Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выделите характеристики предстартовых состояний и состояний пика спортивной формы, предложите техники работы с ними с позиций двух различных теорий личности





Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предстартовые состояния появляются задолго до выступления. Возникает повышенная мотивация к действию, мысленная настройка на соревнование. Растет двигательная активность во время сна. Содержание гормонов, эритроцитов и гемоглобина в крови увеличивается. Эти проявления усиливаются за несколько часов до старта и еще более за несколько минут перед началом работы, когда возникает собственно стартовое состояние. Предстартовые состояния возникают по механизму условных рефлексов. Протекание предстартовых состояний имеет индивидуальные особенности. У спортсменов возбудимого типа предстартовое эмоциональное возбуждение значительно сильнее, чем у лиц тормозного типа. Для первых порог перехода в состояние предстартовой лихорадки значительно выше. То, что для лиц тормозного типа будет близко к состоянию «лихорадки», для лиц возбудимого типа может являться обычным предстартовым состоянием.

Рациональная подготовка к стартам связана с концентрацией внимания на основных для данной деятельности двигательных действиях, мыслях, ощущениях и отвлечением от посторонних факторов, которыми так изобилует непосредственная подготовка к стартам и участие в соревнованиях
Регулирование психического состояния спортсменов при приближении основных стартов осуществляется не только средствами психического воздействия, но и распределением тренировочной нагрузки в дни, предшествующие соревнованиям. Спортсменам, склонным к излишнему эмоциональному возбуждению, в последние 8-10 дней перед ответственными соревнованиями не следует планировать занятий с предельными по величине нагрузками, следует избегать применения контрольных тестов и т.п. В основном следует применять тренировочные задания с небольшой суммарной нагрузкой. В тренировке спортсменов, которых отличает пониженное эмоциональное возбуждение, напротив, следует использовать интенсивные упражнения скоростно-силовой направленности. Программа их тренировочных занятий должна быть эмоционально насыщенной.

В процессе психической подготовки необходимо научить спортсменов анализировать свое состояние, правильно оценивать свои ощущения, сопоставлять их с функциональными возможностями двигательного аппарата. К сожалению, многие спортсмены, особенно активные, уверенные в своих силах, часто не склонны искать причины неудачных выступлений в излишнем волнении, тревоге, эмоциональном перевозбуждении. Недостаточная способность спортсменов оценивать нарастание чувства тревоги, психического и мышечного напряжения, неуверенности часто является фактором, ограничивающим эффективность как соревновательной, так и тренировочной деятельности.

Исследователи Б.А. Душков, Ф.П. Космолинский и А.К. Попов по поведению перед стартом выявили два типа людей: с высокой и пониженной степенью самоконтроля, что связано, вероятно, с ролью эмоционального и волевого компонентов. У лиц с высокой степенью самоконтроля наблюдается стремление к уточнению инструкций и заданий, к проверке и опробованию места деятельности и оборудования, у них нет скованности и повышенной ориентировочной реакции на обстановку. Качество выполнения заданий у этих лиц не снижается, а вегетативные показатели (кожно-гальваническая реакция, пульс, дыхание) не выходят за пределы верхних границ физиологической нормы.

У спортсменов с пониженной степенью самоконтроля наблюдается нервно-эмоциональное напряжение, что внешне проявляется в психическом возбуждении или, наоборот, в депрессии, выражающейся в стремлении «свернуть» подготовку, обойти трудности. Это состояние сопровождается вегетативными сдвигами: тахикардией, гипергидрозом, спонтанными колебаниями кожно-гальванической реакции; нередко отмечается нарушение сна, вплоть до расстройства суточного цикла «сон – бодрствование».

 

45. Возможна ли диагностика психических состояний по речи? Что вы знаете об экспериментах В.Л.Марищука.

Речь настолько меняет свои характеристики в состоянии эмоционального напряжения, что ее используют как индикатор этого состояния.Оказалось, что по речи можно определить переход к напряженности как состоянию, характеризуемому снижением устойчивости психических процессов, падению надежности в работе.

Эксперименты военного психолога, полковника Владимира Лаврентьевича Марищука.

В ситуации первого полета и первого парашютного прыжка новички должны были воспроизвести хорошо заученное стихотворение, запомнить и пересказать короткий рассказ, беседовать с психологом. Условно можно выделить 3 фазы изменения речи: А, В и С.

В фазе А, харатеризуемой общими положительными сдвигами, наблюдаются: некоторое повышение темпа речи при небольшом удлинении смысловых пауз, усиление дикции, рост выразительности наиболее выразительных фраз. Ресь становилась более образной, ассоциации были богаче, появлялись образные сравнения. Четверостишие воспроизводилось безошибочно, точнее, чем обычно, вопсроизводился смысл рассказа. Одновременно повышалась эффективность основной деятельности.

В фазе В происходил переход к несвойственным тонам и тембру, например, испытуемый «давал петуха» или, наоборот, переходил на басы, появлялась несвойственная хрипота, проглатывание отдельных слов, но в целом деятельность выполнялась хорошо.



В фазе С на фоне снижения основной деятельности наблюдались следующие изменения в речи: все, что было на фазе В, дополнялось резким уменьшением пауз между словами и предложениями, появлялась «барабанная речь» или же неадекватные паузы вплоть до временного ступора. При воспроизведении смыслового содержания короткого рассказа утрачивалось до 1/3 заложенных в него смысловых единиц.

Особенно резко снижались результаты заданий на ассоциативное мышление, заданий по аналогии (до 50% от исходного уровня).Иногда испытуемый в таком состоянии утрачивал способность трактовать переносный смысл пословиц.

В четверостишии

«Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?»

парашютисты в состоянии сильной эмоциональной напряженности выпускали часто четвертое от начала слово «туман» или вместо «моря» говорили «небо», вместо «ищет» говорили «кинул», как бы опережая события.

Итак, речь может служить индикатором степени эмоциональной напряженности, испытываемой человеком.В других экспериментах установлено, что речь в состоянии сильного эмоционального напряжения характеризуется повторами слов, появлением «сорных» слов, глаголы преобладают над прилагательными (индекс глаголы/прилагательные используется для диагностики эмоциональной устойчивости личности), снижается словарное разнообразие, речь становится стереотипной.

Исследования американских психологов на материале предсмертных записок подтвердили, что высокий уровень эмоциональной напряженности действительно ведет к стереотипности характеристики речи.

Для школьного психолога должно быть ясно, что не всегда монотонная, замедленная, бесцветная речь ученика, частые повторы одних и тех же слов и т.п. говорят о его неподготовленности к уроку. Это может быть прямым следствием состояния высокого эмоционального напряжения.

46. Оцените теоретический вклад античной психологии в изучение психических состояний. Формирование античной психологии проходило в XVI в. до н. э. – IV в. н. э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. В трудах греческих мыслителей отражена революция в научном мировоззрении, т. е. была опровергнута мифологическая природа мира, а на смену ей пришел научный рационалистический взгляд на окружающий мир – на природу, человеческое общество. Но все же основным, отражающим психические явления понятием, остается «душа», хотя и предпринимаются попытки рационалистического объяснения этого понятия. Прежняя вера и легенды теряли свое значение, быстрыми темпами шло развитие более рациональных областей знаний – математической, медицинской, астрономической, географической. Укреплялся критический склад ума, а также стремление к самостоятельному и логическому обоснованию мнений. Появлялись первые философские трактаты, авторы которых берут за основу мира тот или иной вид материи: неопределенное бесконечное вещество «алейрон» (Анак-симандр), воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит). Идеи Гераклита основывались на неразрывной связи души любого человека с космосом, на процессуальном характере психических состояний в совокупности с допсихическими, на подчиненности всех психических явлений законам материального мира человека. В связи с утратой крупными торгово-промышленными центрами Милет и Эфес политической самостоятельности восток древнегреческого мира перестает быть основой философского творчества. Новая основа – запад. Возникают учения Пармени-да (в конце VI в. до н. э.), Эмпедокла (в 490–430 гг. до н. э.). В Агригенте, расположенной на острове Сицилия, получает распространение философия Пифагора с острова Самос. Афины в V в. до н. э. являлись центром интенсивнейшей работы философской мысли. Тогда развернулась деятельность так называемых учителей мудрости – софистов. Возникали учреждения, в которых требовалось красноречие, образованность, искусство опровергать, убеждать, т. е. уметь эффективно воздействовать на человека не внешним принуждением, а путем психологического влияния на их интеллект и чувства. Против софистов выступал Сократ, который считал, что в понятиях и ценностях должно быть общее и незыблемое содержание. Крупные успехи того времени в философии и науке связаны с деятельностью Демокрита и Абдера, создавших атомистическую теорию. Два великих мыслителя, Платон и Аристотель, создали труды, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психо-логическую мысль человечества. Древний Рим выдвинул таких крупнейших мыслителей, как Лукреций (I в. до н. э.) и Гален (II в. н. э.). Позднее, когда в Римской империи начались восстания рабов и гражданские войны, широкое распространение получили враждебные материализму взгляды (Платон, неоплатонизм). Взгляды Гераклита оказали большое влияние на развитие философско-психологических систем последующих древних мыслителей, у которых идеи, выдвинутые Гераклитом, получат дальнейшую конкретизацию. Среди наиболее важных положений учения Гераклита необходимо выделить:1) идею о материальной (огненной) природе души и зависимости психического от общих законов природы (Логоса);2) положение о внешней и телесной детерминации психического;3) сохранение жизнедеятельности (сон, бодрствование) и психики (познавательные и побудительные силы);4) внутреннюю зависимость и соотношение познавательных и побудительных сил, относительный характер последних;5) изменчивость психических состояний, переход их из одного в другое;6) процессуальный характер психического и его развитие (самовозрастание);7) введение первого психологического термина «психея» для обозначения психических явлений.

Для себя

В трудах древнегреческих мыслителей открыты многие великие проблемы, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления, по которым шел поиск тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души.Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Здесь главной была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. Только после того, как были осмыслены производность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самым – и необходимость изучать психику исходя из того, что говорят опыт и размышления о взаимосвязи материальных явлений, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов.

Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план этой проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не физической или органической природой, а человеческой культурой, а именно – от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие большую роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная с пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чуждых чувственно воспринимаемым телам.

Мир культуры создал три «органа» постижения человека и его души: религию, искусство и науку. Религия строится на мифе, искусство – на художественном образе, наука – на организуемом и контролируемом логической мыслью опыте. Люди античной эпохи, обогащенные многовековым опытом человекопознания, из которого черпались как мифические представления о характере и поведении богов, так и образы героев эпоса и трагедий, осваивали этот опыт сквозь «магический кристалл» рационального объяснения природы вещей – земных и небесных. Из этих семян росло разветвленное древо психологии как науки.

Конечно, в те времена возможность экспериментировать над человеческим организмом была ничтожной. Нельзя, однако, упускать из виду, что античным медикам приходилось, врачуя людей, влиять на их психическое состояние и передавать от поколения к поколению сведения об эффективности своих действий, об индивидуальных различиях. Неслучайно учение о темпераментах пришло в научную психологию из медицинских школ Гиппократа и Галена.

Античные мудрецы и испытатели природы подняли на огромную высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов.

47.Определите состояние «звездной болезни» в спорте и способы борьбы с ним с позиций двух различных теорий личности.

Звездная болезнь- это состояние, когда человек неадекватно, очень необъективно воспринимает себя. «Звездная болезнь» — это своего рода невроз, который проявляется в раздражительности, потере аппетита, бессоннице, неспособности работать. Типичное поведение в фазе «звездности» — обидчивость, завышенная самооценка, болезненное восприятие похвалы в адрес другого спортсмена .

Лечение звездной болезни заключается в том что психолог дает «звезде» установку на новую высоту, новую планку, заставляя работать. Более эффективен постепенный восход на вершину, когда составляется договор, действуют жесткие рамки контракта, а награды, похвала выдаются умеренными порциями. В работе с спортсменом у которого звездная болезнь думаю для того чтобы разобраться в причинах его такого поведения можно провести психоанализ,а потом использовать механизмы установки спорстмена на другие более высокие победы,чем он достиг путем формулы стимула-реакции как это делается в бихевиоральном направлении.







Date: 2015-05-22; view: 432; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию