Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация результатов тестирования





Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они за­нимают позицию дальше 5-й, значит, характеризуемые ими свой­ства, потребности не удовлетворены, следовательно, тревожность негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и № 2 (синий и зеленый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркиваются их общие черты—субъективная направленность вовнутрь. Совместное положение цветов № 2 и № 3 (зеленого и красного) подчеркивает ав­тономность, самостоятельность в принятии решений, инициатив­ность. Сочетание цветов № 3 и № 4 (красного и желтого) под­черкивает направленность вовне. Сочетание цветов № 1 и № 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испы­туемых от среды. При сочетании цветов № 1 и № 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благо­приятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности, характеризуемых синим цветом, и автономности, направленности вовне (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и № 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления вовнутрь, автономности, упрямства стремлению вовне, зависимости от среды.

При интерпретации основных цветов М. Люшер считает так­же, что они символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий)—потребность в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) —потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный)—потребность активно действовать и доби­ваться успеха;

№ 4 (желтый) —потребность в перспективе, надеждах на луч­шее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1–5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6—8-й позициях—имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, при­вязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов М. Люшер учитывал с учетом следующих исходных посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, что способствует поддержанию работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетво­ренности стремлением к достижению цели, что также способству­ет поддержанию работоспособности

Желтый цвет отражает надежды на успех, спонтанное удов­летворение от участия в деятельности, иногда без четкого осозна­ния ее деталей, планы на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая рабо­тоспособность. Если же они во второй половине ряда и разделе­ны друг от друга—прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-м месте, он обозначается знаком «—», и все остальные, что за ним (7–8-я позиции), также обозначаются знаком «—». Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, нега­тивного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются бук­вой А над номером цвета и знаком «–», например:

А А А

1 6 О

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением...). В этом случае над цифрой, занимающей 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, то фактор, вызывающий тревогу, считается относительно сла­бым (это отмечается одним знаком «!»); если цвет в 7-й пози­ции—ставится два знака (!!); если основной цвет в 8-й пози­ции–ставится три знака (!!!). Таким образом, может быть по­ставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тре­воги, например:

! !! !!!

А А А

2 1 4

Подобным же образом оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый—не ставится никаких знаков. Если се­рый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию—ста­вится «!», если 2-ю позицию—ставится «!!», если 1-ю позицию, ставят «!!!». Таким образом, их может быть 6, например:

!!! !! !

С С С

+ + +

6 0 7

Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее.

Практическим итогом полученных результатов тестирования (с учетом количества знаков «!») могут быть мероприятия по ре­гуляции и саморегуляции психических состояний, по аутогенной тренировке. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности (в данном случае по ко­личеству уменьшения числа знаков «!»).



Особо важное значение при интерпретации результатов тес­тирования имеет оценка цвета в последней, 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком «–»). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит, достаточно велика вероятность развития у испы­туемого состояния тревожности.

Обращается внимание на соотношение 1-й и последней позиций (1-8) имеет ли место компенсация? По нормальной ли схеме она построена?

Может быть также проанализировано отношение цветов во 2-й и 3-й позициях (желаемая цель и фактическая ситуация): нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во 2-й позиции и серый в 3-й позиции явно символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения до­кументов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, психологических особенностях.

То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоциональ­ного состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов №№ 6, 7, 0 в 1-й по­зиции) и данных анкетирования и наблюдения дает основание с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различ­ных негативных состояний.







Date: 2015-05-22; view: 460; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию