Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследование творческого мышления в отечественной психологии
К сожалению, мало кто из отечественных психологов посвятил себя творческому мышлению. Крупнейшим исследователем этой области психологии считается Я.А.Пономарев. Книга Я.А.Пономарева «Психология творчества» – это своеобразное противопоставление работам зарубежных когнитивистов. В этой книге впервые освещается его концепция, в которой говорятся, что существует две модели действительности: первичная (знаковая) и вторичная (объектная и субъектная) [28, с. 173]. Объектная и субъектная модели – это принципиально различные этапы взаимодействия субъекта и объекта. Именно разность между этими этапами и предлагается Я.А.Пономаревым для рассмотрения в качестве структурной единицы мышления. Существует такое понятие, как СДУ – способность действовать в уме, которая выделяет человека, как существо, качественно отличное от животного [11]. То есть человек способен предварительно составить внутренний план, рассмотреть несколько вариантов решения какой либо задачи, выбрать наиболее оптимальный, и уже тогда действовать. Для примера, при решении нетворческой задачи, личность использует уже готовые логические схемы, как бы начинает подъем с высшей ступени лестницы, а при решении творческой – начинает с самого начала, поочередно проходя каждую ступеньку [5, с. 38- 39]. То есть механизм интеллекта человека представляется Я.А.Пономаревым в виде своеобразной лестницы, где структурными уровнями является вышеописанные ступени, через которые человек проходит при решении задачи. Так же, Я.А.Пономарев говорит о необходимости разработки методов стимулирования и управления творческой деятельностью, так как именно она – двигатель прогресса. Еще один исследователь в этой области, Д.Б. Богоявленская, в качестве структурной единицы мышления выбрала интеллектуальную активность личности, под которой подразумевается мышление, не обусловленное внешними факторами [6]. По Богоявленской, производная интеллекта, стимулирующая посредством мотивов умственную деятельность личности – это и есть творчество [5]. В одной из своих работ Д.Б.Богоявленская приводит в пример 16 стратегий стимулирования творчества, используемых в американских школах. Она показывает, что ни один из этих подходов не является однозначным решением проблемы стимулирования творчества, и, соответственно говорит о невозможности повлиять на процесс творчества единой стратегией. Этого можно добиться, по ее мнению, лишь комплексом подходов. Д.Б.Богоявленская преимущественно говорит о влиянии социума на выбор той или иной стратегии [6 ]. По мнению Е.И.Замятина [32], момент творческого озарения чем-то похож на сновидение, когда работает преимущественно подсознательное. О верности данной аналогии говорит еще и то, что с возникновением затруднений в решении какой либо задачи, ответ при ходит во сне (например, Менделеевская таблица элементов). Е.И.Замятин говорит о том, что при творческой работе мысль идет путем ассоциаций, как и во сне, и сознанию предлагается лишь выбрать из них наиболее подходящую. Здесь имеется ввиду то, что при творческой работе нельзя говорить о функционировании лишь бессознательного, так и оно, и сознание работает в большей или меньшей степени. Так же Е.И.Замятин говорит о том, что способностью к ассоциированию обладает каждый, просто большая часть людей – лишь во сне. То есть, это качество можно и даже нужно развить при помощи различных упражнений [32]. По мнению большинства исследователей, проблему творчества можно назвать комплексной так как отсутствует единая стратегия ее решения, а результаты исследований порой противоречат друг другу [28, с.31].
Date: 2015-05-19; view: 802; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|