Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Стресс и адаптация





В силу того, что мы исследуем проблему стресса – адаптационного синдрома – в ракурсе профессий социономического типа, интересным представляется анализ процесса социальной адаптации в рамках психологического знания.

Как можно увидеть, большинство приведенных в таблице авторов теорий личности считают, что личность является пластичным образованием, в том или иной мере способным к адаптации. Во многих концепциях личности (Оллпорт, Айзенк, Юнг) адаптационные механизмы выполняют интегрирующую, системообразующую функцию.

Таблица №2.1

Сравнительные характеристики адаптационного процесса
в различных концепциях личности

Автор концепции Адаптивные механизмы Причины нарушения адаптации
Оллпорт Личностные диспозиции Недостаточное распространение (развитие) Я
Айзенк Экстра-интроверсия, нейротизм Врожденные свойства нервной системы
Гилфорд Свойства темперамента, способности, интересы, установки Не определены конкретно
Гелен Способность к дифференцированной оценке ситуации Нечувствительность к нюансам ситуации
Лерш Высшие чувства Преобладание эмоциональной реактивности
Мюррей Потребности Несовпадение давлений среды и давлений Я
Томэ «Техника бытия» Неадекватные когнитивные репрезентации ситуаций
Левин Дифференцированностъ личностного пространства Простая структура личностного пространства
Салливан Интерперсональные отношения Жесткие персонификации динамизма (страха враждебности)
Юнг Экстра-интроверсия Жесткость структуры Я
Фромм Тип ориентации Иррациональные убеждения

 

Сравнение личностных концепций показывает, что одним из ведущих факторов дезадаптации, как и в процессе стрессогенеза, является когнитивный фактор, описываемый такими понятиями, как структурированность личностного пространства и жесткость структуры «Я» (Левин, Юнг, Салливан), когнитивная непредставленность ситуации (Гелен, Томэ), иррациональные убеждения и чувства (Фромм).



Н.А. Милославова (1975, с. 143) полагает:

Процесс социальной адаптации может выступать не только как объективный механизм приспособления, приноровления к социальной среде (пассивное приспособление кого-либо к чему-либо), но и как механизм субъективной деятельности, направленный на приспосабливание индивида к тем или иным нормам, стандартам, меркам (активное приспосабливание кем-либо кого-либо).

На активной природе механизма социальной адаптации делается акцент в концепции А.А. Реана. В связи с анализом типов адаптационного процесса в этой концепции подчеркивается активность так называемого «пассивного» типа. В данном случае речь идет об активном приспособлении личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды. Просто пассивного принятия ценностных ориентаций среды без активного самоизменсния быть не может, если речь действительно идет о процессе адаптации.

Таким образом, критерием различения типов адаптационного процесса мы предлагаем считать не «активность-пассивность», а вектор активности, его направленность.

Направленности вектора «наружу» соответствует один тип адаптации. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоением и приспособлением к себе.

Направленности вектора активности «внутрь» соответствует другой тип адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личностью себя самой, с коррекцией собственных социальных установок и привычных инструментальных поведенческих стереотипов. Это тип активного самоизменения и активного самоприспособления к среде (А.А. Реал, 1995, 1999).

И здесь уместно обратить внимание на определение понятия адаптации, сформулированное на основе теоретических и экспериментальных изысканий Т.В. Середой (1987, с. 32), которое объединяет на содержательном уровне оба исследуемых феномена (стресс и адаптацию):

Адаптация – это диалектический, системный процесс активного приспособления биосистемы к неадекватным условиям среды ценой дополнительных энергетических затрат, результатом которого является возможность биосистемы оптимально функционировать.

Адаптация, по А.А. Ершову (1991), понимается как единство стресса (общего адаптационного синдрома), памяти и доминанты. Адаптация и преобразование как виды активности человека взаимообусловлены. Адаптация подчиняется не только закону сохранения равновесия, но и законам развития, экономии сил.

Для преобразовательной, творческой деятельности человека необходимы такая регуляция и саморегуляция, которые позволяют ему оптимально приспособиться, усвоить диктуемые условия среды, формы, нормы, ценности поведения, поиска, активности, чтобы достичь свободы действия. Максимально активная личность оптимально приспособлена к среде.

Цель адаптации – достичь оптимума эффективности деятельности, обеспечить развитие организма, человека и, как минимум, сохранить их жизнеспособность, функционирование в своей целостности. Всякая адаптация временна, имеет пределы. Так, биологические пределы адаптации организма заключены в генах, психофизиологическая адаптация к среде обусловлена возможностями темперамента, социальная адаптация осуществляется в рамках объективно складывающихся норм, ценностей, отношений, целей и убеждений (А.А. Ершов, 1991).



Социально-психологическая адаптация заключается во взаимном приспособлении личностей, групп путем усвоения ролей, норм, способов, форм взаимодействия в определенных условиях. Так, человек вначале «входит» в группу, приспосабливается к ней, разделяя убеждения и представления ее членов, а затем воздействует на них, изменяя их взгляды (Н.И. Сарджвеладзе, 1989).

Обобщая приведенные мнения указанных выше авторов, можно заключить, что за приспособительной активностью социальной и профессиональной адаптации усматривается преобразовательный характер этой активности, которая свойственна лишь высшему уровню организации биосистемы – человеку. Причем ее преобразовательный эффект может быть направлен как во вне, так и на перестройку личностной структуры. Такая преобразовательная активность сближает, на наш взгляд, социальный, психологический, физиологический и общебиологический аспекты понятий общего адаптационного синдрома – стресса и адаптации.

2. Виды стрессовых состояний и их характеристика








Date: 2015-05-22; view: 630; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию