Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Нормативно-целевое прогнозирование регионального развития





По функциональному признаку (направлениям прогнозирования) прогнозы подразделяются на два типа: поисковый и целевой.

Поисковый прогноз — это прогнозирование от настоящего к будущему. Его задача — выяснить, как будет развиваться исследуемый объект при сохранении существующих тенденций.

Так как такой подход основан на аналитических исследованиях, он называется еще и научным, и исследовательским. В литературных источниках его часто называют дескриптивным, т.е. описательным, а также генетическим, так как он предполагает развитие объекта в соответствии с его генетикой (наследственностью), т.е. потенциалом, заложенным в самом объекте.

Нормативно-целевой способ — это прогнозирование от будущего к настоящему (прогнозирование «наоборот»). В этом случае вначале устанавливаются желаемые конечные параметры развития (цели), а затем определяются необходимые для этого финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Такое прогнозирование называют еще нормативным и, чаще, целевым.

Нормативно-целевым его называют потому, что процесс прогнозирования при его использовании схож с процессом планирования, когда определяются цели развития объекта. Однако не следует преувеличивать значение этого способа прогнозирования в общей системе принятия управленческих решений, так как проблему достижения более высоких показателей развития можно решить, используя новаторский поисковый подход.

Нормативно-целевой прогноз, в отличие от поискового, разрабатывается на базе заранее определенных желаемых целей. Его задача — определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. В то время как поисковый прогноз отталкивается при определении будущего состояния объекта от его прошлого и настоящего, целевой прогноз осуществляется в обратном порядке: от заданного состояния в будущем, наличием материальных, сырьевых, финансовых и других ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели, к существующим тенденциям и их изменениям в свете поставленной цели.



Оба типа прогноза выступают одновременно на практике в качестве направлений, подходов к прогнозированию и используются совместно. В их сочетании четко проявляется побудительная роль прогнозирования как инструмента достижения поставленных целей. Побудительная функция прогнозирования вызывает такую его особенность, как эффект воздействия прогноза на исходные предпосылки предвидения. Эффект воздействия может быть как положительным, вызывающим ускорение осуществления прогноза, так и отрицательным, тормозящим его реализацию, а в ряде случаев сопровождающимся саморазрушением прогноза. Обусловлено это тем, что достижение целей прогноза находится в прямой зависимости от объективных условий его осуществления. Если прогноз отвечает назревшим условиям развития объекта, то его реализация на практике пройдет успешно.

Нормативно-целевое прогнозирование обычно применятся в тех случаях, когда нет достаточной информации о развитии объекта в прошлом и, следовательно, нет возможности не только многофакторного анализа и моделирования, но даже и установления прогрессивных тенденций развития. В таком случае преимущественно используются качественные методы исследования. Например, в условиях трансформации социально-экономической системы России, ее неопределенности, нестабильности и спада производства целесообразно применять нормативно-целевое прогнозирование.

Установив желаемое конечное состояние развития объекта, прогнозисты далее определяют мероприятия, которые могут обеспечить это состояние, а также необходимые финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Прогнозирование потому называют нормативным, что устанавливаемые цели часто основываются на нормативах, например, достижение прогрессивных значений уровня обеспеченности и питания населения, доходов на душу населения, средней зарплаты.

Расчет необходимых ресурсов в случае отсутствия ретроспективной информации по прогрессивным нормам их использования (в условиях трансформации экономики России) также может производиться по прогнозируемым (желаемым) нормативам.

В нормально функционирующей экономике целевое прогнозирование может использоваться с целью уменьшения вариантов развития, рассматриваемых в рамках новаторского поискового прогнозирования. Рассмотрим это на условном примере. Самый прогрессивный вариант традиционного (экстраполяционного) поискового прогноза показал возможность снижения уровня безработицы за пять лет с 10% до 8%. Прогнозисты, используя свои знания и мнения экспертов, предполагают, что максимально возможное снижение уровня безработицы может составить 3%, т.е. ставится цель снижения уровня безработицы до 3%. По каждому году пятилетия разрабатываются мероприятия и определяются ресурсы, способствующие достижению этой цели. Таким образом, задача нормативно-целевого прогнозирования на этой стадии выполнена. Далее включаются инструменты новаторского поискового прогноза, и возможности СЭС сопоставляются с необходимыми ресурсами.



Если невозможно снижение уровня безработицы до 3%, ставится другая цель — снижение уровня до 4%. Опять рассчитываются необходимые ресурсы по каждому году, а затем включается механизм новаторского поискового прогноза.

При достаточно высокой квалификации экспертов и прогнозистов поиск может быть короче, чем при использовании только новаторского поискового подхода.

Как новаторский метод поискового прогнозирования, так и целевой метод схожи с планированием, поскольку в процессе формирования прогнозов устанавливаются цели (при нормативном подходе) и мероприятия по их достижению (при обоих подходах). Поэтому некоторые авторы их не относят к «чистым» прогнозам, каковыми являются прогнозы, полученные традиционным (экстраполятивным) способом.

 

Прогнозирование и планирование региональной экономики

В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

· демографическая ситуация в регионе;

· состояние природной среды, включая такие сферы, как раз­веданные запасы природных ископаемых, земельные, вод­ные и лесные ресурсы;

· будущее состояние научно-технических достижений и воз­можность их внедрения в производство;

· основные факторы производства (капитал, труд, инвести­ции);

· величина и динамика спроса населения на товары и услуги;

· платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;

· темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса.

Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различ­ных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка та­кого документа предусматривает:

· постановку целей развития региона;

· определение путей достижения поставленных целей;

· анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;

· разработку методов организации движения по избранным направлениям;

· обоснование рациональных способов использования ресурсов.

Такой план предусматривает взвешенные и согласованные дей­ствия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он пред­ставляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратеги­ческих действий во всех сферах жизни региона.

К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся:

· выделение сильных и слабых сторон региональной эконо­мики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром, прежде всего на создание лучших условий жизни людей;

· краткие идеи и принципы, которые ориентируют произво­дителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;

· партнерское взаимодействие всех региональных сил.

Составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий.

Этапы разработки стратегического плана социально-эконо­мического развития региона включают:

1. оценку достигнутого уровня и особенностей социально-эко­номического развития региона, предполагающую также проведение анализа региональной ресурсной базы этого развития;

2. выработку концепции развития экономики региона, прора­ботку сценариев модернизации регионального хозяйства в целях адаптации последнего к новой системе межрегиональных связей и взаимозависимостей;

3. выбор и обоснование направлений перспективного развития региона.

Эти направления классифицируются в зависимости от возмож­ных, определенных на основе предварительного анализа сценариев перспективного развития, основанных на расчетах различных ва­риантов специализации регионального хозяйственного комплекса.

Исходным пунктом разработки концепции должно стать оп­ределение целей развития региона, а также его отраслевых при­оритетов («полюсов» развития региона). Основная цель развития региона видится в решении проблемы самодостаточности региона, т.е. способности самостоятельно выполнять полный набор функций, определенный его статусом.

Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для повышения жизненного уровня населения предлагается формирование и выполнение «социального заказа». В понятие «социальный заказ» входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.

Для реализации этой установки разрабатываются следующие нормативы:

· достигнутые в настоящее время нормативы потребления товаров и услуг;

· фактический уровень потребления в развитых странах;

· рациональные нормативы.

В грубо обобщенном виде альтернативы регионального разви­тия можно определить следующим образом:

1. стратегия роста, которая осуществляется путем значи­тельного ежегодного превышения уровня краткосрочных и дол­госрочных целевых параметров над уровнем показателей преды­дущего года (она применяется, как правило, в динамично разви­вающихся регионах, имеющих значительный потенциал);

2. стратегия ограниченного роста, для которого характерно установление целей от достигнутого уровня, скорректированного с учетом инфляции (эту стратегию выбирают в основном регио­ны со стабильной экономической ситуацией, не желающие силь­но рисковать в выборе вариантов развития);

3. стратегия сокращения (эту альтернативу выбирают в случае неизбежной стагнации производства в регионе в целях смягчения негативных последствий и называют стратегией последнего средства, поскольку уровень поставленных целей ниже достигнутого в прошлом).

В этой стратегии может быть несколько вариантов: санация или полная ликвидация неэффективных производств; отсечение лишнего, т.е. свертывание тех производств, экономическая неэффективность которых обусловливает падение результатов по региону в целом; сокращение и переориентация: ликвидация части производств с направлением высвобождаемых средств в перепрофилированные и модернизированные предприятия региона.

Критерии выбора рационального варианта развития региональной экономики

Термин «развитие» часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. Под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти или о структурных изменениях, или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

· рост производства и доходов;

· перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

· перемены в общественном сознании;

· перемены в традициях и привычках.

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

· повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

· создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

· увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет близка конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев(характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

· ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

· интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);

· величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

· национальный доход на душу населения;

· уровень потребления отдельных материальных благ;

· степень дифференциации доходов;

· продолжительность жизни;

· уровень физического здоровья;

· уровень образования;

· степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целейможно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условий успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

· привлечение новых видов бизнеса;

· расширение существующего бизнеса;

· развитие малого бизнеса;

· развитие центра города;

· развитие промышленности;

· развитие сферы услуг;

· повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть — непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.

Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

· ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

· средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

· продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

· уровень образования;

· уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

· уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

· состояние окружающей среды;

· равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

· обогащение культурной жизни людей.

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития.

Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей — важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке — это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды — также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона.

Даже если предположить, что большая часть российских регионов выйдет из экономического кризиса в узком смысле этого слова, т.е. возобладает положительная динамика роста производимой продукции, то вряд ли еще можно будет говорить о позитивных сдвигах в динамике социально-экономического развития в современном понимании, так как экологическая составляющая будет тормозить продвижение регионов вперед.

Многие города характеризуются многократным превышением допустимых норм загрязнения воды и воздуха. Значительные площади плодородных земель ежегодно безвозвратно утрачиваются и навсегда выводятся из сельскохозяйственного оборота. Все негативные экологические тенденции оказывают влияние на общий тренд социально-экономического состояния российских регионов.

В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудно измеримая субстанция, как культура жизни населения. Положительная динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культуры жизни населения данного региона. Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.








Date: 2015-05-22; view: 2175; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.036 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию