Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн





Кто хочет совершенно узнать путь, но не идет с знающим его совершенно, тот никогда не достигнет града (небесного).
Привяжи обремененную ладию твою к кораблю отцов твоих, и они управят тебя к Иисусу, могущему даровать тебе смирение, и силу, и разум, венец и веселие.
Если человек сам не потрудится, по силе своей, и не присоединит собственного труда к молитвам святых, то никакой не получит пользы от того, что святые будут за него молиться. Когда они будут и поститься, и молиться за него, а он будет сластолюбствовать и вести себя беспорядочно, то какую пользу принесет молитва их о нем? Ибо здесь сбывается сказанное в Писании: един созидаяй, а другий разоряяй, что успеет более, токмо труд? (Сир. 34, 23). Если бы возможно было, чтобы тот, о котором молятся святые, спасался, нимало не внимая себе, то что препятствовало бы святым спасать таким образом и всех грешных людей мира сего? Но хотя грешный и потрудится несколько сам, он имеет нужду в молитве праведного.
Что же есть начало премудрости, как не то, чтобы удаляться от всего ненавистного Богу? А как удаляться от сего? Не делать ничего без вопрошения и совета.
Если человек не попросит совета у отцов касательно дела, которое кажется добрым, то последствия сего будут худые и человек тот преступает заповедь, которая говорит: сыне, с советом вся твори (Сир. 32, 21) и еще: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе (Втор. 32, 7). И нигде не найдешь, чтобы Писание повелевало кому-нибудь делать что-либо самому по себе; не просить совета означает гордость, и такой человек оказывается врагом Божиим, ибо Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч. 3, 34). Кто же (после сего) будет смиренным, как не тот только, кто преклоняет выю свою пред старцами и принимает совет их, по страху Божию.
Муж, живущий без совета, враг сам себе.
Полезнее со смирением вопрошать, нежели идти с своеволием, ибо Сам Господь влагает в уста вопрошаемого, что сказать, ради смирения и правоты сердца вопрошающего.
Вопрос. Помысл внушает мне не вопрошать святых, чтобы узреть полезное и, по немощи моей презрев оное, не согрешить.
Ответ. Помысл сей весьма вреден; однюдь не слушай его. Ибо кто, уразумев (полезное), согрешит, тот всячески осуждает себя; а кто согрешит, не разумея полезного, тот никогда не осуждает себя, и страсти его остаются неисцельными. Для того и внушает ему диавол (такой помысл), чтобы страсти его остались неисцельными.
Если же во одном отсекаешь свою волю, а в другом нет, то явно, что и в том, в чем ты ее отсек, ты имел другую, свою же волю. Ибо повинующийся повинуется во всем; и такой не заботится о своем спасении, потому что за него отвечает другой - тот, которому он предал себя в повиновение и вверил себя.
Да не скрывает никто помысла, ибо, если кто скрывает помыслы, злые духи радуются, (усиливаясь) погубить его душу.
Скрывающий свои помыслы пребывает неисцелен и исправляется только частым вопрошением о них отцов духовных.
Кто вопрошает и ослушивается (отцов), тот раздражает Бога.
Когда слышишь что-нибудь от старца, что бы то ни было, скажи ему со смирением: помолись о мне, отец мой, да подаст мне Бог разум и бодрость, чтобы не оскорбить тебя.
Вопрос. Кого следует вопрошать о помыслах? И следует ли о тех же самых (помыслах) предлагать вопрос другому?
Ответ. Надобно вопрошать того, к кому имеешь веру, и знаешь, что он может понести помыслы, и веруешь ему, как Богу, а вопрошать другого о том же помысле есть дело неверия и пытливости. Если веришь, что Бог говорил чрез святого Своего, то к чему здесь испытание или какая надобность искушать Бога, вопрошая другого о том же самом?
Вопрос. А если помысл продолжает смущать кого-либо и по ответе, полученном от отцов?
Ответ. Значит, что он, получив наставление, пребыл праздным и не исполнил в точности и прилежно повеленного ему; (почему) и должен исправить сию погрешность, исполнив в точности то, что слышал; ибо если Бог говорит во святых Своих, то лжи тут нет.
Вопрос. Того же ли самого должно вопрошать вторично об одном и том же или нет?.. Мне было сказано не делать известного дела, но я вторично спросил того же о том же самом и получил ответ сделать оное. Что это значит?
Ответ. Брат! Судьбы Божия бездна многа (Пс. 35, 7). Смотря по сердцу вопрошающего, Бог влагает (слово) в уста говорящего ему или к испытанию его (вопрошающего), или потому, что сердце его переменилось и он удостаивается услышать иное; или другие участвующие в том же деле переменились, и Бог иначе говорит во святом Своем... Потому никто не должен когда-либо переменять вопрошаемого святого, но вопрошать опять того же самого. Может быть, нужно будет, чтобы Бог, по какой-либо причине, изменил ответ, и сие совершается чрез того же святого, дабы иначе не произошло соблазна.
Если вопросишь отцов и демоны на время смутят тебя их ответом, то никак не переставай вопрошать их. Отцы ничего не назначают тяжкого или вредного, будучи учениками Того, Который сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). Впоследствии получим мы от них плод пользы и тогда воззовем с псалмопевцем: обратил еси плач мой в радость мне и проч. (Пс. 29, 12).
Вопрос. Если кто-нибудь живет со старцем, но старец сей не в состоянии будет (удовлетворительно) отвечать на его вопросы, брата же будут угнетать помыслы, то не лучше ли ему вопрошать другого отца, согласно с волею своего старца или даже и без воли его, нежели терпеть вред от помыслов?
Ответ. Если он знает, что авва его действительно заботится о пользе души его, то смело должен сказать ему: "Меня смущают помыслы - как рассудишь, что мне делать?" И как человек, у которого болен сын, с заботливостию приводит его к врачу, и не только приводит, но и платит за него, так и тот старец сам с радостию приведет ученика своего к человеку, имеющему дарование (рассуждения духовного), или пошлет к нему. Если же брат знает, что старец его не может понести сего, то ничего не должен говорить ему; но когда найдет удобное время и Бог подаст возможность, пусть вопросит о своих помыслах другого духовного старца, прося того, чтобы не узнал о сем его авва, иначе он возбудит в нем страсть зависти и то, что брат вопросил другого без его ведома, причинит ему большую скорбь. Впрочем, брат не должен соблазняться о своем авве, что он не имеет такого дарования, ибо оно не всем дается, и, рассудив внимательно, непременно найдет, что авва его имеет другое дарование, потому что дарования у Духа различны (1 Кор. 12, 4) и различно разделяются людям: иному (дается) то, а другому иное. А пока брат тот не находит времени вопросить, пусть потерпит, моля Бога помочь ему.
Не смущайся тем, что делает старец твой, говоря себе: "Бог знает полезное",- и ты успокоишься.
Отец бывает сострадателен и отнюдь не гневлив, так же и учитель долготерпелив и чужд гнева.
Я решаюсь... сказать тебе (духовному сыну): беру теперь на себя половину твоего бремени, и вперед Бог также поможет... Если же ты хочешь все возложить на меня, то ради послушания принимаю и сие.
(Авва Павел) объявил старцу следующее:...Если тебе известно, отец мой, что я смущаюсь напрасно, дай мне слово, что господин мой ответит за меня Богу, а мне от сего не последует никакого вреда...
Ответ....Сказанное мною: "Душу мою полагаю за тебя", именно то и значит, что я отвечаю за любовь твою... Если... соблюдешь заповедь мою, лучше же сказать, Божию, свидетельствую, что я дам за тебя ответ в тот день, в который Бог будет судить тайны человеческие.
Если же ты поколеблешь что-нибудь из этого, тогда я ни в чем не буду виноват: ты сам увидишь (последствия сего) и дашь ответ в день Страшного суда.
Да утверждаются слова мои в сердце твоем, и размышляй всегда о том, что я пишу тебе, как сказал Бог устами Моисея: и навяжеши я на десную твою руку, и да будут непоколеблема пред очима твоима выну, и поучайся в них лежа, и востая, и идый путем, и седяй в дому (Втор. 6, 8, 7). Исполни же их (слова мои) на деле, и Бог мой будет с тобою во веки.
Один безмолвствующий отец просил... великого старца помолиться о нем.
Ответ. Когда человек посылает к царю ходатая за себя попросить о чем-либо, то всегда молится не о том, чтобы только ходатай был принят, но чтобы не было отказано в прошении, которое послано чрез него к царю. Так и вы молитесь, чтобы я был услышан.
Брату пришла мысль, что великий старец скоро умрет. Опечаленный сею мыслию и скорбя о спасении своем и всего общежития, он открыл сие... старцу и получил следующий ответ:
...Не оставлю вас сирыми ни сии годы, ни в сие время, но пребуду с вами, по повелению Бога, совершающего все на пользу, для спасения душ рабов Своих... И помолись, чтобы с дерзновением мог я изречь: Отче, даждь ми, да идеже буду аз, будут и дети мои (Ин. 17, 24). Поверь мне, брат, что дух мой усердствует сказать моему Владыке, Который радуется о прошении рабов Своих: Владыко! Или вместе со мною введи и чад моих в Царство Свое, или изгладь и меня из книги Твоей.


 







Date: 2015-05-23; view: 451; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию