Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категория состояния как часть речи





КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

План

1. История разработки вопроса о категории состояния в русской лингвистике.

2. Категория состояния как самостоятельная часть речи.

2.1.Группы безлично-предикативных слов по значению.

2.2. Морфологические признаки категории состояния.

2.3.Синтаксические особенности категории состояния.

3.Образование безлично-предикативных слов и способы разграничения грамматических омонимов.

 

1. История разработки вопроса о категории состояния в русской лингвистике. В составе знаменательных частей речи русского языка выделяется группа слов, разнородная по соотнесённости с другими частями речи, которые выступают в качестве сказуемого односоставного безличного предложения: душно, холодно, можно, нельзя, пора, охота, жаль, грех и мн. др.

Для её обозначения в морфологии существует несколько терминов. Наибольшее распространение в научной и вузовской грамматиках получил термин акад. Л.В. Щербы «категория состояния», который указывает на семантику слов этого лексико-грамматического разряда.

Другой термин – безлично-предикативные слова – был введен в научный обиход проф. С.И. Абакумовым, который точно обозначает синтаксическую функцию этих слов. Оба термина употребляются в современной лингвистической литературе.

Иногда пользуются термином предикативы, который, однако, имеет слишком широкое значение, т.к. предикативом обычно называют сказуе­мое, а в роли сказуемого могут употребляться все знаменательные слова.

Судя по терминологическому разнобою, вопрос о категории состояния в лингвистике не решен окончательно. Одни ученые вслед за акад. Л.В. Щербой и В.В. Виноградовым (это проф. Н.С. Поспелов, Е.М. Галкина-Федорук, В.В. Бабайцева и др., в том числе авторы всех вузовских учебников) считают слова категории состояния самостоятельной частью речи.

Другие ученые ставят под сомнение самостоятельность существования этой части речи и включают такие слова в состав наречий (проф. А.Б. Шапиро, В.Н. Мигирин, АГ-52, АГ-70 и др.). В качестве основания для отрицания самостоятельности категории состояния служат разнообразие средств выражения этих слов, нечеткие морфологические признаки. Ученые, не признающие слова категории состояния как самостоятельную часть речи, обычно называют их предикативными наречиями. Такой подход, в частности, нашел отражение в ныне действующих белорусских школьных учебниках.

Однако, даже признав самостоятельность категории состояния, сторонники этой точки зрения расходятся в определении объема этой части речи. Так, акад. Щерба включает в категорию состояния очень разнообразный круг слов, а проф. Галкина-Федорук значительно ограничивает его объем.

Отдельные безлично-предикативные слова с формой существительных, прилагательных и наречий на обратили на себя внима­ние языковедов еще в первой половине XIX в. Уже Н. Кошанский, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев и др. понимали, что такие слова, как жаль, лень, (не)льзя, стыдно, со­вестно и т. п., не могут быть отнесены ни к существительным, ни к кратким прилага­тельным, ни к наречиям. Чувствуя специфику их лексического значения, а также учитывая их неизменяемость по падежам, свойственное им значение времени и упо­требление исключительно или преимущественно в функции сказуемого, лингвисты причисляли их обычно к глаголу. Так, например, Н. Кошанский слова жаль, жалко, стыдно, совестно относил к безличным глаголам. А.Х. Востоков в своей «Русской грам­матике» к категории глагола присоединил и краткие прилагательные, не имеющие соответствующих полных, – рад, готов, горазд. Ф.И. Буслаев, несмотря на то, что не поддержал во многом точку зрения Востокова, такие слова, как жаль, лень, тоже счи­тал безличными глаголами.

Акад. А.А. Шахматов на рубеже ХIХ – ХХ веков формы стало жаль, становилось хуже, совестно стало и т.п. считал спрягаемыми и называл предикативными наречиями.

Впервые вопрос о категории состояния как особой части речи поставил Л. В. Щерба в работе «О частях речи в русском языке» в 1928 году. Он отметил, что такие слова, как нельзя, можно, пора, жаль, холодно, светло, весело и т. д., «употребляются со связкой и функционируют как сказуемое безличных предложений», показал их отличие от наречий и прилагательных. Так как указанные слова служат для выра­жения состояния, которое, однако, отличается «от такого же состояния, но представляемого как действие» (ср.: становится холоднохолодает, морозноморозит и т. д.), Л. В. Щерба предложил назвать их «категорией состояния». В качестве их формальных признаков он отметил неизменяемость и употребление со связкой. В состав категории состояния он включал такие сочетания, как быть навеселе, быть замужем, быть начеку, быть без памяти и др.

Подробно описал категорию состояния и без колебания выделил ее в самостоя­тельную часть речи акад. В.В. Виноградов. Он уточнил состав безлично-предикативных слов, ограничив их несклоняемо-именными и наречными словами, выступающими в роли сказуемого.

В дальнейшем категория состояния разраба­тывалась в трудах Н.С. Поспелова, Е. М. Галкиной-Федорук, В. В. Бабайцевой и др. Работа в этом направлении проф. Е.М. Галкиной-Федорук привела к тому, что в состав категории состояния стали включать только те слова, которые выполняют функцию сказуемого в безличных предложениях. Поэтому были выведены из состава этой части речи некоторые краткие прилагательные типа рад, должен, согласен и др., а также существительные не дурак, не промах, которые употребляются как сказуемое в личных двусоставных предложениях.

В дальнейшем эта точка зрения получила наибольшее распространение, поэтому мы и остановимся на ней.

Категория состояния как часть речи.

Итак, в морфологической системе современного русского языка категория состояния занимает определенное место, следуя за наречием.

Категория со­стояния, или безлично-предикативные слова, – это знаменательные неизменяемые слова, которые обозначают состояние как обще- грамматическое значение. Они сочетаются с глагольной связкой и употребляются в качестве сказуемого безличного предложения. Например: Шурке было не­ловко: он понимал, что поступил нехорошо (Станюкович). Прохору становилось мучительно и страшно (Шишков). – Как у тебя тут чудно! Словно у монашенки! – говорил он (Андреев). Примеры показывают, что слова данной части речи являются синкретичными, обладая признаками глагола и наречия: глагольные свойства выражаются в форме связки, а свойства наречия проявляются в неизменяемости по родам, числам и падежам, в наличии степеней сравнения у слов категории состояния на - о, в возможности образования производных слов с суффиксами субъективной оценки.

Слова категории состояния отвечают на вопросы каково? было каково?, будет каково? При этом слово каково? имеет постоянную форму ед. числа, ср. рода, т.е. не изменяется по родам и числам, в отличие от местоимения –краткого прилагательного каков, какова, каково, каковы. В разговорной речи используется вопрос как? Ср.: 1. – Каково было в лесах? – Душно, жутко, невыносимо. 2. – Как было в лесах? – Душно, жутко, невыносимо.

При выделении слов категории состояния необходимо учитывать их семантику, морфологические признаки и синтаксическую функцию.

2. 1. Группы безлично-предикативных слов по значению. Все слова категории состояния имеют общий семантический признак – состояние. Оно неоднородно, и в зависимости от того, какое состояние они выражают, слова категории состояния делятся на следующие группы.

1. Слова, обозначающие состояние окружающей среды, обста­новки: темно, жарко, пусто, сыро, бело и т.п. Было душно, жарко, шумно. Пахло борщом, подгорелым маслом (Коновалов). С утра было ветрено (А. Н. Толстой). Тихо в избе (Шишков).

Слова этой группы обычно сочетаются лишь с обстоятельственными словами, редко с дополнением в род. падеже, но при них не может быть дательного падежа, обозначаю­щего субъект. Например: Там было пестро и шумно от народа (А. Н. Толстой). У меня зимой в избушке сыро, холодно (Никитин). При наличии дательного субъекта эти слова обозначают состояние не среды, а субъекта, если даже в предложении при них имеются обстоятельственные слова, например: мне здесь душно, ему здесь хорошо, им там весело.

2. Слова, выражающие физическое состояние живых существ: тошно, больно, зябко, горько, холодно, дурно, щекотно и т. п. Например: Птенчику стало тепло, и онвесело зачирикал. В том или ином состоянии может находиться только часть организма живого суще­ства: Щекам было жарко (Шишков). Стало горячо сердцу (А. Н. Толстой).

3. Слова, выражающие душевное состояние человека. Например: Прохору стало жутко. Ему стало обидно, горько (Шишков). Ему было неудобно и стыдно (А.Н. Толстой). Ему и приятно, и жутко, и в то же время досадно... (Станюкович). В переносном значении душевное состояние могут выражать многие слова первой и второй групп. Примеры: Миша, тебе не боязно жить вот так? Мутно на душе, да? (Коновалов). Горько мне с вами... (Шишков).

4. Слова, выражающие состояние временных и пространственных отношений: далеко, близко, глубоко, высоко, долго, широко, узко и т. п. Например: Ивану Афанасьевичу до нас далеко стало (И. Шмелев). Пока не поздно, надо что-то сделать (В. Катаев).

5. Слова, выражающие отрицательную или положительную оценку какого-либо состояния или действия. Например: – Верно, Рыбин! – Пра­вильно, кочегар! (Горький). Идиллия, – сказал он. – Поют и меч­тают на луну! Прелестно, клянусь богом! (Чехов).

К словам этой группы примыкают слова типа видно, слышно и др. Они обычно выражают оценку состояния окружающей среды с точки зрения слу­ховой и зрительной воспринимаемости предметов: здесь ничего не видно; тропинку еле заметно; слышно крик петуха.

6. Слова категории состояния, имеющие модальные значения необходимости, долженствования, возможности: надо, нужно, должно, необ­ходимо, можно, нельзя, возможно (невозможно) ит. п. Например: Можно тебе – зайди, нельзя – нечего делать (Достоевский). Коли тебе надобно, поезжай в свои места один (Бажов).

7. Слова категории состояния с модальным значением проявления чего-нибудь в достаточной, по определению говорящего, мере, а также обозначающие необходимость прекращения действия: достаточно, довольно, полно, хватит, будет. Например: Будет тебе, Яша, сердце надрывать (Горький). Нет, Пинчук не хочет, чтобы колхозники в его селе жили под соломенными крышами. Хватит! (Алексеев). – Баста! – сказал он густым голосом. – Довольно бол­товни. За дело, ребята (А. Н. Толстой).

8. Слова категории состояния типа крышка, каюк, капут, крест, конец и т.п., омонимичные междометиям. В отличие от междометий эти слова, во-первых, грамматически свя­заны с другими словами: они управляют дательным падежом субъекта (ему каюк, вам капут), сочетаются с обстоятельственными словами, обозначающими место, время (завтра ему крышка, здесь ему и каюк); во-вторых, все они обозначают состояние кого (чего)-либо, которое как бы решает его судьбу. Например: А вору Феденьке, мучителю ее,крест... (Шишков). Всему конец (Некрасов). Сердце отказывается работать. Капут старику (Неверов). Некоторые из этих слов, на­пример каюк, капут, употребляются только в функции сказуемого безличных предложений.

Некоторые многозначные безлично-предикативные слова могут входить в несколько групп. Так, слова жарко, темно и др. входят в 1-ю и 3-ю группы. Ср.: Сеньке Козырю жарко сделалось (Шишков) и В лачуге сделалось жарко (Шишков). Слова хорошо, плохо, самые абстрактные из слов категории состояния, могут входить в 1, 2, 3, 5-ю группы. Ср.: Хорошо в лесу зимой.Хорошо мне, тепло.Хорошо на душе.Хорошо, что ты пришел.

Таким образом, исходя из семантики, все слова категории состояния можно объединить в группы: 1) качественные безлично-предикативные слова, обозначающие состояние живых существ и окружающей среды и 2) модальные безлично-предикативные слова, которые выражают модальную оценку состояния субъекта.

В учебнике морфологии проф. Л.Д. Чесноковой и В.С. Печниковой / под ред. Е.И Дибровой (ч. 2. – Р-н-Д, 1997. – С. 200–201) выделяется еще одна группа слов местоименного происхождения типа каково, таково, некогда, некуда, негде, незачем и т.п., которые они относят к категории состояния, потому что в сочетании с зависимым от этих слов инфинитивом они выражают значения конкретного состояния, например: некогда отдыхать (состояние занятости), незачем спешить (состояние бесцельности), негде жить (состояние бездомности), у Лермонтова: И некому руку подать в минуту душевной невзгоды (состояние одиночества). Основанием для такой квалификации перечисленных слов, кроме значения состояния, является их независимость и невозможность образовать глагольные словосочетания, в отличие от местоимений зачем, что, куда, когда и др., которые образуют глагольные сочетания с любой формой глагола. Ср.: нечему учиться и я чему учусь, ты чему учишься и т.д.

В заключение скажем об особенностях употребления безлично-предикативных слов в речи, которые обусловлены их семантико-грамматическими признаками. Они уместны и необходимы в текстах описательного характера при отсутствии действующего субъекта, когда передается общее состояние чего-(кого-)либо или в общей картине нужно указать на определенное состояние, подчеркнув его как значимую деталь. Например:

1. Уже по-осеннему пусто и сиротливо было в полях. Сиротливо дремали на кочках хохлатые жаворонки. Вяло и терпко пахло картофельной ботвой, горько тянуло откуда-то дымком. (Бун.)

2. Месяц обливал меня светом, и, подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно, но все четыре окна были ярко озарены. Свет падал из окон бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям. (Бун.)

В диалогической речи частотны безлично-предикативные слова с модальной оценкой. Например: 1. – Первый раз в жизни вижу! Как славно!– сказал фон Корен, показываясь на поляне и протягивая обе руки к востоку. – Посмотрите: зеленые лучи! (Ч.) 2. «Странно… – подумал дьякон, не узнавая походки Лаевского. – Будто старик» (Ч.).

Date: 2015-05-22; view: 5248; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию