Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Анализ прогнозов и программ социально-экономического развития Пензенской области





Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года) (далее - Стратегия) - это система политик и мер государственного управления, нацеленных на создание условий для инновационного развития, укрепление позиций Пензенской области среди субъектов Российской Федерации и в системе мирохозяйственных связей.

Высокий уровень социального и культурного развития населения области является приоритетной целью деятельности органов государственной власти Пензенской области.
При этом следует подчеркнуть, что Стратегия определяет приоритетные направления деятельности не только органов государственной власти Пензенской области (законодательной и исполнительной), но и органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов.

Стратегия направлена на сохранение и укрепление позиций Пензенской области в экономике Российской Федерации за счет эффективного использования производственного, человеческого и культурно-исторического потенциала, перехода на инновационный путь развития. Пензенская область должна стать важным элементом складывающейся современной экономики Европейской части Российской Федерации и активно включиться в процессы глобализации. Выполнение этой миссии возможно при условии обеспечения высокого качества и уровня жизни населения, создания широких возможностей для самореализации граждан.

Перед Пензенской областью встают вызовы, отражающие как глобальные тенденции, так и внутренние региональные проблемы.

Внутренние вызовы (региональные проблемы)

Первый вызов - демографический спад.

В Пензенской области продолжается естественное сокращение численности населения. Помимо этого имеются предпосылки ухудшения половозрастной структуры населения области - доля трудоспособного населения в общей численности жителей снизится с 61,7 процента в 2007 году до 53 процентов к 2020 году, что приведет к сокращению числа занятых в экономике примерно до 560 тыс. чел. (в 2008 году - 668,1 тыс. чел.). При существующих тенденциях в 2014 - 2017 годах можно прогнозировать масштабный кризис кадров и опережающий рост заработной платы.



Продолжаются стягивание населения в так называемый расселенческий каркас (городские округа, населенные пункты) и депопуляция отдельных сельских населенных пунктов.

Создаются риски:

- формирования депрессивных зон на территории области;

- оттока трудоспособного населения;

- снижения бюджетной обеспеченности отдельных муниципальных образований;

- необходимости повышения затрат на поддержание инженерных инфраструктур на территориях, где "сворачиваются" поселения и производство и т.п.

Проблема демографического спада носит общенациональный характер и лежит в нескольких плоскостях:

во-первых, плохое общее здоровье нации (связано с особенностями образа жизни и экологией мест проживания, что выражается в низкой ожидаемой продолжительности жизни россиян и в уровне младенческой смертности - 7,9 на 1000 родившихся (2008 год) при среднероссийском показателе - 8,5);

во-вторых, культурные аспекты развития общества - формирование зрелого индустриального общества, характеризующегося низкой рождаемостью и угасанием семейных ценностей;

в-третьих, экономическая, политическая и социальная нестабильность 1990-х годов, усугубившая демографический спад. На решение этой проблемы нацелены три из четырех реализуемых приоритетных национальных проектов - образование, здравоохранение и доступное жилье.

Возможно нарастание демографического спада, в том случае, если не будут созданы условия для повышения рождаемости представителями "высокой" демографической волны конца 1970-х - середины 1980-х годов.

Решение вопроса закрепления населения в сельских территориях, особенно высококлассных специалистов, возможно только за счет создания сопоставимых с городскими условий труда и жизни. Наиболее оптимальным является создание сельских территорий инновационного развития на базе созданных социальных культурных центров в результате комплексной реализации областных и федеральных программ. Результатом данных мероприятий станет появление точек роста в сельской местности, которые будут являться катализаторами развития близлежащих территорий.

Трансформация системы расселения будет сопровождаться оптимизацией сложившейся системы социальной инфраструктуры (школы, поликлиники, больницы, милиция и прочее).

Второй вызов - ассиметричная структура занятости, дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров.

Население Пензенской области в 2008 году по предварительным данным составляло 1379,8 тыс. чел., из которых около 63 процентов составлял контингент трудоспособного населения (около 878,99 тыс. чел.). Общее число занятых в экономике составляло 668,1 тыс. чел. (т.е. менее 77 процентов от числа трудоспособного населения).

В ближайшие 5 - 10 лет в экономике страны и Пензенской области структура занятости и рынок труда будут меняться в силу следующих факторов:

- модернизация базовых отраслей экономики, переход на инновационные технологии;



- рост сектора услуг;

- развитие новых секторов экономики и социальной сферы.

При ограниченности ресурсно-сырьевого потенциала главным стратегическим ресурсом устойчивого развития Пензенской области становится интеллектуальный потенциал.

Адекватный ответ на этот вызов состоит в:

- развитии маркетинговой деятельности, включающей системные исследования рынка труда и тенденций его развития, спроса на образовательные услуги и приоритетных направлений подготовки специалистов для нужд региона;

- переходе на инновационные методики обучения и подготовки специалистов;

- реформировании сети профессионального образования в сторону диверсификации образовательных услуг, предполагающей разнообразие и вариативность образовательных программ, форм и моделей образования в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями региона и возможностями обучающихся;

- развитии системы непрерывного образования, создании инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

- профессиональной переподготовке высвобождающихся кадров, в связи с чем система повышения квалификации и переподготовки кадров должна быть существенным образом преобразована с обязательным использованием механизмов деятельности автономных учреждений, подушевого финансирования, финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений бюджетной сферы;

- обмене передовым опытом, тренингах, краткосрочных курсах;

- развитии региональной инфраструктуры рынка труда (привлечение в регион кадровых агентств и создание информационной инфраструктуры).

Третий вызов - малоэффективные технологии базовых отраслей.

Пензенская область имеет промышленно-аграрный профиль. Ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем ВРП, являются: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и торговля, на долю которых приходится более 60 процентов произведенного ВРП.

К числу наиболее острых проблем в промышленном секторе относятся следующие:

- степень износа основных фондов по всем видам экономической деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) составляет более 50 процентов;

- уровень использования мощностей и загрузка оборудования на ряде промышленных предприятий остаются низкими;

- низкий темп технического перевооружения производств, обновления оборудования и совершенствования технологических процессов;

- слабое внедрение инновационных разработок вследствие недостаточности доступных финансовых средств;

- медленный процесс реформирования предприятий;

- неэффективное управление;

- реструктуризация предприятий оборонной промышленности;

- слабое внедрение инновационных разработок.

Основными факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса, являются:

- изношенность материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей области;

- значительное опережение роста цен на материально-технические ресурсы, особенно горюче-смазочные материалы, электроэнергию, а также сельскохозяйственную технику, относительно динамики цен на реализованную товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию;

- недостаточная действенность проведенных мероприятий по обеспечению плодородия и сохранения почв, защиты растений от сорняков, вредителей, болезней, а также по содействию реализации мер по охране окружающей среды;

- дефицит квалифицированных кадров и их отток из-за низкого уровня доходов в сельскохозяйственном производстве;

- недостаточная эффективность заготовительной системы, находящаяся на стадии восстановления.

Четвертый вызов - инфраструктурные ограничения.

Для Пензенской области характерна высокая обеспеченность базовыми инфраструктурами (сеть автодорог, железнодорожный транспорт, сети по передаче и распределению электро- и теплоэнергии, воды, телекоммуникационные сети и проч.). Область является нетто-импортером электроэнергии и получает ее из Самарской области (т.е. отчасти из объединенной энергетической системы Урала), что означает распространение на регион общих для Российской Федерации проблем дефицита генерирующих мощностей.

Риски, связанные с общим прогнозируемым дефицитом установленной мощности в Российской Федерации, не могут быть решены на уровне региона, тогда как ограничения по сетям должны находить решения. В настоящее время уже сложилась ситуация, когда свободные мощности сохраняются (и порой увеличиваются) в муниципальных районах Пензенской области, переживающих упадок и не представляющих интереса для инвесторов, тогда как наиболее привлекательные городские округа (прежде всего, г. Пенза) страдают от отсутствия свободных мощностей.

Существуют следующие инфраструктурные ограничения, которые могут существенно повлиять на потенциал социально-экономического развития региона:

- дефицит инфраструктуры в основных территориях роста (г. Пенза, г. Кузнецк);

- избыток подключенной и неиспользуемой мощности в сельской местности;

- высокий физический и моральный износ сетей электро- и теплопередачи. Инфраструктура создавалась на основе технологических решений 1950 - 1970-х годов;

- несоответствие инфраструктуры внешнего транспорта передовым стандартам;

- слабое внедрение инновационных энерго-, ресурсосберегающих технологий;

- ограниченные мощности по очистке сточных вод.

Пятый вызов - бюджетные ограничения.

В долгосрочной перспективе повышается роль регионального бюджета как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач, финансового обеспечения инновационного развития экономики. Усиливается роль эффективности и качества использования бюджетных средств.

Бюджет Пензенской области имеет дотационный характер и социальную направленность. Основными налоговыми статьями дохода консолидированного бюджета области являются: налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), налог на прибыль, налоги на имущество, акцизы и налоги на совокупный доход.

Пензенская область может столкнуться со следующими рисками для регионального бюджета:

- усиление социальной нагрузки на бюджет в результате ухудшающейся возрастной структуры населения, роста затрат на социальное обеспечение;

- необходимость формировать наряду с "социальным" бюджетом так называемый бюджет развития;

- высокая доля НДФЛ в структуре налоговых доходов.

 

Заключение

Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.
Прогнозирование социально-экономического развития региона— предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.
В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.
В частных прогнозах оцениваются:

· демографическая ситуация в регионе;

· состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы;

· будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;

· основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);

· величина и динамика спроса населения на товары и услуги;

· платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;

· темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса.
По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный.
Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-эко­номического развития публикуются в открытой печати.
Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета.

Вышеназванные документы являются составной частью паке та, представляемого Правительством России Федеральному собранию. В состав этого пакета входят:

· данные о социально-экономическом развитии страны за прошедший период текущего года;

· прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

· проект сводного финансового баланса на территории России;

· перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ;

· перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств федерального бюджета;

· перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

· проектировки развития государственного сектора экономики.

Список использованных источников

1. Постановление Правительства Пензенской области от 11 января 2005 г. № 308-пП «О системе индикативного управления Пензенской области» // СПС «Гарант», 22.03.08.

2. Распоряжение Правительства Пензенской области от 1 февраля 2006 г. № 550-рП «Об основных направлениях стратегического развития Пензенской области на 2006 – 2015 годы» // СПС «Гарант», 22.03.08.

3. Белкина Т.Д. Диагностика городского развития через систему индикаторов. // Проблемы прогнозирования. - 2007.- № 2. - С. 40-45.

4. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М., 2009.

5. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. – М.: Экономика, 2010.

6. Жилкин С.Ф., Житкова Е.Л. Концепция как базовый документ системы стратегического планирования комплексного развития города. // Социально-гуманитарное знание.- 2011. - № 4. – С. 37-42.

7. Житкова Е.Л. Планирование развития территории. // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 3. - С. 87-91.

8. Коваленко Е. Региональная экономика и управление. – М., 2013.

9. Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. – Ростов-на-Дону, 2012.

10. Котилко В.В. Региональная экономическая политика: учебное пособие. - М–, 2010.

11. Кутафин О.Е. Муниципальное право РФ. Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2011.

12. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М., 2012.

13. Махотаева М. Целевое управление социально-экономическими системами. // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 4. - С. 66-78.

14. Митрофанова И.В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона. // Социально-гуманитарное знание. - 2011. - № 2. - С. 36-50.

15. Полтерович В.М. Экономическое равновесие и хозяйственный механизм. – М., 2012.








Date: 2015-05-22; view: 727; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.035 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию