Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Операции и виды электронных платежных систем





 

Обозначим участников электронных платежей. Электронные платежи, как и любые другие, предусматривают наличие плательщика и получателя платежа. Задачей платежей, как известно, является перемещение денежной суммы от плательщика к получателю. В электронных системах такой перевод сопровождается протоколом электронного платежа. Этот процесс также требует наличия некоторого финансового института, соотносящего данные, которыми стороны обмениваются в платежном протоколе, с реальным перемещением денежных средств. Таким финансовым институтом может служить банк, работающий с реальными денежными средствами, или некоторая организация, выпускающая и контролирующая другие формы представления финансов. Обычно банки исполняют в платежных протоколах две роли: эмитента (взаимодействующего с плательщиком) и эквайрера (взаимодействующего с получателем платежа). Кроме того, платежной системе необходим арбитр для разрешения возникающих споров.

Необходимо выделить следующие операции, осуществляемые электронными платежными системами:

1) операции по принятию наличных денежных средств от физических лиц для перечисления лицу, оказывающему услуги, которые признаются банковской операцией, предусмотренной п/п 9 ч.1 ст.5 ФЗ "О банках и банковской деятельности", но которые при определенных условиях можно осуществлять без лицензии Центрального банка РФ;

2) операции с использованием расчетных и кредитных банковских карт и оплата кредитными организациями платежных карт иных эмитентов;

3) операции с предоплаченными платежными картами кредитных организаций и эмитентов, отличных от кредитных организаций.

4) операции с использованием виртуальных денежных единиц, которые формально не подпадают под понятие банковской деятельности, поскольку их существование не связано с банковскими счетами.

Поскольку первые два вида операций регулируются банковским законодательством, регулировать их еще и в законе об электронных платежных систем нецелесообразно. Поэтому в этом законе достаточно сделать отсылку к банковскому законодательству. В частности, операции с банковскими картами (расчетными и кредитными), связаны с проведением операций по банковским счетам и, по сути, представляют собой отдельную форму безналичных расчетов. В качестве электронных кошельков могут выступать только платежные карты, которые являются предоплаченными финансовыми инструментами. Последние две операции, исходя из закрепленной в российском законодательстве системы понятий, не имеют отношения к банковской деятельности и поэтому требуют специального регулирования. Платежные карты как предоплаченный финансовый продукт могут использоваться и как самостоятельный инструмент, если они не являются носителями виртуальных денежных единиц. Кредитные организации при их эмиссии действуют как обычные юридические лица. Операции с использованием виртуальных денежных единиц являются особой конструкцией посредничества при расчетах. Необходимо законодательно разделить электронные платежные системы, использующие виртуальные денежные единицы, на открытые и закрытые. В закрытых электронных платежных системах виртуальные денежные единицы используются один раз для урегулирования обязательств между эмитентом и потребителем, а в открытых – между любыми участниками электронной платежной системы неограниченное количество раз. Чтобы ввести в отношении открытых электронных платежных системах принципиальный надзор и систему обеспечения финансовой устойчивости, необходимо закрепить систему требований к эмитентам и операторам (агентам) электронной платежной системы и определить контролирующий орган. В международных системах, типа национальной электронной платежной системы для стран СНГ, функции эмиссионных центров либо выполняют Национальные (Центральные) банки с возможностью обмена одних виртуальных денежных единиц на другие либо по соглашению участников создается единый эмиссионный центр. В закрытых электронных платежных системах между эмитентом и потребителем складываются отношения коммерческого кредитования в форме предоплаты (ст.823 Гражданского кодекса РФ). Наиболее ярким примером являются магнитные карты в метро, телефонные карты. Как говорилось ранее, в мире существует несколько видов электронных платежных систем, которые очень условно можно классифицировать по трем основным типам:



карточные системы;

операторы цифровой наличности;

платежные шлюзы;

Рассмотрим более детально эти два типа электронных платежных систем. Начнем с традиционных систем карточных счетов. Прием пластиковых карт интернет-магазинами – уже давно свершившийся факт: кредитки принимает сегодня огромное количество интернет-магазинов во всем мире. Вместе с тем, в России последних не очень много: в стране существует ряд обстоятельств (как субъективных, так и объективных), существенно замедляющий развитие данного сервиса. Тем не менее, оплата с помощью кредиток в интернет-магазинах пользуется огромной популярностью во всем мире. Не последнюю роль (причем с обеих сторон) здесь играет пресловутый психологический фактор: электронные деньги нельзя пощупать руками. Это обстоятельство приводит к тому, что при использовании кредитной пластиковой карточки ее владелец обычно тратит куда большие суммы, нежели при расплате наличными. Очевидно, что это обстоятельство не может не радовать интернет-магазины. Любопытно, что данная тенденция характерна вовсе не только для интернет-магазинов. Оффлайновые продавцы также весьма охотно работают с кредитными карточками. Это обстоятельство справедливо как для мирового рынка, так и для российского, несмотря на то, что кредитные карты здесь только набирают популярность. Примечательно, с дебетовыми (зарплатными) пластиковыми картами интернет-магазины практически не работают, да и оффлайновые магазины не особо жалуют вниманием дебетовый пластик. Так, согласно исследованию, проведенного компанией IMCA по заказу MasterCard, российские граждане при использовании кредитных карт в среднем тратят на 30% больше средств, чем при применении дебетовых. Вообще же, по данным IMCA, в среднем в России по одной кредитной карте в месяц тратится около 8,5 тыс. руб., в то время как аналогичный показатель по дебетовым картам составляет на 2 тыс. руб. меньше. Причем, как показало исследование IMCA, для тех, кто пользуется пластиковой карточкой не реже 4 раз в месяц, эти же показатели составляют 13,5 тыс. руб. и 9,15 тыс. руб. на каждую карту соответственно. Помимо продавцов, в этой системе есть еще одна заинтересованная сторона – сами банки. Последние очень часто стимулируют использование кредитного пластика, устанавливая элементарно более высоки проценты за снятие денег по кредиткам, чем в случае с дебетовыми картами. В результате, владельцу кредитки выгоднее расплачиваться именно ею, а не наличными. Все это приводит к указанному выше психологическому фактору. Все сказанное применимо к интернет-магазинам с двойной силой. Мало того, что деньги по кредитке «легко тратятся», так еще и карточку не надо держать в руках. Выгода для интернет-магазина и удобство для пользователя очевидны: никуда ходить не нужно, набираешь адрес сайта, выбираешь понравившийся товар, жмешь кнопку «Оплатить с помощью пластиковой карты», вводишь номер карты (на сайте интернет-магазина, или на сервере специализированной компании-оператора – все той же электронной платежной системы), и получаешь свою покупку. Тем не менее, и здесь, разумеется, огромное множество подводных камней. Для пользователя эти «камни» связаны, прежде всего, с большими рисками в плане утери данных о своей кредитке, и, как следствие, потерям денег. Ситуация осложняется еще и тем фактом, что при осуществлении электронного платежа по карточки нет практически никакой возможности однозначно идентифицировать плательщика, тем самым убедившись, что он расплачивается собственными картами. Кроме того, отсутствие чека с подписью дает потенциальную возможность (в том числе и настоящим владельцам карт, вступившим в сговор с кем-либо) получение отказа в осуществлении той или иной покупки – «я [настоящий владелец карты] не совершал этой покупки». В результате интернет-магазину выставляется так называемый чарджбэк (штраф, возврат), от количества которых сильно зависят репутация интернет-магазина, платежной системы и банка-эквайера, и даже сама возможность дальнейшей работы. Как отмечают аналитики, ущерб от мошенничества с кредитными картами в мире достигает многих миллиардов долларов в год. Так по данным FTC, данный показатель в США по итогам 2003 года составил около $50 млрд. Аналогичный показатель для российского рынка (за тот же 2003 год), по данным ГУБЭП, достиг почти $0,5 млн., и это с учетом зародышевого состояния отечественного рынка кредитного пластика 2-3 года назад. По данным все той же FTC, жертвами мошенников в США в 2003 году стал каждый восьмой владелец кредитной карты. Безусловно, такая печальная статистика не может не отражаться на лояльности пользователей (особенно потенциальных) к использованию электронных платежей. Эта же причина (огромные масштабы мошенничества) является головной болью и второй стороны – интернет-магазинов, а также всех участников электронного платежа. Однако, по продавцам (в нашем случае интернет-магазинам) она ударяет больнее всего. Рассмотрим более детально схему прохождения электронного платежа. Для начала необходимо определить основных участников. Прием (процессинг - обработка) пластиковых карт в качестве средств оплаты за товары и услуги в интернете называется интернет-эквайрингом. Основные участники электронного платежа: 1) покупатель, 2) Интернет-магазин, 3) банк-эмитент (выдавший карточку), 4) банк-эквайер (проводит первичную обработку транзакции и обеспечивает весь спектр операций с карточками, реализуемого партнерами), 5) платежный сервер.



 








Date: 2015-05-22; view: 2549; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию