![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Объекты и субъекты товарной экспертизыСтр 1 из 2Следующая ⇒ Объекты экспертизы Основными объектамиТЭ являются потребительские товары. Однако в ряде случаев при проведении комплексной экспертной оценки возникает необходимость ввести дополнительные объектыТЭ, к которым относятся сырье, материалы, полуфабрикаты; документы; технологические процессы по производству, хранению, транспортированию, подготовке к реализации; услуги по упаковыванию, маркированию, послепродажному обслуживанию; определение стоимости товаров; правила эксплуатации или использования потребителем. Потребительские товары— продукция, реализуемая потребителю и используемая им для личных целей. Такое определение термина несколько условно, так как одна и та же продукция, реализуемая различным потребителям (промышленным или индивидуальным) и используемая для принципиально одинакового назначения (например, мука для промышленного или домашнего хлебопечения) относится к разным классам (товарам промышленного назначения или потребительским). Поэтому многие аспекты экспертизы потребительских товаров характерны и для экспертизы товаров промышленного назначения. В связи с этим термин "товарная экспертиза" расширяет сферу ее применения. При проведении товарной экспертизы один из конечных ее результатов часто сводится к отнесению оцениваемых потребительских товаров к определенной градации. Градация потребительских товаров.Различают градации качества и размерные градации. Градации качества — категории товаров одного наименования, отличающихся установленными значениями показателей качества. Все потребительские товары подразделяют на две основные градации качества: стандартные и нестандартные, не отвечающие установленным требованиям по одному или нескольким показателям качества. Нестандартную продукцию в зависимости от степени значимости дефектов делят на условно пригодную и опасную продукцию. Условно пригодная нестандартная продукция — продукция, содержащая значительные и/или критические устранимые дефекты. После устранения выявленных дефектов с помощью сортировки и отбраковки дефектных экземпляров или их промышленной переработки категория качества продукции повышается до стандартной. Поэтому экспертная оценка не должна завершаться только одним констатирующим результатом — отнесением объектов экспертизы к определенной градации качества. Не менее важен другой результат ТЭ — прогнозирование возможных способов устранения выявленных дефектов и получения стандартной продукции. Эти предполагаемые результаты эксперт при необходимости может оформить в виде консультаций об использовании нестандартных товаров и способах их обработки и/или переработки. Опасная продукция — продукция с неустранимыми критическими дефектами, использование которой может нанести вред жизни, здоровью и имуществу потребителей, а также окружающей среде. Опасная продукция не подлежит реализации, переработке в промышленных или домашних условиях. Такая продукция должна быть изъята и уничтожена одним из принятых способов. От опасной продукции следует отличать потенциально опасные товары, которые относятся к стандартной градации, так как отвечают требованиям действующих стандартов. Потенциально опасные товары — товары, содержащие вредные для потребителя и/или окружающей среды вещества или выделяющие их в окружающую среду при использовании. Эти товары представляют опасность для потребителей и окружающей среды при нерациональном использовании или нарушении правил эксплуатации. Перечень потенциально опасных товаров обширен и включает многие продовольственные и непродовольственные товары. К потенциально опасным товарам можно отнести алкогольные напитки (частое и неумеренное потребление этилового спирта может привести к заболеванию алкоголизмом и даже закончиться летальным исходом), табачные изделия (никотин вреден для активных и пассивных курильщиков), автомобили (угарный газ вреден для водителя, пассажиров и окружающей среды), товары бытовой химии, содержащие вредные смолы, органические растворители, яды и т. п. Вот далеко не полный перечень таких товаров. Стандартные товары подразделяются также на товарные сорта, марки, номера, классы сложности. При определении этих градаций эксперт должен хорошо разбираться в принципах деления на них стандартной продукции, уметь устанавливать и применять отличительные признаки разных градаций. Размерные градации — категории товаров, отличающиеся установленными размерами. Размерные градации характеризуются длиной, диаметром и массой. Размер выступает как один из показателей качества и/или ассортимента, определяя зачастую цену на товар, а также потребительские предпочтения. Для отдельных групп пищевых продуктов (свежих плодов и овощей, соленых и квашеных овощей, рыбы, яиц) размер является одним из основополагающих показателей качества и отличительных признаков товарных сортов, категорий. Например, яблоки высшего сорта должны иметь размер по наибольшему поперечному диаметру не менее 60 мм, 1-го — 50, 2-го — 45 мм. Одним из признаков, определяющих категорию яиц, является их масса: I категория — не менее 55 г, II — 45 г. Рыба по размерам делится на крупную, среднюю и мелкую. Размерные градации играют очень важную роль при оценке многих групп непродовольственных товаров (одежда, обувь, стройматериалы, ювелирные изделия, многие канцелярские товары), определяя их ассортиментную принадлежность и потребительские предпочтения. Так, покупатель покупает одежду и обувь только нужного ему размера, отказываясь от других размеров, даже если другие характеристики товара (цвет, фасон, отделка и т. п.) понравились ему больше. Для таких групп товаров размер — наиболее значимое средство создания потребительских предпочтений. Для быстрого распознавания таких размерных градаций принято на маркировке непродовольственных товаров помещать условные обозначения, указывающие размеры товара и соответствующие определенным антропометрическим характеристикам потребителей. Эксперт должен хорошо разбираться в этих условных обозначениях. Кроме того, он должен иметь в виду, что эти условные обозначения размеров товаров разных стран происхождения не совпадают и нужно уметь вносить соответствующие коррективы. В приложении 1 приведены таблицы сопоставления условных обозначений размеров одежды, обуви, чулочно-носочных изделий разных стран происхождения. Определение градации потребительских товаров является заключительным этапом экспертной оценки и обусловлено ее целью. Следует иметь в виду, что конечный результат товарной экспертизы необязательно будет связан с определением градации товара. Цель товарной экспертизы и ее предполагаемые конечные результаты определяют выбор характеристик товара, устанавливаемых при экспертной оценке. Поэтому очень важно, чтобы эксперт знал критерии такого выбора. Критерии выбора потребительских свойств и показателей при проведении товарной экспертизы. Вкачестве критериев могут быть выбраны степень значимости свойств и показателей, позволяющих наиболее полно и обоснованно достигнуть поставленных целей. Эту степень значимости принято обозначать через коэффициент весомости, который определяется экспертным методом путем опроса экспертов или потребителей. Кроме того, выбор потребительских свойств и показателей может быть предопределен целью товарной экспертизы, а также произведен заказчиком, который в заявке определяет перечень необходимых показателей. Специфика объектов товарной экспертизы.Следует отметить, что объекты ТЭ и других видов оценочной деятельности могут быть одинаковыми. При этом оценке подвергаются единичные экземпляры потребительских товаров, комплексные упаковочные единицы и товарные партии. Только при потребительской оценке не определяются характеристики товарных партий. Субъекты экспертизы В качестве субъектов товарной экспертизы могут выступать физические и юридические лица. Их классифицируют по юридическому статусу, а также по специализации (заказчики, экспертные организации и эксперты, специалисты). Заказчиками товарной экспертизы являются физические лица, например покупатели или потребители товаров, юридические лица, заинтересованные в информации о свойствах и характеристиках товаров и товарных партий, причинах и последствиях тех или иных явлений (торговые организации, поставщики, следственные, судебные и др. органы) и т.д. По общему правилу экспертизы, проводимые в служебном порядке, назначаются представителями органов государственного контроля или надзора, руководителями таможенной или налоговой службы, судебных органов и др. Товарную экспертизу проводят организации, имеющие ведомственную подчиненность федеральным агентствам и министерствам, а также автономные некоммерческие и общественные организации, эксперты в индивидуальном порядке. Обычно экспертные организации предлагают услуги, включающие в себя несколько видов деятельности: товарную экспертизу (например, товароведную по качеству и количеству), оценку стоимости (например, ущерба), консультационные услуги по оформлению документов (например, при пересечении таможенной границы или товарно-сопроводительных документов), оценку соответствия товара требованиям безопасности в рамках обязательной или добровольной сертификации. Судом, как правило, признаются результаты экспертиз, которые выполнены организациями, имеющими лицензию и аккредитацию. Свидетельство об аккредитации экспертной организации выдается, если учреждение отвечает установленным требованиям. Для выполнения отдельных исследований и видов деятельности в каждом конкретном случае существуют индивидуальные требования к оснащению техническими и измерительными средствами, применяемым методам исследования, банку данных, эталонным и рабочим контрольным образцам, помещениям и рабочим местам, квалифицированным специалистам, нормативно-техническим документам и документам, регламентирующим деятельности организации по проведению экспертиз, правилам техники безопасности и мерам по обеспечению защиты изучаемых объектов, наличию прав собственности и соблюдению конфиденциальности информации и т.д. Экспертные организации должны быть независимыми от лиц и организаций, заинтересованных в результатах экспертизы. Обязательными условиями этого являются: — отсутствие совместных коммерческих интересов с поставщиками или потребителями исследуемой продукции; — отсутствие хозяйственной деятельности в области разработки или изготовления исследуемой продукции; — независимость экспертов от администрации, заинтересованной в проведении экспертизы. Аккредитация экспертной организации свидетельствует об официальном признании ее материально-технических возможностей, технологической и правовой компетентности в проведении экспертизы товаров или отдельных видов испытаний на соответствие нормативным и техническим документам, а также о независимости этих организаций. Организация, проводящая экспертизы, может быть аккредитована по какой-либо программе (например, «Московское качество»), или только на техническое соответствие по проведению экспертиз для конкретных видов продукции, либо по отдельным видам испытаний на соответствие нормативным и техническим документам. Непосредственными исполнителями экспертизы, ее субъектами являются эксперты (от лат. expertus — сведущий, знающий, опытный). В настоящее время ни одним законодательным документом термин «эксперт» не определен. Как правило, экспертом называют высококвалифицированного специалиста, обладающего специальными знаниями в определенной области, профессиональными навыками и опытом; имеющего право на проведение экспертизы; работающего в экспертных учреждениях; имеющего специальное разрешение (лицензию) на экспертную деятельность. Эксперт привлекается заинтересованным лицом или назначается должностным лицом для проведения исследования, выработки на основе теоретических знаний и практического опыта суждений по поставленным вопросам в форме экспертного заключения. Законодательством определены основания и условия экспертиз, права и обязанности эксперта, которые несколько различаются в зависимости от вида экспертизы. Физические лица, прежде чем стать экспертами, должны пройти статус кандидата в эксперты. Юридический статус эксперта приобретают кандидаты, отвечающие определенным требованиям, прошедшие аттестацию (сертификацию) в соответствующей системе или экспертных организациях. После аттестации (сертификации) эксперты получают документ (аттестат или сертификат), подтверждающий их компетентность. В отдельных случаях эксперты подбираются из числа высококвалифицированных специалистов в определенной области науки, техники, технологии, торговли или общественного питания, назначаются приказом по организации и включаются при необходимости в состав постоянных или временных экспертных групп или дегустационных советов (комиссий). Они составляют категорию независимых экспертов, основное место работы которых находится вне экспертных организаций (например, учебные заведения, научно-исследовательские институты и др.). Эксперты могут входить в состав персонала соответствующих экспертных организаций (например, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по экспертизе товаров — ТПП) или органов (центров) по сертификации, сертификационных испытательных лабораторий. В этом случае они должны быть аттестованы в одной из следующих систем: Системе "ТПП ЭКСПЕРТ" или Системе сертификации ГОСТ Р. Причем в Системе "ТПП ЭКСПЕРТ" наряду с экспертами предусмотрены еще главные эксперты. В каждой из указанных систем установлены требования к экспертам и порядку их аттестации, которые регламентируются документами (Положение об экспертах Торгово-промышленной палаты РФ по экспертизе товаров). Требования к экспертам.Эксперт должен соответствовать следующим требованиям: независимость; компетентность; опыт работы; личные качества. Независимость эксперта означает отсутствие зависимости от изготовителей, продавцов и потребителей продукции, а также организаций, в которых проводится экспертиза. Условия работы эксперта должны исключать возможности коммерческого, финансового, административного и иного воздействия на результаты экспертной оценки. Компетентность эксперта обеспечивается наличием профессионального образования в определенной области, соответствующей его экспертной деятельности, а также специальными знаниями. В указанных системах эксперты должны иметь высшее образование, в исключительных случаях допускаются к экспертизе аттестованные эксперты, не имеющие высшего образования, но обладающие достаточным опытом работы по экспертизе товаров. Кроме того, эксперты должны пройти специальную подготовку по системам и порядкам сертификации при аттестации в Системе ГОСТ Р или по программам обучения экспертов, принятым в Системе "ТПП ЭКСПЕРТ". При этом эксперты должны обладать следующими специальными знаниями: экспертизы товаров, сырья и оборудования; проведения лабораторных исследований образцов (проб) товаров, включая физико-химические и микробиологические; нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к продукции, а также требования к методам и объемам испытаний. Эксперты, осуществляющие товарную экспертизу, по специализации подразделяются на: товароведов, технологов, стандартизаторов, а также дегустаторов. Специализация определяется профессиональным образованием, а также стажем работы в области специализации не менее 10 лет (для лиц, имеющих ученую степень, — не менее 4 лет). Компетентность экспертов поддерживается путем систематического участия в экспертизах товаров, самостоятельного обучения с помощью учебной, научной и справочной литературы в области средств, методов и организации экспертизы, а также повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования. Опыт работы — одна из важных характеристик эксперта при аттестации. Кандидат в эксперты должен иметь не менее 4 лет стажа практической работы в отрасли, соответствующей заявленной области аттестации. В Системе "ТПП ЭКСПЕРТ" особо устанавливается также 2-годичный стаж работы в области экспертизы, обеспечения и управления качеством, а в Системе сертификации ГОСТ Р — в области сертификации продукции. До аттестации кандидат в эксперты должен приобрести опыт проведения экспертиз, который определяется участием не менее чем в четырех полных экспертных проверках. Личные качества эксперта: объективность, ответственность, непредвзятость (непредубежденность) и принципиальность. Эти качества необходимо иметь эксперту для соблюдения принципов, положенных в основу экспертизы, а также для выполнения возложенных на него задач. Объективность эксперта основывается на его независимости и компетентности, что позволяет проводить беспристрастную оценку товаров, используя необходимую и достаточную информацию о них. Объективность тесно связана с непредвзятостью оценок товаров и документов, а также других объектов экспертизы. Эксперт должен уметь основывать экспертную оценку на фактических, неоспоримо доказанных или предполагаемых сведениях о товаре, противостоять давлению, оказываемому заинтересованными лицами. Ответственность эксперта должна основываться на соблюдении действующего законодательства, а также требований нормативных документов системы, в которой аттестован осуществлять компетентную оценку объектов товарной экспертизы; проявлять объективность и независимость при проведении экспертизы; предоставлять аргументированные доказательства правильности сделанных оценок и достоверности полученных результатов; соблюдать этические нормы, быть доброжелательным и уравновешенным; обеспечивать конфиденциальность полученной в результате проверки информации; противостоять попыткам оказания на него давления. Субъекты экспертизы — физические лица подразделяются, как уже указывалось, на три категории: кандидат в эксперты, эксперт и главный эксперт, для которых характерны свои особенности. Кандидат в эксперты не аттестован в системе, поэтому он может участвовать в товарных экспертизах лишь совместно с экспертами. Эксперты и главные эксперты (в Системе “ТПП ЭКСПЕРТ”) имеют право на выполнение работ по экспертизе и/или сертификации и/или инспекционному контролю в области экспертизы, если они прошли специальную подготовку, аттестованы (сертифицированы) в системе, получили аттестат (сертификат) и внесены в Реестр системы. Специальные требования к главному эксперту: соответствовать требованиям, предъявляемым к экспертам; иметь опыт работы в качестве аттестованного эксперта не менее трех полных экспертных проверок; уметь организовывать экспертную проверку и руководить ею; обладать глубокими знаниями, необходимыми для проведения экспертных проверок. Специальные требования к экспертам-дегустаторам: обладать сенсорной чувствительностью; различать основные цвета, вкусы, запахи и их оттенки; пройти проверку сенсорных способностей. При подготовке, проведении и оформлении результатов товарной экспертизы эксперт обладает определенными правами и обязанностями. Эксперт имеет право: · знакомиться с необходимыми нормативными и техническими документами, отсутствие которых препятствует составлению объективного и обоснованного заключения, а также проводить анализ этих документов; · осматривать товарные партии, измерять их количественные характеристики; · проводить отбор выборок, точечных и объединенных проб, средних образцов из товарных партий; · направлять отобранные образцы на анализ (испытания) в испытательную лабораторию, аттестованную для проведения экспертной оценки; · идентифицировать товар по ассортиментной принадлежности, указанной на маркировке и/или в товарно-сопроводительных документах; · проводить экспертную оценку органолептическими, доступными измерительными методами, а также другими методами оценки, исходя из целей товарной экспертизы; · определять градации качества товаров -— объектов товарной экспертизы; · проводить оценку состояния предприятия (организации); при необходимости проверять соблюдение установленных требований к технологическим процессам производства, условиям и срокам хранения, транспортирования, подготовки товаров к продаже, реализации; · опрашивать обслуживающий персонал торговых организаций, а также потребителей о соблюдении ими установленных правил хранения, торговли и эксплуатации (или использования); · проводить анализ результатов испытаний; выдавать заключения о качественном состоянии товаров, а при необходимости и консультации о их дальнейшем использовании (переработке или уничтожении); · организовать и осуществлять инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, а также другими объектами экспертизы. Эксперты санитарно-эпидемиологических органов и служб имеют дополнительные права: · выдавать предписания об использовании или уничтожении недоброкачественной продукции и проводить контроль за их исполнением; · изымать опасную продукцию и направлять ее для уничтожения, условно пригодную продукцию — на промышленную переработку. При проведении экспертизы эксперт обязан: · соблюдать действующие законы, нормативные документы в области качества, природоохранных мероприятий, стандартизации, метрологии, сертификации, защиты прав потребителей; · принимать участие в совместных экспертизах по требованию органов государственного управления; · обеспечивать сохранность и целостность отобранных проб (образцов) при направлении их на испытания; · осуществлять компетентную оценку объектов товарной экспертизы; · проявлять объективность и независимость при проведении экспертизы; · предоставлять аргументированные доказательства правильности сделанных оценок и достоверности полученных результатов; · соблюдать этические нормы, быть доброжелательным и уравновешенным; · обеспечивать конфиденциальность полученной в результате проверки информации; · противостоять попыткам оказания на него давления.
|