Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ прогнозов и программ социально-экономического развития Пензенской области ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года) (далее - Стратегия) - это система политик и мер государственного управления, нацеленных на создание условий для инновационного развития, укрепление позиций Пензенской области среди субъектов Российской Федерации и в системе мирохозяйственных связей. Высокий уровень социального и культурного развития населения области является приоритетной целью деятельности органов государственной власти Пензенской области. Стратегия направлена на сохранение и укрепление позиций Пензенской области в экономике Российской Федерации за счет эффективного использования производственного, человеческого и культурно-исторического потенциала, перехода на инновационный путь развития. Пензенская область должна стать важным элементом складывающейся современной экономики Европейской части Российской Федерации и активно включиться в процессы глобализации. Выполнение этой миссии возможно при условии обеспечения высокого качества и уровня жизни населения, создания широких возможностей для самореализации граждан. Перед Пензенской областью встают вызовы, отражающие как глобальные тенденции, так и внутренние региональные проблемы. Внутренние вызовы (региональные проблемы) Первый вызов - демографический спад. В Пензенской области продолжается естественное сокращение численности населения. Помимо этого имеются предпосылки ухудшения половозрастной структуры населения области - доля трудоспособного населения в общей численности жителей снизится с 61,7 процента в 2007 году до 53 процентов к 2020 году, что приведет к сокращению числа занятых в экономике примерно до 560 тыс. чел. (в 2008 году - 668,1 тыс. чел.). При существующих тенденциях в 2014 - 2017 годах можно прогнозировать масштабный кризис кадров и опережающий рост заработной платы. Продолжаются стягивание населения в так называемый расселенческий каркас (городские округа, населенные пункты) и депопуляция отдельных сельских населенных пунктов. Создаются риски: - формирования депрессивных зон на территории области; - оттока трудоспособного населения; - снижения бюджетной обеспеченности отдельных муниципальных образований; - необходимости повышения затрат на поддержание инженерных инфраструктур на территориях, где "сворачиваются" поселения и производство и т.п. Проблема демографического спада носит общенациональный характер и лежит в нескольких плоскостях: во-первых, плохое общее здоровье нации (связано с особенностями образа жизни и экологией мест проживания, что выражается в низкой ожидаемой продолжительности жизни россиян и в уровне младенческой смертности - 7,9 на 1000 родившихся (2008 год) при среднероссийском показателе - 8,5); во-вторых, культурные аспекты развития общества - формирование зрелого индустриального общества, характеризующегося низкой рождаемостью и угасанием семейных ценностей; в-третьих, экономическая, политическая и социальная нестабильность 1990-х годов, усугубившая демографический спад. На решение этой проблемы нацелены три из четырех реализуемых приоритетных национальных проектов - образование, здравоохранение и доступное жилье. Возможно нарастание демографического спада, в том случае, если не будут созданы условия для повышения рождаемости представителями "высокой" демографической волны конца 1970-х - середины 1980-х годов. Решение вопроса закрепления населения в сельских территориях, особенно высококлассных специалистов, возможно только за счет создания сопоставимых с городскими условий труда и жизни. Наиболее оптимальным является создание сельских территорий инновационного развития на базе созданных социальных культурных центров в результате комплексной реализации областных и федеральных программ. Результатом данных мероприятий станет появление точек роста в сельской местности, которые будут являться катализаторами развития близлежащих территорий. Трансформация системы расселения будет сопровождаться оптимизацией сложившейся системы социальной инфраструктуры (школы, поликлиники, больницы, милиция и прочее). Второй вызов - ассиметричная структура занятости, дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров. Население Пензенской области в 2008 году по предварительным данным составляло 1379,8 тыс. чел., из которых около 63 процентов составлял контингент трудоспособного населения (около 878,99 тыс. чел.). Общее число занятых в экономике составляло 668,1 тыс. чел. (т.е. менее 77 процентов от числа трудоспособного населения). В ближайшие 5 - 10 лет в экономике страны и Пензенской области структура занятости и рынок труда будут меняться в силу следующих факторов: - модернизация базовых отраслей экономики, переход на инновационные технологии; - рост сектора услуг; - развитие новых секторов экономики и социальной сферы. При ограниченности ресурсно-сырьевого потенциала главным стратегическим ресурсом устойчивого развития Пензенской области становится интеллектуальный потенциал. Адекватный ответ на этот вызов состоит в: - развитии маркетинговой деятельности, включающей системные исследования рынка труда и тенденций его развития, спроса на образовательные услуги и приоритетных направлений подготовки специалистов для нужд региона; - переходе на инновационные методики обучения и подготовки специалистов; - реформировании сети профессионального образования в сторону диверсификации образовательных услуг, предполагающей разнообразие и вариативность образовательных программ, форм и моделей образования в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями региона и возможностями обучающихся; - развитии системы непрерывного образования, создании инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; - профессиональной переподготовке высвобождающихся кадров, в связи с чем система повышения квалификации и переподготовки кадров должна быть существенным образом преобразована с обязательным использованием механизмов деятельности автономных учреждений, подушевого финансирования, финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений бюджетной сферы; - обмене передовым опытом, тренингах, краткосрочных курсах; - развитии региональной инфраструктуры рынка труда (привлечение в регион кадровых агентств и создание информационной инфраструктуры). Третий вызов - малоэффективные технологии базовых отраслей. Пензенская область имеет промышленно-аграрный профиль. Ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем ВРП, являются: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и торговля, на долю которых приходится более 60 процентов произведенного ВРП. К числу наиболее острых проблем в промышленном секторе относятся следующие: - степень износа основных фондов по всем видам экономической деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) составляет более 50 процентов; - уровень использования мощностей и загрузка оборудования на ряде промышленных предприятий остаются низкими; - низкий темп технического перевооружения производств, обновления оборудования и совершенствования технологических процессов; - слабое внедрение инновационных разработок вследствие недостаточности доступных финансовых средств; - медленный процесс реформирования предприятий; - неэффективное управление; - реструктуризация предприятий оборонной промышленности; - слабое внедрение инновационных разработок. Основными факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса, являются: - изношенность материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей области; - значительное опережение роста цен на материально-технические ресурсы, особенно горюче-смазочные материалы, электроэнергию, а также сельскохозяйственную технику, относительно динамики цен на реализованную товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию; - недостаточная действенность проведенных мероприятий по обеспечению плодородия и сохранения почв, защиты растений от сорняков, вредителей, болезней, а также по содействию реализации мер по охране окружающей среды; - дефицит квалифицированных кадров и их отток из-за низкого уровня доходов в сельскохозяйственном производстве; - недостаточная эффективность заготовительной системы, находящаяся на стадии восстановления. Четвертый вызов - инфраструктурные ограничения. Для Пензенской области характерна высокая обеспеченность базовыми инфраструктурами (сеть автодорог, железнодорожный транспорт, сети по передаче и распределению электро- и теплоэнергии, воды, телекоммуникационные сети и проч.). Область является нетто-импортером электроэнергии и получает ее из Самарской области (т.е. отчасти из объединенной энергетической системы Урала), что означает распространение на регион общих для Российской Федерации проблем дефицита генерирующих мощностей. Риски, связанные с общим прогнозируемым дефицитом установленной мощности в Российской Федерации, не могут быть решены на уровне региона, тогда как ограничения по сетям должны находить решения. В настоящее время уже сложилась ситуация, когда свободные мощности сохраняются (и порой увеличиваются) в муниципальных районах Пензенской области, переживающих упадок и не представляющих интереса для инвесторов, тогда как наиболее привлекательные городские округа (прежде всего, г. Пенза) страдают от отсутствия свободных мощностей. Существуют следующие инфраструктурные ограничения, которые могут существенно повлиять на потенциал социально-экономического развития региона: - дефицит инфраструктуры в основных территориях роста (г. Пенза, г. Кузнецк); - избыток подключенной и неиспользуемой мощности в сельской местности; - высокий физический и моральный износ сетей электро- и теплопередачи. Инфраструктура создавалась на основе технологических решений 1950 - 1970-х годов; - несоответствие инфраструктуры внешнего транспорта передовым стандартам; - слабое внедрение инновационных энерго-, ресурсосберегающих технологий; - ограниченные мощности по очистке сточных вод. Пятый вызов - бюджетные ограничения. В долгосрочной перспективе повышается роль регионального бюджета как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач, финансового обеспечения инновационного развития экономики. Усиливается роль эффективности и качества использования бюджетных средств. Бюджет Пензенской области имеет дотационный характер и социальную направленность. Основными налоговыми статьями дохода консолидированного бюджета области являются: налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), налог на прибыль, налоги на имущество, акцизы и налоги на совокупный доход. Пензенская область может столкнуться со следующими рисками для регионального бюджета: - усиление социальной нагрузки на бюджет в результате ухудшающейся возрастной структуры населения, роста затрат на социальное обеспечение; - необходимость формировать наряду с "социальным" бюджетом так называемый бюджет развития; - высокая доля НДФЛ в структуре налоговых доходов.
Заключение Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса. · демографическая ситуация в регионе; · состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы; · будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство; · основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции); · величина и динамика спроса населения на товары и услуги; · платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги; · темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности. В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати. Вышеназванные документы являются составной частью паке та, представляемого Правительством России Федеральному собранию. В состав этого пакета входят: · данные о социально-экономическом развитии страны за прошедший период текущего года; · прогноз социально-экономического развития на предстоящий год; · проект сводного финансового баланса на территории России; · перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ; · перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств федерального бюджета; · перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре; · проектировки развития государственного сектора экономики. Список использованных источников 1. Постановление Правительства Пензенской области от 11 января 2005 г. № 308-пП «О системе индикативного управления Пензенской области» // СПС «Гарант», 22.03.08. 2. Распоряжение Правительства Пензенской области от 1 февраля 2006 г. № 550-рП «Об основных направлениях стратегического развития Пензенской области на 2006 – 2015 годы» // СПС «Гарант», 22.03.08. 3. Белкина Т.Д. Диагностика городского развития через систему индикаторов. // Проблемы прогнозирования. - 2007.- № 2. - С. 40-45. 4. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М., 2009. 5. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. – М.: Экономика, 2010. 6. Жилкин С.Ф., Житкова Е.Л. Концепция как базовый документ системы стратегического планирования комплексного развития города. // Социально-гуманитарное знание.- 2011. - № 4. – С. 37-42. 7. Житкова Е.Л. Планирование развития территории. // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 3. - С. 87-91. 8. Коваленко Е. Региональная экономика и управление. – М., 2013. 9. Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. – Ростов-на-Дону, 2012. 10. Котилко В.В. Региональная экономическая политика: учебное пособие. - М–, 2010. 11. Кутафин О.Е. Муниципальное право РФ. Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2011. 12. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М., 2012. 13. Махотаева М. Целевое управление социально-экономическими системами. // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 4. - С. 66-78. 14. Митрофанова И.В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона. // Социально-гуманитарное знание. - 2011. - № 2. - С. 36-50. 15. Полтерович В.М. Экономическое равновесие и хозяйственный механизм. – М., 2012.
|