Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния автомобилей и их составных частей





 

Условия, при которых осуществляется эксплуатация автомобиля, обеспечивают влияние на режимы работы его агрегатов и систем, вызывая ускорение или замедление интенсивности изменения параметров технического состояния. К таким условиям относят природно-климатические условия, дорожные условия, режим работы подвижного состава. В различных условиях эксплуатации реализуемые показатели надежности автомобилей за одинаковую наработку будут различаться, что скажется и на показателях эффективности технической эксплуатации. Учет условий эксплуатации необходим при определении нормативов ТЭА, потребности в ресурсах (персонал, производственно-техническая база, запасные части и материалы).

Транспортные условия эксплуатации автомобилей характеризуются условиями маршрутов, которые определяются рядом коэффициентов и показателей:

· l – длина груженой ездки, км;

· – коэффициент использования пробега;

· γ – коэффициент использования грузоподъемности;

· i – средняя величина уклона дороги на маршруте, %;

· Kпр – коэффициент использования прицепов;

· П – коэффициент помехонасыщенности маршрута (отношение скорости автомобиля на данном маршруте к скорости автомобиля на загородном участке дороги 1 категории);

· род перевозимого груза;

· и прочие.

Совокупное влияние дорожных и транспортных условий эксплуатации автомобилей на нормативы ТЭА учитывается посредством категорий условий эксплуатации. Все эти условия систематизируется согласно табл. 1.1. для разных условий движения.

 

Таблица 1.1

Категория условий эксплуатации /9/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия движения Тип рельефа местности Тип дорожного покрытия
Д1 Д2 Д3 Д4 Д5 Д6
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) Р1     1      
Р2
Р3
Р4        
Р5    
  Р1      
В малых городах (до Р2      
100 тыс. жителей) и Р3 Z    
пригородной зоне Р4      
  Р5    
  Р1  
В больших городах Р2    
(более 100 тыс. Р3    
жителей) Р4    
  Р5    

 

Категория условий эксплуатации – очень важный фактор, который учитывается при корректировании нормативов технической эксплуатации автомобиля, а именно периодичности технического обслуживания, трудоемкости технического обслуживания и ремонтов, ресурса автомобиля и его агрегатов, потребного количества запасных частей и эксплуатационных материалов и т.д.

Таблица 1.2

Влияние транспортных условий на надежность и производительность автомобилей, % /9/

 

 

Параметр Коэффициент использования
пробега β грузоподъемности γ
0,7 0,9 0,8 0,9
Производительность        
Число отказов и неисправностей        
Число замен деталей и агрегатов        
Примечание. Для β = 0,5 и γ = 0,7 значения параметров приняты за 100%

 

Это объясняет тот факт, что за рубежом контролю скорости движения автомобилей уделяется большое внимание.

К дорожным условиям относят тип и качество дорожного покрытия, рельеф и изменение радиуса закруглений полотна дороги, а также наличие различных дорожных сооружений (мостов).

Автомобильной дорогой называют комплекс инженерных сооружений (земляное полотно, проезжая часть, мосты, предприятия придорожного сервиса и т.п.), предназначенных для обеспечения движения нерельсовых транспортных средств и пешеходов.

С 1 января 1987 г. введены новые строительные нормы и правила (СНиП 2.05.02-85), распространяющиеся на все вновь строящиеся и реконструируемые автомобильные дороги общего пользования и подъездные дороги к промышленным предприятиям. В соответствии с этим документом, автомобильные дороги в зависимости от расчетной перспективной интенсивности движения и их народнохозяйственного и административного значения подразделяются на 5 основных категорий.

Важным транспортно-эксплуатационным показателем дорог является расчетная скорость и допустимые осевые нагрузки, которые составляют для дорого 1-4 категории - 10 тс, для 5 категории - 6 тс.


Таблица 1.3

Влияние дорожных условий (покрытия) на объем ТР /9/

 

Наименование работ % от количества ТР автомобиля Средняя периодичность, тыс. км
асфальтобетонное булыжное грунтовое асфальтобетонное булыжное грунтовое
Замена шпилек 5-10 - 17-26 7,5-11,5 - 1,7-5,8
Крепление фланца полуоси 1,5-2,5 - 5-16 до 33,5 - 5,7-17,5
ТР подвески 4-6 16-18 24-26 7-10 2,6-3,8 2,6-3,8

 

Таблица 1.4

Средние значения показателей надежности городских автобусов большого класса по сезонам в умеренном климатическом районе, % /9/

Параметр Осень Зима Весна
Наработка на случай ремонта      
Наработка на линейный отказ      
Потери линейного времени по техническим причинам: - число случаев -ч 114 112 128 125 115 112
Примечание. Показатели для лета за 100%

 

Категория 1 имеет две подкатегории 1-а и 1-б. При этом к 1-а отнесены наиболее совершенные магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения, в том числе предназначенные для международного сообщения. К остальным категориям относятся прочие дороги общегосударственного, республиканского, краевого и областного, а также местного значения.

Проезжая часть дороги, предназначенная для движения автомобилей, имеет дорожную одежду, состоящую, как правило, из нескольких слоев: покрытия (верхний, наиболее прочный слой дорожной одежды), основания и дополнительного основания. На основе положений СНиП 2.05.02 - 85 дорожная одежда должна отвечать определенным требованиям, предъявляемым к автомобильной дороге как транспортному сооружению.

Применяются следующие четыре основных типа дорожных покрытий:

- усовершенствованные капитальные (цементобетонные монолитные, железобетонные или армобетонные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании) - для дорог 1-3 категорий;

- усовершенствованные облегченные (из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими, из холодного асфальтобетона) - для дорог 3-4 категорий;

- переходные (щебеночные и гравийные, из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими, мостовые из булыжника) - для дорог 4-5 категорий;

- низшие (из грунтов, укрепленных или улучшенных добавками) – для дорог 5 категории.

Нормальные условия сцепления шин с дорогой обеспечиваются на чистом сухом или увлажненном дорожном покрытии, имеющем коэффициент сцепления при скорости 60 км/ч для сухого покрытия 0,6, а для увлажненного - от 0,45 до 0,6 в зависимости от условий движения автомобиля, определяемых уклонами дороги, радиусами кривых в плане и расстоянием видимости.

Указанные значения коэффициентов сцепления обеспечиваются в эксплуатации специальной поверхностной обработкой дорожных покрытий.

Для обеспечения бесперебойного движения на автомобильных дорогах организуются службы ремонта и содержания всего комплекса инженерных сооружений дороги.

При оценке вариантов трассы и конструкции автомобильной дороги, следует учитывать ее воздействие на состояние окружающей среды, как в период строительства, так и во время эксплуатации, а также сочетания с ландшафтом, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное вредное воздействие на окружающую среду и здоровье населения. Автомобильные дороги 1-3 категорий должны прокладываться, как правило, в обход населенных пунктов.


Требования безопасности движения к дорогам и другим сооружениям, а также средствам регулирования движения определяются государственными стандартами и строительными нормами и правилами. В соответствии со СНиП 2.05.02-85 проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать:

- организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение

автотранспортных средств с расчетными скоростями;

- соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей;

- удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений; необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части.

 

Таблица 1.5

Основные технические характеристики автомобильных дорог

/СНиП 2.05.02-85/

  Категория дороги
Показатели                    
    1-а 1-б        
Перспективная среднесуточная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях, авт./сут. более 7000 более 7000 3000-7000 1000-3000 100-1000 менее 100
Расчетная скорость движения, км/ч: основная для трудных участков пересеченной местности для трудных участков горной местности 150 120 80 120 100 60 120 100 60 100 80 50 80 60 40 60 40 30
Число полос движения 4;6;8 4;6;8        
Ширина полосы движения, м 3,75 3,75 3,75 3,5 3,0 HP
Ширина проезжей части (в обоих направлениях), м 15,0; 22,5; 30,0 15,0; 22,5; 30,0 7,5 7,0 6,0 4,5
Ширина обочин, м 3,75 3,75 3,75 2,5 2,0 1,75
Наименьшая ширина разд. полосы м/у напр-ми движения, м 6,0 5,0 HP HP HP HP
Ширина земляного полотна, м 28,5; 36; 43,5 27,5; 35; 42,5        

 

Продолжение табл. 1.5
Показатели Категория дороги
         
1-а 1-б
Наибольшие продольные уклоны, %: основные для трудных участков пересеченной местности для трудных участков горной местности 3,0 4,0 6,0 4,0 5,0 7,0 4,0 5,0 7,0 5,0 6,0 8,0 6,0 7,0 9,0 7,0 9,0 10,0
Перспективная среднесуточная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях, авт/сут более 7000 более 7000 3000-7000 1000-3000 100-1000 менее 100
Наименьшее расстояние видимости встречного автомобиля, м: основные для трудных участков пересеченной местности для трудных участков горной местности не регл. 450 450 350 170 450 350 170 350 250 130 250 170 ПО 170 ПО 90

 


Для организации дорожного движения разрабатываются схемы расстановки дорожных знаков с обозначением мест и способов их установки и схемы дорожной разметки. Разметка должна сочетаться с установкой дорожных знаков. Размещение технических средств организации дорожного движения осуществляется в соответствии с ГОСТ 23457-86. Дорожные знаки должны соответствовать ГОСТ 10807-78.

Для выделения пешеходных переходов, остановок автобусов, переходно-скоростных полос, дополнительных полос на подъемах, полос для остановок автомобилей, проезжей части в тоннелях и под путепроводами, на железнодорожных переездах, малых мостах и других участках, где препятствия плохо видны на фоне дорожного покрытия, рекомендуется применять осветленные покрытия.

Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривается на участках в пределах населенных пунктов, на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог 1 и 2 категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним. Осветительные установки пересечений автомобильных и железных дорог в одном уровне должны соответствовать нормам искусственного освещения, регламентируемым системой стандартов безопасности труда на железнодорожном транспорте.

Включение освещения участков автомобильных дорог производится при снижении уровня естественной освещенности до 15-20 лк.

На дорогах 1 категории должна быть установлена аварийно-вызывающая связь.

При смешанном составе транспортного потока на участках дорог 2 и 3 категорий предусматриваются дополнительные полосы проезжей части для грузового движения в сторону подъема.

На участках дорог 5 категории при необходимости предусматривается устройство разъездов.

На кривых участках дорог в плане с радиусом менее 2000 м (для 1 категории - менее 3000 м) необходимо предусматривать устройство виражей, исходя из условий обеспечения безопасности движения автомобилей с наибольшими скоростями.

На трудных участках дорог в горной местности предусматриваются площадки для остановки автомобилей. Размеры площадок должны обеспечивать стоянку не менее 3-5 грузовых автомобилей. Независимо от наличия площадок на затяжных спусках следует предусматривать противоаварийные съезды.

Автобусные остановки на дорогах категории 1-а следует располагать вне пределов земляного полотна. Остановочные площадки на дорогах категории 1-б - 3 должны отделяться от проезжей части разделительной полосой.

К обустройству дорог относятся дорожные ограждения, остановочные площадки, технические средства организации дорожного движения, освещение, зеленые насаждения, малые архитектурные формы.

С целью контроля условий движения на маршрутах, учета их при организации перевозочного процесса и проведении профилактических мероприятий с водителями в автотранспортных предприятиях должны проводиться:

- обследования маршрутов перед их открытием м в процессе эксплуатации (в том числе обследование железнодорожных переездов, через которые осуществляются перевозки);

- нормирование скоростей с учетом условий движений;

- подбор водителей для работы на различных маршрутах;

- составление паспортов маршрутов, их схем;

- проведение инструктажей водителей об особенностях движения на маршрутах;

- использование информации об условиях движения на маршрутах для формирования программ совершенствования профессионального мастерства водителей;

- проведение стажировки водителей на маршрутах;

- выбор подвижного состава для работы на маршрутах;

- оперативный контроль за условиями движения (в первую очередь на автобусных маршрутах), принятие в случае необходимости решений о закрытии маршрута или введении определенных ограничений на перевозочный процесс (ограничение скорости движения, отмена графика движения, изменение маршрута, ограничения на время осуществления перевозок и т.д.).

В соответствии с «Положением о ТО и Р ПС АТ» /7/ автомобильные дороги при классификации условий эксплуатации делятся по рельефу местности дороги и от типа дорожного покрытия.

 

Таблица 1.6

Классификация дорог по рельефу местности /9/

 
Наименование Обозначение Высота над уровнем моря, м
Равнинные Р1 до 200
Слабохолмистые Р2 свыше 200 до 300
Холмистые Р3 свыше 300 до 1000
Гористые Р4 свыше 1000 до 2000
Горные Р5 свыше 2000

Таблица 1.7

Классификация дорог по типу дорожного покрытия /9/

Обозначение Наименование материала
Д1 усовершенствованные капитальные (цементобетонные монолитные, железобетонные или армированные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на битумном основании)
Д2 усовершенствованные облегченные (битумоминеральные смеси - щебень, гравий и песок, обработанные битумом; из холодного асфальтобетона)
Д3 переходные (щебень (гравий) без обработки, дегтебетон)
Д4 переходные (из грунтов и местных каменных материалов, обработанные вяжущими материалами, мостовые из булыжника, зимники)
Д5 низкие (грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия)
Д6 естеств. грунтовые дороги; врем. внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия

 

Таблица 1.8

Влияние типа покрытия дороги на режим работы агрегатов грузового автомобиля большой грузоподъемности /9/

Параметр Цементобетон, асфальтобетон Битумоминеральные смеси Щебень, гравий Булыжник, грун укрепленный Естественный грунт
Коэффициент сопротивления качения 0,014 0,020 0,032 0,040 0,08
Среднетехническая скорость, км/ч          
Среднее число оборотов коленчатого вала двигателя на 1 км пути          
Среднеквадратическое отклонение угла поворота рул. колеса, град   9,5      

 

Продолжение табл. 1.8
Параметр Цементобетон, асфальтобетон Битумоминеральные смеси Щебень, гравий Булыжник, грун укрепленный Естественный грунт
Число торможений на 1 км 0,24 0,25 0,34 0,42 0,90
Число переключений передач на 1 км пути 0,52 0,62 1,24 2,10 3,20
Число колебаний подвески с амплитудой более 30 мм на 100 км          

 

В соответствии с «Положением о ТО и Р ПС РФ» /7/ установлены следующие климатические районы: очень холодный, холодный, умеренно холодный, умеренно теплый (здесь же умеренно теплый влажный, теплый влажный), жаркий сухой, очень жаркий сухой, умеренный. В соответствии с климатическими районами установлено количество летних и зимних месяцев в году.

Климатические условия характеризуются температурой окружающего воздуха, влажностью, ветровой нагрузкой, уровнем солнечной радиации, количеством выпадающих осадков и т.п.

При увеличении скорости ветра до 10 м/с темп охлаждения смазочных и охлаждающих жидкостей основных агрегатов неподвижного автомобиля увеличивается в среднем 2,5 раза по сравнению с безветрием.

Климатические условия характеризуются среднегодовой температурой окружающего воздуха и ее максимальными и минимальными значениями, количеством осадков, выпадающих в год, а также влажностью воздуха и барометрическим давлением. Известно, что климатические условия оказывают большое влияние на состояние и характер дорожного покрытия. По существующему положению при погоде с жесткостью 45 баллов работы на открытом воздухе прекращаются, а нагрузка на машины снижается на 50% и более.
Более 60% автомобильного парка страны свыше пяти месяцев в году работает в условиях низких температур. Однако опыт показывает, что многие марки так называемых стандартных автомобилей плохо приспособлены для работы в сложных климатических условиях. Например, количество отказов автомобилей на севере в несколько раз больше, чем в условиях средней полосы РФ.

 

Таблица 1.9

Районирование территории России по природно-климатическим условиям /9/

Административно-территориальная единица Климатический район
Республика - Саха (Якутия) Область - Магаданская Очень холодный
Республики: Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Тува, Хакасия Края: Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский Области: Амурская, Архангельская, Иркутская, Камчатская, Кемеровская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Томская, Тюменская, Читинская Холодный
Республики: Башкортостан, Удмуртская Области: Пермская, Свердловская, Курганская, Челябинская Умеренно-холодный
Республики: Северо-Осетинская, Адыгея, Дагестан, Ингушская, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Чеченская Края: Краснодарский, Ставропольский Области: Калининградская, Ростовская Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный
Остальные регионы России Умеренный

 

При эксплуатации автомобилей зимой в средней полосе России по отдельным механизмам и агрегатам автомобиля количество отказов увеличивается в 1,5—2 раза по сравнению с работой летом. Затрудняется техническая эксплуатация стандартных автомобилей и в южной зоне страны, где летом температура окружающего воздуха достигает 40—50° С при высокой солнечной радиации. Поэтому вполне закономерно, что отечественная автомобильная промышленность работает над созданием «северного» и «южного» вариантов автомобилей (на основе базовых моделей).

 

Таблица 1.10

Сезонные изменения объема текущего ремонта грузового автомобиля /9/

 

Наименование работ Поправочный коэффициент к объему ТР
зима лето осень-весна
Замена рессор 0,65-0,8 1,0 2,5-3,0
Замена шпилек полуосей и дисков колес 0,6-0,7 1,0 1,35-1,75
Ремонт и регулировка сцепления 2,0-2,5 1,0 1,0-1,1

 

Таблица 1.11

Влияние климатических условий на объем ТР двигателей /9/

 

Агрегат или система Всего случаев ТР, % В том числе за время пребывания на линии
зима лето зима лето
Двигатель        
Система питания        
Система охлаждения        
Электрооборудование        

 

Влияние климатических условий на автомобиль обусловливается, прежде всего, тем, что под воздействием как низких, так и высоких температур изменяются физико-механические свойства конструкционных сталей, металлических сплавов, пластических масс, резины и других материалов.
Особенно большое влияние оказывают климатические условия на физико-химические константы масел топлив, тормозной и амортизаторной жидкости, электролита и пр.

Некоторые металлы и металлические сплавы при низких температурах обнаруживают склонность к хрупкому разрушению и повышенную чувствительность к концентраторам напряжений, к быстрому разрушению сварных швов или прилегающих к ним участков.

Понижение температуры снижает величину ударной вязкости ряда металлов и сплавов, что приводит к поломке рам, полуосей, кулаков поворотных цапф и других деталей.

Детали, изготовленные из пластических масс, при низких температурах становятся хрупкими и ломаются от незначительных усилий. При температурах —40° С и ниже наблюдается стеклование резины (подобие кристаллизации), что вызывает повышенную хрупкость и разрушение при нагружении без предварительного подогрева. Высокая температура и воздействие солнечных лучей способствует быстрому старению резины со всеми вытекающими последствиями.

Климатические условия оказывают существенное влияние на протекание рабочих процессов двигателя, агрегатов силовой передачи и ходовой части. С целью уменьшения влияния климатических условий на долговечность автомобиля созданы специальные сезонные сорта топлива и смазочных материалов, охлаждающих жидкостей, морозостойких и теплостойких шин и пр.

Влажность воздуха в сочетании с t о.в существенно влияют на изменение ТС автомобиля с точки зрения коррозии конструкционных металлов. При больших их значениях создаются условия для интенсивной коррозии металлов, быстрого старения резинотехнических изделий, ухудшения свойств эксплуатационных материалов, в первую очередь за счет их деструкции (насыщения водой).

Влажность атмосферного воздуха влияет также на выходные эффективные показатели автомобильного двигателя, а именно на мощность, топливную экономичность, экологичность, напротив, улучшая их. Объясняется это тем, что вокруг капелек воды тонкой пленкой обволакивается топливо, тем самым резко увеличивается поверхность испарения, а значит, полнота его испарения и сгорания.

При движении автомобиля по дорогам различного качества в трущиеся узлы его КЭ попадает кварцевая пыль, являющаяся основным источником абразивного изнашивания. Особый вред оказывают мелкодисперсные частицы пыли, так как они практически не задерживаются фильтрующими элементами. По высоте от уровня земли количество пыли уменьшается, поэтому в практике автостроения и действует тенденция расположения воздухозаборников, как можно выше. Особенно часто это применяется при конструировании и производстве автомобилей с дизельными двигателями.

В среднем при движении автомобилей по асфальтовому шоссе содержание пыли в воздухе составляет в летних условиях примерно 15 мг/м3,а по сельским российским грунтовым дорогам – доходит до 6000 мг/м3. Следует иметь в виду, что видимость практически полностью теряется при содержании пыли в воздухе около 1500 мг/м3.

В зависимости от запыленности района эксплуатации и климатических условий определенное количество пыли попадает в топливные баки автомобилей, достигающее 200-300 г на одну тонну топлива. В особенности это характерно для автомобилей-самосвалов и при работе грузовых автомобилей в карьерах и на грунтовых дорогах в сельской местности.

При выпадении снега и дождя условия движения автомобилей становятся более тяжелыми. Это заставляет водителя двигаться на пониженных передачах и малых скоростях, чаще применять режимы торможения. Кроме того, снижается комфортабельность водителя и пассажиров, повышается коррозия металлов.

Интенсивность выпадения осадков на территории умеренного климатического района как правило не превышает 3-3.5 мм/мин (кратковременно) и 1.5-1.6 мм/мин при длительном периоде (более 30 мин).

В процессе разработки автомобилей на заводах-изготовителях при испытании кабины или салона на герметичность в испытательной камере обеспечивается выпадение осадков 5 мм/ мин, при этом попадания воды в кабину (салон) недопустимы.

Ветер влияет на скорость охлаждения двигателя. Например: при увеличении скорости ветра от 0 до 10м/с темп охлаждения деталей увеличивается в 3 раза.

По средним значениям температур и ветров от нагрузки для умеренного климатического района двигатель автомобиля зимой остывает до температуры окружающего воздуха за 25-30 мин, летом – за 3 часа.

Эксплуатация автомобиля на длительных маршрутах с преобладающими ветрами также влияет на выходные показатели и техническое состояние автомобилей. Например, при встречном ветре увеличиваются расходы топлива, при попутном наоборот. При постоянных боковых ветрах для соблюдения прямолинейного движения автомобиля водитель вынужден воздействовать на рулевое колесо в одну сторону, что приводит к изнашиванию деталей рулевого управления автомобиля и шин.

При воздействии солнечных лучей на поверхность автомобиля выгорает лакокрасочное покрытие, размягчаются шины автомобиля. Последнее приводит к ухудшению управляемости автомобиля и ускоряет процессы старения материала шин. Размягчаются также все открытые резиновые уплотнения, чем также нарушается их нормальное функционирование.

Агрессивность окружающей среды связана с повышенной коррозионной активностью воздуха, свойственной прибрежным морским районам. Такие условия вызывают интенсивную коррозию деталей автомобилей, увеличивая трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта, потребность в запасных частях примерно на 10%. При этом ресурс автомобилей также сокращается. Агрессивной окружающей средой для автомобилей является также химический груз. Все это также учитывается при корректировании нормативов ТЭА.

Квалификация ремонтных рабочих и водителей оказывают не малую роль на эффективность технической эксплуатации автомобилей.

Основными показателями, отражающими влияние профессионального мастерства водителей и ремонтных рабочих на эффективность технической эксплуатации автомобилей, являются показатели эксплуатационной надежности, экономичности и другие, такие как наработка на отказ или неисправность, продолжительность простоя в ремонте, расход запасных частей, расход топлива, наработка до капительного ремонта и другие.

По предварительной оценке совокупного влияния водителей и ремонтных рабочих на уровень технической готовности и затрат на ТО и ТР автомобилей на долю водителей приходится примерно 33 - 36 %, а на долю ремонтных рабочих - 64 - 67 %.

Влияние водителей на показатели надежности и ТЭА проявляются в выборе рациональных режимов работы агрегатов и автомобилей в конкретных условиях перевозок, способности своевременно фиксировать признаки приближающихся отказов и неисправностей и принимать меры по их предупреждению, в заинтересованности применять рациональные режимы вождения и работы агрегатов и следить за техническим состоянием автомобиля.

Качество вождения обусловливает соответствие режимов работы автомобиля условиям движения и степень приближения их к оптимальным. Оно определяется методами и мастерством вождения. Из методов вождения (импульсивный: разгон - накат; без применения наката с преимущественным использованием установившейся скорости; комбинированный) наиболее благоприятным является комбинированный в соответствии с реальными условиями движения.

Мастерство вождения заключается в достижении высоких скоростей движения при обеспечении безопасности, плавности хода и установленного расхода топлива. Показателями мастерства вождения могут быть: минимальное число разгонов, торможений, переключений передач; отсутствие частых и резких поворотов; минимально возможный перепад скоростей и нагрузок; поддержание соответствующего теплового режима; обеспечение плавности хода и т. д.

В зависимости от качества вождения изменяются режимы работы механизмов и агрегатов, нагрузки на детали трансмиссии и ходовой части, а значит, и скорость изнашивания деталей, сроки их службы. Например, при резком включении сцепления на механизмах трансмиссии создается динамическая нагрузка в 2 - 3 раза большая, чем при плавном включении. Это является следствием того, что при резком включении сцепления осевое усилие, передаваемое нажимным диском, может в 2 и более раз превышать статические силы сжатия нажимных пружин за счет действия инерционных усилий поступательно движущихся частей сцепления (муфты подшипника включения сцепления с обоймой и педали сцепления). При резком торможении возникают значительные динамические нагрузки в трансмиссии автомобиля, быстро изнашиваются протекторы шин.

При этом эти факторы обеспечиваются в процессе обучения, стажировки, практического вождения и обмена опытом, а также зависят от личностных психофизиологических свойств водителя, системы контроля и оценки деятельности предприятия, моральной и материальной заинтересованности. Главное влияние на показатели надежности автомобилей оказывает профессиональная подготовленность (мастерство) водителя и ее реализация (удельный вес от 65 до 70 %).

 

Таблица 1.12

Влияние квалификации водителей на режим работы и надежность автобуса ЛАЗ-695 /9/

Класс водителей Скорость движения, км/ч Средняя частота вращения колен.вала, тыс. об./мин Число тормо жений на 1 км Путь при торможении, % от общего пути Количество отказов, % Ресурс агрегатов, %
А 35,3   1,7 2,1    
Б 33,6   2,6 3,8   от 47 до 70

 

Примечание: А - водители с высоким профессиональным мастерством, определяемые не только классом, стажем, образованием, но и выполнением плана перевозок, безопасностью движения, надежностью автомобилей; Б - водители с высоким профессиональным мастерством, но с более низким уровнем выполнения плана перевозок, безопасности движения, надежности автомобилей.

Качества технического обслуживания влияет на процесс эксплуатации автомобиля.

Автомобиль является восстанавливаемой системой, может многократно подвергаться различным видам технического обслуживания и ремонтам, т.е. он ремонтопригодный.
Ремонтопригодность – свойство, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технических обслуживании и ремонтов. В зависимости от уровня ремонтопригодности автомобиля изменяется продолжительность простоя при техническом обслуживании и ремонте, а также трудоемкость этих работ. Показателями ремонтопригодности автомобиля могут служить, например, вероятность выполнения ремонта в заданное время, удельная трудоемкость и средняя стоимость технического обслуживания

 

Рис. 1.1. Зависимость ослабления крепежных соединений автомобиля-самосвала от пробега: 1 — по всем наблюдаемым соединениям; 2 — по соединениям агрегатов и ме­ханизмов, обеспечивающих безопасность движения /9/.

На рис. 1.1 показано изменение состояния (ослабление) кре­пежных соединений (в процентах) но мере увеличения пробега автомобилей после выполнения крепежных работ.

Из графика видно, что наибольшее число нарушений состояния крепежных соединений соответствует пробегу 1000 — 2500 км. Следователь­но, выполнение крепежных работ в указанном интервале обе­спечивает надежную работу автомобиля и исключает неисправ­ности механизмов и агрегатов, связанные с состоянием крепеж­ных соединений,

Более позднее зажигание или уменьшение угла опережения зажигания на 15 — 20° по отношению к наивыгоднейшему для данного режима работы двигателя приводит к увеличению расхода топлива примерно на 15% и падению мощности двига­теля на 10%.

Увеличение зазора между контактами прерывателя до 1 мм (нормальный зазор 0,4 мм) повышает расход топлива на 9%, а уменьшение до 0,2 мм — на

11 % (рис. 2).

Увеличение зазора между электродами свечей более вели­чины, установленной заводом-изготовителем, затрудняет пуск

Изменение интенсивности изнашивания двигателя в зависи­мости от состава горючей смеси показано на графике (рис. 3). Как видно из графика, при обогащении смеси (уменьшении ко­эффициента избытка воздуха) интенсивность изнашивании увеличивается в 2 — 3,5 раза.

Увеличение сходимости колес может вызвать увеличение проскальзывания шин в зоне контакта их с дорогой и в резуль­тате, повышенный расход топлива и износ шип

Несоблюдение нормального давления воздуха в шинах вле­чет за собой уменьшение срока их службы и повышение расхо­да топлива. Указанная зависимость приведена на рис. 4 при движении по дороге с асфальтобетон­ным покрытием со скоростью 35 — 37 км/ч и нагрузкой 2,5 т.

Техническое состояние органов управления имеет решающее значение для безопасности движения автомобиля. По условиям безопасности движения допустимый путь торможения автомо­биля с полной нагрузкой и начальной скоростью 30 км/ч должен составлять 11,5 м что обусловливает предельно допустимый зазор между накладками тормозных колодок и ба­рабаном 1,2—1,3 мм, Небольшое увеличение этого зазора вы­зывает резкое увеличение тормозного пути (рис.1.2). Так, при увеличении зазора с 0,5 до 1,0 мм тормозной путь груженого автомобиля увеличивается на 20%. Следовательно, регулиров­кой зазора и своевременной заменой износившихся деталей тормозного механизма можно обеспечить надлежащий путь торможения автомобиля.

Приведенные примеры не исчерпывают всего многообразия случаев влияния качества технического обслуживания на уве­личение надежности автомобиля в эксплуатации. Из сказанно­го видно, что даже незначительная неисправность в агрегатах и механизмах автомобиля при несвоевременном ее устранении может привести к интенсивному изнашиванию и поломкам.

 

Рис. 1.2. Влияние зазора между накладками тор­мозных колодок и тормозными барабанами на тормозной путь груженого автомобиля ЗИЛ-164 с начальной скорости 30 км/ч /9/.

 

Высококачественное и своевременное техническое обслужи­вание автомобиля, применение соответствующих эксплуатаци­онных материалов и соблюдение правил технической эксплуа­тации (скорости движения, нагрузки, техники вождения) дают возможность значительно повысить надежность и долговеч­ность автомобиля, а также безопасность его движения.

Влияние режима работы автомобиля на его техническое состояние характеризуется числом дней работы в году (для автобусов городских маршрутов может быть 365, для грузовых автомобилей - 357; 305 или 253); числом смен работы в сутки (1; 1,5; 2 или круглосуточно); продолжительностью работы на линии (время в наряде); использованием грузоподъемности в течении рабочей смены; количеством ездок с грузом и т.п.

Режим работы автомобиля во время эксплуатации будет определять интенсивность изменения его технического состояния.

Конструктивно-технологические факторы оказывают также значимое влияние на техническое состояние автомобилей.

Скорость изменения технического состояния автомобиля в значительной степени зависит от совершенства конструкции автомобиля и уровня технологии его производства. Например, установка воздушного инерционно-масляного фильтра на двигателе позволила увеличить срок его службы в 2 раза. Применение бумажных щелевых масляных фильтров взамен центробежных способствует снижению скорости изнашивания цилиндров в 1,5 раза, шеек коленчатого вала - в 2,5 раза, а диаметра поршневых колец по радиальной толщине - в 4,2 раза. Установка термостата в системе охлаждения двигателя обусловила возможность поддержания оптимального теплового режима двигателя, сокращения времени его разогрева и в результате снижения в 7 - 8 раз общего износа за одно и то же время эксплуатации. Уменьшению скорости изнашивания и количества поломок зубьев шестерен коробки передач способствовало применение в ней шестерен постоянного зацепления и синхронизаторов.

К конструктивным усовершенствованиям, обусловливающим повышение надежности автомобиля, его агрегатов, узлов, можно отнести также: устройство вентиляции картера двигателя; применение тонкостенных вкладышей для шатунных и коренных подшипников коленчатого вала; устройство подогрева впускного трубопровода горячими газами или водой; охлаждение выпускных клапанов двигателя; повышение жесткости блока двигателя и др.

Изменение технического состояния автомобиля в большой мере зависит и от технологических факторов: качества материала деталей, способов механической и термической обработки, качества сборки и регулировки.

Например, при покрытии наружной цилиндрической поверхности верхнего компрессионного кольца пористым хромом улучшается приработка и повышается износостойкость цилиндров и колец в 1,5 - 2 раза; применение в двигателе коротких вставных гильз из легированного чугуна, обладающего высокой коррозионной стойкостью, позволяет уменьшить скорость изнашивания цилиндров в 2 - 2,5 раза.

Применение легированных сталей, обладающих высокой износостойкостью, высоким пределом выносливости и сопротивляемости динамическим нагрузкам, а также применение термической обработки с целью упрочнения деталей из углеродистых сталей способствует повышению надежности агрегатов, узлов автомобиля.

Несоблюдение установленных зазоров, неправильная затяжка деталей подвижных соединений, плохая очистка шлифованных деталей от абразивной пыли могут быть причиной повышенного изнашивания, заеданий, задиров, заклиниваний деталей, их поломок.

Немаловажным фактором при эксплуатации автомобилей, влияющим на их техническое состояние, являются качество и правильный выбор эксплуатационных материалов, к которым относятся автомобильные топлива, моторные и трансмиссионные масла, охлаждающие жидкости и др.

Техническое состояние автомобиля, надежность его работы и срок службы в значительной мере зависят от вида и качества топлива, смазочных материалов и технических жидкостей. Эксплуатационные материалы должны соответствовать требованиям соответствующей НТД, конструкции механизмов, климатическим условиям, режимам эксплуатации автомобилей.

От эксплуатационных качеств автомобильных топлив во многом зависит техническое состояние двигателей. Например, при плохом сгорании бензина часть его остается в жидкой фазе и, проникая в картер двигателя, разжижает масло, что приводит к повышенному изнашиванию деталей цилиндропоршневой группы; при наличии механических примесей в бензине возможно засорение приборов системы питания, нарушение процессов смесеобразования, ухудшение тяговых качеств автомобиля, интенсивное изнашивание деталей топливной системы и цилиндропоршневой группы двигателя; при низком октановом числе бензина в двигателях с высокой степенью сжатия может возникать детонационное сгорание топлива, сопровождающееся резким повышением давления и температуры, вибрациями деталей при ударах детонационной волны о стенки цилиндров и днище поршня. Вследствие этого значительно возрастает интенсивность изнашивания шеек коленчатого вала, деталей цилиндропоршневой группы, подгорают выпускные клапаны, прогорают прокладки головки цилиндров, днища поршней, могут иметь место заклинивание поршней, разрывы шатунов, повреждения блока цилиндров; коррозионная агрессивность бензинов обусловливается в основном наличием в них сернистых соединений, органических и водорастворимых кислот и щелочей (присутствие серы в бензине способствует увеличению склонности его к нагарообразованию, снижению его антидетонационных качеств, усилению изнашивания деталей двигателя, особенно во время его пуска и прогрева); применение дизельного топлива малой вязкости приводит к усиленному изнашиванию плунжерных пар топливной аппаратуры, механические примеси способствуют засорению топливных фильтров тонкой очистки, что вызывает перебои в подаче топлива, а также усиление изнашивания деталей топливных насосов высокого давления и форсунок, низкое цетановое число определяет больший период задержки воспламенения топлива, увеличивает жесткость работы двигателя и, как следствие, повышает интенсивность изнашивания его деталей.

Следует отметить, что условия хранения автомобилей являются определяющим фактором для их технического состояния. Например, при открытом хранении автомобилей вследствие атмосферных влияний, колебаний температуры воздуха, повышенной влажности интенсифицируются различные коррозионные процессы, что приводит к возрастанию скорости изнашивания, уменьшению срока службы деталей, узлов, агрегатов.

 

 

Выводы

 

Качество автомобилей и их элементов меняется по мере изменения наработки, которая является функцией от времени, а также при отклонении условий эксплуатации от стандартных.

На изменения качества автомобиля влияет большое число факторов такие как:

- дорожные условия;

- климатические условия;

- режим работы;

- качество вождения;

- квалификация ремонтных рабочих и водителей;

- качество ТО и ТР;

- режим работы;

- условия хранения.

 

Отсюда следует, что чем интенсивнее используется техника, тем сильнее идет износ ее элементов. С каждым годом эксплуатации автомобиль становится требовательней, и как следствие в какой-то момент его содержание становиться накладным для предприятия. Каждый автомобиль имеет свой амортизационный срок, после которого он списывается. Как правило, это 8 лет эксплуатации. Но не всегда эффективно использовать технику максимально выгодно пока ее не спишут. Есть метод, при котором можно увеличить прибыль предприятия путем замены старого автомобиля на более новый раньше чем он пойдет на списание, то есть получить оптимальный срок замены автомобиля. Тем самым прибыль от автомобиля будет максимально высокой и затраты на него снизятся.

На предприятии ООО «ТТК» не велись исследования по данному вопросу, и замены автомобилей осуществлялись только при списании техники.

В настоящее время научными школами проводятся различные исследования в этом направлении, что свидетельствует об актуальности данной проблемы.

 

 







Date: 2015-05-22; view: 2462; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.118 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию