Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слово в день пятидесятницы





Говорено в александро-невской лавре в 1811 году

Исполнишася вси Духа Свята.

(Деян. 2:4)

После того как погрузившийся в твари, не могши сносить несозданного света, человек скрылся (Быт. 3:8) от Бога, и Бог скрылся от человека, дабы не истребить преступника святым Своим присутствием, Единый Триипостасный, по неизреченной благости, вновь приблизился к отчужденному в постепенных откровениях, да Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа (2 Кор. 13:13) восставит и паки превознесет падшего. Явился Отец в обетованиях любви и милосердия и устрашенного всемогущим правосудием грешника провождал к ходатайству Сына. Явился Сын под покровом человечества и, в Себе Самом победив грех и умертвив смерть, отверз благодати Святого Духа дверь к сынам гнева. Явился, наконец, Дух Святой в знамении огненных языков и проникнул в апостолах естество человеческое, дабы усвоить ему благоволение Отца и заслуги Сына и соделать, да будем причастницы Божественного естества (2 Пет. 1:4).

В тот самый день, в который дан некогда на Синае закон духа работы в боязнь смерти, в тот самый день исшел ныне от Сиона закон Духа жизни, свободы, сыноположения (Рим. 8:15, 2), да разумеем, что не постигнутое плотским Израилем оправдание закона исполняется в чадах веры, ходящих по духу (Рим. 9:31; 8:4), и общество спасаемых предызмеренным шествием приближается к совершению.

Итак, мы должны взирать на сошествие Святого Духа не токмо как на чудо, прославившее Апостольскую Церковь, но и как на событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения. Настоящее торжество не есть простое воспоминание прошедшего, но продолжение апостольского приготовления к приятию оного Духа, непрестанно дышащаго, идеже хощет. Апостолы, как повествует книга их деяний, после постоянных и единодушных молитв исполнишася Духа Свята, и не только апостолы, но, по изъяснению святого Иоанна Златоуста, и пребывавшие с ними ученики, имен народа вкупе яко сто и двадесять (Деян. 1:16), исполнишася вси. И нас ныне Церковь, как и в иерусалимской горнице (Деян. 1:13), во храме сем собирает, дабы призвать Утешителя Духа истины, да приидет и вселится в нас.

Чтобы столь важное прошение не встретилось с древним упреком: Не веста, чего просита, — вникнем, слушатели, предварительно, что такое исполниться Духа Свята и сколь дар сей необходим для всех и каждого.

Не осмелимся говорить здесь о Духе Святом как о третьем Лице поклоняемой Троицы, исходящем от Отца и почивающем в Сыне, Сам только Божий Дух испытует глубины Божия (1 Кор. 2:10, 11). Дух, посылаемый Сыном от Отца (Ин. 15:26) в спасительных дарах, Дух, исполняющий человека, человек, исполненный Духа, — вот предметы, которые постигает человек, но и то человек, Духом же обитаемый. Мы, едва ли начатой Духа имуще (Рим. 8:23), только издалека, чрез зерцало слова Божия, проникать можем в явления сего великого таинства.

Что такое Дух Святой в первоначальных дарах Своих, сие изъясняет Сам Он Своими огненными языками. Он есть невещественный огнь, который действует двумя силами: светом и теплотой — светом веры и теплотою любви. Сей небесный свет, по выражению Соломона, предходит и просвещает, дондеже исправится день (Притч. 4:18). Разгоняет мглу неведения и сомнений, открывает обман призраков, которые погрязший в чувственности разум принимает нередко за истины, дает человеку видеть себя самого в наготе растленной природы, познать мир в отношении к душе и ощутить присутствие Бога, яко источника света, сообщает уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. 9:1). По той мере как свет от Солнца правды умножается в уме, согревается и воспламеняется сердце. Любовь Божественная изгоняет из него самолюбие, попаляет в нем терние плотских пожеланий, очищает, упраздняет его и взаимно привлекает в душу новый свет. Слияние сих неточных даров духовных образует огненный язык, изрекающий закон Бога Слова в сердце (Пс. 34:31) человека, воображающий в нем Христа (Гал. 4:19), совершающий возрождение в жизнь духовную.

Способ, каковым человек исполняется благодатных даров, есть единое нераздельное действие Святого Духа, которое, однако, в человеке начинается и прекращается, уменьшается и возрастает, длится и ускоряется, приемлет различные направления и виды; всегда соответствует готовности приемлющего, но никогда не зависит от его произвола; сопровождается ощутительными следствиями, но убегает от рассудка, желающего взойти к его началу. Простираясь из внутреннего во внешнее, оно уподобляется влаге, сходящей на руно Гедеоново (Суд. 6:38), которая из воздуха открывается в каплях воды и наполняет окрин, или ветру, примечаемому в тех движениях, которые он производит, но не в тех, которые его составляют. Дух, идеже хощет, дышет, и глас Его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет, тако есть всяк человек, рожденный от Духа (Ин. 3:8). Какие же суть примечательнейшие перемены, которые могут означить путь Духа Божия в душе человеческой? Бывают минуты, в которые и преданный миру и плоти человек пробуждается от очарования, в каковом они держат его; видит ясно, что прошедшая жизнь его есть цепь заблуждений, слабостей, преступлений, измен Богу, что дела его, естественно, суть семя будущих казней и что самые добродетели его не постоят пред взором Вечного Судии; осуждает сам себя, трепещет всем существом своим и, будучи отчаян в самом себе, чрез сие отчаяние влечется к упованию на Бога: сие расположение к покаянию что есть иное, как не тот Дух велик и крепок, разоряя горы и сокрушая камение (то есть низлагающий гордость и умягчающий жестокосердие), который посылает пред Собою мимоходящий Господь (3 Цар. 19:11)? Что, как не то дыхание бурно, которое предвещает сошествие Святого Духа? (Деян. 2:2). Что, как не тот страх Твой, Господи, среди коего мы во чреве приемлем Дух спасения Твоего? (Ис. 26:18). Блажен, кто с покорностью дает влещи себя сему стремлению Духа Божия! Оно поведет его тесным путем (Мф. 7:14) самоотвержения, заставит его самого исторгать то, что прежде посеял, и разрушать то, что создал; научит его страдать и радоваться во страданиях (Кол. 1:24); распять плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5:24), дабы совершенно предать дух в руце Божии. Мало-помалу бурное дыхание превратится в те кроткие неизглаголанныя воздыхания, коими Сам Дух о нас ходатайствует (Рим. 8:26), — в тот живой глас, коим вопиет Он в сердцах наших: Авва Отче (Гал. 4:6); и тогда человек исполняет Христову заповедь о непрестанной молитве (Лк. 18:1), что при одних собственных силах было бы для него невозможно и по его склонности к рассеянию, и по неведению предметов и образа истинной молитвы: О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы. С упражнением в непрестанной молитве неразлучно соединяется духовное уединение, в котором христианин, вошед в клеть свою и затворив двери (Мф. 6:6), пребывает, подобно как апостолы, в ожидании обетования Отча (Деян. 1:4). Он не вдается в развлечение, в коем миролюбцы, связанные суетными благоприличиями, преследуя утехи, преследуемы заботами, редко возвращаются к себе; но пленяет разум в послушание Христово (2 Кор. 10:5) и все свои желания или воскриляет горе, где живот его сокровен есть со Христом в Бозе (Кол. 3:3), или упокоивает внутрь себя, где благодать, наконец, должна открыть Царствие Божие (Лк. 17:21). Исполняет обязанности своего состояния, не привязываясь к соединенным с ними выгодам; пользуется наружными благами, но не прилепляется к ним; приобретает так, как бы не имел нужды; теряет так, как бы отдавал излишнее. Если человек твердо решится, по возможности, удерживать себя в сем состоянии самоотчуждения, то скоро его пустыня жаждущая процветет, яко крин (Ис. 35:1); зерно горушно, вверженное в вертоград души его, возрастет в древо велие (Лк. 13:9); сквозь тлеющий покров ветхаго человека, отчасу более совлекаемый, будет просиявать новый человек, созданный по Богу в правде и преподобии истины (Кол. 3:9; Еф. 4:24); и дух святыни дышать будет во всех его способностях и действиях.

Так исполненный Духа Свята человек не потемненному предрассудками оку представляет такой образ совершенства, пред которым, как тень, исчезает все, что мир называет прекрасным и высоким. Его, слушатели, оценил апостол, когда о некоторых подвижниках веры сказал, что их не бе достоин весь мир (Евр. 11:38). Благодать превращает в бесценное сокровище все, к чему ни коснется в человеке, ей преданном. В его уме сияет дух премудрости — не той, которой сыны века сего преимуществуют, по словам Спасителя, в роде своем (Лк. 16:8), то есть которая научает их быть изобретательными в способах и ловкими в случаях к снисканию временных выгод и умножать свое достояние не столько в себе, сколько во мнении других, но премудрости, духовно востязующей вся (1 Кор. 2:15), дабы все обратить в средства к единому вечному благу души. Его волю движет дух свободы: ибо закон Духа жизни о Христе Иисусе его свободил от закона греховного и смерти, который дает своим рабам столько тяжких владык, сколько есть нужд и прихотей, страстей и привычек. Во глубине сердца его почивает дух утешения и мира, всяк ум превосходящаго (Флп. 4:7), который Иисус Христос дает ученикам Своим, не якоже мир дает (Ин. 14:27); ибо мир мира сего есть краткая дремота под шумом опасной бури — безопасность, основанная на неведении, так что радостные восклицания: Мир и утверждение! — иногда прерывает внезапу нападающее всегубительство (1 Сол. 5:3). Напротив того, мир, даруемый Христом, утверждается на непоколебимой уверенности в примирении с Богом, так что христианин в самых искушениях, скорбях и опасностях не стужает си, но и в смерть предается мирно, в уверении, что еже ныне легкое печали по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделывает (2 Кор. 4:8—17). В нем обитает дух величия, которое не есть ни слепая отважность, ни гордость, покрытая пышностью, ни блеск естественных добродетелей, нечистых в своем источнике, но истинная возвышенность мыслей, занятых Богом, обширность видов, ограничивающихся одной вечностью, благородство чувствований, рожденных и воспитанных словом Божиим, — дух смирения, который среди богатства благости Божией усматривает в себе одну бедность и недостоинство, дабы тем более величить Господа; между тем как не возрожденные Духом Божиим в самых недостатках своих стараются находить нечто великое, самым унижением просят себе почтения, пресмыкаются, чтобы подавлять других, — дух силы, с которым христианин не есть более оный человек бессильный, пленник собственных чувств, со всех сторон открытый нападениям врага, побежденный прежде сражения и, дабы усмирить одну страсть, покоряющийся другой, но добрый воин, облеченный во вся оружия Божия (Еф. 6:11), могущий вся о укрепляющем его Иисусе Христе (Флп. 4:13), силою восхищающий Царствие Божие (Мф. 11:12). Что сказать о тех чрезвычайных дарованиях, о тех явлениях Духа, которые избранным Божиим даются на пользу (1 Кор. 12:47) других, в созидание всея Церкви?

О, несравненное счастье быть сосудом, жилищем, орудием Духа Божия! О, блаженство на земле небесное! О, таинство, в котором сокрывается все, чего ищет дух человеческий и о чем вся тварь совоздыхает и сболезнует (Рим. 8:22)! Но, Господи! Кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся? (Ис. 53:1). Плоть и кровь не являют (Мф. 16:17) сего таинства: мир думает, что и на небесах дышат духом мира и, столь многократно слыша глаголющих языком Духа Твоего, доселе, так же, как прежде, ругается: Вином исполнени суть.

Так. Есть и между христианами люди, которым дары Святого Духа кажутся столь странными, что если не смеют совсем отвергнуть их, по крайней мере, относят к другим лицам и временам; а сами, не помышляя о возрождении, довольствуются или праздной надеждой на заслуги Ходатая, или даже собственной честностью.

Не будем обманываться привлекательным видом, который имеет обыкновенная мирская честность. Не быть врагом веры, не делать вопиющих несправедливостей, оказывать иногда благодеяния, убегать вредных излишеств — кратко, исполнять только необходимые и наружные обязанности человека и члена общества — значит только повапливать свой гроб (Мф. 23:27), который между тем остается внутрь - уду полн костей мертвых; значит срывать листвие древа животнаго, данное во исцеление языком, не вкушать плодов (Апок. 22:2) его, долженствующих питать христианина; значит иметь правду книжников и фарисеев, которая не вводит в Царствие Небесное (Мф. 5:20). А проникнуть в изгибы своего сердца, отколе исходят помышления злая (Мф. 15:19), и там водворить чистоту и святость, а соблюсти весь закон и не согрешить ни во едином, дабы всем не быть повинну (Иак. 2:10), — какой своему токмо разуму и силам оставленный человек похвалится, что исполнит сие? Един Бог зиждет в человеке сердце чисто, и дух прав обновляет во утробе его (Пс. 50:12). Должно родиться свыше, чтобы видеть Царствие Божие (Ин. 3:3).

С другой стороны, когда неистленное семя (1 Пет. 1:23) сего вышнего рождения низведено на землю смертью Богочеловека, мы не можем и остальное представить бесконечной, впрочем, силе заслуг Его. Как? Разве Бог предал Сына Своего в жертву не только Своему правосудию, но и нашей неблагодарности? Разве мы для того познали действительность крестной жертвы, чтобы тем с большей беспечностью оставаться в бездействии? Так мыслить не есть возвышать цену заслуг Христовых, но паче унижать их и почивать на них с такой же пагубной безопасностью, как некогда иудеи почивали на законе. Если мы во Христа крестились, то согласно сему исповеданию да явим в себе плоды крещения не только водою, но и духом, ибо Христос крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3:11).

Наконец, когда Божественный дар Духа кажется нам редким явлением, не заключим из сего, что он не для всех. Он для всех, коль скоро все для него. Если не примечают более следов Его, то или имеют очи — и не видят, или в самом деле вопрос: Егда приидет Сын Человеческий, обрящет ли веру на земли (Лк. 18:8) — приближается к разрешению и самый мир находится при последнем издыхании. Вселенная знает, что случилось с ней тогда, когда рек раздраженный Бог: Не имать Дух мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6:3). Тогда не только беззаконный род человеческий, но и тварь, повинувшаяся суете неволею, потребились мстительными волнами. Еще подобное прещение — и наступит огненный потоп суда последнего!

Но доколе Бог сохраняет бытие наше, христиане, и благоденствие Церкви Своей, дотоле мы не можем сомневаться, что Дух Божий в ней пребывает. Так же, как при создании мира, Он ношашеся верху воды, носится Он и ныне, при продолжающемся воссоздании человека, над бездной расстроенного естества нашего и животворящим осенением оплодотворяет его к благодатному возрождению. Предадим себя Его всесильному действию, приведем к Нему наши мысли и желания от смешения плоти и мира, воззовем из глубины отпадения нашего, да снидет на нас и Своею благодатию, ходатайством Искупителя нам приобретенной, очистит, просветит, обновит, освятит и спасет, Благий, души наша. Аминь.

слово в день сошествия святого духа Говорено в Троицкой домовой церкви князя а. н. Голицына церкви 18 мая 1814 года

Исполняйтеся Духом.

(Еф. 5:18)

Душа всякого праздника есть присутствие того, кому празднуют. И для празднующих день Святого Духа что может быть вожделеннее, как если бы сей Небесный Утешитель благодатным наитием посетил Свое празднество? Если бы Он, хотя уже не огненными языками осиял главы наши, по крайней мере, тайной искрой огня Своего коснулся наших сердец и воспламенил их ощущением присутствия Божия; подобно как некогда и косныя, еже веровати, сердца двух учеников возжигал Он так, что сии самые сердца могли указать им, по крайней мере, след присутствия Господня: Не сердце ли наше горя бе в наю, егда глаголаше нам на пути (Лк. 24:32). Благо сие так велико, что не знаю, можно ли его просить от «Сокровища благих» без внутреннего содрогания и некоего удивления собственному дерзновению. Хотя, впрочем, церковь и каждый день, и в начале каждого молитвословия, приглашает нас молить Святого Духа, не токмо да «приидет», но и да «вселится в нас».

Но чего единое желание столь с нашей стороны трудно, слушатели, то самое, так просто и так щедро, предлагает нам ныне Дух Святой устами апостола, и не только предлагает, но заповедует, внушает, поставляет законом: Исполняйтеся Духом!

Сколь блаженную, Божественный Павле, но вместе сколь чудную и непостижимую ты даешь нам заповедь! Исполняйтеся Духом. Разве в нашей состоит воле исполняться Духом? Если сие сокровище столь близко и столь доступно, то почему оно столь редко и неизвестно?

Христиане! Конечно, между Ефесскими соучениками нашими, которым учитель языков первоначально дал наставление, нами рассматриваемое, не было человека, который бы его не разумел в сем случае и мог бы противоположить ему наши недоумения. Иначе Богодухновенный наставник, без сомнения, предупредил бы совопрошения вразумлением. Так, знали в то время жаждущие указанный некогда пророком путь, да идут на воду, и елицы не имут сребра, да шедше купят и ядят, да шедше купят без сребра и цены вино и млеко. Ныне, по-видимому, и сребро иждивается не в хлебы, и труд наш не в сытость (Ис. 55:1, 2). Нам кажется, будто Господь слишком дорого ценит Свои блага и будто не наши мышцы ослабели для принятия, но Его рука сократилась для подаяния даров духовных.

Нет! Господь независтно изливает от Духа Своего на всяку плоть (Иоил. 2:28). Если мы не исполняемся Духом, то не даров Его недостает для нас, а нас недостает для даров Его. Да утешатся нищие Духом! Да воздвигнутся немощствующие плотию! Да оправдится Господь во словесех Своих!

Было время, когда апостолы, преимущественно святые храмы Святого Духа, не ощущали Живущего в них. Они уже обладали даром чудес, а еще не понимали начала и не примечали направления силы, в них действующей. Дух любви являлся в них духом гнева, и призванные в служение спасения готовы были низвести с небесе огнь истребления. Сама Истина обличала их в столь странном неведении самих себя: Не весте, коего духа есте вы (Лк. 9:55).

После, когда тот же Дух, который вначале действовал в апостолах сокровенной силой, посетив их торжественным сошествием Своим, исполнил ведением и премудростью, они узнали Его столь ясно и столь близко, что решительно различали Его как от собственного, так и общего некоего духа, действующего в естественных, не возрожденных Духом Божиим человеках и, может быть, в них самих некогда действовавшего. Мы же, — говорит один из них, — не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога, да вемы, яже от Бога дарованная нам (1 Кор. 2:12).

Заметим, слушатели, что апостол не говорит: «Дадеся нам Дух», но мы прияхом Духа. Как бы так сказал: «Известно, что Бог дает Своего Духа каждому, кто расположен принять Его. Только люди по большей части порабощаются и омрачаются духом мира. Мы же отвергли владычество сего мрачного духа, но приняли духом нашим светоносные влияния Духа, от Бога исходящего, и, таким образом, открылось в нас деятельное познание и ощущение даров», от Бога нам предуставленных. Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога, да вемы, яже от Бога дарованная нам.

Итак, поверьте нам, немощным служителям слова, поверьте избранным орудиям, посланникам и благовестникам Духа Божия, что, несмотря на некое самостоятельное бытие и свободу человека, он не только может находиться обыкновенно под правлением одного из двух начал, или духа мира сего, или Духа иже от Бога, смотря по тому, которого из них действие на себя свободно приемлет. Если вы сего, по-видимому, на себе не испытываете, сие токмо то значит, что не весте, коего духа есте вы.

Дабы по возможности приблизить к общему разумению сии тайные отношения духа человеческого к Духу Божию, да будет позволено употребить притчу и гадание, в которые сама Божественная истина облекалась нередко, дабы явиться взорам человеков, более или менее чувственных. — Младенец во чреве имеет собственную душу и жизнь, но жизнь его погружена в жизни матерней, ею проникнута, ею питаема, так что в сравнении с полной жизнью человека едва может почитаться жизнью: вот образ того состояния, в котором естественный человек находится в мире. Дух его имеет собственную жизнь и свободу, но тем не менее, будучи во плоти, объят и нечувствительно правим силой мира: он мыслит, но по стихиям мира; желает, но так, как побуждает всеобладающая в мире похоть плотская, похоть очес и гордость житейская; действует, но в тесном и низком круге чувственного; живет, но по духу мира, в отчуждении от жизни Божия (Еф. 4:18). Впрочем, заключение младенца во чреве не есть решительное намерение природы, но токмо средство и путь, которым он ведется к полному бытию; и он должен изыти на свет, узреть красоту мира, вкусить от благ его, познать его Творца: таково и высшее назначение человеческого духа, объятого плотью и заключенного в мире. Подобает вам родитися свыше (Ин. 3:7), — подобает, ибо сие, по намерению Божию, не случайный токмо жребий некоторых, но утвержденный закон и предопределение всего человечества, к которому вся естественная жизнь служит токмо приготовлением и переходом. Узник мира должен быть изведен из темницы своей — исповедатися имени Господню (Пс. 141:8), просветиться светом Христовым, вкусить дара Небеснаго и силы грядущаго века (Евр. 6:4, 5) в течение еще настоящего века, приять в самом мире Духа, иже от Бога, начать на земле дышать небесным воздухом. И как рождающийся младенец, отрешаясь от жизни матерней, не имеет труда искать новой жизни своей, но в себе самом носит источник деятельности, непрестанно развивающейся и усовершающейся, вкруг же себя всюду находит воздух, нужный для своего дыхания, — так влекомый благодатью от мира и призываемый к вышнему рождению человек ближе находится к области новой жизни, нежели думает; ибо мы только можем быть далеки от Духа Божия, а Дух Божий не может быть далек от нас. Сей Дух, по словам Премудрого, сквозь вся проходит духи (Прем. 7:23), будучи неприкосновен во святыни своей и вездеприсущ своею благостию: он изливается на всякую силу и способность, предающуюся его действованию, и в самом сердце ветхого человека отверзает источник новой жизни. Веруяй в Мя, — рек Податель Духа, — реки от чрева его истекут воды живы. — Сие же, — присовокупляет возлюбленный ученик, изъясняя слова Небесного Учителя, — сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующий во имя Его (Ин. 7:38, 39). Наконец, вот важная разность между рождением естественным и духовным; первое достигается и совершается необходимым шествием природы, а последнее — свободным стремлением к Богу веры во Христа. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. И для чего целые реки от единого чрева, когда единой капли от исполнения благодати довольно, чтобы оживотворить сонмы духов? — Для того, как рекло Писание, чтобы явить превеликое богатство благости, по которой Дух Святой не токмо наполняет, но и преисполняет меру нашей готовности к принятию Его и, так сказать, более нам дарствует, нежели мы приемлем. Нам ли убо, чада веры, не познавать присутствия посреди нас Духа Святого и вопрошать о Его владычестве: где оно? А еще до торжественного сошествия Его на царство веры чада закона ощущали вездесущую и вседействующую силу Его столь живо, что нигде не могли скрыться и почить от благоговейного ужаса! Камо пойду от Духа Твоего (Пс. 138:7)? — восклицал Давид. Нам ли недоумевать, как самодеятельный дух человеческий может стоять под непрестанным действием Духа всемогущего? А еще во времена Иова разумели, что дух есть в человецех, дыхание же Вседержителево есть научающее (Иов 32:8)! Нужно ли припоминать и собственное наше исповедание, столь часто по гласу Церкви возобновляемое, которым, вводя себя в молитвенное приближение к Богу, возвещаем вездесущую и всеисполняющую силу Духа Его? — Везде сый и вся исполняяй!

Вся исполняяй! Но почему же не все Им исполняемся? — Видно, что самих себя должно вопрошать о сем.

Можно ли нам «исполняться Духом», если плоть, непрестанно враждующая на духа, не находит в нас никакой преграды своему владычеству? Если в ее пресыщении, упоении, наслаждении мы угашаем даже свойственный духу нашему глад слышания слова Божия и жажду правды? Если мы токмо и живем в сию плоть, в которой, как по собственному опыту нас уверяет человек Божий, совсем не живет доброе (Рим. 7:18)? В таком случае мы сами течем под тяжкий суд Божий, изреченный на первый мир. Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6:3). Еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление, а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал. 6:7 — 8).

Можно ли нам «исполняться духом Божиим», если мы сами одушевляем себя токмо духом сего мира? Если только его стихийной мудростью исполняем наш ум, только его прелестями оживляем наше воображение, только его страстями возбуждаем наше сердце, только его законами правим нашу волю, только ему стараемся угодить нашим действованием? Если лучшие наши чувствования и самые добродетели заражены тлетворным дыханием духа мира: любовь пристрастием, снисходительность ласкательством, благородство гордостью, трудолюбие корыстолюбием, благотворение тщеславием, достоинство презрением других, подвиги честолюбием? Токмо те могут прияти Духа, иже от Бога, которые не прияли духа мира сего или изгнали его, не любя мира, ни яже в мире (1 Ин. 2:15).

Можно ли нам исполняться Духом Святым, если мы еще преисполнены сами собою так, что нет в нас ниже столько упраздненного и очищенного места, куда бы хотя капля всенапояющей воды, по всей долготе и широте времен и мест текущая в живот вечный (Ин. 4:14) могла укануть и не превратиться в брение нашим самолюбием и греховными останками? — Наша нечистота есть оплот, которым заграждаем мы от себя токи Духа Господня, подобно устремлениям весенних вод посланного всюду созидать новую тварь и обновлять лице земли (Пс. 103:30), но то не есть еще и гнев, а паче милосердие Божие, что сии токи не проторгаются в души недостойные, ибо святая и освящающая вода жизни, упадши на нечистое, воспылала бы огнем всепоядающим.

И потому, да не сетуют на Духа Господня и те, которые, хотя всеми силами отвергаются плоти, мира и самих себя и с духовной жаждою приходят ко Христу, однако не пиют еще от источника благословений, не ощущают в себе утешительного присутствия благодати освящающей и обновляющей или, ощутив, мгновенно теряют оное. В Евангелии написано, что некогда, между тем как Сам Иисус Христос проповедовал о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии во имя Его, не у бе Дух Святой приемлемый, яко Иисус не у бе прославлен. В другом месте Он говорит ученикам Своим, что и после неизменного Ему последования надобно прежде искушенным быть лишением видимого присутствия Его и потом уже взыти к таинственному общению Духа Святого: Уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам (Ин. 16:7). Даже по воскресении Его, когда Ему дадеся всяка власть на небеси и на земли, потребны были апостолам пятьдесят дней терпения, единодушных молитв и молений (Деян. 1:14), дабы они могли, упразднясь от всего, единого, наконец исполнитися Духа Свята и начать жить в сем исполнении. Токмо упразднясь от всего, удостоились они праздновать великий праздник Божий. Может быть, и для вас, ревнующие об апостольском исследовании Христу, но не ощущающие на себе помазания от Святого, — может быть, и для вас потому не у есть Дух Святой, яко Иисус не у прославлен в вас; может быть, вы прияли Его еще токмо, яко пророка, носящего слово Божие во устах Своих, но еще не посвятили себя Ему яко священнику, да в общении всемирной жертвы своей всецело вознесет и вас в благоприятное приношение Отцу Своему; еще не превознесли Его, яко Царя, да никакое желание и мысль не воздвигнется без Его мановения. Может быть, уне есть и вам, — если разумеете и взыскуете Христа более по плоти (2 Кор. 5:16), нежели по духу, — да отъимется на время от душ ваших вожделенный жених, и лишение духовных утешений очистит вашу веру, возвысит любовь, утвердит терпение, изощрит молитву, изгонит опасное самоуслаждение, приготовит сугубое блаженство.

Но те, в которых если не ощущается, по крайней мере, уже начинается сокровенной рукою помазание, не требуют, да кто учит их: яко то самое помазание учит их о всем (1 Ин. 2:27). Что мы сотворим, живущие токмо плоти и крови, которые Царствия Божия наследити не могут? Что будем мы, по духу мертвые, хладные и сухие, подобно рассеянным среди поля костям в Иезекиилевом видении? Оживут ли кости сия (Иез. 37:3)? — вопрошал Бог пророка, желая ниспослать на них животворящего Духа Своего. Не хотяй смерти грешников, но еже обратитися и живым быти им, без сомнения, и на сии духовные остовы с таким же взирает милосердием и желанием их оживления Духом Святым. Оживут ли кости сия? — Господи Боже, Ты веси сия. — И ныне рцы Сам, еже рекл еси древле пророкам Твоим, яко есть в нас, иже проречет, — Сам рцы костем сим, Се Аз введу в вас дух животен, — и дам Дух Мой в вас, и оживете и увесте, яко Аз есмь Господь. Аминь.

Date: 2015-05-22; view: 386; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию