Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слово в великий пяток. Говорено в александро-невской лавре в 1813 году





Говорено в александро-невской лавре в 1813 году

Чего теперь ожидаете вы, слушатели, от служителей слова? Нет более Слова.

Слово, собезначальное Отцу и Духу, рожденное для нашего спасения, начало всякого слова «живого и действенного», умолкло, скончалось, погребено и запечатано. Дабы вразумительнее и убедительнее сказать человекам пути живота (Пс. 15:11), Слово сие преклонило небеса и облеклось плотию. Но человеки не восхотели внимать Слову, растерзали плоть Его, и се взят от земли живот Его (Ис. 53:8). Кто же теперь даст нам слово жизни и спасения?

Поспешим исповедать тайну Слова, которая долженствует обезоружить гонителей Его и которая возвращает Его душам, готовым принять Оное. Слово Божие не связуется смертью. Как устное слово человеческое не совсем умирает в ту минуту, когда перестает звук его, но паче восприемлет тогда новую силу и, прошед чрез чувство, вселяется в умах и сердцах слышавших: так Ипостасное Слово Божие, Сын Божий, в Своем спасительном вочеловечении, умирая плотию, в то же время исполняет всяческая (Еф. 4:10) Своим Духом и силою. Посему-то, когда Иисус Христос изнемогает и умолкает на кресте, тогда и небо, и земля дают Ему глас свой, и умершие проповедуют воскресение Распятого, и самое камение вопиет о Нем. И померче солнце, и завеса церковная раздрасяи земля потрясеся, и камение распадесяи многа телеса усопших святых восташа (Лк. 23:45; Мф. 27:51—52).

Христиане! Воплощенное Слово умолкает токмо для того, чтобы сильнее и действеннее глаголать к нам, сокрывается для того, чтобы внутренне вселиться в нас (Ин. 1:14), умирает, чтобы даровать нам Свое наследие. Будучи собраны Церковью беседовать с умершим Иисусом, слышите живое слово (Евр. 4:12) Умершего; слышите данное от Него вам завещание: Аз завещеваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, Царство (Лк. 22:29).

Но дабы неблаговременные мечтания о величии сего наследия не уклонили взоров наших от предписанного пред нами в сии великие дни Распятого Иисуса, приметим тщательнее, христиане, что первые наследники Его не обрели по Его кончине иного сокровища, кроме древа креста, на котором Он пострадал и умер, и сей токмо крест, в подражательных образах, преподали всем желающим участвовать в наследии Царствия. Что сие значит? — То, как Христу подобаша пострадати, дабы потом внити в славу (Лк. 24:26), которую имел Он у Отца, так христианину многими скорбьми подобает внити в Царствие (Деян. 14:22), которое завещал ему Христос; что как крест Христов есть дверь Царствия для всех, так крест христиан есть ключ Царствия для каждого сына Царствия. Вот сокращение великого слова крестнаго (1 Кор. 1:18), столь необъятного уму, столь удобоприятного вере, столь сильного Богом. Принесем оное, как каплю мира, ко гробу Слова Животворящего.

Прежде нежели вочеловечившийся Сын Божий восприял и понес крест Свой, сей крест принадлежал человекам. В начале своем он был сделан из древа познания добра и зла. Первый человек думал испытать только плод его, но едва прикоснулся, как вся тяжесть запрещенного древа, со всеми ветвями его и отраслями, обрушилась на хребет нарушителя Господней заповеди. Тьма, ужас, труды, болезни, смерть, нищета, уничижение, вражда всей природы — словом, все разрушительные силы, как бы исторгшись из рокового древа, ополчились на него; и низринулся бы сын гнева навеки во ад, если бы Милосердие, по предвечному совету, не простерло к нему руки Своей и не удержало его в падении. Сын Божий перенес на Себя бремя, подавляющее человека, усвоил Себе крест его и предоставил ему токмо придерживаться сего креста, без сомнения, не для того, чтобы он вспомоществовал Всемогущему в отношении бремени, но дабы сам, и с малым оставшимся ему крестом собственным, носим был силой креста великого, подобно как ладья влечется движением корабля. Так крест гнева преображается в крест любви; крест, заграждавший рай, становится лестницей к небесам; крест, рожденный от страшного древа познания добра и зла, чрез орошение Божественной кровью, перерождается в древо жизни. Сын Божий приемлет естество наше и страданьми совершает в Себе начальника спасения нашего; искушается по всяческим и вспомоществует искушаемым; шествует со крестом и ведет в славу Своих последователей (Евр. 2:10, 18; 4:15).

Кто измерит всемирный сей крест, понесенный Начальником нашего спасения? Кто известит его тяжесть? Кто исчислит разнообразное множество крестов, из которых он, как из капель море, составляется? — Не от Иерусалима токмо до Голгофы несен крест сей, с помощью Симона Киринейского. Несен он и от Гефсимании до Иерусалима, и до Гефсимании от самого Вифлеема. Вся жизнь Иисуса была единый крест; и никто не прикасался к бремени его, разве для отягчения оного: Един истоптал точило ярости Божией, и от язык не бе мужа с Ним (Ис. 63:3).

Божественное соединяется с человечеством, вечное со временным, всесовершенное с ограниченным, несозданное со Своим созданием, самосущее с ничтожным: какой необозримый и непостижимый крест из сего уже слагается!

Богочеловек, Которого нисшествие на землю прославляют небеса, является здесь в уничиженнейшем возрасте человечества, в малейшем граде малейшего из царств земных; нет для Него ни дома, ни колыбели, кроме убогих родителей, едва несколько пастырей занимаются Его рождением.

Исчисляют Безначальному осьмой день бытия — и порабощают Его кровавому закону обрезания.

Господь храма приносится во храм поставити Его пред Господом, и Пришедший искупить мир искупляется двумя птенцами (Лк. 2:22, 24).

Тогда как Он еще немотствует, уже изощряется на Него в устах Симеона оружие слова крестного и проходит сердце Его Матери (Лк. 2:34, 35).

Некоторые иноплеменники приходят возвеличить Его именем царя иудейского, но сия малая слава воздвигает на Него злобу иудейского царя, соделывает Его невинной виной кровопролития и принуждает удалиться от народа Божия в страну идолослужителей.

Всеобъемлющая Премудрость Божия не иначе как с возрастом преспевает премудростию у Бога и человеков. Источник и податель благодати приемлет благодать (Лк. 2:52). Тридцать лет Владыка небес и Царь славы сокрывается от неба и земли в глубоком повиновении двум смертным, которых удостоил нарещи Своими родителями.

Чего потом не претерпел Иисус от дня вступления Своего в торжественное служение спасению рода человеческого.

Святой Божий, грядущий освятить человеков, вместе с ищущими очищения грешниками преклоняется под руку человека и приемлет Крещение: воистину крещение, слушатели, то есть погружение не столько в водах, сколько в обилии креста!

Испытующий сердца и утробы Сам поставляется в искушении.

Хлеб Небесный предается земной алчбе. Тот, пред Которым должно преклоняться всякое колено небесных, земных и преисподних, допускает князя преисподних требовать от Себя поклонения (Мф. 4:9).

Ходатай Бога и человеков открывает Себя человекам, но Его или не узнают, или не хотят узнавать. Его учение почитают богохульным (Мф. 9:3), Его дела беззаконными (Ин. 9:16), Его чудеса веельзевуловыми (Мф. 12:24). Если Он чудотворит и благотворит в субботу, его называют нарушителем субботы. Если обращает заблудших и приемлет кающихся, Его порицают другом грешников (Мф. 9:19). Там ищут уловить Его словом (Мф. 22:15); здесь ведут Его на верх горы, дабы низринуть (Лк. 4:29); инде вземлют на Него камение (Ин. 8:59); нигде не дают Ему главы подклонити (Мф. 8:20). Он воскрешает умершего — завистники совещеваются умертвить Его Самого (Ин. 11:43, 44, 46, 53). Народ во вратах Иерусалима приветствует Его царем — все земные власти восстают, дабы осудить Его, как преступника. В избранном сонме Своих друзей Он видит неблагодарного предателя и первое орудие смерти Своей; лучшие из них служат Ему соблазном, помышляя человеческое в то время, когда Он идет на дело Божие (Мф. 16:23).

Почиешь ли Ты, Божественный Крестоносец, хотя на единое мгновение от ига, непрестанно возрастающего на раменах Твоих? Почиешь ли, если не для обновления Твоих сил к новым подвигам, то, по крайней мере, из снисхождения к немощи Твоих последователей? — Так, приближаясь к Голгофе, Ты почиешь на Фаворе. Гряди на сию гору славы, да просветится лицо Твое светом небесным; да убелятся ризы Твои; да приидут закон и пророки признать в Тебе свое исполнение; да услышится глас благословения Отчего! — Но не примечаете ли вы, слушатели, как крест последует за Иисусом на самый Фавор и слово крестное не разлучается от слова прославления? О чем там среди толикой славы беседуют с Иисусом Моисей и Илия? — Они беседуют о Его кресте и смерти. Глаголаста же исход Его (Лк. 9:31).

Долго носил Иисус крест Свой, как бы не чувствуя его тяжести, наконец «предан был» ему, аки льву, да сокрушит вся кости Его (Ис. 38:13). Внидем за Ним с Петром и сынами Заведеевыми в вертоград гефсиманский и проникнем бдящим оком во мрак последней нощи Его на земле. Уже Он не скрывает креста, сокрушившего душу Его: Прискорбна есть душа Моя даже до смерти (Мф. 24:38). И молитвенное беседование с Единосущным Отцом не освобождает Его, а удерживает под тяжестью страдания: Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хошу, но якоже Ты (Мф. 26:39). Носящий всяческая глаголом силы Своея имеет теперь нужду в укреплении от Ангела (Лк. 22:43).

Может быть, смертная скорбь Иисуса представляется некоторым из нас недостойной Бесстрастного. Да ведают они, что сия скорбь не есть действие нетерпения человеческого, но Божеского правосудия. Мог ли Агнец, заколенный от сложения мира (Апок. 13:8), убегать своего жертвенника? Тот, Его же Отец святи и посла в мир (Ин. 10:36). Тот, Который от века принял на Себя служение примирения человеков с Богом, мог ли поколебаться в деле сего служения единой мыслью о страдании? Если Он мог иметь какую нетерпеливость, то разве нетерпеливость совершить наше спасение и облаженствовать нас? Крещением имам креститеся, — говорит Он, — како удержуся, дондеже скончаются? (Лк. 12:50). Итак, если Он скорбит, то скорбит не собственной, но нашей скорбью; если мы видим Его быти в труде, и в язве от Бога, и во озлоблении, то Он грехи наша носит и о нас болезнует (Ис. 53:3, 4); чаша, которую подает Ему Отец Его, есть чаша всех беззаконий, нами содеянных, и всех казней, нам уготованных, которая потопила бы весь мир, если бы Он един не восприял, удержал, иссушил ее. Она растворена, во-первых, преслушанием Адама, потом растлением первого мира (Быт. 6:12; 2 Пет. 2:5), гордостью и нечестием Вавилона, ожесточением и нераскаянностью Египта, изменами Иерусалима, избившаго пророки и камением побившаго посланныя к нему (Мф. 23:37), злостью синагоги, суевериями язычества, буйством мудрецов и, наконец (поскольку Искупитель понес на Себе и будущие грехи мира), соблазнами в самом христианстве: разделениями единого стада Единого Пастыря, дерзновенными мудрованиями лжеучителей, оскудением веры и любви в царстве веры и любви, возрождением безбожия в недрах самого благочестия. Присовокупим к сему все то, что мы находим в себе и окрест себя достойным отвращения и гнева Божия, и также все, что стараемся скрыть от своей совести под ухищренным наименованием «слабостей» — легкомыслие и законопреступные утехи юности, закоснение старости, забвения Промысла в счастии, ропот в несчастиях, тщеславие в благотворении, корыстолюбие в трудолюбии, медленность в исправлении, многократные падения после восстания, беспечность и бездействие, свойственные владычеству роскоши, своеволие века, надменного мечтою просвещения: все сии потоки беззакония сливались для Иисуса в единую чашу скорби и страдания; весь ад устремился на сию небесную душу; и дивно ли, что она была прискорбна даже до смерти.

Наше слово изнемогает, слушатели, чтобы провожать еще великого Страдальца от Гефсимании до Иерусалима и Голгофы, от внутреннего креста до внешнего. Но совершаемые ныне Церковью тайнодействия уже преднаписали нам сей путь и сей последний крест. Он столь болезнен, что солнце не могло взирать на него, и столь тяжек, что земля потряслась под ним. Претерпеть в чистейшей непорочности все мучения, внутренние и внешние, тягчайшие и поноснейшие, и претерпеть вместо награды за соделанные благодеяния; страдать Всесвятому от пребеззаконных, Творцу от тварей; страдать за недостойных, неблагодарных, за самых виновников страдания; страдать для славы Божией и быть оставленным Богом — какая неизмеримая бездна страданий!

Боже наш! Боже наш! Вскую оставил еси Возлюбленного Твоего? — Ей, Господи! Ты оставил Его вмале, дабы навеки не оставить нас, Тебя оставивших. Отныне Он воцаряется: облекается в лепоту, препоясуется силою, и утверждает вселенную, да не подвижится (Пс. 92:1). Вознесенный от земли крестом, Он простирает его на землю и вся привлекает к Себе на небо (Ин. 12:32).

Но сколь ни велика и Божественна все привлекающая сила Иисуса Христа, Он не иначе может влещи нас в след Себе (Песн. 1:3), как чрез водружение креста Своего в нас и сопряжение с Его крестом креста нашего. Иже хощет по Мне ити, глаголет Он,— да возмет крест свои и последует Мне (Лк. 9:23). Ибо хотя заветной Своей кровию и крестом Своим совершил Он очищение от грехов и от проклятия искупление всего мира и отверз нам вход во святая святых; но поскольку туда не входит никто, кроме жреца и жертвы, то мы должны, яко жертву, предать себя в руки сего великого, по чину Мелхиседекову, священника; поскольку клятва есть плод греха, грех же утверждается своим корнем в свободной воле, то для усвоения себе очищения и искупления правды и благословения Христова мы должны свободно предать волю свою крестному в нас действованию Христову. Для сего-то те, которые истинно постигли заключенную в слове крестном силу Божию, столь часто и примером и словом поучают нас сораспинатися Христу, распинаться миру, распинать плоть со страстьми и похотьми, не жить себе самим, исполнять лишение скорбей Христовых во плоти нашей

(Рим. 6:6; Гал. 6:14; 5:24; Рим. 14:7; Кол. 1:24).

Чем неослабнее и терпеливее мы носим бремя креста нашего, тем обильнее подаются нам дары Божии, приобретенные крестом Христовым. Якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2 Кор. 1:5). Грешник, который от усильного ношения креста своего переходит наконец к распятию себя на нем, с совершенной покорностью подвергаясь всем действиям очистительного правосудия пред лицом распятого Иисуса, вскоре услышит с разбойником радостный глас Его: Днесь со Мною будеши в раи. Страдание в присутствии Христа и по образу Его есть преддверие рая.

Как видимый, вещественный крест есть державное знамение видимого царства Христова, так крест таинственный — печать и отличие истинных и избранных рабов невидимого Царствия Божия. Он есть драгоценный залог любви Божией, жезл Отчий, не столько наказующий и сокрушающий, сколько пасущий и утешающий (Пс. 2:9; 22:4), очистительный огнь веры, спутник надежды, укротитель чувственности, победитель страстей, возбудитель к молитве, страж чистоты, отец смирения, наставник мудрости, пестун сынов Царствия. Где воспитаны все великие ангелы, водители и хранители Церкви — Иосифы, Моисеи, Даниилы, Павлы? — В училище креста. Когда благословеннее вся Церковь возрастала, процветала и приносила плод во святыню? — Тогда, как вся нива Господня непрестанно раздираема была крестом и напояема кровию мучеников. Кто суть те, которые окружают славный престол Агнца? Вопросили Иоанна в видении: Сии облеченнии в ризы белыя кто суть, и откуду приидоша? И когда он не мог узнать их в Божественной славе сей, то ему сказано, что то были запечатленные крестом: Сии суть, иже приидоша от скорби великая (Апок. 7:13, 14).

Кто же суть те, которые желают изпразднить крест Христов (1 Кор. 1:17) и мнят уразуметь силу воскресения Его без сообщения страстей Его (Флп. 3:10)? Если един Христос есть и живот и путь (Ин. 14:6) к животу, то как могут они достигнуть живота Христова, не шествуя путем Его? Могут ли изнеженные сии члены быть в союзе тела, которое счиневает себе увенчанная тернием Глава (Еф. 4:15, 16)? Можно ли членам быть в покое и беспечности, когда Глава в труде, и в язве, и во озлоблении; забываться в шумных радостях, когда Она объята болезнями смертными; упиваться из полной чаши мирских удовольствий, когда Она жаждет и вкушает оцет; превозноситься, когда Она преклоняется; не хотеть ниже минуты поболеть о собственных грехах и беззакониях, когда Она за чуждые страждет и умирает, жить миру и плоти, когда Она предает дух свой Богу?

О, человек, влекомый благодатию Господа твоего на небо, но погрязающий плотию в мире! Виждь образ твой в человеке, погружающемся в водах и противоборствующем потоплению; он непрестанно возобновляет в членах своих образ креста и таким образом превозмогает враждебные волны. Воззри на птицу, когда она желает вознестися от земли: она простирается в крест и возлегает. Ищи и ты в кресте средства изникнуть от мира и вознестися к Богу. Слово крестное спасаемым сила Божия есть. Аминь.

Date: 2015-05-22; view: 331; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию