Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Региональные характеристики рынка кабельной продукции
Количество участников регионального рынка осталось в основном неизменным. К таковым нужно отнести ГП «Рубин», ЗАО «АРМКО» ООО «Восток». Наблюдается тенденция к объединению/слиянию действующих операторов (как производителей, так и трейдеров), и другой момент – создание филиальных сетей по стране, то есть с одной стороны сами производители идут в другие регионы ближе к потребителю, а с другой – развивается филиальная сеть наиболее крупных трейдеров. К счастью внутренний рынок кабельной продукции пока не особо страдает от вторжения импорта. Так, на строительном рынке больше продукции отечественного производства. Долю импортной продукции можно оценить около более 10%. Связано это в первую очередь с высоким качеством и более низкой ценой отечественного товара. 2011 год не ознаменовал какого-либо серьезного прорыва как в сторону увеличения, так и снижения объема продаж. В конце 2011 года в плане продаж спрос был стабильным в течение всего года. Форма расчетов преимущественно денежная, другие формы оплаты постепенно уходят в прошлое. Среди наименований продукции лидирующие позиции по объему продаж заняли кабель силовой ВВГ и провод установочный ПУНП. Они же доминируют в оптимальном соотношении цены и качества, где последний фактор выражен главным образом содержанием в продукции пластиката. Вместе с тем нельзя забывать про прямую зависимость качества продукции от самого производителя, здесь круг основных игроков очерчен тремя-четырьмя всем известными заводами. На внутреннем рынке существует также некоторая потребность и в новых видах кабельной продукции. Существует потребность в СИП и безгалогенно содержащих кабелях. Вместе с тем рынок еще достаточно консервативен, потребность в инновациях ощущается не всегда, так как все новое требует как полного владения вопросом, так и усилий по его продвижению. Также остро стоит вопрос дороговизны последних инноваций. Так, например, безгалогенный кабель ВВГ, разработанный с целью модернизации кабеля нераспространяющего горение, настолько высок в цене, что потребитель предпочитает покупать более дешевый, но отстающий по характеристикам ВВГ. ООО «Восток» создано с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства в кабельно-проводниковой продукции. Основными видами деятельности предприятия являются: • производство продукции производственно-технического и специального назначения; • экспорт кабельно-проводниковой продукции. • производство товаров народного потребления и услуг; • торгово-закупочная деятельность; • сервисное обслуживание и ремонт автотранспорта; • производство продуктов питания и другие виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ. Руководство предприятием осуществляет его директор. Внутренняя среда функционирования Влияние состояния сред, в тесном контакте с которыми работает ООО «Восток» в конечном счете, определяет выбор структуры службы маркетинга. Силы, действующие в рамках внутренней среды ООО «Восток», представлены на рис. 1.9.
Рисунок 1.9. - Основные факторы внутренней среды ООО «Восток»
Отдел маркетинга не замыкает свои интересы только на нуждах целевого рынка. В расчет принимают все факторы микросреды. Предприятие. При разработке маркетинговых планов руководители ООО «Восток» учитывают интересы прочих групп внутри самой фирмы, таких, как высшее руководство, технологический отдел, планово-экономический отдел, юридический отдел, отдел организации труда и заработной платы, отдел сертифицирования продукции, отдел контроля качества, отдел кадров, отдел технической подготовки производства; отдел главного технолога, механика производственные подразделения, бухгалтерия. В ООО «Восток» к высшему руководству относят директор ООО «Восток» и заместители председателя, являющиеся начальниками отделов предприятия. Этот высший эшелон руководства определяет цели фирмы, ее общие стратегические установки и текущую политику. Управляющие по маркетингу принимают решения, не противоречащие планам высшего руководства. Более того, все их маркетинговые проекты подлежат утверждению высшим руководством. Управляющие по маркетингу работают в тесном сотрудничестве и с другими подразделениями фирмы. Поставщики. Поставщики - это фирмы, обеспечивающие предприятие и его конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для продукции. Основными поставщиками сырья являются РАО «Норильский никель», Красноярский алюминиевый завод, Братский алюминиевый завод. Также предприятие закупает рабочую силу, оборудование, топливо, электроэнергию, компьютеры, которые нужны для продолжения его функционирования. Здесь поставщиками выступают государственные организации, биржа труда, ВУЗы и деловые фирмы. С данной группой ООО «Восток» имеет особые взаимоотношения. Маркетинговые посредники. Маркетинговые посредники -это фирмы, помогающие ООО «Восток» в продвижении, сбыте и распространении ее продукции среди клиентуры. К ним относят кредитно-финансовые учреждения. К числу кредитно-финансовых учреждений относятся банки, страховые компании и прочие организации, помогающие заводу финансировать сделки и страховать себя от риска в связи с покупкой или продажей товаров. Серьезное влияние на эффективность маркетинговой деятельности ООО «Восток» оказывает повышение стоимости кредита и/или сокращение возможностей кредитования. С учетом этого ООО «Восток» наладил прочные связи с наиболее важными для него кредитно-финансовыми учреждениями. К ним относится, в первую очередь, ОСБ «Сбербанк», АКБ «Донкомбанк», через которые завод проводит все свои расчёты. Клиентура. Основными потребителями продукции являются предприятия связи и энергетики, жилищно-коммунальная сфера, частные фирмы, оказывающие услуги в сфере связи, а также оптовые торговые организации (Рис. 1.10).
Рисунок 1.10. - Клиентура ООО «Восток» Территориально, основные потребители продукции находятся в Ростове и Ростовской области, также охвачен Северный Кавказ (Дагестан, Осетия и др.). В настоящее время местные власти многих регионов страны проводят программы телефонизации, что стимулирует дополнительный спрос на кабель. Также продукция ООО «Восток» экспортируется за границу. Основными партнерами общества являются торговые фирмы Qvest (Италия), Lava (Турция), Mint (Болгария). Интерес западных фирм к продукции данного предприятия определяется в первую очередь тем, что технологический процесс производства кабеля не является экологически чистым производством. В следствие этого, за границей на аналогичных производствах обязательно используется очистительный комплекс, что значительно удорожает продукцию. В общих случаях, для многих зарубежных стран, предпочтительнее ввезти кабельную продукцию из-за границы, чем производить её в стране. Таким образом, ООО «Восток» выпускает продукцию, которая пользуется спросом не только в России, но и за рубежом. Конкуренты. Единственным конкурентом является ГП «Рубин», однако ассортимент этого предприятия малочислен. Контактные аудитории. В состав маркетинговой среды ООО «Восток» входят и различные контактные аудитории фирмы. Контактная аудитория представляет собой любую группу, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к данному предприятию и оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей. Схематично действие окружения контактных аудиторий ООО «Восток» представлены на рис. 1.11.
Рисунок 1.11. - Контактные окружения ООО «Восток»
Финансовые круги. Оказывают влияние на способность завода обеспечивать себя капиталом. К ним относятся банки (в первую очередь ОСБ «Сбербанк», АКБ «Донкомбанк»), биржи (в первую очередь Ростовская Межбанковская Валютная Биржа), влиятельные акционеры. Средства массовой информации (Ростова-на-Дону и Ростовской области) – радио, телевидение, деловые издания. Государственные учреждения. Руководство обязательно учитывает все, что происходит в государственной сфере –сотрудничество с Госналогслужбой, системой фондов, общественными организациями, занимающимися проблемами безопасности товаров и т.п. Внутренние контактные аудитории. К ним относятся собственные рабочие и служащие, добровольные помощники, управляющие, члены совета директоров. С целью информирования и мотивирования членов своих внутренних контактных аудиторий крупные ООО «Восток» издают информационные бюллетени и прибегают к другим формам коммуникации. ООО «Восток», поставщики, посредники, клиентура, конкуренты и, так называемые, контактные аудитории, о которых шла речь выше, функционируют в более обширной внешней среде. Она характеризуется в первую очередь факторами, неподдающимися контролю со стороны завода, но оказывающими непосредственное влияние на него. Это касается и возможности открытия новых возможностей, и возникновения рисковых ситуаций. Выделяются четыре основных фактора, фигурирующих во внешней среде предприятия. Они представлены на рис. 1.12.
Рисунок 1.12. - Основные факторы внешней среды функционирования ООО «Восток»
Экономические факторы. Отсутствие экономического роста, увеличение задолженности между предприятиями, ломка хозяйственных связей и другие факторы тесно увязаны с общим уровнем покупательной способности. Предприятие не может не реагировать на эти явления. ООО «Восток» поставил цель – активный сбыт продукции с разумной прибылью. Природная среда. Производство продукции ООО «Восток» сопряжено с получением отходов, загрязняющих окружающую среду. Поэтому на предприятии разработан комплекс природоохранных мероприятий, с помощью которого идет во-первых утилизация отходов, во-вторых закуплено оборудование, позволяющее снизить негативное влияние на окружающую среду. Научно-техническая среда. Особое внимание ООО «Восток» уделяет внедрению новой продукции. Этому способствует активное сотрудничество с Министерством науки России. ООО «Восток» предлагает кабельно-проводниковую продукцию в ассортименте более семидесяти наименований, в их числе: Кабели силовые с пластмассовой изоляцией (марки АВВГ, АПВГ, АПсВГ ГОСТ 16442-80). Кабели предназначены для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках на номинальное переменное напряжение 0,66 кВ и 1 кВ частоты 50 Гц. Токопроводящая жила (алюминиевые проволоки), изоляция (поливинил-хлоридный пластикат изоляционный ГОСТ 5960-72, полиэтилен самозатухаю-щийся), оболочка (поливинилхлоридный пластикат ГОСТ 5960-72). Кабели предназначены для эксплуатации в стационарном состоянии при температуре окружающей среды от -50 °С до +50 °С, относительной влажности воздуха до 98°С. Допустимый нагрев жил кабелей в аварийном режиме не более 80 °С. Продолжительность работы кабелей в аварийном режиме - не более 8 часов в сутки и не более 1000 часов за срок службы. Кабель городской телефонный (марка ТППэп). Кабель предназначен для эксплуатации в местных телефонных сетях с номинальным переменным напряжением до 225 В и 140 В и постоянным напряжением до 315 В и 200 В. Токопроводящая жила (медная проволока), изоляция (полиэтилен низкого давления), экран (алюминиевая фольга), оболочка (полиэтилен высокого давления). Кабели управления с полиэтиленовой изоляцией в резиновой оболочке (марки КУПР, КУПР-Пн, КУПР-П, КУПР-Пм ГОСТ 18404.2-73). Кабели предназначены для передачи электрических сигналов управления малой мощности переменным напряжением до 250. В частоты до 1000 Гц или постоянным напряжением до 350 В. Токопроводящая жила (медная мягкая проволока, ГОСТ 22483-77), изоляция (полиэтилен высокой плотности), экран (медная проволока), обмотка (полиэтиленовая пленка), оболочка (резина марки ММК-45), панцирная оплетка (стальные оцинкованные проволоки). Также завод изготавливает нефтепогружной кабель, судовой кабель, кабели контрольные, кабель высоковольтный, кабели с полиэтиленовой изоляцией для погружных насосов, а также провода и шнуры армированные, соединительные, монтажные с пластмассовой изоляцией, с резиновой изоляцией для радио и т.д. Цены на кабельно-проводниковую продукцию устанавливаются на основе цен на мировом рынке. Цены на кабельно-проводниковую продукцию устанавливаются на основе цен на мировом рынке. В качестве формы оплаты наиболее часто используется предоплата или взаимозачет под основное сырье (алюминиевая катанка, медная катанка, бронелента, пластикат). Основными поставщиками сырья являются РАО «Норильский никель», Красноярский алюминиевый завод, Братский алюминиевый завод. Основными потребителями продукции являются предприятия связи и энергетики, жилищно-коммунальная сфера, частные фирмы, оказывающие услуги в сфере связи, а также оптовые торговые организации. Территориально, основные потребители продукции находятся в Ростове и Ростовской области, также охвачен Северный Кавказ (Дагестан, Осетия и др.). В настоящее время местные власти многих регионов страны проводят программы телефонизации, что стимулирует дополнительный спрос на кабель. ООО «Восток» имеет ценовые преимущества по сравнению с иностранными производителями аналогичной продукции и широко использует различные маркетинговые методы привлечения покупателей. Также продукция ООО «Восток» экспортируется за границу. Основными партнерами общества являются торговые фирмы Qvest (Италия), Lava (Турция), Mint (Болгария). Интерес западных фирм к продукции данного предприятия определяется в первую очередь тем, что технологический процесс производства кабеля не является экологически чистым производством. В следствие этого, за границей на аналогичных производствах обязательно используется очистительный комплекс, что значительно удорожает продукцию. В общих случаях, для многих зарубежных стран, предпочтительнее ввести кабельную продукцию из-за границы, чем производить её в стране. Таким образом, ООО «Восток» выпускает продукцию, которая пользуется спросом не только в России, но и за рубежом.
2.3. Общая характеристика предприятия ООО «Восток»
ООО «Восток» зарегистрировано решением Исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов № 3793 от 14.02.96г. на основании Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». ООО «Восток» действует на основании Устава, Гражданского кодекса и иных законодательных актов. ООО «Восток» имеет самостоятельный баланс; расчетный счет и иные счета в банках, в том числе валютные счета, печать со своим наименованием, штамп, угловой штамп, товарный знак и иные реквизиты. ООО «Восток» имеет обособленное имущество, имеет право от своего имени заключать договоры с юридическими и физическими лицами; имеет имущественные и личные, а также неимущественные права; несет обязанности, является истцом и ответчиком в суде и арбитраже. ООО «Восток» осуществляет внешнеэкономическую деятельность и экспортно-импортные операции по соглашению с зарубежными партнерами в соответствии с действующим законодательством. ООО «Восток» на основе полного хозяйственного расчета обеспечивает самоокупаемость производства: · финансирование затрат на совершенствование производства, · социальное и материальное стимулирование работников за счет заработанных средств. ООО «Восток» осуществляет свою деятельность на основе наличного и безналичного расчета с юридическими и физическими лицами. ООО «Восток» создано с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства в кабельно-проводниковой продукции. Основными поставщиками сырья являются РАО «Норильский никель», Красноярский алюминиевый завод, Братский алюминиевый завод. Основными потребителями продукции являются предприятия связи и энергетики, жилищно-коммунальная сфера, частные фирмы, оказывающие услуги в сфере связи, а также оптовые торговые организации. Территориально, основные потребители продукции находятся в Ростове и Ростовской области, также охвачен Северный Кавказ (Дагестан, Осетия и др.). В настоящее время местные власти многих регионов страны проводят программы телефонизации, что стимулирует дополнительный спрос на кабель. Основным конкурентом является ГП «Рубин», находящийся также в г. Ростове-на-Дону. Однако, ГП «Рубин» является государственным предприятием, в следствии чего его структуры менее подвижны на изменение рыночной ситуации.
2.4. Анализ финансового состояния и оценка рентабельности предприятия ООО «Восток»
Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путём сложения однородных по своему состав у и экономическому содержанию статей баланса и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики. Аналитический баланс охватывает много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа[16]. Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. К ним относятся: 1. Общая стоимость имущества организации, равная итогу баланса; 2. Стоимость иммобилизованных (внеоборотных) средств (активов) или недвижимого имущества, равная итогу раздела 1 актива баланса; 3. Стоимость мобильных (оборотных) средств, равная итогу раздела 2 актива баланса; 4. Стоимость материальных оборотных средств; 5. Величина собственных средств организации, равная итогу раздела 4 пассива баланса; 6. Величина заёмных средств равная сумме итогов разделов 5 и 6 пассива баланса; 7. Величина собственных средств в обороте, равная разнице итогов раздела 4, 1 и 3 баланса. Оценка имущества и средств ООО «Восток», представлена в таблице 1.1. Таблица 1.1 Оценка имущества (средств) предприятия
Из данных таблицы 1.1 видим, что за отчётный период имущество предприятия увеличилось на 2 305 494 тыс. руб. или на 54,7%. Данное увеличение произошло в основном за счет увеличения в оборотных активах почти по всем статьям, в том числе материально оборотные средства (запасы) увеличились на 1 996 544 тыс. руб. или в 4 раза; денежные средства и краткосрочные финансовые вложения на 161 612 тыс. руб. (в 8 раз), дебиторская задолженность возросла на 239 519 тыс. руб. или в 3,75 раз. В то же время недвижимое имущество уменьшилось на 293 691 тыс. руб., что составляет 9,2 % от величины на начало года. После оценки изменения имущества предприятия необходимо выявить так называемые «больные» статьи баланса. Их можно подразделить на две группы: Сразу свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе предприятия в отчётном периоде и сложившимся в результате этого плохом финансовом положении. К таким статьям относится «Непокрытый убыток отчётного года». В ООО «Восток» на начало периода такой статьи не наблюдается, но на конец 2011 года она составила 60 400 тыс. руб., что свидетельствует о неудовлетворительной работе предприятия за 2011 год. Так же на рассматриваемом предприятии присутствует «Непокрытый убыток прошлых лет» в размере 249 912 тыс. руб., составляющий 3,8 % от стоимости имущества, что также говорит о неудовлетворительной работе предприятия в 2010 году. Статьи, говорящие об определённых недостатках в работе предприятия: наличие сумм "плохих" долгов в статьях: «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчётной даты)» (строка 230) и «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты)» (строка 240). У ООО «Восток» отсутствует долгосрочная дебиторская задолженность, что снижает долю медленно реализуемых активов. Но на предприятии имеет место краткосрочная дебиторская задолженность в сумме 326 555 тыс. руб. на конец года, увеличившаяся за год на 239 519 тыс. руб. (+ 275 %), что увеличило итог баланса на 10%. Несмотря на то, что дебиторская задолженность краткосрочная, наличие её в такой значительной сумме характеризует иммобилизацию (отвлечение) оборотных средств предприятия из производственно-хозяйственного оборота. Пассивная часть баланса увеличилась за счет роста заемных средств на 2 305 494 тыс. руб. в том числе за счет увеличения по следующим статьям: «Кредиторская задолженность» увеличилась на 1 375 734 тыс. руб. (в 3,5 раза), «Краткосрочные кредиты и займы» на начало периода равные 0, а к концу 2011 года составили 929 760 тыс. руб. Удельный вес собственных средств довольно значительный в структуре баланса на начало года и составляет 87,1%; к концу периода произошло значительное уменьшение их доли до 56,3%. Причиной такого снижения доли собственных средств явился рост кредиторской задолженности с 541 671 тыс. руб. до 1 917 405 тыс. руб. или на 354% и как следствие увеличение ее доли в валюте баланса на 16,5%. Также значительное влияние на снижение доли собственных средств оказало появление к концу периода такой статьи как «Краткосрочные кредиты и займы», которая к концу отчетного периода стала равна 929 760 тыс. руб. и составила 14,27% к валюте баланса. Данную направленность увеличения заемных средств, даже при не уменьшаемой стоимости собственных средств, нужно назвать негативной. Одно из самых «больных» статей в ООО «Восток» является кредиторская задолженность. Наибольший вес в ней имеет задолженность поставщикам и подрядчикам (64,7% от суммы кредиторской задолженности) по неоплаченным в срок расчетным документам, и не отгруженной продукции в счет полученных авансов. Это свидетельствует о финансовых затруднениях. Таким образом, на основании проведенного предварительного обзора баланса ООО «Восток» за 2010-2011 года, можно сделать вывод о неудовлетворительной работе предприятия и росте больных статей в 2011 году. В связи с этим необходимо дать оценку кредитоспособности предприятия, которая производится на основе анализа ликвидности баланса. Анализ ликвидности баланса приведён в таблице 1.2. -1.3. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место следующие соотношения:
Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность баланса ООО «Восток» как недостаточную. Сопоставление итогов А1 и П1(сроки до 3-х месяцев) отражает соотношение текущих платежей и поступлений. На анализируемом предприятии это соотношение не удовлетворяет условию абсолютно ликвидного баланса, что свидетельствует о том, что в ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени организации не удастся поправить свою платежеспособность. Причём, за отчётный год возрос платёжный недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств с 518 795 тыс. руб. до 1 732 917 тыс. руб. В начале анализируемого года соотношение А1 и П 1 было 0,042:1 (22 876 тыс. руб./ 541 671 тыс. руб.), а на конец года 0,096:1. Хотя теоретически значение данного соотношения должно быть 0,2:1. Таким образом в конце года предприятие могло оплатить абсолютно ликвидными средствами лишь 9,6% своих краткосрочных обязательств, что свидетельствует о существенном недостатке абсолютно ликвидных средств. Сравнение итогов А2 и П2 в сроки до 6 месяцев показывает тенденцию изменения текущей ликвидности в недалёком будущем. Текущая ликвидность свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени. ТЛ на конец года.=(А1+А2)-(П1+П2)=(184 488 +326 555) - (1 917 405 +929 760) = -2 336 122 тыс. рублей. То есть на конец года текущая ликвидность предприятия отрицательна.
Таблица 1..2 Анализ ликвидности баланса в 2010 году
Таблица 1.3 Анализ ликвидности баланса в 2011 году
Так как второе неравенство не соответствует условию абсолютной ликвидности баланса (А2<П2), то даже при погашении ООО «Восток» краткосрочной дебиторской задолженности, предприятие не сможет погасит свои краткосрочные обязательства и ликвидность не будет положительной. Можно отметить, что по сравнению с 2010 годом ситуация кардинально изменилась, т. е. В конце 2010 года при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности, предприятие смогло бы погасить свои краткосрочные обязательства. Проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным. Более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов. Актив баланса позволяет дать общую оценку имущества, находящегося в распоряжении предприятия. А также выделить в составе имущества оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобилизованные) средства. Имущество это основные фонды, оборотные средства и другие ценности, стоимость которых отражена в балансе. Данные аналитических расчётов приведены в таблице 1.1.. Анализируя в динамике показатели таблицы 1.1. можно отметить, что общая стоимость имущества предприятия увеличилась за отчетный год на 2 305 494 тыс. руб. или на 54,7%, в то время как за предыдущий год данный показатель уменьшился на 638 689 тыс. руб., или на 13,2%. Увеличение имущества предприятия в 2011 году можно охарактеризовать как негативное, т. к. их рост произошел не за счет роста собственных средств, а за счет роста заемных средств. Анализ изменений оборотных средств. В составе имущества к началу отчетного года оборотные средства составляли 18,25%. За прошедший период они возросли на 2 538 785 тыс. рублей, а их удельный вес в стоимости активов предприятия поднялся до 50,7%. Доля наиболее мобильных денежных средств и краткосрочных финансовых вложений возросла на 2,6% (выросли на 161 612 тыс. рублей) в структуре оборотных средств. Но несмотря рост в 8 раз, доля их в структуре оборотных средств составила лишь 5,6% на конец отчетного года, при 3% на конец 2010 года. В то же время менее ликвидные средства – дебиторская задолженность составила на начало года 11,3% оборотных средств, а на конец года 9,9%, такое снижение можно охарактеризовать позитивно. Ее абсолютное увеличение на 239 519 тыс. рублей (в 3,75 раз), способствовало росту оборотных средств лишь на 9,4% (239 519 / 2 538 785 х 100%). На ООО «Восток» данная задолженность является краткосрочной (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), что уменьшает риск не возврата долгов. Но наличие непогашенной дебиторской задолженности на конец года в сумме 326 555 тыс. рублей свидетельствует об отвлечении части текущих активов на кредитовании потребителей готовой продукции (работ, услуг) и прочих дебиторов, фактически происходит иммобилизация этой части оборотных средств из производственного процесса. Большими темпами росли материальные оборотные средства, которые увеличились на 1 996 544 тыс. рублей в 2011 году или в 4 раза, при их уменьшении в 2010 году на 109 978 тыс. рублей или 14,3%. Доля их в общей стоимости оборотных средств в 2010 году возросла с 74% до 85,6%, а 2011 году доля материальных оборотных средств несмотря на их абсолютный рост упала с 85,6% до 80,3% (-5,3%). Необходимо отметить что доля запасов в составе имущества на конец 2011 года составила 40,7%, т. е. имеет значительный вес. Это говорит о том, что у предприятия слишком много запасов. Причиной такого положения являются затруднения со сбытом продукции, которые обусловлены тем что на рынке пиломатериалов жесткая конкуренция. Готовые изделия при длительном хранении теряют свои качества, после чего цена их реализации значительно снижается. Кроме того фирма затрачивает значительные средства на их хранения. Кроме того, на ООО «Восток» не отлажены каналы поставок изделий, нет постоянных заказчиков. ООО «Восток» необходимо наиболее эффективно управлять запасами: рассчитать оптимальный объем запасов необходимый для удовлетворения потребностей рынка и нормального обеспечения производственного процесса. С финансовой точки зрения структура оборотных средств улучшилось по сравнению с предыдущим годом, т. к. доля наиболее ликвидных средств возросла (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения), а доля менее ликвидных активов (дебиторская задолженность) уменьшилась. Это повысило их возможную ликвидность. Эффективность использования оборотных средств характеризуется прежде всего их оборачиваемостью. Таким образом, перейдем к анализу оборачиваемости всех оборотных средств и их составляющих. Оценка оборачиваемости производится путём сопоставления её показателей за несколько хронологических периодов по анализируемому предприятию. Показателями оборачиваемости являются: Коэффициент оборачиваемости, показывающий число оборотов анализируемых средств за отчётный период и равный отношению выручки от реализации без НДС к средней стоимости оборотных средств. Время оборота, показывающее среднюю продолжительность одного оборота в днях и определяемое отношением средней стоимости к выручке от реализации и умноженное на число календарных дней в анализируемом периоде. Рассчитанные показатели оборачиваемости оборотных средств приведены в таблице 1.4. Из данных таблицы видно, что произошло снижение оборачиваемости всех приведённых показателей. Оборачиваемость дебиторской задолженности уменьшилась по сравнению с 2010 годом с 42,9 оборотов в год до 36,3 оборотов, то есть по сравнению с предыдущим годом погашение дебиторской задолженности происходило более медленными темпами. Время оборота дебиторской задолженности составляет 8,5 дней в 2010 и 10 дней в 2011 году. Это говорит о том что дебиторская задолженность погашается достаточно быстро. Изменение времени оборота по годам представлено на рисунке 1.13. Таблица 1.4. Показатели оборачиваемости оборотных средств за 2010-2011
Более существенно уменьшилась оборачиваемость материальных оборотных средств с 7,9 оборотов в 2010 году до 4,5 оборотов в 2011 году. Соответственно время оборота увеличилось до 86,5 дней. Уменьшение оборачиваемости в 2011 году произошло за счёт затруднений со сбытом продукции, которые в свою очередь вызваны неэффективностью управления запасами; недостаточным исследованием фирмой рынков сбыта своей продукции и возможностей расширения каналов сбыта. Рисунок 1.13. - Изменение времени оборота по годам Анализ измененийвнеоборотных активов. Величина внеоборотных активов в течение 2-х лет непрерывно снижалась. В 2010г. это уменьшение составило 619 414 тыс. руб., а в 2011 году 293 691 тыс. руб. или 9,2%. Их доля в имуществе также снижалась. Так в 2011 она упала с 75,8 до 44,5%. В то же время, как уже отмечалось оборотные средства выросли в 4 раза. Таким образом темп прироста оборотных средств был в 4,74 раза выше, чем внеоборотных средств (430% / 90,8%). Такую тенденцию можно было бы охарактеризовать положительно, если бы не факторы повлиявшие на их рост - а именно, резкое увеличение количества запасов, которые заморозили часть оборотных средств. Снижение стоимости внеоборотных активов обусловлено сокращением такого элемента, как «Основные средства», которые за год уменьшились на 342 453 тыс. руб., или на 12,4% при их удельном весе во внеоборотных активах на конец года 83,5%. Снижение внеоборотных активов в 2010 году также связано с уменьшением статьи «Основные средства» за год на 669 419 тыс. руб. или на 19,6 %, их удельный вес за 2010 год сократился на 3,4 % (с 90 до 86,6 %). Статья «Незавершенное строительство» на протяжение двух лет постепенно растет. В 2010 году она возросла на 50 000 тыс. рублей или 13,9%, ее доля в внеоборотных активах увеличилась с 9,4% до 12,8% (+3,4%). В 2011 году «Незавершенное строительство» увеличилось на 48 762 тыс. рублей или 12%, при ее росте в доле внеоборотных активов с 12,8% до 15,7% (+2,9%). Поскольку эта статья не участвует в производственном обороте и, следовательно, увеличение ее доли в структуре вне оборотных активов отрицательно сказывалось на результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Долгосрочные финансовые вложения в составе внеоборотных активов составляют незначительную долю, к началу 2010 года они составляли 0,59%, в начале 2011 года- 0,63%, а в начале 2010 года 0,7%. Их удельный вес незначительно увеличивается (при неизменной абсолютной величине равной 20 142 тыс. рублей) за счет изменения доли других статей внеоборотных активов. Это указывает на не инвестиционную направленность вложений предприятия. В структуре внеоборотных активов наибольшую долю составляют основные средства, наименьшую долю составляют основные средства, наименьшую долю долгосрочные финансовые вложения. Рассмотрим изменение реальных активов, характеризующих производственную мощность предприятия. К реальным активам относятся средства предприятия, которые принимают непосредственное участие в производственном процессе:основные средства (строка 120);сырьё, материалы и другие аналогичные ценности (строка 211);МБП (строка 213);затраты в незавершённом производстве (издержках обращения) (строка 214). Рассчитаем стоимость реальных активов и долю их в имуществе: 1.На начало года: Р.А. на начало года.= 2 761 869 + 128 502 = 2 890 371 тыс. рублей Доля Р.А. на начало года=2 890 371 тыс. рублей / 4 208 747 х 100% = 68,68% 2.На конец года: Р.А. на конец года= 2 419 416 + 222 040 = 2 641 456 тыс. рублей Доля Р.А. на конец года=2 641456 тыс. руб. / 6 514 241 х 100% = 40,5% В абсолюте сумма реальных активов уменьшилась с 2 890 371 тыс. руб. на 248 915 тыс. руб. или на 8,6%, что произошло в основном за счёт уменьшения стоимости ОС. В структуре имущества доля реальных активов упала (значительно) на 28,18%. В целом можно отметить достаточно высокий уровень реальных активов на начало года (более 50%), и достаточно низкий уровень на конец года, что говорит о низких производственных возможностях предприятия. В целом по активу можно отметить некоторое улучшение финансового состояния ООО «Восток», увеличение доли оборотных средств, сокращение доли дебиторской задолженности, и в то же ухудшение коэффициентов оборачиваемости, отвлекающих денежные средства из оборота. Существенным негативным моментом является наличие непокрытого убытка прошлого года в сумме 249 912 тыс. рублей и непокрытого убытка отчетного года в сумме 60 400 тыс. рублей. Предприятие может приобретать основные, оборотные средства и нематериальные активы за счёт собственных и заёмных (привлечённых) источников (собственного и заёмного капитала). Необходимо отметить, что уменьшение итога баланса сам по ce6e не всегда является показателем негативного положения дел на предприятии. Так, например, при росте активов необходимо анализировать источники в пассиве, послужившие их росту. Если рост активов происходил за счёт собственных источников (нераспределённая прибыль, уставный капитал, резервы и т.д.), то это оптимальный вариант. Если же рост активов произошёл за счёт заёмных средств под высокие проценты годовых и при низкой рентабельности, а также при наличии убытков прошлых лет, то сложившееся положение дел должно настораживать. Наоборот, уменьшение стоимости активов может происходить в частности за счет снижения или полного покрытия убытков прошлых отчетных периодов. Данные таблицы 3.6 показывают, что общее увеличение источников составило 2 305 494 тыс. руб. или 54,7%. Этот рост получен за счёт увеличения заемных средств предприятия (на 2 305 494 или на 58,4%), в основном в результате роста кредиторской задолженности. В то же время доля собственных средств сократилась на 30,7 %, при неизменной ее абсолютной величине (3 667 076). За аналогичный период прошлого года заёмные средства сократились на 761 203 тыс. рублей или на 58,4%, что в основном и повлияло на уменьшение пассивов на 638 689 тыс. руб. или на 13,2 %. Анализ собственных средств ООО «Восток». Удельный вес собственных средств предприятия в 2010 году увеличился на 14 %, а в 2011 году их удельный вес резко сократился на 30,7 % и составил к концу анализируемого периода 56,3 % от средств предприятия, что вызвано (как уже было отмечено) резким ростом доли заемных средств. Несмотря на это собственные средства составляют более 50%, т.е. у предприятия собственных средств больше, чем заёмных. Необходимо отметить, что если удельный вес собственных средств составляет более 50%, то можно считать что, продав принадлежащую предприятию часть активов оно сможет полностью погасить свою задолженность разным кредиторам. Для оценки данных пассива баланса составляется аналитическая таблица 1.5. Таблица 1.5 Собственные и заёмные средства
Соотношение собственных и заемных средств за 2010-2010гг. представлены на рис. 1.14. Рисунок 1.14. Соотношение собственных и заемных средств за 2010-2011гг. Анализ собственных оборотных средств На начало отчётного периода наличие собственных оборотных средств составило 226 565тыс. руб. и за счёт этого источника покрывалось 34,4% (226565/658324х100%) материальных оборотных средств, при нормативе в 50% и более. На конец же года стоимость собственных оборотных средств составила 459859 тыс. руб., что покрывает лишь 17,3% (459859/2654868х100%) материальных оборотных средств, что значительно ниже норматива и говорит о недостатке собственных оборотных средств и излишней доли заемных. Поскольку большое значение для устойчивости финансового положения имеет наличие собственных оборотных средств и их изменение, целесообразно изучить образующие его факторы. Рассмотрим изменение собственных оборотных средств (таблица 1.6.) Таблица 1.6. Расчёт собственных оборотных средств. (тыс. руб.)
Из данных таблицы 1.6. видно, что на увеличение собственных оборотных средств более чем в 2 раза в наибольшей степени повлияло уменьшение стоимости основных средств на 342453 тыс. руб. или на 12,4%. Данное снижение составляет наибольший уровень влияния на общее изменение собственных оборотных средств (146,8%). Из приведённых данных можно сделать вывод о том, что несмотря на кажущееся значительное увеличение собственных оборотных средств (в 2 раза) изменение произошло за счёт уменьшения статей, которые при расчёте исключаются из стоимости собственных средств предприятия при одновременном уменьшении последних. Хотя в идеале рост собственных оборотных средств должен происходить за счёт увеличения собственных средств, а не за счёт уменьшения основных средств, нематериальных активов и долгосрочных финансовых вложений. Анализ заёмных средств ООО «Восток». Поскольку заемные средства выросли за отчётный год, а доля собственных сократилась, то необходимо более детально рассмотреть влияние каждой статьи на прирост заемных средств. Долгосрочные займы в отчетном и в предыдущем периодах отсутствуют. Краткосрочные кредиты и займы составили 929760 тыс. руб. на конец отчетного периода или 32,65% от всех заемных средств, при их отсутствии на начало периода. В 3,5 раза возросла кредиторская задолженность, которая составляет наибольший удельный вес в заемных средствах – 67,35% на конец года. Причем ее увеличение с 541 671 тыс. руб. до 1 917 405 тыс. руб. (на 1 375 734 тыс. руб.) не перекрывается увеличением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (см. таблицу 3.1, показатель 3.2). Это влечет за собой ухудшение платежеспособности предприятия. Поэтому необходимо более детально изучить состав кредиторской задолженности. Рассмотрим таблицу 3.8. Анализируя изменения в составе и структуре кредиторской задолженности, приведённые в таблице 1.7., можно отметить, что произошли существенные изменения в следующих статьях: задолженность поставщикам и подрядчикам увеличилась за отчетный период в 4,5 раза или на 967 605 тыс. руб., при удельном весе во всей кредиторской задолженности в 64,7%. В 2010 году данная статья сократилась на 340 176 тыс. руб. (с удельным весом в 50,4% на конец года). Анализ кредиторской задолженности Таблица 1.7. Анализ состава и структуры кредиторской задолженности
Изменение структуры кредиторской задолженности можно охарактеризовать следующим образом. Возросла практически в 2,5 раза задолженность по оплате труда в 2011 году с одновременным сокращением ее доли в структуре кредиторской задолженности на 7,4 %. Причем в 2010 году по данной статье произошло уменьшение на 21,6%, что говорит о том, что начавшееся в 2010 году улучшение по выдаче заработной платы не имело продолжения в 2011 году. Произошло увеличение задолженности перед бюджетом на 87 561 тыс. руб. или почти в 2,5 раза. Надо отметить негативную тенденцию ее увеличения. Так к концу 2010 года произошло уменьшение задолженности перед бюджетом на 101 746 тыс. руб., что дало уменьшение в кредиторской задолженности на 18% (-101 746 / -561 203 х100%). Менее значительными темпами произошло увеличение по остальным статьям: так задолженность по социальному страхованию и обеспечению выросла к концу отчетного периода на 25,7% (+22 349 тыс. рублей). Следует также отметить, что в конце 2010 года появилась такая статья как «Авансы полученные» в размере 134 116 тыс. рублей и «Прочие кредиторы» в размере 2 562 тыс. рублей, при их отсутствии в 2010 году и на начало 2011 года. В целом можно отметить некоторое улучшение структуры кредиторской задолженности связанное с сокращением доли «больных» статей (задолженность перед бюджетом, задолженность по оплате труда). Негативным моментом является рост задолженности сторонним предприятиям (ее доли), что связано с взаимными не платежами. В то же время в 2010 году произошло сокращение доли кредиторской задолженности в итоге баланса предприятия до 12,8%, а в 2011 году произошел рост ее доли до 29%, что свидетельствует об ухудшении структуры пассивов предприятия в 2011 году. К концу отчетного периода кредиторская задолженность резко увеличилась. С одной стороны, кредиторская задолженность - наиболее привлекательный способ финансирования, так как проценты здесь обычно не взимаются. С другой стороны, из-за больших отсрочек по платежам у предприятия могут возникнуть проблемы с поставками, ущерб репутации фирмы из-за неблагоприятных отзывов кредиторов, судебные издержки по делам, возбужденным поставщиками. Снижению задолженности способствует эффективное управление ею посредством анализа давности сроков. Такой анализ выявляет кто из кредиторов, долго ждет оплаты и скорее всего начнет проявлять нетерпение. ООО «Восток» необходимо, прежде всего Date: 2015-05-22; view: 947; Нарушение авторских прав |