Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы компоновки торгового оборудования





Существует множество способов размещения оборудования в магазине.

Некоторые из самых распространенных типов компоновки торгового оборудования показаны на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Компоновка торгового оборудования

 

В процессе планировки особое внимание следует уделять формированию зоны торгового зала, наиболее часто посещаемой покупателями. Наличие так называемого «золотого треугольника» обусловлено

- физиологическими особенностями покупателей (формированием «петли» движения против часовой стрелки)

- местом расположения точек, наиболее значимых с позиций посетителей.

Схема формирования зоны «золотого треугольника» представлена на рисунке 3.2.

 

Рис. 3.2. Правила «золотого треугольника»

Чтобы разместить свои товары внутри «золотого треугольника» в магазине товаров повседневного спроса, мерчендайзер должен изменить его размеры. На рис. 3.2 показано, как можно изменить форму и размеры треугольника.

В первом примере (А) вход в магазин, самый популярный отдел (молочный) и кассы расположены рядом.

Во втором примере (Б) они отнесены дальше друг от друга, благодаря чему размер треугольника увеличивается.

При выборе наилучшего расположения места продаж в торговом зале следует соблюдать определенные принципы:

- интенсивность и направление движения потока покупателей (руководствуясь правилом «золотого треугольника»);

- наличие определенного пространства, необходимого для дальнейшего расширения торговой площади, отводимой под товар;

- хорошая видимость места продажи с позиции движения ос­новного потока покупателей;

- удобство места продажи для покупателей;

- учет расположения других товаров в торговом зале.

 

Тип планировки торгового зала

 

Система расстановки торгового оборудования определяет тип планировки торгового зала:

- «решетку»,

- «трек»

- разновидность — произвольную, смешанную, выставочную.

 

Основу в планировке «решетка» составляют длинные стеллажи с товарами, разделенные проходами.



Такая планировка характерна для магазинов, торгующих продовольственными товарами, и аптек. При таком варианте более эффективно используется площадь торгового зала, в том числе за счет привлечения покупателей в угловые части помещения, четко формируются потоки движения покупателей, создаются лучшие условия для группировки и размещения товара, обеспечивается лучший просмотр торгового зала.

Покупатели наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах, а изменяя протяженность линий, можно регулировать сосредоточение покупателей в различных зонах торгового зала.

Вариант «решетка» предполагает обычно использование прямых прилавков и стеллажей различной протяженности. У таких прилавков появляются попеременно зоны, наиболее часто посещаемые покупателями, и зоны, игнорируемые ими. Это происходит потому, что длинные прямые прилавки и стеллажи психологически воспринимаются, как однообразные сооружения, и покупатели утомляются быстрее, чем при обходе сооружений и иных конфигураций. Поэтому при осуществлении перепланировки торгового зала следует предусмотреть наличие торгового оборудования разнообразных конструкций. Такое оборудование покупатель воспринимает не как единое целое, а состоящее из нескольких коротких.

Оригинальные конфигурации способствуют восстановлению активного внимания благодаря наличию неожиданных препятствий, смене внешних очертаний, необходимости изменения направления движения и иных действий.

Линейная планировка может быть четырех видов:

1. продольная,

2. поперечная,

3. диагональная

4. смешанная.

С эстетических позиций это не лучший вариант планировки, однако, он вполне подходит для тех магазинов, в которых посетители планируют сделать большое количество покупок (например, супермаркетов, дискаунтеров).

 

Вариант планировки торгового зала «трек» (или «петля») представляет собой один центральный проход, к которому ведут несколько входов в магазин. Таким образом, могут охватываться покупательскими потоками многочисленные «бутики» или секции, входящие, например, в состав крупного торгового центра.

Этот тип планировки характерен и для универсальных магазинов, он способствует увеличению количества импульсивных покупок, так как при движении по территории магазина посетители вынуждены смотреть по сторонам и часто обращают внимание на ту или иную секцию.

При трековой планировке одного магазина торговое оборудование размещено таким образом, что образует петлю, по которой покупатель двигается и тем самым вынужден обойти все отделы и посмотреть все предлагаемые товары.

Проблема «петли» — крайняя сложность прохода в обратную сторону, так как посетителю придется двигаться навстречу общему потоку покупателей.

 

В других случаях более эффективной является произвольная планировка, при которой торговое оборудование и инвентарь размещаются на площади торгового зала асимметрично, бессистемно. При этом направления движения покупателей ничем не скованы, и траектория покупательских потоков может быть самой разнообразной. Такой тип планировки привлекателен для тех посетителей, которые склонны к самостоятельному выбору и принятию решений о покупке. Расслабленная атмосфера в таком магазине способствует продвижению посетителей к товарам и совершению покупок. Произвольный тип планировки используется с успехом в «бутиках», расположенных в крупных торговых центрах, и в магазинах с небольшой торговой площадью. Однако при такой планировке обычно используются конструкции, выполненные на заказ, что существенно повышает их стоимость.



Видимость торгового зала при этом варианте не самая лучшая, что затрудняет контроль над посетителями магазина со стороны продавцов и увеличивает риск «забывчивости» покупателей.

 

При выставочной планировке торговое оборудование расположены по периметру стен и могут быть дополнены островным расположением оборудования. Иногда в качестве островов выступают отдельно стоящие торговые конструкции и крупногабаритные товары, размещенные прямо на полу. Выставочная планировка традиционно используется в магазинах светильников, предметов интерьера, обуви и головных уборов.

В типичных случаях покупатели начинают обход торгового зала с правого угла фасада и движутся по залу в направлении против часовой стрелки. Правая стена торгового зала считается наиболее выигрышным участком. Это начало маршрута почти всех покупателей, которые входят в магазин; именно правая стена создает первое и самое яркое впечатление о магазине. Поэтому правая стена — это идеальное место для выкладки товаров, которые приобретаются импульсивно. Желательно, чтобы эти товары имели и яркую, красивую упаковку и удобную фасовку, немаловажно наличие ярких и понятных ценников. В супермаркетах у правой стороны традиционно размещают отдел фруктов и овощей, мясной отдел. Используемые в них многоярусные прилавки-витрины занимают мало площади пола и позволяют эффективно использовать вертикальное пространство.

На втором месте по значимости стоит участок, примыкающий к задней стене торгового зала. Здесь обычно размещают товары первой необходимости, ради приобретения которых покупатель приходит в магазин. Такой принцип размещения используется как стимул, заставляющий покупателей пройти через весь торговый зал и по пути следования совершить дополнительные покупки.

Третьим по выгодности и значимости участком торгового зала обычно является левая торцевая стена. Здесь покупатели оказываются в завершающей стадии движения по торговому залу, здесь обычно заканчивается и та примерная сумма, которую они намеревались истратить на покупки. Поэтому для достижения наилучших результатов необходимо тщательно продумать размещение отделов у левой стены, рационально подобрать ассортимент реализуемых товаров. У левой стены торгового зала целесообразно размещать либо товары повседневного спроса, безусловно, нужные покупателям, либо привлекательные товары, способствующие импульсивным покупкам.

В центральной зоне торгового зала покупательские потоки не отличаются интенсивностью, так как основная часть покупок, как правило, уже сделана при движении по периферийной части зала. Такая закономерность обычно имеет место в продовольственных магазинах при линейной планировке. В средней части торгового зала должны быть размещены бакалейно-гастрономические товары, так как они по праву считаются ядром супермаркета, лидерами продаж. Иногда в самой центральной точке зала размещают отделы с товарами, которые непременно привлекут внимание покупате­лей. Использованием такой тактики хотят заставить покупателей пройти через серединные торговые проходы.

Наиболее слабые по выгодности участки - угловые части торгового зала. Покупатели всегда стремятся выпрямить углы и не заходят в них, если только там не продаются особенно притягательные товары. Одним из решений проблемы эффективного использования угловой площади является размещение там мелких отделов, которые покупатель сразу видит и узнает. В супермаркете это могут быть: винный отдел, секция деликатесных товаров, отдел по приготовлению салатов, цех по выпечке мучных изделий (они распространяют соблазнительные для покупателей запахи). Довольно часто в угловых участках выкладываются товары устойчивого спроса.

Ширина проходов в торговом зале должна быть достаточной для того, чтобы обеспечить свободное беспрепятственное движе­ние потоков покупателей.

Минимальной шириной в настоящее время считается примерно 1,37 м;

в крупных магазинах она со­ставляет не менее 1,98 м (так как ширина закупочных тележек около 61 см).

 

Чрезмерно широкие проходы нежелательны, так как это является бесцельной потерей торговой площади. Кроме того, если проход слишком широк, покупатели осматривают выкладку товаров только с одной стороны, а это означает, что им встречается вдвое меньше товаров, рассчитанных на импульсивную покупку, чем при оптимальной ширине прохода.

Размер проходов перед узлом расчета должен быть увеличен, чтобы покупатели, ожидающие расчета у касс, не мешали осталь­ным осматривать и выбирать товар. Считается, что минимальная ширина прохода перед узлом расчета должна составлять 2,44 м. С увеличением площади магазина и его товарооборота этот размер также увеличивается.

На ширину проходов влияет не только специфическое пове­дение покупателей в различных зонах магазина, но также высота пристенных и островных прилавков-витрин, горок и стеллажей. Ширина прохода должна быть пропорциональна высоте обору­дования и выкладке товара: чем выше прилавки и стеллажи, тем шире проход.

Следует учитывать субъективное восприятие покупателями плотности расстановки оборудования в торговом зале. Если по­купатель видит, что площадь магазина плотно занята товарами, то для него это признак склада, соответственно и цены должны быть складские. Если в магазине просторно — для покупателя это признак элитной торговли. Правило такое: чем просторнее в предприятии торговли, тем выше можно ставить цены.

При распределении торговых площадей каждому товару выделяется место в соответствии с ожидаемым объемом продаж.

Например, если предполагается, что в отделе молочных продук­том продажи товаров марки «Домик в деревне» составят около 5%, то им будет выделено около 5% общей площади на торговом оборудовании. Затем первоначальная оценка уточняется и может измениться.

 






Date: 2015-05-22; view: 619; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию