Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследование эмоционального состояния
Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его (выбором), или безразличием, или отказом (негативной оценкой), то оно используется в психодиагностике X. Айзенк утверждал, что субъекты, предпочитающие яркие цвета, обычно отличаются личностными особенностями, в частности большей активностью, от людей, которые выбирают цвета неопределенные. Роршах на многочисленных экспериментах показал, что лица, характеризующиеся устойчивыми эмоциями, предпочтение отдают синему и зеленому цветам. При смене настроения это предпочтение обычно меняется. Так, первый выбор серого и черного цвета может свидетельствовать о негативном состоянии. Тест Люшера также основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и также наиболее устойчивые черты личности. Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многотысячного контингента различных испытуемых. Исследования с этим тестом велись и в нашей стране В. Е. Руденко, И. М. Дашковым, Н. К. Плишко, В. И. Ивановым и др. Мнения о психодиагностической ценности этой методики, опубликованные экспериментальные данные не всегда однонаправленны. При дублирующих обследованиях одних и тех же испытуемых в относительно сходных эмоциональных ситуациях (успех – неудача) однозначных результатов нам получить удавалось не всегда, однако некоторые существенные тенденции к совпадению определились. Надо сразу сказать, что интерпретация показателей этого теста весьма сложна, а некоторые ее алгоритмы противоречивы. В то же время, на наш взгляд, тест Люшера может рекомендоваться как дополнительная методика изучения наличного состояния, особенно одних и тех же лиц при многократном их обследовании. Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. Основные цвета: 1) синий (символизирует спокойствие, удовлетворенность); 2) зеленый (чувство уверенности, настойчивости, иногда упрямство); 3) оранжево-красный (символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение); 4) светло-желтый (активность, стремление к общению, экспансивность, веселость). При свободе от конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые 5 позиций. Дополнительные цвета: 5) фиолетовый, 6) коричневый, 7) черный, 0) серый–символизируют негативные тенденции, тревожность, стресс, переживание страха, огорчения и т. п. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже. Тест заключается в том, что испытуемый (проводит ли он испытание сам с собой, или с ним работает экспериментатор) выбирает цвета в нисходящем порядке предпочтения: сначала № 1—цвет, который нравится более всего, затем № 2—цвет по привлекательности на втором месте и т. д., с таким расчетом, что под № 8 выбирается цвет, вызывающий наименьшую симпатию (или наибольшую антипатию). Таким образом, формируются 8 позиций: № 1, № 2—явное предпочтение (обозначаются «++»); № 3, № 4—предпочтение (обозначаются «XX»); № 5, № 6—безразличие к цвету (обозначаются «= =»); № 7, № 8—антипатия к цвету (обозначаются «– –»). На основании анализа более 36 тыс. результатов исследований Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций. 1-я позиция, обозначаемая знаком «+», отражает способ, средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без лишнего напряжения). 2-я позиция, также обозначаемая знаком «+», по мнению Люшера, показывает цель, к которой стремится испытуемый. 3-я и 4-я позиции, обозначаемые знаками «XX», отражают внутреннее ощущение (самооценку) ситуации, в которой находится испытуемый, или образ действий, который подсказывает ситуация. 5-я и 6-я позиции (обозначаются знаками «= =») как бы свидетельствуют о том, что испытуемый не связывает свое состояние, мотивы с данными цветами. 7-я и 8-я позиции (обозначаются знаками «– –») характеризуют стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемое данным цветом. Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается: + + х х = = – – 3 4 1 0 2 5 6 7 Зоны (++; XX; = =; – –) образуют 4 функциональные группы. Возможно повторение выборов (повторное выполнение теста), и тогда расчет позиций при совпадении или несовпадении цветов в 1-м и во 2-м выборах осуществляется весьма сложным способом, который мы не будем рассматривать, остановившись на приведенном выше стандартном варианте. Date: 2015-05-22; view: 595; Нарушение авторских прав |