Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование эмоционального состояния





Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его (выбором), или безразличием, или отказом (негативной оценкой), то оно используется в психодиагностике

X. Айзенк утверждал, что субъекты, предпочитающие яркие цвета, обычно отличаются личностными особенностями, в частности большей активностью, от людей, которые выбирают цвета неопределенные.

Роршах на многочисленных экспериментах показал, что лица, характеризующиеся устойчивыми эмоциями, предпочтение отдают синему и зеленому цветам. При смене настроения это предпочте­ние обычно меняется. Так, первый выбор серого и черного цвета может свидетельствовать о негативном состоянии.

Тест Люшера также основан на предположении о том, что вы­бор цвета отражает нередко направленность испытуемого на оп­ределенную деятельность, настроение, функциональное состояние и также наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании про­изводственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров Значения цветов в их психологической интерпретации определя­лись в ходе разностороннего обследования многотысячного кон­тингента различных испытуемых. Исследования с этим тестом велись и в нашей стране В. Е. Руденко, И. М. Дашковым, Н. К. Плишко, В. И. Ивановым и др.

Мнения о психодиагностической ценности этой методики, опуб­ликованные экспериментальные данные не всегда однонаправленны. При дублирующих обследованиях одних и тех же испытуемых в относительно сходных эмоциональных ситуациях (успех – неудача) однозначных результатов нам получить удавалось не всегда, однако некоторые существенные тенденции к совпадению оп­ределились. Надо сразу сказать, что интерпретация показателей этого теста весьма сложна, а некоторые ее алгоритмы противоре­чивы. В то же время, на наш взгляд, тест Люшера может реко­мендоваться как дополнительная методика изучения наличного состояния, особенно одних и тех же лиц при многократном их обследовании.

Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1) синий (символизирует спокойствие, удовлетворенность);

2) зеленый (чувство уверенности, настойчивости, иногда упрямство);

3) оранжево-красный (символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение);

4) светло-желтый (активность, стремление к общению, экспансивность, веселость).

При свободе от конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые 5 позиций.

Дополнительные цвета:

5) фиолетовый, 6) коричневый, 7) черный, 0) серый–символизируют негативные тенденции, тревожность, стресс, переживание страха, огорчения и т. п. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Тест заключается в том, что испытуемый (проводит ли он ис­пытание сам с собой, или с ним работает экспериментатор) вы­бирает цвета в нисходящем порядке предпочтения: сначала № 1—цвет, который нравится более всего, затем № 2—цвет по привлекательности на втором месте и т. д., с таким расчетом, что под № 8 выбирается цвет, вызывающий наименьшую симпатию (или наибольшую антипатию). Таким образом, формируются 8 позиций:

№ 1, № 2—явное предпочтение (обозначаются «++»); № 3, № 4—предпочтение (обозначаются «XX»);

№ 5, № 6—безразличие к цвету (обозначаются «= =»); № 7, № 8—антипатия к цвету (обозначаются «– –»). На основании анализа более 36 тыс. результатов исследований Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций.

1-я позиция, обозначаемая знаком «+», отражает способ, средства достижения цели (например, выбор синего цвета гово­рит о намерении действовать спокойно, без лишнего напряжения).

2-я позиция, также обозначаемая знаком «+», по мнению Люшера, показывает цель, к которой стремится испытуемый.

3-я и 4-я позиции, обозначаемые знаками «XX», отражают внутреннее ощущение (самооценку) ситуации, в которой находится испытуемый, или образ действий, который подсказывает ситуация.

5-я и 6-я позиции (обозначаются знаками «= =») как бы сви­детельствуют о том, что испытуемый не связывает свое состояние, мотивы с данными цветами.

7-я и 8-я позиции (обозначаются знаками «– –») характеризуют стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемое данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при вы­боре красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, ко­ричневого и черного цветов записывается:

+ + х х = = – –

3 4 1 0 2 5 6 7

Зоны (++; XX; = =; – –) образуют 4 функциональные группы.

Возможно повторение выборов (повторное выполнение теста), и тогда расчет позиций при совпадении или несовпадении цветов в 1-м и во 2-м выборах осуществляется весьма сложным способом, который мы не будем рассматривать, остановившись на приведенном выше стандартном варианте.







Date: 2015-05-22; view: 487; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию