Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование творческого мышления в отечественной психологии





Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К сожалению, мало кто из отечественных психологов посвятил себя творческому
мышлению. Крупнейшим исследователем этой области психологии считается
Я.А.Пономарев.
Книга Я.А.Пономарева «Психология творчества» – это своеобразное
противопоставление работам зарубежных когнитивистов. В этой книге впервые
освещается его концепция, в которой говорятся, что существует две модели
действительности: первичная (знаковая) и вторичная (объектная и субъектная) [28, с.
173].
Объектная и субъектная модели – это принципиально различные этапы
взаимодействия субъекта и объекта. Именно разность между этими этапами и
предлагается Я.А.Пономаревым для рассмотрения в качестве структурной единицы
мышления. Существует такое понятие, как СДУ – способность действовать в уме, которая
выделяет человека, как существо, качественно отличное от животного [11]. То есть
человек способен предварительно составить внутренний план, рассмотреть несколько
вариантов решения какой либо задачи, выбрать наиболее оптимальный, и уже тогда
действовать.
Для примера, при решении нетворческой задачи, личность использует уже готовые
логические схемы, как бы начинает подъем с высшей ступени лестницы, а при решении
творческой – начинает с самого начала, поочередно проходя каждую ступеньку [5, с. 38-
39]. То есть механизм интеллекта человека представляется Я.А.Пономаревым в виде
своеобразной лестницы, где структурными уровнями является вышеописанные ступени,
через которые человек проходит при решении задачи.
Так же, Я.А.Пономарев говорит о необходимости разработки методов
стимулирования и управления творческой деятельностью, так как именно она – двигатель
прогресса.
Еще один исследователь в этой области, Д.Б. Богоявленская, в качестве структурной
единицы мышления выбрала интеллектуальную активность личности, под которой
подразумевается мышление, не обусловленное внешними факторами [6].
По Богоявленской, производная интеллекта, стимулирующая посредством мотивов
умственную деятельность личности – это и есть творчество [5].
В одной из своих работ Д.Б.Богоявленская приводит в пример 16 стратегий стимулирования
творчества, используемых в американских школах. Она показывает, что ни один из этих подходов
не является однозначным решением проблемы стимулирования творчества, и, соответственно
говорит о невозможности повлиять на процесс творчества единой стратегией. Этого можно добиться, по ее мнению, лишь комплексом подходов. Д.Б.Богоявленская преимущественно
говорит о влиянии социума на выбор той или иной стратегии [6 ].
По мнению Е.И.Замятина [32], момент творческого озарения чем-то похож на
сновидение, когда работает преимущественно подсознательное. О верности данной
аналогии говорит еще и то, что с возникновением затруднений в решении какой либо
задачи, ответ при ходит во сне (например, Менделеевская таблица элементов).
Е.И.Замятин говорит о том, что при творческой работе мысль идет путем ассоциаций, как
и во сне, и сознанию предлагается лишь выбрать из них наиболее подходящую. Здесь
имеется ввиду то, что при творческой работе нельзя говорить о функционировании лишь
бессознательного, так и оно, и сознание работает в большей или меньшей степени.
Так же Е.И.Замятин говорит о том, что способностью к ассоциированию обладает
каждый, просто большая часть людей – лишь во сне. То есть, это качество можно и даже
нужно развить при помощи различных упражнений [32].
По мнению большинства исследователей, проблему творчества можно назвать комплексной
так как отсутствует единая стратегия ее решения, а результаты исследований порой противоречат
друг другу [28, с.31].







Date: 2015-05-19; view: 651; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию