Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объекты и субъекты товарной экспертизы





Объекты экспертизы

Основными объектамиТЭ являются потребительские то­вары. Однако в ряде случаев при проведении комплексной экс­пертной оценки возникает необходимость ввести дополнитель­ные объектыТЭ, к которым относятся сырье, материалы, по­луфабрикаты; документы; технологические процессы по произ­водству, хранению, транспортированию, подготовке к реализа­ции; услуги по упаковыванию, маркированию, послепродажно­му обслуживанию; определение стоимости товаров; правила эксплуатации или использования потребителем.

Потребительские товары— продукция, реализуемая по­требителю и используемая им для личных целей.

Такое определение термина несколько условно, так как одна и та же продукция, реализуемая различным потребителям (про­мышленным или индивидуальным) и используемая для прин­ципиально одинакового назначения (например, мука для про­мышленного или домашнего хлебопечения) относится к разным классам (товарам промышленного назначения или потребитель­ским). Поэтому многие аспекты экспертизы потребительских товаров характерны и для экспертизы товаров промышленного назначения. В связи с этим термин "товарная экспертиза" рас­ширяет сферу ее применения.

При проведении товарной экспертизы один из конечных ее результатов часто сводится к отнесению оцениваемых потре­бительских товаров к определенной градации.

Градация потребительских товаров.Различают градации качества и размерные градации.

Градации качества — категории товаров одного наиме­нования, отличающихся установленными значениями показателей качества. Все потребительские товары подразделяют на две основные градации качества: стандартные и нестан­дартные, не отвечающие установленным требованиям по од­ному или нескольким показателям качества.

Нестандартную продукцию в зависимости от степени зна­чимости дефектов делят на условно пригодную и опасную про­дукцию.

Условно пригодная нестандартная продукция — продук­ция, содержащая значительные и/или критические устрани­мые дефекты. После устранения выявленных дефектов с помо­щью сортировки и отбраковки дефектных экземпляров или их промышленной переработки категория качества продукции по­вышается до стандартной.



Поэтому экспертная оценка не должна завершаться толь­ко одним констатирующим результатом — отнесением объек­тов экспертизы к определенной градации качества. Не менее важен другой результат ТЭ — прогнозирование возможных способов устранения выявленных дефектов и получения стан­дартной продукции. Эти предполагаемые результаты эксперт при необходимости может оформить в виде консультаций об использовании нестандартных товаров и способах их обработки и/или переработки.

Опасная продукция — продукция с неустранимыми кри­тическими дефектами, использование которой может нанести вред жизни, здоровью и имуществу потребителей, а также ок­ружающей среде.

Опасная продукция не подлежит реализации, переработке в промышленных или домашних условиях. Такая продукция должна быть изъята и уничтожена одним из принятых спосо­бов.

От опасной продукции следует отличать потенциально опас­ные товары, которые относятся к стандартной градации, так как отвечают требованиям действующих стандартов.

Потенциально опасные товары — товары, содержащие вредные для потребителя и/или окружающей среды вещества или выделяющие их в окружающую среду при использовании. Эти товары представляют опасность для потребителей и окру­жающей среды при нерациональном использовании или нару­шении правил эксплуатации.

Перечень потенциально опасных товаров обширен и вклю­чает многие продовольственные и непродовольственные това­ры. К потенциально опасным товарам можно отнести алкоголь­ные напитки (частое и неумеренное потребление этилового спир­та может привести к заболеванию алкоголизмом и даже закон­читься летальным исходом), табачные изделия (никотин вреден для активных и пассивных курильщиков), автомобили (угар­ный газ вреден для водителя, пассажиров и окружающей сре­ды), товары бытовой химии, содержащие вредные смолы, орга­нические растворители, яды и т. п. Вот далеко не полный пере­чень таких товаров.

Стандартные товары подразделяются также на товарные сорта, марки, номера, классы сложности.

При определении этих градаций эксперт должен хорошо разбираться в принципах деления на них стандартной продук­ции, уметь устанавливать и применять отличительные призна­ки разных градаций.

Размерные градации — категории товаров, отличающие­ся установленными размерами. Размерные градации характе­ризуются длиной, диаметром и массой. Размер выступает как один из показателей качества и/или ассортимента, определяя зачастую цену на товар, а также потребительские предпоч­тения.

Для отдельных групп пищевых продуктов (свежих плодов и овощей, соленых и квашеных овощей, рыбы, яиц) размер яв­ляется одним из основополагающих показателей качества и отличительных признаков товарных сортов, категорий. Напри­мер, яблоки высшего сорта должны иметь размер по наиболь­шему поперечному диаметру не менее 60 мм, 1-го — 50, 2-го — 45 мм. Одним из признаков, определяющих категорию яиц, яв­ляется их масса: I категория — не менее 55 г, II — 45 г. Рыба по размерам делится на крупную, среднюю и мелкую.



Размерные градации играют очень важную роль при оцен­ке многих групп непродовольственных товаров (одежда, обувь, стройматериалы, ювелирные изделия, многие канцелярские товары), определяя их ассортиментную принадлежность и по­требительские предпочтения. Так, покупатель покупает одеж­ду и обувь только нужного ему размера, отказываясь от других размеров, даже если другие характеристики товара (цвет, фа­сон, отделка и т. п.) понравились ему больше. Для таких групп товаров размер — наиболее значимое средство создания потре­бительских предпочтений.

Для быстрого распознавания таких размерных градаций принято на маркировке непродовольственных товаров помещать условные обозначения, указывающие размеры товара и соот­ветствующие определенным антропометрическим характеристи­кам потребителей. Эксперт должен хорошо разбираться в этих условных обозначениях. Кроме того, он должен иметь в виду, что эти условные обозначения размеров товаров разных стран происхождения не совпадают и нужно уметь вносить соответствующие коррективы. В приложении 1 приведены таблицы со­поставления условных обозначений размеров одежды, обуви, чулочно-носочных изделий разных стран происхождения.

Определение градации потребительских товаров является заключительным этапом экспертной оценки и обусловлено ее целью. Следует иметь в виду, что конечный результат товарной экспертизы необязательно будет связан с определением града­ции товара.

Цель товарной экспертизы и ее предполагаемые конечные результаты определяют выбор характеристик товара, устанав­ливаемых при экспертной оценке. Поэтому очень важно, чтобы эксперт знал критерии такого выбора.

Критерии выбора потребительских свойств и показате­лей при проведении товарной экспертизы. Вкачестве крите­риев могут быть выбраны степень значимости свойств и пока­зателей, позволяющих наиболее полно и обоснованно достиг­нуть поставленных целей. Эту степень значимости принято обо­значать через коэффициент весомости, который опре­деляется экспертным методом путем опроса экспертов или по­требителей.

Кроме того, выбор потребительских свойств и показателей может быть предопределен целью товарной экспертизы, а так­же произведен заказчиком, который в заявке определяет пере­чень необходимых показателей.

Специфика объектов товарной экспертизы.Следует от­метить, что объекты ТЭ и других видов оценочной деятельно­сти могут быть одинаковыми. При этом оценке подвергаются единичные экземпляры потребительских товаров, комплексные упаковочные единицы и товарные партии. Только при потреби­тельской оценке не определяются характеристики товарных партий.

Субъекты экспертизы

В качестве субъектов товарной экспертизы могут высту­пать физические и юридические лица. Их классифицируют по юридическому статусу, а также по специализации (заказчики, экспертные организации и эксперты, специалисты).

Заказчиками товарной экспертизы являются физиче­ские лица, например покупатели или потребители това­ров, юридические лица, заинтересованные в информации о свойствах и характеристиках товаров и товарных партий, причинах и последствиях тех или иных явлений (торговые организации, поставщики, следственные, судебные и др. органы) и т.д.

По общему правилу экспертизы, проводимые в служеб­ном порядке, назначаются представителями органов госу­дарственного контроля или надзора, руководителями тамо­женной или налоговой службы, судебных органов и др.

Товарную экспертизу проводят организации, имеющие ве­домственную подчиненность федеральным агентствам и ми­нистерствам, а также автономные некоммерческие и общест­венные организации, эксперты в индивидуальном порядке.

Обычно экспертные организации предлагают услуги, включающие в себя несколько видов деятельности: товар­ную экспертизу (например, товароведную по качеству и ко­личеству), оценку стоимости (например, ущерба), консуль­тационные услуги по оформлению документов (например, при пересечении таможенной границы или товарно-сопро­водительных документов), оценку соответствия товара тре­бованиям безопасности в рамках обязательной или добро­вольной сертификации.

Судом, как правило, признаются результаты экспертиз, которые выполнены организациями, имеющими лицензию и аккредитацию.

Свидетельство об аккредитации экспертной организа­ции выдается, если учреждение отвечает установленным требованиям. Для выполнения отдельных исследований и видов деятельности в каждом конкретном случае суще­ствуют индивидуальные требования к оснащению техниче­скими и измерительными средствами, применяемым методам исследования, банку данных, эталонным и рабочим кон­трольным образцам, помещениям и рабочим местам, квали­фицированным специалистам, нормативно-техническим до­кументам и документам, регламентирующим деятельности организации по проведению экспертиз, правилам техники безопасности и мерам по обеспечению защиты изучаемых объектов, наличию прав собственности и соблюдению кон­фиденциальности информации и т.д.

Экспертные организации должны быть независимыми от лиц и организаций, заинтересованных в результатах экс­пертизы. Обязательными условиями этого являются:

— отсутствие совместных коммерческих интересов с по­ставщиками или потребителями исследуемой продукции;

— отсутствие хозяйственной деятельности в области разработки или

изготовления исследуемой продукции;

— независимость экспертов от администрации, заинте­ресованной в проведении экспертизы.

Аккредитация экспертной организации свидетельствует об официальном признании ее материально-технических возможностей, технологической и правовой компетентно­сти в проведении экспертизы товаров или отдельных видов испытаний на соответствие нормативным и техническим документам, а также о независимости этих организаций.

Организация, проводящая экспертизы, может быть ак­кредитована по какой-либо программе (например, «Москов­ское качество»), или только на техническое соответствие по проведению экспертиз для конкретных видов продукции, либо по отдельным видам испытаний на соответствие нор­мативным и техническим документам.

Непосредственными исполнителями экспертизы, ее субъектами являются эксперты (от лат. expertus — сведу­щий, знающий, опытный).

В настоящее время ни одним законодательным докумен­том термин «эксперт» не определен. Как правило, экспертом называют высококвалифицированного специалиста, обла­дающего специальными знаниями в определенной области, профессиональными навыками и опытом; имеющего право на проведение экспертизы; работающего в экспертных уч­реждениях; имеющего специальное разрешение (лицензию) на экспертную деятельность.

Эксперт привлекается заинтересованным лицом или на­значается должностным лицом для проведения исследования, выработки на основе теоретических знаний и практического опыта суждений по поставленным вопросам в форме эксперт­ного заключения. Законодательством определены основания и условия экспертиз, права и обязанности эксперта, которые несколько различаются в зависимости от вида экспертизы.

Физические лица, прежде чем стать экспертами, должны пройти статус кандидата в эксперты. Юридический статус экс­перта приобретают кандидаты, отвечающие определенным требованиям, прошедшие аттестацию (сертификацию) в соот­ветствующей системе или экспертных организациях. После ат­тестации (сертификации) эксперты получают документ (атте­стат или сертификат), подтверждающий их компетентность.

В отдельных случаях эксперты подбираются из числа вы­сококвалифицированных специалистов в определенной области науки, техники, технологии, торговли или общественного пита­ния, назначаются приказом по организации и включаются при необходимости в состав постоянных или временных эксперт­ных групп или дегустационных советов (комиссий). Они состав­ляют категорию независимых экспертов, основное место рабо­ты которых находится вне экспертных организаций (например, учебные заведения, научно-исследовательские институты и др.).

Эксперты могут входить в состав персонала соответствую­щих экспертных организаций (например, Торгово-промышлен­ной палаты Российской Федерации по экспертизе товаров — ТПП) или органов (центров) по сертификации, сертификацион­ных испытательных лабораторий. В этом случае они должны быть аттестованы в одной из следующих систем: Системе "ТПП ЭКСПЕРТ" или Системе сертификации ГОСТ Р. Причем в Сис­теме "ТПП ЭКСПЕРТ" наряду с экспертами предусмотрены еще главные эксперты.

В каждой из указанных систем установлены требования к экспертам и порядку их аттестации, которые регламентируют­ся документами (Положение об экспертах Торгово-промышленной палаты РФ по экспертизе товаров).

Требования к экспертам.Эксперт должен соответствовать следующим требованиям: независимость; компетентность; опыт работы; личные качества.

Независимость эксперта означает отсутствие зависимо­сти от изготовителей, продавцов и потребителей продукции, а также организаций, в которых проводится экспертиза. Условия работы эксперта должны исключать возможности коммерче­ского, финансового, административного и иного воздействия на результаты экспертной оценки.

Компетентность эксперта обеспечивается наличием профессионального образования в определенной области, соот­ветствующей его экспертной деятельности, а также специаль­ными знаниями.

В указанных системах эксперты должны иметь высшее образование, в исключительных случаях допускаются к экспертизе аттестованные эксперты, не имею­щие высшего образования, но обладающие достаточным опы­том работы по экспертизе товаров.

Кроме того, эксперты должны пройти специальную подго­товку по системам и порядкам сертификации при аттестации в Системе ГОСТ Р или по программам обучения экспертов, при­нятым в Системе "ТПП ЭКСПЕРТ". При этом эксперты долж­ны обладать следующими специальными знаниями:

экспертизы товаров, сырья и оборудования;

проведения лабораторных исследований образцов (проб) товаров, включая физико-химические и микробиологические;

нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к продукции, а также требования к методам и объ­емам испытаний.

Эксперты, осуществляющие товарную экспертизу, по спе­циализации подразделяются на: товароведов, технологов, стандартизаторов, а также дегустаторов. Специализация опре­деляется профессиональным образованием, а также стажем работы в области специализации не менее 10 лет (для лиц, имею­щих ученую степень, — не менее 4 лет).

Компетентность экспертов поддерживается путем систе­матического участия в экспертизах товаров, самостоятельного обучения с помощью учебной, научной и справочной литерату­ры в области средств, методов и организации экспертизы, а также повышения квалификации в учреждениях дополнитель­ного образования.

Опыт работы — одна из важных характеристик экспер­та при аттестации. Кандидат в эксперты должен иметь не ме­нее 4 лет стажа практической работы в отрасли, соответствую­щей заявленной области аттестации. В Системе "ТПП ЭКСПЕРТ" особо устанавливается также 2-годичный стаж работы в облас­ти экспертизы, обеспечения и управления качеством, а в Сис­теме сертификации ГОСТ Р — в области сертификации про­дукции.

До аттестации кандидат в эксперты должен приобрести опыт проведения экспертиз, который определяется участием не ме­нее чем в четырех полных экспертных проверках.

Личные качества эксперта: объективность, ответствен­ность, непредвзятость (непредубежденность) и принципиаль­ность. Эти качества необходимо иметь эксперту для соблюде­ния принципов, положенных в основу экспертизы, а также для выполнения возложенных на него задач.

Объективность эксперта основывается на его незави­симости и компетентности, что позволяет проводить беспри­страстную оценку товаров, используя необходимую и достаточ­ную информацию о них. Объективность тесно связана с непредвзятостью оценок товаров и документов, а также дру­гих объектов экспертизы. Эксперт должен уметь основывать экспертную оценку на фактических, неоспоримо доказанных или предполагаемых сведениях о товаре, противостоять давлению, оказываемому заинтересованными лицами.

Ответственность эксперта должна основываться на соблюдении действующего законодательства, а также требова­ний нормативных документов системы, в которой аттестован

осуществлять компетентную оценку объектов товарной экспертизы;

проявлять объективность и независимость при проведении экспертизы;

предоставлять аргументированные доказательства правиль­ности сделанных оценок и достоверности полученных резуль­татов;

соблюдать этические нормы, быть доброжелательным и уравновешенным;

обеспечивать конфиденциальность полученной в резуль­тате проверки информации;

противостоять попыткам оказания на него давления.

Субъекты экспертизы — физические лица подразделяют­ся, как уже указывалось, на три категории: кандидат в экспер­ты, эксперт и главный эксперт, для которых характерны свои особенности. Кандидат в эксперты не аттестован в системе, по­этому он может участвовать в товарных экспертизах лишь со­вместно с экспертами.

Эксперты и главные эксперты (в Системе “ТПП ЭКСПЕРТ”) имеют право на выполнение работ по экспертизе и/или серти­фикации и/или инспекционному контролю в области эксперти­зы, если они прошли специальную подготовку, аттестованы (сер­тифицированы) в системе, получили аттестат (сертификат) и внесены в Реестр системы.

Специальные требования к главному эксперту: соответствовать требованиям, предъявляемым к экспертам; иметь опыт работы в качестве аттестованного эксперта не менее трех полных экспертных проверок; уметь организовывать экспертную проверку и руководить ею; обладать глубокими знаниями, необходимыми для прове­дения экспертных проверок.

Специальные требования к экспертам-дегустаторам: обладать сенсорной чувствительностью; различать основные цвета, вкусы, запахи и их оттенки; пройти проверку сенсорных способностей.

При подготовке, проведении и оформлении результатов товарной экспертизы эксперт обладает определенными права­ми и обязанностями.

Эксперт имеет право:

· знакомиться с необходимыми нормативными и технически­ми документами, отсутствие которых препятствует составле­нию объективного и обоснованного заключения, а также прово­дить анализ этих документов;

· осматривать товарные партии, измерять их количествен­ные характеристики;

· проводить отбор выборок, точечных и объединенных проб, средних образцов из товарных партий;

· направлять отобранные образцы на анализ (испытания) в испытательную лабораторию, аттестованную для проведения экспертной оценки;

· идентифицировать товар по ассортиментной принадлеж­ности, указанной на маркировке и/или в товарно-сопроводи­тельных документах;

· проводить экспертную оценку органолептическими, доступ­ными измерительными методами, а также другими методами оценки, исходя из целей товарной экспертизы;

· определять градации качества товаров -— объектов товар­ной экспертизы;

· проводить оценку состояния предприятия (организации); при необходимости проверять соблюдение установленных требований к технологическим процессам производства, усло­виям и срокам хранения, транспортирования, подготовки това­ров к продаже, реализации;

· опрашивать обслуживающий персонал торговых организа­ций, а также потребителей о соблюдении ими установленных правил хранения, торговли и эксплуатации (или использо­вания);

· проводить анализ результатов испытаний; выдавать заключения о качественном состоянии товаров, а при необходимости и консультации о их дальнейшем использо­вании (переработке или уничтожении);

· организовать и осуществлять инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, а также другими объектами экспертизы.

Эксперты санитарно-эпидемиологических органов и служб имеют дополнительные права:

· выдавать предписания об использовании или уничтожении недоброкачественной продукции и проводить контроль за их исполнением;

· изымать опасную продукцию и направлять ее для уничто­жения, условно пригодную продукцию — на промышленную переработку.

При проведении экспертизы эксперт обязан:

· соблюдать действующие законы, нормативные документы в области качества, природоохранных мероприятий, стандар­тизации, метрологии, сертификации, защиты прав потребите­лей;

· принимать участие в совместных экспертизах по требова­нию органов государственного управления;

· обеспечивать сохранность и целостность отобранных проб (образцов) при направлении их на испытания;

· осуществлять компетентную оценку объектов товарной экспертизы;

· проявлять объективность и независимость при проведении экспертизы;

· предоставлять аргументированные доказательства правиль­ности сделанных оценок и достоверности полученных резуль­татов;

· соблюдать этические нормы, быть доброжелательным и уравновешенным;

· обеспечивать конфиденциальность полученной в резуль­тате проверки информации;

· противостоять попыткам оказания на него давления.

 

 






Date: 2015-05-22; view: 2010; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию