Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 2. Дух и душа
Дух. Верующий должен обязательно знать, что у него есть дух, так как мы скоро увидим, что именно в духе происходит общение человека с Богом. Если верующий не распознаёт своего собственного духа, он никогда не узнает, как общаться с Богом в духе. Он легко принимает мысли и чувства души за действия и проявления духа. Таким образом он ограничивает себя внешнею сферой, и не в состоянии достигнуть духовной сферы. · 1 Кор. 2:11 говорит: "... духа человеческого, живущего в нём". · 1 Кор. 5:4 говорит "моим духом". · Рим. 8:16 говорит "духу нашему". · 1 Кор. 14:14 говорит "дух мой". · 1 Кор. 14:32 говорит: "духи пророческие". · Пр. 25:28 говорит: "духом своим". · Евр. 12:23 говорит: "духам праведников". · Зах. 12:1 говорит: "Господь... образовавший дух человека внутри его". Все вышеприведенные места Писания ясно говорят, что у нас есть дух. Этот дух не синонимен с душою и не есть также Дух Святой. В этом духе мы поклоняемся Богу. Согласно с тем, чему учит Библия и опыт верующих, о духе человека можно сказать, что у него есть три основных функции: совесть, интуиция и общение. Совесть - это различающий орган, который отличает добро от зла, но не под влиянием накопившихся в голове знаний, а скорее посредством самопроизвольного, прямого суждения. Часто рассуждение оправдывает то, что совесть осуждает. Работа совести независима и пряма; она не гнётся от внешних мнений. Когда человек поступает неправильно, она поднимает свой обвиняющий голос. Интуиция - это орган внутреннего чутья в духе человека. Она настолько прямо противоположна физическому познавательному чувству и душевному чувству, что называется интуицией. Интуиция - это прямое чутьё, независимое от внешних влияний. То знание, которое приходит нам непосредственно от разума, эмоции или воли - приходит интуитивно. Мы действительно "знаем" с помощью нашей интуиции; наш разум только помогает нам понимать. Откровения Божии и все движения Святого Духа известны человеку через интуицию. Поэтому верующий должен прислушиваться к голосу этих двух органов духа: голос совести и поучение интуиции. Общение - это поклонение Богу. Органы души не годятся для поклонения Богу. Бог не познаётся нашими мыслями, чувствами и намерениями, потому что Его можно познать только непосредственно в нашем духе. Наше поклонение Богу и Его общение с нами совершаются непосредственно в духе. То и другое происходит во "внутреннем человеке", а не в душе или во внешнем человеке. Мы можем заключить, тогда, что эти три элемента духа - совесть, интуиция и общение - состоят в глубокой взаимной связи и действуют согласованно. Отношение между совестью и интуицией заключается в том, что совесть судит согласно с интуицией; она осуждает всякое поведение, которое не следует указаниям интуиции. Интуиция связана с общением и поклонением Богу тем, что Бог познаётся человеком интуитивно и открывает Свою волю человеку через его интуицию. Внутренним чутьём, нашей интуицией мы знаем, чего хочет от нас Бог. Никакая мера ожиданий или заключений не даст нам познания Бога. На основании нижеприведенных трёх групп стихов Св. Писания можно легко увидеть, что дух человека обладает функцией совести (мы не говорим, что дух есть совесть), функцией интуиции (или духовного чутья), и функцией общения (поклонения).
А. Функция совести в духе человека.
· "Господь, Бог твой, ожесточил дух его" (Втор.2:30). · "Смиренных духом спасает" (Пс. 33:19). · "Дух правый обнови внутри меня" (Пс. 50:12). · "Иисус возмутился духом" сказав это, (Иоан.13:21). · "Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов" (Деян. 17:16). · "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий" (Рим. 8:16). · "А я... присутствуя у вас духом, уже решил как бы находясь у вас" (1 Кор. 5:3). · "Я не имел покоя духу моему" (2 Кор. 2:13). · "Ибо дал нам Бог духа не боязни..."(2 Тим. 1:7).
Б. Функция интуиции в духе человека.
· "Дух 6одр" (Мат. 26:41). · "Иисус, тотчас узнав духом Своим" (Мар. 2:8). · "Иисус... Сам восскорбел духом и возмутился" (Иоан. 11:33). · "Павел понуждаем был духом" (Деян. 18:5). · "Горя духом", (Деян. 18:25). · "И вот, ныне я по влечению Духа иду в Иерусалим" (Деян. 20:22). · "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём?"(1 Кор. 2:11). · "Ибо они мой и ваш дух успокоили "(1 Кор. 16:18). · „Вы все успокоили дух его" (2 Кор. 7:13).
В. Функция общения в духе человека.
· "И возрадовался дух мой о Боге" (Лук. 1:47). · "Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине" (Иоан. 4:23). · "Которому служу духом моим" (Рим. 1:9). · "Чтобы нам служить (Богу) в обновлении духа" (Рим. 7:6). · "Приняли духа усыновления. Которым взываем: „Авва, Отче!" (Рим. 8:15). · "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему" (Рим. 8:16). · "А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом)" (1 Кор. 6:17). · "Буду петь духом" (1 Кор. 14:15). · "Ибо если ты будешь благословлять духом..." (1 Кор. 14:16), · "И вознёс меня в духе..." (Отк. 21:10).
Из этих мест Писания следует, что наш дух обладает этими тремя функциями. Хотя невозрожденные люди ещё не имеют жизни, они обладают этими функциями, только их поклонение направлено к нечистым духам. Одни люди проявляют больше этих функций, а другие меньше. Однако, это не значит, что они не мертвы в грехах и преступлениях. Новый Завет не считает всех тех, у кого чувствительная совесть, острая интуиция или духовная наклонность и заинтересованность, спасёнными людьми. Такие люди просто подтверждают, что помимо рассудка, эмоций и воли души, у нас есть также дух. До возрождения дух отделён от Божественной жизни: только после него жизнь Бога и Духа Святого, поселяется в нашем духе. И тогда он оживает, чтобы быть орудием Духа Святого. Мы стремимся, изучая важность наличия в человеке духа, стать способными понимать, что мы, как человеческие существа, обладаем независимым духом. В этом цель изучения этого предмета. Дух не есть разум человека, ни его воля или эмоции; наоборот, он заключает в себе функции совести, интуиции и общения. Именно в духе Бог возрождает нас, наставляет, ведёт нас в Свой покой. Но к сожалению, из-за долгого пребывания в рабстве души, многие христиане мало знают о своём духе. Мы должны с трепетом перед Богом просить Его научить нас посредством личного опыта различать, что есть духовно, а что душевно. До возрождения дух человека настолько погружён в душу и окружён ею, что ему просто невозможно разобраться, что выходит из души, а что из духа. Функции последнего перепутались с функциями первого. Более того, дух утратил свою главную функцию - в отношении Бога, потому что он мёртв к Богу. Впечатление такое, как будто он сделался приложением к душе. И по мере того, как разум, воля и эмоции крепнут, функции духа всё больше и больше слабеют, затмеваясь настолько, что их существование почти не ощущается. Вот почему после возрождения человека должно наступить действие разделения души и духа. При исследовании Писания создаётся впечатление, что действия невозрожденного духа ничем не отличаются от действий души. Нижеприведенные стихи иллюстрируют это:
1. "Смутился дух его" (Быт. 41:8). "Унылый дух сушит кости" (Прит. 17:22). "Блуждающие духом" (Ис. 29:24). 2. "Тогда успокоился дух их против него" (Суд.8:3). "...и будете рыдать от сокрушения духа" (Ис.65:14). "... и дух его ожесточился" (Дан. 5:20).
Здесь мы видим дела невозрождённого духа и то, насколько они похожи на дела души. Термин "дух", а не "душа" применён для того, чтобы показать, что произошло в самой глубине человека. Здесь видно, как дух человека настолько попал под управление и влияние души, что начал даже проявлять её дела. Но, тем не менее, дух продолжает существовать, потому что дела эти исходят от духа. Хотя и под управлением души, дух не перестаёт быть органом.
Душа.
Помимо духа, посредством которого человек может общаться с Богом, у него есть ещё душа - его самосознание. Под действием души он сознаёт своё существование - Она есть место пребывания нашей личности. Ей принадлежат элементы, которые делают человека именно человеком. Разум, мысли, идеалы, любовь, эмоции, способность различать, выбор, решение и т.п. - всё это различные действия души. Мы уже сказали ранее, что дух и тело сливаются в душе, которая в свою очередь, образует орган нашей личности. Именно поэтому Библия иногда называет человека просто "душою", словно человек и обладает только этим элементом. К примеру, когда Иаков привёл всю свою семью в Египет, сказано, что "всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят" (Быт. 46:27). Случаи, когда человек в Библии (в её оригинале) назван "душою", весьма многочисленны, потому что место жительства личности человека - его душа. Постичь личность человека, значит постичь его самого. Существование человека, его характерные черты и жизнь - всё это в его душе. И в следствии этого Библия называет человека "душою". Три основных способности человека: воля, разум и эмоции, - составляют его личность. Воля принимает решения, выявляя нашу способность выбирать. Она выражает наше хотение или нехотение: "мы хотим" или "не хотим" и следовательно "сделаем" или "не сделаем". Без этой способности человек был бы просто автоматом. Разум - орудие нашего мышления, проявляет умственные силы человека: От него исходят мудрость, знание и рассуждение. Отсутствие его делает человека глупым и тупым. Орудием, выражающим, что нам нравится или не нравится, является наша эмоция. С помощью её мы можем проявлять любовь или ненависть, чувствовать себя радостными, злыми или счастливыми. Всякий недостаток в эмоции делает человека бесчувственным, как дерево или камень. Тщательное изучение Библии приведёт к заключению, что эти три способности нашей личности принадлежат душе. Очень много стихов в Писании относятся к душе. Поэтому перечислим только несколько из них.
А. Волевая способность души.
(В оригинале "воля" часто "душа"). "Не предавай меня на произвол (на волю) врагам моим" (Пс. 26:12). "И ты не отдашь его на волю врагов его" (Пс. 40:3). "И отдал тебя на произвол ненавидящим тебя" (Иез. 16:27). "... и отпусти ее, куда она захочет" (Втор 21:14). "Да не говорят в сердце своем – "хорошо! по душе нашей!" (Пс. 34:25). ".. положив зарок на душу свою..." (Чис. 30:3). "Итак, расположите сердце ваше и душу вашу к тому, чтобы взыскать Господа, Бога вашего" (1 Пар. 22:19). "... куда они всею душою желают возвратиться" (Иер. 44:14). "До чего не хотела коснуться душа моя..." (Иов. 6:7). "И душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих" (Иов. 7:15). "Воля" или "сердце" здесь подразумевают человеческую волю. "Расположите сердце", "желают", "не хотела", и "отдал на произвол" - всё это действия воли, истекающие из источников души.
Б. Интеллектуальная, умственная способность души.
"Утеху очей их и отраду души их, сыновей их и дочерей их" (Иез. 24:25). "Не хорошо душе без знания..." (Прит 19:2). "Доколе мне слагать советы в душе моей?" (Пс. 12:3). "Дивны дела Твои и душа моя вполне сознаёт это" (Пс. 138:14). "Твердо помнит это душа моя..." (Пл. Иер. 3:20). "... и знание будет приятно душе твоей" (Прит. 2:10). "Храни здравомыслие и рассудительность, - и они будут жизнию для души твоей" (Прит. 3:21, 22) "Таково и познание мудрости для души твоей" (Прит. 24:14). Здесь "совет", "знание", "отрада души", "сознаёт", "помнит" и т.п. выражают действия разума человека, которые согласно с Библией вытекают из души.
В. Эмоциональная способность души.
1. Эмоции привязанности. "Душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу" (1 Цар. 18:1). "Ты, которого любит душа моя" (Песн. П. 1:6). "Величит душа моя Господа" (Лук. 1:46). "И жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи" (Иов. 33:20). "... ненавидящих душу Давида..." (2 Цар. 5:8). "И отвратится душа моя от них..." (Зах. 11:8) "И люби Господа, Бога твоего, всею душею твоею..." (Втор. 6:5). "Опротивела душе моей жизнь моя" (Иов. 10:1). "От всякой пищи отвращалась душа их" (Пс. 106:18).
2. Эмоции желаний "Чего пожелает душа твоя... чего потребует от тебя душа твоя..." (Втор. 14:26). "Чего желает душа твоя..." (1 Цар. 20:4). "Истомилась душа моя, желая во дворы Господни" (Пс. 83:3). "... отраду души вашей" (Иез. 24:21). "... так желает душа моя к Тебе, Боже" (Пс. 41:2). "Душею моею я стремился к Тебе ночью" (Ис. 26:9). "... Которому благоволит душа моя" (Мат. 12:18).
3. Эмоции ощущений и чувств "И тебе самой оружие пройдёт душу" (Лук. 2:35). "... ибо скорбел душею весь народ" (1 Цар. 30:6). "... душа у неё огорчена..." (4 Цар. 4:27). "И не потерпела душа его страдания Израилева" (Суд. 10:16). "Доколе будете мучить душу мою" (Иов. 19:2). "... возвеселится душа моя в Боге моём..." (Ис. 61:10). "Возвесели душу раба Твоего" (Пс. 85:4). "Душа их истаевала в них" (Пс. 106:5). "Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?" (Пс.41:б). "Возвратись, душа моя, в покой твой" (Пс. 114:7). "Истомилась душа моя желанием..." (Пс. 118:20). "Сладка для души..." (Прит. 16:24). "... и душа ваша да насладится туком" (Ис. 55:2). "Изнемогла во мне душа моя..." (Ион. 2:8). "Душа Моя скорбит смертельно" (Мат. 26:38). "Душа Моя теперь возмутилась" (Иоан. 12:27). "... ежедневно мучился в праведной душе" (2 Пет. 2:8).
Мы обнаруживаем на основании вышеприведенных наблюдений, касающихся различных эмоций человека, что наша душа способна любить, ненавидеть, желать, томиться, чувствовать и ощущать. Из этого краткого Библейского обозрения вполне ясно, что душа содержит в себе то, что называется волей, то, что называется разумом (интеллектом) и то, что известно под названием эмоцией.
Date: 2015-05-22; view: 479; Нарушение авторских прав |