Порядок составления рациона:

Берут суточную потребность в килокалориях, белках, жирах и углеводах, и делят эти величины на части, соответствующие завтраку, обеду и ужину. Это исходные величины. Готовят черновую таблицу.

 

Режим питания Наименование продуктов Вес, г Содержание во взятом количестве продуктов, г Калорийность
белков жиров углеводов
1 завтрак            
  Итого:          
2 завтрак            
  Итого:          
Обед            
  Итого:          
Ужин            
  Итого:          
Общее количество за сутки            

 

 

Составляют меню: из таблицы, в которой указано содержание в пищевых продуктах (на 100 г) питательных веществ и их калорийность, выбирают требующиеся продукты и берут нужное их количество. Заполняют приготовленную таблицу. Подсчитывают количество белков, жиров и углеводов на завтрак, обед и ужин.

Как правило, эти итоговые величины не соответствуют заданным. Необходимо, увеличивая количество одних продуктов и уменьшая количество других, добиться заданного соответствия. Допускаются расхождения исходных и получающихся величин в пределах 10 % (для белков и калорийности – только в сторону увеличения).

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Строение и функции органов пищеварения.

2. Возрастные особенности функций пищеварения у детей и подростков.

3. Обмен веществ у детей и подростков.

4. Нормы питания. Пищевые рационы.

5. Нарушения обмена веществ у детей и подростков.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких М.М. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.

2. Ермолаев Ю.В. Возрастная физиология / Ю.В. Ермолаев. – М.: Высшая школа, 1985. – 384 с.

3. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 320 с.

4. Ефимова В.М. Физиологические основы здоровьесберегающей педагогики [учебное пособие] / В.М. Ефимова. – Симферополь: Антиква, 2009. – 120 с.

5. Минделл Э. Справочник по витаминам и минеральным веществам / Э. Минделл. – М.: Медицина и питание, 1997. – 318 с.

6. Основы рационального питания детей / Под ред. К.С. Ладодо. – К.: Здоров’я, 1987. – 246 с.

7. Снигур М.И. Питание детей / М.И. Снигур, З.Т. Корешкова. - К.: Радянська школа, 1988. 702 с.

8. Скурихин И.М. Как правильно питаться / И.М. Скурихин, В.А. Шатерников. – М.: Агропромиздат, 1986. – 240 с.

9. Скурихин И.М. Химический состав пищевых продуктов: Справочник в 2-х томах / Под ред. проф. И.М. Скурихина. – М.: Агропромиздат, 1987. – Т.1. – 225 с.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Водорастворимые витамины. Витамин В1 (тиамин) – регуляция обменных процессов (особенно углеводного, имеет большое значение для деятельности ЦНС и головного мозга) | Караганда 2003

Date: 2015-05-23; view: 630; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию