Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Старец Симеон Благоговейный





Должно исповедовать всякий помысл духовному отцу своему, и что он будет говорить тебе, принимать то как из уст Божиих с полным убеждением (в истине того непреложной); другому же никому не передавать, что-де спросил я отца своего о том-то и том-то и он ответил мне то и то, и тем паче не переспрашивать, хорошо ли он сказал мне это и что мне делать в уврачевание себя. Потому что это суть слова неверия отцу своему и пагубны для души.
Не следует тебе переходить от одного к другому, слушая врага нашего, который обыкновенно внушает тайно, что-де ты тяготишь брата того, принимающего твои помыслы, тем, что часто ходишь к нему, или что стыдно тебе многократно сказывать ему о себе одно и то же, почему перестань исповедоваться у него, а ходи к другому. Ибо если не послушаем таких внушений, а все будем ходить к первому, то еще большую возымеем к нему веру и еще большую получим пользу и от жизни его, и от слов его. За такую жизнь никто не будет осуждать нас, напротив, все будут хвалить, что с таким постоянством храним веру к нему одному. Если вознерадим мы часто открывать помыслы свои, то впадем в большие страсти и затем, стыдясь открывать их, впадем в ров нечаяния. Если пойдем к другому духовнику (что непозволительно нам делать), то, когда духовник этот одной с нами киновии, все братия осудят нас за то, что оставили веру, какую имели к прежнему, и Бог крепко осудит нас за это. Да и самый духовник, к которому перейдем, подумает, что и в отношении к нему мы так же поступим наконец. И наверное поступим; и таким образом, привыкши переходить от одного к другому, уже никогда не прекратим этого; начнем пытать, где есть какие столпники, затворники, безмолвники, и ходить к ним исповедоваться, тоже переходя от одного к другому и теряя веру к каждому. Наконец потеряем веру ко всем, сделаемся неверующими никому и во всем безуспешными; и, что бедственнее всего, подпадем общему осуждению и клятве. Почему тому духовнику, которому исповедался ты вначале, старайся пребыть верующим несомненно до самой смерти своей. Ибо, как я сказал, если ты презришь его и перейдешь к другому, то подпадешь многим искушениям, начнешь таким же образом осуждать и всех других и сам себе угладишь путь в пагубу.

 

 

Преподобный Симеон Новый Богослов Кто страха ради Божия отсекает свою волю, тому Бог неведомо для него, так, что он не знает, как бывает, дарует Свою волю и соделывает ее неизгладимой в сердце его, открывая при этом очи сердца его, чтобы познать волю Божию, и силу подавая исполнить ее. Творит же это благодать Святого Духа, а без нее ничего не бывает. Тому, кто творит свою волю - пусть будет это даже в малом чем,- невозможно последовать Господу (путем крестоношения) и соблюсти Его заповеди. Если хочешь получить истинного учителя, мужа святого и духовного, не рассчитывай, что можешь узнать его сам собою, своим рассмотрением, потому что это невозможно. Но прежде всего другого... подвизайся в добрых делах, милостынях, пощениях, молитве и молении непрестанном, да будет тебе помощником и содействователем (в твоем поиске) Бог. Коль же скоро с помощью Божией по благодати сподобишься найти такого, покажи к нему крайнее внимание и всякое ему благоугождение, великое смирение и веру чистую и несомненную. Чего ради? Ради того, чтоб, к несчастью, не заслужить тебе вместо мзды казнь и муку. Поистине редки, и особенно ныне, умеющие мудро пасти и врачевать словесные души. Пост, бдение и образ благочестия, может быть, многие притворно имеют, а может быть, стяжали и самым делом; еще больше таких, которые могут говорить многое от персей и легко учить словами; но весьма мало найдется таких, которые плачем отсекли страсти и стяжали неотъемлемо главнейшие добродетели. Главнейшими же добродетелями называем смирение, которое убивает страсти и подает небесное и ангельское бесстрастие, и любовь, которая никогда не останавливается и не отпадает, но постоянно стремится вперед, желанием воспринимает желание и рачением рачение; от любви же рождается совершенное рассуждение, которое руководит и себя и последующих ему и беспрепятственно переводит чрез мысленное море. О нем и ты должен просить Бога даровать тебе оное, особенно же ныне, чтобы ты мог богоугодно рассудить о себе и так сотворить; и потщись стяжать оное, как Самого Христа, Который и в нынешнем веке споспешествовал бы тебе, и в будущем даровал бы тебе изобильно наслаждение Своим осиянием. Не последуй вместо пастыря волку, и не входи в недугующее стадо, и не оставайся также один наедине, чтобы волк, губящий души, не похитил тебя, или чтобы ты, возболев недугом к недугу, не умер душевно, или чтобы, будучи один, ты не пал и о тебе не пришлось бы сказать: "Горе и увы, ибо горе единому, егда падет " (Еккл. 4, 10). Имеющий же доброго учителя и совершенно предавшийся ему не позаботится ни о чем этом, но, без попечения пожив, спасется о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава во веки. Аминь. Помолись усердно Богу, чтобы Он показал тебе человека, который мог бы хорошо упасти тебя; и кого Бог покажет тебе или тайно Собою, или явно чрез раба Своего, к тому пойди и, взирая на него и беседуя с ним, почитай его, как Самого Христа, слушай его, как Самого Бога, и научишься полезному. Что он тебе будет говорить, исполняй несомненно, хотя бы повелеваемое казалось тебе противным и, по мнению твоему, вредным [*]. Ибо лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно и обирать бесполезные плоды своей воли. Итак, если услышишь от него: изыди от земли воли твоей и от рода мудрования твоего (Быт. 12, 1), не усумнись и не постыдись, побеждаемый тщеславием. Если он скажет тебе: " Иди в землю послушания, юже ти покажу ",- поспеши, брат мой, сколько тебе возможно. Не давай сна очам твоим и не преклоняй колен лености или унынию от расслабления... Если отец твой возводит тебя на гору (Мф. 17, 1), восходи усердно, ибо твердо знаю, что увидишь Христа, преобразующегося и несравненно светлее солнца сияющего светом Божества, и, может быть, падешь ниц, не перенеся видения того, чего никогда не видал, и свыше услышишь глас Отца, и увидишь осеняющий облак и пророков, предстоящих и удостоверяющих, что Он Бог и Господь живых и мертвых. Если велит следовать за ним, дерзновенно проходи с ним грады, и получишь величайшую пользу, если только на него одного будешь смотреть. Если увидишь, что он ест вместе с блудницами, мытарями и грешниками (Мф. 9, 11), не помышляй ничего страстного и человеческого, но все бесстрастное и святое и имей в уме: бых всем вся, да всех приобрящу (1 Кор. 9, 22), видя его снисходящим человеческим страстям. Но видя своими глазами, и тем отнюдь не верь, ибо и они прельщаются, как я познал делом. Последуя ему и повинуясь тому, что он говорит, не смотри на живущих с тобою и не говори о ком-либо: " Господи, сей же что? " (Ин. 21, 21). Но себе всегда внимай, имей пред очами твоими смерть и разумно испытывай, какою бы добродетелию тебе прославить Бога. Не превозносись, почитаемый бjльшими ради учителя своего или если слушают тебя ради имени его; паче же радуйся, если имя твое будет написано на Небе смирения (Лк. 10, 20). Если видишь, что бесы трепещут и тени твоей, приписывай все это не себе, но молитве отца твоего, и они больше убоятся тебя. Если он велит тебе сесть за трапезу и близ себя, то приими сие с благопризнательностью и соблюдай к нему благоговение и почтение с молчанием; не прикасайся ни к чему из предложенного вам без его благословения и другому ничего не давай или не дерзай предлагать без воли и приказания отца твоего. Если же он позовет тебя после всех, то не говори: "Сяду одесную или ошуюю " (Мф. 20, 21), зная, что сие уготовано другим, и слыша, что хотя быти первый да будет последним из всех (Мф. 20, 27), сядь на последнее место, дабы чрез оное получить первое, и возлюби учителя твоего, как благоразумно доставляющего тебе чрез малое большое. Не простирай с дерзостию вместе с ним первый руку в солило, ибо, чье это дерзновение, тебе не безызвестно (Мф. 26, 23). Если он захочет умыть ноги твои, устыдись его, как Господа и учителя, и не соизволяй на это; если же услышишь: аще не умыю нозе твои, не имаши части со Мною (Ин. 13, 8), то с усердием и все тело отдай на омовение, дабы из совершающегося над тобою уразуметь великую высоту Боготворного смирения; и тогда, если при этом будешь зазирать себя в совести, ты получишь гораздо более пользы, нежели когда бы ты умыл ноги отца твоего. Если, возлегши, он скажет: " Един от вас предаст Мя " (Ин. 13, 21), или: " Соблазн Ми еси " (Мф. 16, 23),- не скрывай лести, но если совесть тебя в чем-либо обличает, то исповедуй; если же нет, то, павши ниц к ногам его, спроси со слезами: " Еда аз есмь, Господи? " (Мф. 26, 22). Ибо очень часто согрешаем и по неведению. Припасть же на перси отца твоего тебе не на пользу. Ибо, хотя Иоанн от великой любви к Христу и показал сие дерзновение, как к человеку (Ин. 13, 25), но вместе со всеми и он получил заповедь: называть себя неключимым рабом, хотя бы и все сотворил (Лк. 17, 10). Если увидишь, что наставник твой чудодействует и прославляем, имей веру и возвеселись и благодари Бога, что обрел такого учителя. Не соблазнись, если увидишь, что завистники бесчестят его или же заушают и влачат, но, как горячий Петр, возьми нож строгого слова (Мф. 26, 51) и отрежь не ухо только, но и язык покушающегося говорить против отца твоего или укорять его, то есть не позволяй ни слышать, ни говорить о нем худого. Если же и получишь запрещение, как тот, но все-таки за великую веру и любовь бjльшую получишь похвалу. Если же, убоявшись как человек, и скажешь: " Не знаю Человека Сего " (Мф. 26, 72), то после плачь о сем горько, но не предавайся отчаянию, и я твердо верую, что он первый привлечет тебя к себе. Если увидишь, что он распинаем как злодей и от злых людей подвергается страданиям, то, если можешь, умри вместе с ним; если же нет, то не присоединяйся к злым, как злой и предатель, и не приобщайся к ним (в пролитии) невинной крови, и, как боязливый и малодушный оставив на краткое время пастыря, сохрани веру к нему. Если он будет разрешен от уз, прииди к нему опять и, как мученика, почти его еще более. Если же он во время искушений умрет, то, дерзнув, испроси тело его, и почти его более, чем тогда, когда предстоял ему живому, и, помазав миром, погреби оное благолепно, ибо если и не в третий день, но напоследок со всеми воскреснет. Веруй, что он с дерзновением предстоит пред Богом, хотя ты и положил его тело в гроб, и без сомнения призывай молитву его: он и здесь поможет тебе и сохранит тебя от всех зол, и по исходе твоем из тела он и приимет тебя, и приготовит тебе вечную обитель. Все предать в волю духовного отца своего, как в руку Божию, есть дело совершенной веры. Не смотрите на мою нерадивую жизнь, но соблюдайте заповеди Господа нашего Иисуса Христа, Коему, яко праведному и неложному Судии, имеем мы отдать отчет во всем, что ни делаем. Дайте мне, прошу, такое похваление, да хвалюсь, что я, один падши по нерадению моему во глубины ада, воззвал великим гласом и освободил вас от сетей диавола. Хотя мне надлежит оплакивать собственное свое нерадение, но я ищу удовольствие видеть вас парящими высоко, выше всех сетей вражеских. Соблюдайте же, возлюбленные, неопустительно все заповеди Христовы. Если не принимаем мы священников с полным убеждением и верою, как святых, но смотрим на них как на грешников, как можем мы надеяться, что нам даровано чрез них совершенное отпущение грехов. Ибо Господь говорит: по вере вашей буди вам (Мф. 9, 29), и точно, по мере веры нашей, насколько веруем в них, так получаем и отпущение грехов наших. Предположи в уме своем, что властитель земной прислал к тебе какого-либо из самомалейших слуг своих, одетого бедно, в ветхие рубища... но который принес тебе грамоту... в которой властитель провозглашает тебя братом своим и другом и обещает спустя несколько времени сделать тебя соучастником с собою в царствовании, увенчать главу твою венцом царским и облечь в царское одеяние. Скажи мне, как бы ты отнесся к этому слуге? Принял бы его и почтил как царского слугу и ради таких великих и истинно царских обещаний и такой светлой славы, тебя ожидающей, возрадовался вместе с ним, облагодетельствовал его по силе своей и наобещал благодетельствовать и после всегда... Если предположим, что ты презрел его и царь узнал об этом, то похвалил бы он тебя за это или осудил бы? Если б сам ты был этим царем, то не почел ли бы укором и бесчестием себе такого презрения, оказанного слуге твоему? Конечно, так.  
[*] В греческой рукописи на поле написано примечание: "Противным и вредным он называет здесь то, что противно телесному здоровью или ревностному желанию подвигов и тщанию о них, как и в другом месте написано: когда увидишь юного летящим, возьми его за ногу и привлеки на землю".

 

 

Date: 2015-05-23; view: 392; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию