Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 9. Процессы модернизации в Волго-Уралье в XIX в
1.Социально-экономическое развитие Волго-Уралья в первой половине XIX в. Демографическое и экономическое положение региона в начале XIX в. Промышленный переворот, его экономические и социальные последствия: развитие новых производств, промыслов, центров торговли, транспортной системы, применение прогрессивных технологий в сельском хозяйстве; развитие товарно-денежных отношений, укрепление капиталистических мануфактур; изменение социальной структуры городского населения, имущественное расслоение крестьянства.. Кризис крепостнических отношений: невозможность дальнейшей модернизации экономики, обострение социальных противоречий на селе, несовместимость института крепостничества с гуманистическими идеалами. Положение татарских предпринимателей: расширение географии их деятельности, увеличение торгового и промышленного капитала, укрепление социальных позиций. 2. Социально-экономическое развитие Волго-Уралья во второй половине XIX в. Аграрные преобразования в ходе александровских реформ: перераспределение земельных фондов, установление «временнообязанных» отношений, различия в положении помещичьих, государственных и удельных крестьян. Развитие капиталистических отношений в пореформенный период: развитие фабрично-заводского и сельскохозяйственного производства, торговли и городов; формирование рыночных отношений и новых классов, особенности положения татарской буржуазии и пролетариата, расслоение, обезземеливание и отходничество крестьянства в русской и татарской деревне. 3.Общественно-политическое развитие. Общественная жизнь в период Отечественной войны, казанские ополчения. Движения социального протеста в первой половине XIX в.: сопротивление крестьян помещичьему гнёту и насильственной христианизации, формы и итоги их борьбы, акрамовское движение; выступление крепостных рабочих суконной мануфактуры; участие дворян в декабристском движении. Общественно-политические движения во второй половине XIX в., их причины и итоги: крестьянское движение, бездненское восстание; казанские организации землевольцев, народовольцев и либеральных народников, формы и методы их деятельности; студенческие волнения; деятельность марксистскиих и социал-демократическиих кружков, стачка алафузовских рабочих; татарское национальное движение («мухаджиры», ваисовцы, джадидисты), выступления крестьян. 4.Просветительские и модернизационные тенденции в развитии русской и татарской культуры. Развитие русской культуры: учебные заведения и университетская наука, издательское дело и периодическая печать, литературная жизнь, архитектура и живопись, культурно-просветительские учреждения (театр, музей, библиотека). Развитие татарской культуры: культурно-религиозное и социальное реформаторство, просветительство; состояние системы образования и науки, издательская деятельность, театр, изобразительное искусство.
1801 г. – перевод из С-Петербурга в Казань Азиатской типографии, печатавшей книги на татарском языке 1803-06, 1817-25, 1832-37 гг. – волнения казанских суконщиков 1804 г. – основание Казанского университета 1807 г. – открытие русской типографии в Казани 1811 г. – выход «Казанских известий» (первой провинциальной газеты в России) 1830-40-е гг. – Акрамовское движение 1840-е гг. – освобождение посессионных рабочих мануфактур от крепостного состояния 1841 г. – открытие в Казани Родионовского института благородных девиц 1840-50-е гг. – начало промышленного переворота в Волго-Уралье 1861 г. – восстание крестьян в с. Бездна 1862 г. – начало Ваисовского движения 1876 г. – открытие в Казани татарской учительской школы 1880-е гг. – возникновение джадидизма 1883 г. – начало издания газеты «Тарджеман» 1890 г. – основание первой татарской женской новометодной школы 1891 г. – стачка алафузовских рабочих 1895 г. – возникновение тайного литературно- политического кружка «Таракки» «Прогресс») 1899 г. – организация в Казани первой социал- демократической группы
Ваисовское движение – религиозно-политическая деятельность мусульман-«разночинцев» во второй половине XIX в., направленная на то, чтобы призывать татарских крестьян, ремесленников и мелких торговцев не подчиняться светским законам и властям, а руководствоваться предписаниями Корана и шариата; как идейное течение продолжало существовать в первой половине XX вв. Волнения казанских суконщиков – выступления работников Казанской суконной мануфактуры против крепостнических порядков;происходили в течение 1737–1837 гг., способствовали улучшению положения суконщиков. Движение «мухаджиров» – общественно-религиозноедвижение татар второй половины XIX – начала XX вв. за переселение в Турцию с целью спастись от усиливавшегося религиозного, национального и социального гнёта; массовые переселения в 1865-66 гг. и 1894г. Джадидизм – широкое модернизационное социально-обновленческое движение конца XIX – начала XX., первоначально выступавшее за образовательные реформы, а в последующем вобравшее в себя широкий спектр идейных направлений: от религиозного реформаторства и просветительства до общественно-политической деятельности. Кадимизм –идейное течение, выступавшее за чистоту традиций ислама и сохранение в татарском обществе основанного на них уклада жизни. Медресе «Мухаммадия» – высшее учебное заведение в Казани (1882-1917 гг.); основал и возглавлял Г.Баруди; в 1905-06 гг. центр «ислахского» (реформаторского) движения. Медресе «Усмания» -высшее учебное заведение в Уфе (1887-1918 гг.), один из основных центров татарского образования в Волго-Уралье. Медресе «Хусаиния» –высшее учебное заведение в Оренбурге (1889-1919 гг.), один из крупнейших центров татарского образования в России. Татарское просветительство – идейное течение, выступавшее за утверждение в татарском обществе гуманистического идеала и уничтожение патриархальных пережитков в экономической, социальной и духовной областях; в конце XVIII – начале XIX вв. нашло отражение в произведениях А.Курсави, У.Имяни; наибольшее развитие получило в творчестве и деятельности Ш.Марджани, Х.Фаизханова. К.Насыри, Ш.Культяси и др. Циркуляр 1892 г. – правительственный циркуляр, по которому из татарских медресе и мектебе изымались рукописные книги, запрещалось издавать книги без разрешения цензуры и преподавать лицам, получившим образование за границей; был отменён в результате общественного движения 1892-94 гг.
Баруди Галимджан – религиозный и общественный деятель, один из идеологов джадидизма, основатель и руководитель медресе «Мухаммадия» (с 1881 г.). Бутлеров Александр Михайлович – ученый химик, основавший в середине XIX в. свою научную школу, ректор Казанского университета. Date: 2015-05-22; view: 602; Нарушение авторских прав |