Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика младенческого возраста

1. Социальная ситуация развития. Социальная ситуация развития в младенчестве состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним (Л. С. Выготский). В силу своей возрастной беспомощности ребенок оказывается максимально социальным существом. Поскольку все приспособления к действительности осуществляются младенцем при помощи взрослого, то взрослый человек является для младенца всегда «психологическим центром» всякой ситуации. Это означает, что отношение ребенка к миру является зависимой производной величиной от самих непосредственных его отношений к взрослому человеку. Отсюда понятно, почему любая потребность младенца, в чем бы эта потребность ни заключалась, постепенно в процессе развития становится для него потребностью в другом человеке, в контакте с человеком, в общении с ним (Лидия Ильинична Божович, Л. С. Выготский). Младенец стремится к особым личностным контактам с взрослым, добивается его внимания и одобрения. Дети ищут оценки взрослых их успехов в выполнении игровых, предметных действий. Положительное отношение взрослого к действиям ребенка вызывает у него радостное переживание (М. И. Лисина). Как показывают многочисленные и печальные факты развития детей первого года жизни, отсутствие любви и внимания взрослых, улыбок, взглядов, разговоров с младенцами ведет к серьезному отставанию многих сторон психики. Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребенка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. Отношение ребенка к действительности, с самого начала оказывается социальным, общественным отношением. Общаясь со старшими детьми и взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его возрастную норму. Сотрудничество с превосходящими его по опыту и знанием партнерами помогает ребенку выходить за рамки своих актуальных возможностей и выходить в «зону ближайшего развития», позволяя ему реализовывать и наращивать свой потенциал с каждой новой встречей. Действия, которыми овладевает ребенок под руководством взрослого, создают основу для психического развития. Таким образом, уже в младенческом возрасте обнаруживается общая закономерность психического развития – психические процессы и качества складываются под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения.

Итак, социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

Ведущий вид деятельности. Ведущей деятельностью в период младенчества является эмоциональное общение с взрослым. Внимание и доброжелательность взрослых вызывает у ребенка яркие радостные переживания, которые, в свою очередь, повышают жизненный тонус ребенка, стимулируют все его функции.

Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное отношение ребенка к взрослому, и оно нарастает во всем периоде младенчества. Если малыш капризничает, то взрослый, подошедший к ребенку, может поднять его настроение, и далее ребенок может опять заниматься своими погремушками, которые его перестали, было интересовать. Эмоциональное общение с взрослым проходит несколько стадий: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

Общение ради общения, в основе которого лежит обмен выражением нежности и ласки, так называемая ситуативно-личностная форма общения, длится короткое время – от 2 до 6 месяцев, но играет очень важную роль в развитии. В общении с взрослыми малыш начинает интересоваться предметами, сначала теми, которые принадлежат взрослому, а затем и другими. Возникает стремление поделиться с взрослым своими переживаниями и сопереживать ему.

В конце первого полугодия, когда ребенок осваивает манипуляции с предметами, характер общения с взрослым преобразуется. Общение ради общения уступает место общению по поводу предметов, игрушек. Наступает этап ситуативно-делового общения, которое обслуживает «деловые» интересы малыша: ребенку надо достать, выдвинуть, вложить – все это ребенок затрудняется делать без помощи взрослого и обращается к нему.

Значение «делового» сотрудничества для развития ребенка зафиксировано в исследовании В. В. Ветровой. Экспериментатор показывает ребенку привлекательную игрушку, затем отодвигает ее подальше, чтобы ребенок не мог до нее дотянуться. Ребенок пытается достать игрушку, взрослый помогает ему только в том случае, если он активно произносит название игрушки, повторяя за экспериментатором. В этих условиях между ребенком и взрослым разворачивается общение по поводу предмета. Когда ребенок решает задачу на активное называние игрушки, он овладевает новым классом задач: учится строить по образцу, задаваемому взрослым. Переориентировавшись на взрослого, ребенок отказывается от прежнего способа действия и, опираясь на поддержку старшего, осваивает новый прием, приводящий его к цели. В последующем ребенок лишь символически обозначает овладение игрушкой, коснувшись ее пальчиком, а потом просит взрослого вернуть ее на прежнее место, после чего возобновляет совместную с взрослым деятельность с предметом, включаясь в своеобразную «игру в называние». Такое сотрудничество с взрослым по поводу предмета становится контекстом для появления активной речи и создает условия для развития предметной деятельности, которая будет ведущей на следующем возрастном этапе. Совместная деятельность состоит в том, что взрослый руководит действиями ребенка; ребенок обращается к взрослому за помощью и содействием.

Наиважнейшее средство общения – экспрессивные действия (улыбка, вокализация, активные двигательные реакции). Эксперименты с младенцами 2 и 4,5 месяцев показали, что насыщенное (ласковое, доброжелательное) эмоциональное общение с взрослым приводит к мощному скачку не только в эмоциональном развитии (что само по себе ценно), но и в развитии манипулятивных действий – дети раньше овладевают хватанием, дольше и разнообразнее действуют с игрушками, быстрее овладевают более точными и регулируемыми действиями. В 4–5 месяцев общение приобретает избирательный характер: ребенок отличает своих от чужих, незнакомый человек может вызвать испуг. Большое значение в совместной деятельности ребенка и взрослого имеет способность подражать действиям взрослого. На развитии этой способности строится обучение. В 7–9 месяцев ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослого. Действие он воспроизводит не сразу, спустя несколько часов, иногда подражание возникает после многократного показа. Эти приобретения начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессов у детей.

Становление предпосылок речи. Период от рождения до одного года – доречевой, подготовительный этап развития речи. Формируются речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание. Можно выделить развитие понимания чужой речи и развитие произносительной стороны речи. Нарастающая потребность в общении с взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в развитии понимания речи другого человека, а затем и в овладении речью.

Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов: 1) крик, 2) гуканье, 3) гуление, 4) лепет. Основная голосовая реакция новорожденного – крик (плач) как выражение отрицательных эмоций. Начиная с 8-й недели, происходит дифференциация видов плача. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван (голод, боль в животе, ограничение движений или прекращение общения) и чего хочет добиться ребенок, о чем и догадывается его мать. В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования, гукание. В 3 месяца в речевом развитии наибольшее значение имеет экспрессивная сторона общения. От 4 до 6 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки, сочетания губных, язычных и гласных звуков («бааа», «лаа», «тааа», «мааа» и др.) – это истинное, или певучее гуление. Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание. В 4 месяца ребенок может подражать ритмам. В 6–7 месяцев появляется лепет – повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого, когда ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к нему и к самому себе. Лепетом сопровождается все время бодрствования ребенка.

Звуковые переклички взрослого и ребенка складываются в рамках комплекса оживления. Если наблюдается задержка голосовых проявлений, нужно постараться помочь, стимулировать их появление «уроками звукоподражания». Взрослый, ласково, эмоционально насыщенно обращаясь к ребенку, предлагает ему в качестве образца звуки, начиная с тех, которые уже имеются в спонтанном репертуаре младенца; при этом малыш должен видеть лицо, рот, движения губ. В 7–8 месяцев ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослого. Воспроизводит их не сразу, а спустя некоторое время. Потребность в общении приводит к подражанию звукам речи, через которое происходит усвоение языка. Подражание – одна из ярких потребностей и способностей ребенка. Эта способность открывает возможность обучения.

Понимание речи первоначально возникает на основе зрительного восприятия («где находится то-то»). Названный предмет тут же показывают. К концу младенчества возникает связь между названием предмета и самим предметом, выражается в поиске и нахождении предмета. В младенчестве интонация вопроса определяет понимание речи. К 9-месяцам в условиях общения с взрослым наступает расцвет лепета, обогащение его новыми звуками и интонациями, воспроизведением мелодической стороны знакомых фраз, приветствий, восклицаний.

Общение с взрослым оснащается новыми средствами. Складывается так называемая «автономная речь» («тарабарщина»). Ребенок начинает использовать устойчивые звукосочетания, интонационно-выразительные и по смыслу равные предложению, понять значение которых, можно только ориентируясь на наличную ситуацию в целом. Малыш произносит: «Дай! Дай!», и, учитывая его мимику, взгляд, направление ручек, мать «прочитывает» требование ребенка. Это может быть: «Хочу скорее получить мою любимую кружку с соком» или же «Возьми меня на ручки». Достижения в самостоятельном произношении к концу первого года – от 5-6 до 10-30 лепетных слов. Другая сторона развития речи – пассивное владение словом, понимание обращенной к нему речи. Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Если в первые месяцы жизни речь взрослого воспринимается ребенком как передача эмоционального состояния, то во втором полугодии складываются условия для ситуационного понимания обращенной к нему речи. В 9 месяцев, ребенок демонстрирует свое понимание словесных инструкций, н-р: обхватывает руками шею на предложение «Обними маму», отыскивает глазами настенные часы на вопрос «Где часики, тик-так? Ответ (в виде поиска глазами названного предмета, выполнения просьбы-инструкции) – первоначальная форма понимания речи. К концу первого года ребенок понимает и выполняет 5-10 обращений типа: «Дай ручку», «Принеси мяч». Речевое общение со звуконосящими предметами (телевизором, радио, магнитофоном) в отсутствии взрослого не способствует развитию речи ребенка. Известно, что, если родители оставляют малыша регулярно одного, и чтобы он не скучал, включают радио, ребенок может вообще перестать воспринимать звуки, и даже потерять слух, защищая себя тем самым от непонятного ему шума, не умея анализировать громкие и ненужные еще звуки. Следовательно, восприятие ребенком речи необходимо специальным образом организовывать. Например, слушать вместе с малышом в течение 5–10 минут детскую сказку. При совместном прослушивании сосредоточенность взросло передается ребенку, он учится наблюдать за тем, как слушает взрослый, и затем учится слушать сам.

Развитие манипулятивных действий и движений. Принципиальное отличие ребенка от детеныша животного заключается в том, что у ребенка к моменту рождения не сформирована двигательная сфера, анализаторы не способны выполнять свою функцию. Однако с первых недель жизни обнаруживается бурное развитие сенсорного аппарата при значительном отставании развития движений. Развитие сенсорного аппарата происходит неравномерно. Бурное развитие слухового и зрительного анализаторов обуславливается ориентировочным рефлексом. Сосредоточение взгляда на ярком предмете появляется раньше, чем движение к этому предмету. Развитие сенсорного аппарата с самого рождения включено во взаимодействие ребенка с взрослым. (Взаимодействие ребенка с взрослым=>развитие сенсорного аппарата). Взрослый склоняется над ребенком, подносит предметы, вызывая реакцию взгляда, слежение за предметом. Сенсорные системы становятся относительно управляемыми, в то время как движения хаотичны и беспорядочны. Большое значение для последующего развития ребенка имеет акт хватания. Это новый важный этап нервно-психического развития зрительно-двигательной координации (глаз – рука), которая завершается хватанием с последующим удерживанием предмета. Зрительно-двигательные действия, лежащие в основе хватания, связаны с «комплексом оживления». Во время реакции оживления ребенок совершает многочисленные беспорядочные движения руками. При этом он случайно наталкивается на предметы, находящиеся поблизости от него, и захватывает их. Это первый зачаток настоящей реакции хватания (А.В.Запорожец). Развитие акта хватания проходит длительный путь. В 2–2.5 мес. У ребенка впервые возникают реакции, подготавливающие схватывание. Они состоят в движениях ощупывания. Первое, что начинает ощупывать ребенок – собственные руки. Позднее, он начинает их рассматривать. При этом долго удерживает в положении, удобном для рассматривания. Когда ребенок начинает тянуться к предмету, дотронувшись до него, он ощупывает предмет под контролем зрения, фиксируя при этом попеременно то предмет, свою руку. Подготовительный период заканчивается появлением реакции захватывания предмета после его рассмотрения и ощупывания. Но это еще не акт хватания, поскольку ребенок еще не придает рукам специфического положения, обеспечивающего акт хватания. И лишь в 4–5 мес. появляется настоящая реакция хватания. Развитие движений рук чрезвычайно важно для общего психического развития ребенка, поскольку позволяет ему перейти от чисто созерцательного, зрительного восприятия мира к активному, действенному и потому более полному и точному его познанию.

Исследования Абрамович показали, что в возрасте с 4–7 месяцев, увидев предмет, ребенок сразу протягивает ему руку. Захватывание предмета сопровождается «обследованием»: рассматриванием, ощупыванием, облизыванием его. На первых порах акт захватывания обеспечивает взрослый. Он подносит ребенку предмет, вызывая сосредоточение, затем удаляет его, в результате чего побуждает ребенка тянуться к предмету, что приводит к формированию ориентировки в пространстве.

После формирования акта хватания развитие движений переходит в новую фазу. У ребенка начинают формироваться разнообразные повторные движения (много раз ударяет висящий над ним предмет, ударяет погремушкой о другую погремушку, перекладывает их из одной руки в другую). П.Л. Фигурин и М.П. Денисова указывают, что одновременно с повторными движениями появляются цепные движения (выполнение действия одно за другим). Манипулирование предметами и одновременное их рассматривание являются основным действиями в младенческом возрасте. Как указывала Р.Я.Абрамович, манипулирование ребенка предметами – есть результат педагогического воздействия взрослого на ребенка. Отсутствие общения ребенка с взрослым приводит к тому, что ребенок бездействует: сосет пальцы или раскачивается туловищем (тупиковые движения). Манипулирование предметами развивает у ребенка ориентировочно-исследовательскую активность, в результате чего у ребенка формируется некоторое представление о свойстве предмета. В этом возрасте у ребенка появляется особый интерес к новым предметам. Проблему новизны объекта в младенчестве исследовали М.П. Денисова и Я.Л. Фигурин. Ребенку предлагали знакомый предмет и НОВЫЙ. Было обнаружено, что ребенок сосредотачивается и захватывает новый, оставаясь равнодушным к старому, знакомому объекту. Если же ребенку предлагался только старый объект, он не обращал на него внимания. Авторы пришли к выводу, что уже на пятом месяце жизни ребенок испытывает потребность в разнообразии впечатлений. Но как указывала Г.Л. Розенгарт-Пупко. прежде чем манипулировать с новым предметом, ребенок подолгу его рассматривает. Таким образом, ученые пришли к выводу, что цепные и повторные действия с предметом (похлопывание по предмету и т.д.) ничто иное, как извлечение из него возможности новизны, аналогично тому, как ребенок подолгу рассматривает предмет в разных положениях, прежде чем приступить к манипулированию с ним.

Вывод: В первом полугодии манипулятивные действия с предметами обуславливаются: 1) возможностью сосредотачиваться на предмете, следить, ощупывать, прислушиваться, т.д. 2) В связи с формированием активных хватательных движений ориентировочно – исследовательская активность ребенка переходит в новую форму. Во втором полугодии развивается ориентировка на новое. Ориентировка – это уже есть форма поведения, а не реакция. 3) Действия ребенка первого года жизни побуждаются новизной предметов. Исчерпывается возможность новизны – прекращается действие с предметом.

Кроме тупиковых действий, есть прогрессивные действия, которые стимулируют как физическое, так и психическое развитие ребенка (основные движения и хватание).

Основные движения: 2-3 мес. – держание головы, укрепляется шейный изгиб позвоночника, формируются мышцы, расширяется круг предметов, которые ребенок может видеть по новому. Обучение: кладем на животик. 3-4 мес. – переворачивание со спины на живот. Обучение: скрещивание ножек. Одного оставлять на кроватке нельзя. 6 мес. – ребенок начинает сидеть и ползать. Это зависит от бучения и развития ребенка, если взрослый закрепляет безусловный рефлекс отталкивания, то у ребенка быстро формируется условный рефлекс – ползание. Обучение: кладем игрушку перед ребенком, он старается достать ее и начинает ползти. Сидеть ребенка обучать нельзя специально. Учится этому сам, спонтанно и случайно. 7-8 мес. – стоит, держась за опору. К 1 году – появляется ходьба.

Развитие психических процессов. Познавательные процессы. В первой половине первого года происходит активное формирование сенсорных систем. Развитие сенсорных аппаратов с самого начала включено во взаимодействие ребенка с ухаживающим за ним взрослым и происходит в процессе обучения. Взрослый наклоняется над ребенком, отходит и приближает и отдаляет свое лицо, отходит и приближается, подносит ребенку ярко окрашенный предмет и тем самым вызывает фиксацию взора ребенка на лице взрослого или игрушке, конвергенцию глаз и слежение. В возрасте от 2,5 до 6 месяцев у детей уже развивается довольно сложная система познавательных реакций, сопровождающихся положительным эмоциональным проявлением. Познавательная деятельность скачкообразно усложняется от месяца к месяцу. Большое значение для последующего развития имеют ощупывающие движения руки. В процессе этих ощупывающих движений происходит оформление специфической тактильной чувствительности и превращение ладонной поверхности руки ребенка в упорядочно работающий рецепторный аппарат. Развитие зрительно-двигательных координации (глаз – рука) завершается актом хватания с последующим удерживанием предметов. В процессе формируются связи между изображением предмета на сетчатке глаза и его действительной величиной, формой и удаленностью. Огромную роль для психического и личностного развития имеют тактильные ощущения. Язык тактильных контактов является самым доступным. По мере развития слуховых и зрительных ощущений речевое общение с взрослым становится все более привлекательным, и ребенок начинает отдавать предпочтение не тем, кто его кормит и за ним ухаживает, а тем, кто с ним общается. Взрослый может гораздо дольше удерживать внимание ребенка системой воздействий, дающей все новые и новые впечатления.

Речевое развитие. Как мы уже говорили, нарастающая потребность в общении с взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в развитии понимания речи другого человека, а затем и в овладении речью. В 3 месяца в речевом развитии наибольшее значение имеет экспрессивная сторона общения. После 3 месяцев появляется гуление. Ребенок прислушивается, подражает звукам. В 4 месяца ребенок может подражать ритмам. После 6 месяцев появляется лепет, которым сопровождается все время бодрствования ребенка. В 7–8 месяцев ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослого. Воспроизводит их не сразу, а спустя некоторое время. К одному году младенец произносит от 4 до 15 слов. Пассивный багаж значительно богаче. Усвоение речи постепенно приобретает активный характер.

Развитие манипулятивных действий. Манипуляции с предметом также развиваются. Сначала манипуляции направлены на предмет, к концу младенчества появляется направленность на результат. Действия с предметами приводят к тому, что появляются особые ориентировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства. Этому способствует обстоятельство, что ребенок уже овладел многими движениями, позволяющими ему активно передвигаться (ползание, попытки ходьбы).

Уровень развития манипулирования у детей первого года жизни зависит от ухода за детьми: при отсутствии педагогической работы родителей с детьми развитие движений задерживается. Организация специальной педагогической ситуации требует знания о том, какие игрушки, как и когда вводить в обращение с ребенком. Вывод на этот счет можно сделать на основании следующего исследования (Р.А.Абрамович): 1. Слишком знакомые предметы, несмотря на яркость и четкость форм, вызывают отрицательное отношение к себе со стороны ребенка; 2. Сложный по форме предмет, совершенно незнакомый ребенку, не вызывает сосредоточения и не замечается ребенком; 3. Незнакомые предметы могут привлекать внимание ребенка только в том случае, если они появляются вместе с близким взрослым, который будет манипулировать предметом перед ребенком, сопровождая свои действия речью; 4. Полузнакомый предмет больше всего привлекает внимание ребенка, тогда как слишком знакомый не привлекает; 5. Совершенно незнакомый и неясный предмет совсем не привлекает ребенка.

Предпосылки формирования личности. Кризис одного года. Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года. Кризисный период новорожденности заканчивается, и начинается период стабильного развития – младенчество.

Формирование «Я–концепции» у ребенка на самом раннем этапе его развития происходит под влиянием общения с взрослыми: первые два месяца жизни у ребенка нет грани между собой и миром. Затем появляется осознание своего тела (в 3–8 месяцев); подражание окружающим людям и изучение норм поведения начинается с 6 месяцев; внешний «Я–образ» (узнавание себя в зеркале, на фотографии) формируется с 8 месяцев. Под влиянием общения начинает складываться представление младенца о себе, отношение к себе, образ себя, основы саморегуляции, способность принимать себя в расчет, т.е. закладываются основы самосознания ребенка. Первое, что узнает ребенок о себе, вступая в общение с взрослым, – это самое общее и важное для него: нужен он или не нужен, любят его или нет. На основе этого первого опыта у малыша формируется первичное доверие к миру. Адекватное эмоциональное общение, включающее и физический контакт с матерью, и обмен положительными эмоциями, и «беби-ток», – все это формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь ребенка и даже его взрослость. Любовное, бережное отношение взрослого к малышу находит отражение в глобальной положительной самооценке ребенка, которая формируется, начиная с первых месяцев жизни, и составляет фундамент образа самого себя. Кроме общей самооценки, общего положительного отношения к себе, в первом полугодии начинает складываться представление ребенка о себе. Действуя в общении как активный равноправный партнер, ребенок переживает свое собственное «я» и «я» другого человека как разное. Уже в первом полугодии жизни младенец обнаруживает способность различать отношение взрослого к своим действиям и отношение к себе в целом как к личности.

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Поведенческим симптомом наступления кризиса одного года Выготский считал появление особых аффективных состояний, протекающих по типу эмоционального взрыва. Ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, заливается слезами, бросается на пол. Ребенок обнаруживает собственное желание, становится его субъектом; появляется Я–желающий. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы, потому что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом нельзя, но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

Кроме того, кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. При этом наблюдаются различные нарушения: нарушение биоритма (например, соотношения сна – бодрствования); нарушение удовлетворения витальных потребностей (чувства голода); эмоциональные аномалии (плаксивость, обидчивость).

Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае.

Понимающие родители стараются направить активность стремящегося к независимости ребенка в нужное русло. Забота о максимальной безопасности малыша не должна привести к бесконечным ограничениям и слову нельзя. Пространство дома должно быть четко разделено на разрешенное и запрещенное. Когда это возможно, запреты нужно заменить более гибким поведением: провести ревизию дома на предмет его доброжелательности к ребенку; быть готовым предложить выбор, привлекательную замену опасному предмету; научить малыша правильно обращаться с вещами.

Итак, в младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению с взрослыми; первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение с взрослым; второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с "кризисом первого года", свидетельствующим о формировании личности ребенка.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Что объединяло поэтов-романтиков? В чём их взгляды на задачу поэзии различались? Назовите течения в русском романтизме | Строки, написанные на расстоянии нескольких миль От тинтернского аббатства

Date: 2015-05-19; view: 1755; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию