Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






На изменение объема розничного оборота





Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Факторы, влияющие на объем розничного оборота Размер влияния, тыс. руб.
Влияние изменения цен  
Влияние изменения физического объема продаж  
Итого влияние  
Влияние изменения численности работников  
Влияние изменения производительности труда работников  
Итого влияние  

Окончание табл. 1.12

Факторы, влияющие на объем розничного оборота Размер влияния, тыс. руб.
Влияние изменения запасов товаров на начало периода  
Влияние изменения поступления товаров  
Влияние изменения выбытия товаров  
Влияние изменения запасов товаров на конец периода  
Итого влияние  
Влияние изменения средней стоимости оборотных средств  
Влияние изменения оборачиваемости  
Итого влияние  
Влияние изменения наличия товарных запасов  
Влияние изменения товарооборачиваемости  
Итого влияние  
Влияние изменения количества условных рабочих мест в предприятии  
Влияние изменения коэффициента сменности работы предприятия  
Влияние изменения количества рабочих дней розничного предприятия в периоде  
Влияние изменения выработки на одно условное рабочее место в смену  
Итого влияние  
Влияние изменения средней стоимости основных фондов  
Влияние изменения фондоотдачи  
Итого влияние  
Влияние изменения размера торговой площади  
Влияние изменения оборота на 1м2 торговой площади  
Итого влияние  

 

Завершающим направлением основного этапа анализа розничного товарооборота является анализ его товарного обеспечения, который включает в себя два основных направления:

1) анализ товарных запасов (подробнее это направление будет рассмотрено в п. 2.1.1);

2) анализ поступления товаров с увязкой с объемом реализации. На данном этапе анализа осуществляется оценка структуры источников поступления товаров в розничное предприятие; дается характеристика основных поставщиков товаров и их удельный вес в общем объеме поставок товаров, оцениваются условия и порядок транспортировки и расчетов за поставляемые товары, анализируется выполнение договоров поставки поставщиками. При этом целесообразно осуществить расчет и анализ ряда показателей:

- коэффициента равномерности поставок, рассчитываемого по формуле

 

где Кр – коэффициент равномерности поставок товаров; s – среднее квадратическое отклонение фактического объема поставок от среднего уровня поставок; – средний уровень поставки, тыс. руб.; Пi – объем поставки за i-й период, тыс. руб.; n – число поставок;

 

- коэффициента выполнения контракта (Кк), рассчитываемого по формуле

Кк = фактически поставленный объем товара
объем поставки товара в контракте

 

- коэффициента ритмичности поставки товаров, определяемый по следующей формуле:

где Крит – коэффициент ритмичности поставок товаров; – фактическая поставка товаров за i-й период времени, тыс. руб.; – поставка товаров по контракту за аналогичный период времени, тыс. руб.

Назаключительном этапе анализа розничного товарооборота осуществляется SWOT-анализ, в ходе которого определяются сильные и слабые стороны деятельности предприятия, угрозы и возможности в его работе, и на основе проведенного анализа выявляются и обосновываются резервы роста объема розничного товарооборота, оптимизации его структуры и состава. Для достижения выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота разрабатывается план мероприятий, содержащий конкретные рекомендации по росту его объема и рационализации состава и структуры.


1.1.2. Планирование розничного товарооборота

торгового предприятия

 

 
 

Планирование розничного товарооборота представляет собой непрерывный процесс с целью приведения его объема в соответствие со спросом потребителей. Планирование осуществляется в несколько этапов (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Характеристика этапов планирования оборота розничной торговли

Расчет розничного товарооборота по общему объему возможно осуществлять с использованием ряда методов, представленных на рис. 1.6.



Рис. 1.6. Методы планирования розничного товарооборота (по общему объему)

Экономико-статистические методы основаны на определении статистических средних за предыдущие периоды и расчете на этой основе розничного товарооборота на будущий период. Общий объем розничного товарооборота рассчитывается следующими экономико-статистическими методами.

1. Метод расчета общего объема розничного товарооборота по среднегодовым темпам роста. Расчет среднегодового темпа роста осуществляется на основе формулы средней геометрической:

где среднегодовой темп роста розничного товарооборота, %; Рn розничный товарооборот за отчетный период в сопоставимых ценах к базисному периоду, тыс. руб.; Р0 – розничный товарооборот за базисный период, тыс. руб.; n – число лет в периоде.



 

Отсюда планируемый объем розничного товарооборота предприятия рассчитывается по формуле

где Р1 розничный товарооборот отчетного периода в действующих ценах , тыс. руб.; Jинф – индекс инфляции на планируемый период.

 

2. Метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней. Суть данного метода заключается в определении тенденций динамического ряда путем плавного изменения товарооборота во времени.

Каждому показателю динамического ряда темпов прироста розничного товарооборота последовательно присваивают условное обозначение К и осуществляют выравнивание показателей по скользящей средней через два или три шага, в зависимости от размера динамического ряда.

Изменение равно .

Далее находят планируемый показатель по следующей формуле:

 

 

Тогда планируемый объем розничного товарооборота предприятия определяется по следующей формуле:

Балансовый метод предполагает планирование общего объема розничного товарооборота с использованием формулы балансовой увязки товарных ресурсов:

где Рпл – планируемый розничный товарооборот по общему объему, тыс. руб.; Знпл – планируемые запасы на начало периода, тыс. руб.; Ппл – планируемое поступление товаров в будущем периоде, тыс. руб.; Зкпл – планируемые запасы на конец периода, тыс. руб.; Впл – планируемое выбытие товаров, тыс. руб.

Нормативный метод планирования розничного товарооборота основан на использовании при расчетах норм и нормативов (физиологических норм потребления продовольственных товаров, рациональных норм потребления непродовольственных товаров, обеспеченности товарами на 1 000 жителей или 100 семей и т. д.).

Расчеты данным методом производят на уровне предприятия для обоснования объема розничного товарооборота по отдельным товарным группам, а также расчета потребительской корзины населения.

Экономико-математические методы планирования розничного товарооборота заключаются в выявлении математической закономерности развития показателя и построения на этой основе модели развития показателя в будущем. Экономико-математическое моделирование розничного товарооборота осуществляют в несколько этапов:

I этап построение графика зависимости розничного товарооборота от определяющих его факторов, расчет коэффициента корреляции;

II этап выбор математического уравнения, отражающего эту зависимость;

III этап нахождение параметров данного уравнения;

IV этап планирование товарооборота на основе выбранного уравнения;

V этап расчет ошибки плана.

Основной недостаток данного метода трудности сбора необходимой информационной базы в сопоставимом виде для планирования (за 7-10 лет).

Данный метод можно использовать на всех уровнях деятельности предприятия торговли.

Метод экспертных оценок. Суть данного метода заключается в привлечении к планированию розничного товарооборота группы экспертов из 5-10 представителей производителей товаров, работников предприятий торговли и общественного питания, экономистов, бухгалтеров, маркетологов и т. п. Эксперты должны отличаться высокой квалификацией, широким кругозором; быть независимыми в суждениях, иметь большой стаж и опыт работы в данной области.

Наиболее часто при планировании товарооборота используют методы коллективных экспертных оценок, такие, как метод Дельфи, метод мозговой атаки.

Метод получения целевой прибыли от продаж. Расчет данным методом осуществляется на основе предполагаемой (целевой) прибыли от продаж, которую предприятие будет стремиться достигнуть в будущем периоде.

Прибыль от продаж в предприятии розничной торговли рассчитывается как разница между валовой прибылью (суммой реализованных торговых надбавок) (ВП) и издержками обращения (ИО):

 

отсюда:

,

где Ппрпл планируемый размер целевой прибыли от продаж торгового предприятия, тыс. руб.; УВПпл планируемый уровень валовой прибыли, %; УИопл – планируемый уровень издержек обращения, %.

 

Метод планирования розничного товарооборота с учетом потребности в прибыли. Суть данной методики состоит в достижении объема товарооборота, обеспечивающего размер прибыли, необходимой для осуществления самофинансирования (т. е. прироста основных фондов и собственных средств в обороте). Эта методика осуществляется в три этапа.

На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для следующих целей:

- финансирования прироста основных фондов;

- финансирования собственных оборотных средств;

- создания финансовых резервов;

- погашения кредитов;

- приобретения ценных бумаг;

- уплаты налогов и других отчислений из чистой прибыли;

- поощрения и социального развития коллектива;

- других целей.

На втором этапе рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валовой прибыли и допустимый уровень издержек обращения (на основе анализа за предыдущий период).

На третьем этапе рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (объем и структура товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах, необходимая численность работников и др.).

Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с помощью определения критической точки продаж или порога рентабельности. Она отражает размер товарооборота, при котором полученный доход покрывает постоянные издержки, и рассчитывается по следующим формулам:

или

 

где Рк – розничный товарооборот в критической точке, тыс. руб.; Р – расчетный плановый розничный товарооборот, тыс. руб.; ИОпост – постоянные издержки обращения, тыс. руб.; ИОпер – переменные издержки обращения, тыс. руб.

 

Метод планирования розничного товарооборота исходя из предполагаемых ресурсов. Данный метод основан на оптимизации планового объема розничного товарооборота и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые и финансовые ресурсы, другие факторы). Для реализации этой методики используются экономико-математические организационные модели, решение которых осуществляется с использованием ЭВМ.

Метод технико-экономических расчетов. При планировании розничного товарооборота можно использовать нормативы товарооборота на 1 м2 торговой площади или (при их отсутствии) показатели, достигнутые хорошо работающими предприятиями, имеющими сопоставимые условия деятельности. При этом следует учитывать особенности работы торговых предприятий и корректировать нормативы на следующие коэффициенты:

-средней стоимости покупки;

-интенсивности покупательных потоков (этот коэффициент, в свою очередь, корректируется на показатель сменности работы торгового предприятия);

-завершенности покупок.

Метод планирования розничного товарооборота на основе спроса населения. Данная методика основана на применении двух методов. Согласно первому, коэффициент эластичности рассчитывается по формуле

где Кэл – коэффициент эластичности; Jпф – индекс изменения покупательных фондов; – индекс изменения товарооборота.

 

А плановый объем розничного товарооборота определяется по следующей формуле :

где Тпрпф – темп прироста покупательных фондов в плановом году, %.

 

В соответствии со вторым способом к объему розничного товарооборота за месяц предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и прирост товарооборота в связи с ростом денежных доходов населения в планируемом периоде.

Метод планирования розничного товарооборота в зависимости от местонахождения торгового предприятия и зоны обслуживания, от размеров предприятий, их оборота, размеров населенных пунктов, в которых они расположены.Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового предприятия и обратной – от величины предприятий-конкурентов. При планировании розничного товарооборота учитываются следующие изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или снижение розничного товарооборота.

Обоснование общего объема розничного товарооборота начинают с определения ожидаемого розничного товарооборота за текущий год и приведения его в сопоставимый вид с товарооборотом предстоящего периода. Расчеты производятся в определении объема продажи товаров населению и объема мелкого опта. Основой для расчетов плана продажи товаров населению являются данные о покупательных фондах населения или его учетных денежных доходах. В современных условиях эти показатели на планируемый период в большинстве районов и областей отсутствуют. Поэтому целесообразно при планировании розничного товарооборота использовать прогнозы социально-экономического развития государства, разрабатываемые Министерством экономики, в которых отражены основные тенденции развития денежных доходов населения на прогнозируемый период.

При обосновании плана розничного товарооборота важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, что позволит повысить процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения или покупательных фондов населения.

Второй и третий этапы планирования оборота розничной торговли предполагают расчет оборота по периодам года и по структуре (рис. 1.7).


Рис. 1.7. Основные методы планирования розничного товарооборота

(по структуре и периодам времени)

 

Планирование оборота розничной торговли на будущий год по периодам года может осуществляться такими экономико-статистическими методами, как расчет на основе средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объеме товарооборота и расчет с помощью индексов сезонности продаж.

При планировании розничного товарооборота по периодам года на основе средних удельных весов квартальных оборотов в его годовом объеме первоначально рассчитывают средние удельные веса квартальных оборотов за последние два-три года работы предприятия по средней арифметической или по скользящей средней.

 

Тогда размеры квартального розничного товарооборота в будущем году будут рассчитываться следующим образом:

 

, и т. д.

 

При планировании квартальных оборотов розничной торговли с помощью индексов сезонности розничного товарооборота расчеты осуществляются умножением среднеквартального оборота будущего года на индекс сезонности соответствующего квартала (уточненные):

 

,

где среднеквартальный розничный товарооборот предприятия планируемого года, тыс. руб.; розничный товарооборот планируемого года, тыс. руб.; 4 – количество кварталов в году.

 

,

где - индекс сезонности первого квартала.

 

Методика расчета индексов сезонности представлена ранее.

Использование метода экспертных оценок обусловлено в основном отсутствием достаточного объема достоверной статистики или при прогнозировании новых объектов. При распределении планового объема товарооборота по периодам времени в основном используются метод «комиссий» и метод «интервью».

При планировании структуры розничного товарооборота на практике могут использоваться следующие экономико-статистические методы: на основе коэффициента эластичности, выравнивания динамического ряда по скользящей средней и на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объеме розничного товарооборота.

Расчеты структуры розничного товарооборота предполагают определение оборота либо по отдельным товарам и товарным группам, либо по продовольственным и непродовольственным товарам. Метод выравнивания по скользящей средней рассмотрен при планировании общего объема розничного товарооборота.

При использовании метода расчета на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объеме товарооборота сначала рассчитывают средние удельные веса оборотов конкретных товарных групп за последние два-три года работы предприятия по формуле средней арифметической или по скользящей средней. Тогда розничный товарооборот i- й товарной группы в будущем году будет равен

и т. д.

 

При планировании розничного товарооборота по товарным группам также расчеты могут производиться на основе коэффициента эластичности.

При этом Кэл показывает, как изменится розничный товарооборот по отдельной группе товаров при изменении общего объема розничного товарооборота на единицу и определяется по следующей формуле:

где DРi и DР – отклонение розничного товарооборота по отдельной группе товаров и по общему объему соответственно в отчетном году, тыс. руб.;

Рi0 и Р0 – базисное значение розничного товарооборота по отдельной группе товаров и по общему объему соответственно, тыс. руб.

 

Для определения размера розничного товарооборота по отдельной группе товаров в плановом периоде расчеты осуществляются по следующей формуле:

 

где Рiпл – розничный товарооборот по группе товаров в отчетном году, тыс. руб.; Тпр – плановый темп прироста розничного товарооборота по общему объему, %.

При распределении планового объема товарооборота по структуре из всей совокупности экспертных методов в основном используются метод Дельфи, метод мозговой атаки, метод комиссий и метод интервью.

Рассмотрев теоретические аспекты анализа и планирования розничного товарооборота, в следующем разделе рассмотрим применение вышеперечисленных методик в ходе решения практических задач.








Date: 2015-05-22; view: 1490; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.055 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию