Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика временных периодов
Наименование
временного
промежутка
| Общая характеристика
| Перечень деятелей
| Основные идеи
| Первобытное время
(до V – III вв до н.э. \ 20-30 тыс. лет назад)
| Период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.
|
| Первобытные представления о психикевозникли в первобытных религиях и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя, как части окружающего мира, созданного богами.
| Античность
VIII в. до н. э. -III н. э.
(799 г. до н. э. – 300 г. н.э.)
| Античностьознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение
многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности.
| Платон,
Аристотель, Гиппократ,
Демокрит
Фалес
Гален
Парменид
Эмпедокл
Пифагор
Сократ
Эпикур
Гален
Лукреций Карр
Зенон
Цицерон
Клавдий Гален
Анаксимандр
| В трудах древнегреческих мыслителей, направленных на объяснение генезиса и структуры души, можно обнаружить три основных направления.
Первое направлениеобъясняло психику, исходя из законов движения и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы, из осмысления произвольности жизни души от физического
мира и их внутреннего родства. Второе направление,созданное Аристотелем,
ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не
обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную (по мнению как материалистов, так и идеалистов) покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем. Третье направлениеставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно от
понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от
пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно
воспринимаемых телом. Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческой природе. Античные мудрецы и испытатели подняли на невиданную дотоле высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов.
Формирование двух направлений – материализма и идеализма — в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении,
аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).
Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души
| Средневековье
III – XIV века
(301 г. – 1400г.)
| Период Средневековья начинается с падения в V в. Римской империи и утверждения христианства, культивировавшего неприятие всякого знания, основанного на
опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания природы и предназначения человека. Естественнонаучное исследование природы приостановилось, наука была поставлена на служение Церкви. Окончанием этого «мертвого» для психологии периода считается XV в., когда произошло возрождение искусства, светской науки, открытие Америки. В области техники наблюдался большой прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, книгопечатание. В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII — не более 15, в XIV — менее 25 (для сравнения: сегодня их сотни тысяч).
Также в это время появились выборно –представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.).
| Аврелий Августин
Фома Аквинский
Бэкон Роджер
Окам Уильям
Пьер Абеляр
Ибн Сина (Авиценна)
Ибн аль-Хайсам (Альгазен)
Ибн Рушд
| Средневековая философия была тесно связана с христианской религией, и это позволяло развиваться лишь тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно отражали и разделяли религиозные и светские позиции
христианства. Основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами
христианства и носили отпечаток догматов христианской религии. Развитие психологии в этот период было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна
была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входила бы в противоречие с официальной
наукой « богословием. В связи с этим представления о душе в психологии носили этико-религиозный характер
в течение всего средневекового периода. После начального этапа развития психология начала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который ей может быть отдан богословием. Это привело частично к пересмотру предмета психологии – в содержании души была выделена
особая категория, подлежащая научному исследованию. В XII-XIII вв. в психологии возникло направление деизма, которое утверждало, что существуют две души – духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для
научного изучения.
| Эпоха Возрождения \ Ренессанс
XV – XVI века
(1401г. – 1600г.)
| Эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
| Леонардо да Винчи
Хуан Луис Вивес
Хуан Уарте
Гоклениус
Фрэнсис Бэкон
Пьетро Помпонацци
Бернардино Телезио
| Ученые эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей, очищение античной
картины мира от «средневековых варваров». Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, в частности, к его пониманию души в трактате «О душе», и здесь начинаются споры и разногласия. Коренное различие касалось
вопроса о бессмертии души - главного вопроса в церковном вероучении. Первая группа (аверроисты) разделял разум (ум) и душу и считал разум, как высшую часть
души, бессмертным, а вторая группа (александристы) настаивала на целостности аристотелевского учения
и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом. Активно идеи эпохи Возрождения
развивались в Италии и Испании.
| Новое время
XVII – нач. XIX века
(1601г. -1850г.)
| В европейской науке XVII века происходят существенные
изменения, обусловленные прежде всего разрушением феодальных устоев и появлением исследователей, которые в своих трудах стремились рассматривать психические феномены с позиций естественно-научного подхода. Окончание Средневековья ознаменовалось ростом значения централизованного государственного управления. Яркими примерами этого роста служат завершение феодальных междоусобиц — таких как Война Алой и Белой Розы в Англии, объединение регионов — Арагон и Кастилия в Испании. Одним из самых важных изменений было расширение известной тогдашним европейцам ойкумены. За очень короткий период (конец XV век — начало XVI века) европейские мореплаватели обогнули Африку, проложили морской путь в Индию, открыли новый континент — Америку и совершили кругосветное плавание. Не только представления европейцев о Земле претерпели значительные изменения, но и место самой Земли во Вселенной подверглось пересмотру — ещё более радикальному. В 1543 году из-под печатного станка вышла книга Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», в которой провозглашался отказ от господствовавшей в течение почти полутора тысяч лет геоцентрической системы Птолемея. Интересно, что, начиная свою астрономическую работу, Коперник отнюдь не собирался создавать нечто принципиально новое. Как и его средневековые предшественники, он считал своей задачей уточнение данных из «Альмагеста», главного труда Птолемея, не затрагивая при этом основ. Хотя расхождения между данными из «Альмагеста» и результатами наблюдений были известны и до него, только у Коперника хватило смелости отказаться от инерции мышления и заниматься не «корректировкой» труда древнего астронома, а предложить нечто принципиально новое.
Основные события:
Вестфальский мир
Английская революция
Война за независимость США
Французская революция
Русско-турецкая война 1787-1792
Русско-шведская война 1788—1790
Наполеоновские войны
Греческая революция
Восстание декабристов
Русско-турецкая война 1828—1829 годов
Июльская революция 1830 г.
Первая Опиумная война
Революции 1848—1849 годов
Вторая Опиумная война
Гражданская война в США
Первая Мировая Война
| Рене Декарт
Паскаль Блез
Бенедикт Спиноза
Готфрид Лейбниц
Джордж Беркли
Дэвид Гартли
Дэвид Юм
Жюльен Ламетри
Жан Жак Руссо
Дени Дидро
Кондильяк Э. Бонно
Клод Гельвеций
Пьер Кабанис
Франц Й. Гальц
Стенли Холл
| XVII век стал эпохой коренных изменений в социальной жизни Западной Европы, веком научной революции и торжества нового мировоззрения. Его провозвестником был Галилео Галилей (1564-1642), учивший, что природа есть система движущихся тел, не обладающих никакими свойствами, кроме геометрических и механических. Все, что происходит в мире, следует объяснять только этими материальными свойствами, только законами механики.
Выделение со знания в качестве предмета исследования и.формирование теоретических основ психологии. Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистской психологии; возникновение психофизической и психофизиологической проблем; понятие о бессознательной психике
| Новейшее время
сер. XIX – по настоящее время
(1851 - …)
| 1813—1907 — «Большая игра» — империалистическое противостояние между Британской империей и Российской империей за господство в Центральной Азии.
Марксизм и социал-демократия
Анархизм
Опиумные войны
Государство тайпинов в Китае
1861 — Отмена крепостного права в России.
Гражданская война в США.
1867 — продажа Аляски
Рисорджименто.
Создание первой электростанции.
Мировой экономический кризис 1873 г. Турция объявила войну России
Начало Крымской войны
"Золотая лихорадка" в Колорадо
В США образована конфедерация Южных Штатов
Манифест об отмене крепостного права в России
Начало гражданской войны в США
Гарибальди со своим отрядом пытался захватить Папскую область, но был разбит и попал в плен
Основан I Интернационал
Союз трех императоров Германии, Австро-Венгрии и России
Россия объявила войну Турции
Массовая высылка 26 000 поляков из германской части Польши
В результате русско - афганского конфликта соглашение между Россией и Великобританией о границах между Афганистаном и Россией
Договор России с Германией о нейтралитете
Создание II Интернационала. Первый конгресс в Париже
Первые современные Олимпийские игры в Греции
Договор между Россией и Японией по корейскому вопросу
Мирным договором в Париже завершилась испано-американская война. Испания потеряла свои колониальные владения в бассейне Карибского моря и в Тихом океане (Куба, Пуэрто-Рико, Гуам, Филиппины)
Конференция стран по ограничению вооружения
| Поль Брока
Пьер Флуранс
Густав Фехнер
Генрих Э. Вебер
Роберт Ч. Дарвин
Герман Гельмгольц
Герман Эббингауз
Освальд Кюльпе
Фрэнсис Гальтон
Альфред Бине
Зигмунд Фрэйд
Эрнст Мах
Макс Вертгеймер
Вольганг Келер
Курт Левин
Фриц Перлз
Уильям Джемс
Эдвард Титченер
Бролес Д. Уотсон
Эдвард Торндайк
Фрэддерик Б. Скиннер
Альфред Адлер
Густав Карл Юнг
Отто Ранк
Стэк Г. Салливан
Анна Фрэйд
Вильгельм Райх
Эрих Фромм
Франц Брентано
Гордон Олпорт
Карл Роджерс
Абрахам Маслоу
| Экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; формирование психофизики; формирование психометрии; теории ощущений и восприятия. Проникновение экспериментальных методов в психологию; формирование теоретических программ психологии; возникновение прикладных исследований в психологии; возникновение новых областей психологии
| Представления о психике в отечественной истории
Развитие отечественной психологии
| до XVII века (до 1600 г)
| Возникновение и расселение восточных славян
образование Киевского государства
Появление государства у восточных славян.
Принятие христианства.
Зарождение феодальных отношений.
Усобицы.
Феодальная раздробленность.
Татаро – монгольское нашествие.
Вторжение крестоносцев.
Объединение русских земель.
Перемещение церковного центра в Москву.
Освобождение Руси от вассальной зависимости от Золотой Орды.
Образование единого государства России
Cоциально-экономический и политический кризис России XVI - XVII
Смута
Начало правления Романовых
Усиление централизации валсти
Соловецкое восстание
«Бунташный век»
Присоединение сибири
| Сятослав
Рюрик
Вещий Олег
Ольга
Владимир Кр. Солнышко
Ярослав Мудрый
Владимир Монамах
Юрий Долгорукий
Александр Невский
Иван III
Иван Грозный
Борис Годунов
Ярмак
Романов Ф.А.
Илларион Киевский
Климент Смолятич
Максим Грека
Юрий Крижанич
Галич А.И.
Илларион Киевский
Климент Смолятич
| На руси язычество
В 11 веке Илларион Киевкий провел в своем труде «Слово о законе и благодати» анализ ветхого завета и нового завета. Состоит из трех частей, в которых дается характеристика философских, общественно-политических идей. Основная проблема: взаимодействие личности и органов власти; патриотизм; значение принятия христианства на Руси; взаимоотношение церковной и светской власти; о познании. Климент Смолятич обосновывал в своих сочинениях "полезность" философии, необходимой для понимания внутреннего смысла Священного Писания. В Послании Фоме Климент утверждал: "Христос сказал святым ученикам и апостолам: „Вам дано знать тайны царствия, а для прочих — притчи“. Не в том ли моя философия…, что описанные у евангелиста чудеса Христовы хочу разуметь иносказательно и духовно?". В своих сочинениях он постоянно обращается к поучениям Григория Богослова, крупнейшего представителя каппадокийской, высоко интеллектуальной традиции. Продолжил он и традицию, идущую от митрополита Илариона: противопоставлял ветхозаветной религии "закона" христианство как религию "благодати" и связывал с христианством принципиально новую эпоху всемирной истории. Климент Смолятич особо подчеркивал исключительную роль человека, наделенного свободой воли и являющегося своего рода центром тварного мира, связующим звеном между ним и Богом. Не имея возможности постичь божественную "премудрость", человек, однако, не лишен способности к богопознанию. Постигая мир как разумно организованное Божье творение, человек тем самым как бы приближается к Творцу. "И если Бог о бессловесных заботится и все делает так, то ради нас, созданных по образу и подобию Божию, какого чуда не совершит…", — писал митрополит. Климента по праву считают одним из основоположников "нестяжательства" в православном богословии. Он доказывал, что подлинная духовная свобода предполагает отречение от имущественного бремени. В Поучении… прославлял трудовую аскезу монастырских подвижников, посвящающих свои труды не только собственному спасению, но и спасению всех, кто остается в миру.
| XVII – XIX века (1601 – 1900)
| Начало правления Петра I
Эпоха Петра Великого.
Северная война и внутренние преобразования.
Реформы.
Эпоха дворцовых переворотов
Золотой век Екатерины II
| Ломоносов М.В. Сковорода Г.С. Козельский Я.П. Новиков Н.И. Радищев А.И. Загорский А.П. Мухин Е.О. Мудров М.Я. ФиломафитскийА.М. Сеченов И.М.. Чернышевский Н.Г. Бехтерев В.М. Добронравов Герцен
| В качестве источника познания Ломоносовым рассматрива «простые идеи», которые возникают при при контактах органов чувств с природными телами. Характеризуя сущность ощущений, М. В. Ломоносов предлагал рассматривать их как результат воздействия предметов внешнего мира. Акцентируя внимание на роли мозга в различении раздражений, М. В. Ломоносов считал объективно существующими и первичные, и вторичные качества ощущений. учение о трех «мирах», в со-
ответствии с которым человек существует как микрокосм, его окружают макрокосм (Вселенная) и «символическая ре-
альность». «Символическая реальность» объединяет большой (макрокосм) и малый (микрокосм) миры. основной проблемой человеческого существования является обнаружение «Бога» (невидимой натуры) через «тварь» (сотворённую, видимую). По мнению А. Н. Радищева, мозг человека является материальным органом мысли. Душу он понимал как материальную субстанцию, проявлениями которой являются жизнь, чувственность и мысль.
Занимаясь изучением проблемы развития психики, сравнивая особенности психики человека и животных, А. Н. Радищев
пришёл к выводу, что отличие человека от животного состоит в высоком развитии мозга, прямохождении, специфическом
устройстве руки и в обладании речью. Язык и речь играют важную роль в формировании индивидуального сознания. А. Н. Радищев полагал, что исторический процесс – это
движение по спирали, когда эпохи «заблуждения» и «рабства» сменяются эпохами «истины» и «вольности», а люди являются движущей силой исторического процесса.
| XIX – XX
до революции
(1801 – 1917)
| Отечественная война 1812года
Восстание декабристов
Кавказская война
Крымская война
Отмена крепостного права
Реформы Александра II
Русско – турецкая война 1877 – 1878
Промышленный подъем
Подъем культуры в стране при Николае II
Русско – японская война
Портмунский мирный договор
Первая мировая война.
| Ухтомский А.А. Троицкий М.А. Владиславлев М.И. Введенский А.И. Ланге Н.Н.
Россолимо Г.И. Челпанов Г.И. Лазурский А.Ф. Сеченов Ушинский
| Развитие советской психологии в области теории.
Эксперимент Сеченова: открытие рефлекса.
Интерес к естествознанию - Павлов - сущность физиологических основ психической деятельности.
Блонский - научная психология должна опираться на марксизм.
Поведение - производное общественных отношений.
| Советский период
20-30 годы
| Образование СССР
НЭП
Индустриализация
Коллективизация
Репрессии (система ГУЛАГа)
| С. Л. Франк,
Н. А. Бердяев,
Л. П. Карсавин,
Н. О. Лосский,
А. И. Угримов,
Л. М. Лопатин,
И. А. Ильин,
П. А. Сорокин
И. Н. Шпильрейн,
С. Г. Геллерштейн,
А. М. Мандрыка,
М. Ю.Сыркин,
А. И. Розенблюм
А.П. Нечаев
Сикорский И.А. Залкинд А.Б.
Выготский Л.С. Блонский П.П. Залужный А.Н.
| Создание теоретических основ психологии на основах марксистской философии: теории установки, культурно-исторической теории, теории деятельности и др.; развитие прикладных областей в отечественной психологии — психотехники и педологии; развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов. Развитие советской психологии в области теории, в частности психотехники.
| Годы Великой Отечественной войны
(1941-1945гг)
| война Союза Советских Социалистических Республик против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Хорватии, Испании); решающая часть Второй мировой войны.
Наиболее крупные сражения Великой Отечественной войны: Оборона Заполярья, Московская битва, Блокада Ленинграда, Ржевская битва, Сталинградская битва, Битва за Кавказ
Курская битва, Битва за Правобережную Украину, Белорусская операция
Прибалтийская операция, Будапештская операция, Висло-Одерская операция
Восточно-Прусская операция,Битва за Берлин. Согласно уточнённым данным (2001 г.), потери были следующими:
Людские потери СССР — 6,8 млн военнослужащих „убитыми, умершими от ран, в плену, от болезней, несчастных случаев, казнённых по приговорам трибуналов“ и 4,4 млн попавшими в плен и пропавшими без вести[40]. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население) — 26,6 млн человек. Людские потери Германии — 4,047 млн военнослужащих погибшими и умершими (в том числе 3,605 млн погибших, умерших от ран и пропавших без вести на фронте; 442 тыс. умерших в плену), ещё 2,91 млн вернулись из плена после войны. Людские потери стран-союзниц Германии — 806 тыс. военнослужащих погибшими (включая 137,8 тыс. погибшими в плену), ещё 662,2 тыс. вернулись из плена после войны. Безвозвратные потери армий СССР и Германии с сателлитами (включая военнопленных) — 11,5 млн и 8,6 млн чел. соответственно. Соотношение безвозвратных потерь армий Германии с сателлитами и СССР составляет: 1:1,3.
| М. В. Гамезо,
П. И. Зинченко,
А. Г. Ковалёв,
Н. И. Крылов,
Е. С. Кузьмин,
Г. Д. Луков
А. В. Петровский,
К. К. Платонов,
Е. Н. Соколов,
Б. С. Смирнов,
Д. Б. Эльконин
А. А. Бодалев,
Л. М. Веккер,
А. Ц. Пуни,
Г. С. Рогинский,
С. Л. Рубинштейн
Г. Г. Голубевым,
Е. В. Гурьяновым,
Л. М. Шварц
Уадзе Д.А.
Мясищев В.Н.
Теплов Б.М.
Леонтьв А.Н.
Лурия А.Р.
Ананьев Б.Г.
Г.Д. Луков
П.И. Зинченко
Занков Л.В.
Абульханова-Славская К.А.
А.В. Запорожец
П.Я. Гальперин
Эльконин Д.Б.
Довыдов В.В.
Лисина М.И.
Платонов К.К.
Ломов Б.Ф.
Веракс Н.Е.
| 1. Исследования и практические разработки по восстановлению боеспособности раненых, 2. Анализ социально-психологических и личностных качеств бойцов и командиров,
3. Общепсихологические и психолого-педагогические проблемы в структуре научных исследований в годы в Основная цель усилий психологов по возвращению раненых бойцов в ряды Красной Армии или к трудовой деятельности в значительной мере состояла в восстановлении утраченных или нарушенных психических функций в результате поражения мозга и периферической нервной системы как следствия военных травм.. Определяя роль и задачи психологов в клинической работе по восстановлению нарушенных функций, А.Р. Лурия выделил следующие взаимосвязанные исследовательские задачи: установление влияния поражения того или иного участка мозга на структуру психических процессов; выявление факторов, определяющих нарушение отдельных психических функций; системное описание проявлений различных нарушений мозга.
| Вторая половина XX – началоXXI вв.
| «Хрущевкася Оттепель»
На XX съезде КПСС (1956) Н. С. Хрущёв выступил с критикой культа личности И. В. Сталина. Началась реабилитация жертв репрессий, больше внимания стало уделяться повышению уровня жизни народа, развитию сельского хозяйства, жилищного строительства, лёгкой промышленности. В то же время, изобличение «культа личности» привело к уменьшению численности коммунистических партий во всём мире[источник не указан 231 день] и падению авторитета СССР. Политическая обстановка внутри страны стала более мягкой. Многие представители интеллигенции восприняли доклад Хрущёва как призыв к гласности; появился самиздат, которому позволялось только изобличать «культ личности», критика КПСС и существующего строя по-прежнему запрещалась. Концентрация научных и производственных сил, материальных средств на отдельных направлениях науки и техники позволила осуществить значительные достижения: создана первая в мире атомная электростанция (1954), запущен первый искусственный спутник Земли (1957), первый пилотируемый космический корабль с лётчиком-космонавтом (1961) и др. Во внешней политике этого периода СССР поддерживал выгодные с точки зрения интересов страны политические режимы в разных странах. В 1956 году войска СССР участвовали в подавлении восстания в Венгрии. В 1962 году разногласия между СССР и США едва не привели к ядерной войне (см. Карибский кризис). В 1960 начался дипломатический конфликт с Китаем, расколовший мировое коммунистическое движение
«Эпоха Застоя»
Период 1970-х—1980-х годов в источниках того времени именовался эпохой развитого социализма.
Благодаря некоторой либерализации появилось диссидентское движение, стали известными такие имена, как Андрей Сахаров и Александр Солженицын. Идеи диссидентов не находили поддержки большинства населения СССР. C 1965 года СССР оказывал военную помощь Северному Вьетнаму в борьбе с США и Южным Вьетнамом, которая продолжалась до 1973 года и закончилась выводом американских войск и объединением Вьетнама (см. Война во Вьетнаме). В 1968 году армия СССР вошла в Чехословакию с целью подавления тенденции политических реформ (см. Пражская весна). В 1979 году СССР ввёл ограниченный воинский контингент в ДРА по просьбе афганского правительства (см. Афганская война (1979—1989)), что привело к окончанию разрядки и возобновлению холодной войны. В 1989 году советские войска были выведены со всех контролируемых территорий.
Политика перестройки (реформирование политическо – экономической системы)
Углубление кризиса
Окончание войны в Афганистане
«Августовский путч»
Распад СССР (Беловежское соглашение)
Разгон Верховного Совета РФ
Принятие конституции
Приватизация в России
Война в Чечне
Дефолт 1998 года
Начиная с 1999 экономический рост.
Нацпроекты,
Война в Южной Осетии (2008) Финансовый кризис 2008–2009 годов
| Поиски новых теоретических подходов в современной зарубежной и советской психологии. Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивна я психология, марксистски-ориентированные теории. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др. С 80-х годов начался процесс перестройки советской психологической науки, ее интеграции в мировое психологическое знание. С одной стороны, этот процесс характеризуется теми же тенденциями, которые были отмечены при анализе современной зарубежной психологии, а с другой — имеет свои особенности, связанные с социально-политической ситуацией в нашей стране. Началась и активно идет ломка сложившихся идеологических стереотипов, постепенного избавления психологии как науки от давления политических догм, ломка старых организационных структур и замена их новыми. Все это обнадеживает и позволяет надеяться на то, что в скором времени отечественная психология вновь займет достойное место в мире. В 90-х годах было издано рекордное количество книг по психологии - 1300 наименований. Первые позиции по популярности в этом перечне занимают книги по общей психологии, социальной психологии и социальной адаптации, психологии личности, стрессоустойчивости и самоконтроля. Сегодня модная наука развивается по 48 направлениям и исследует 261 психологическую проблему. В двадцатку наиболее важных входят исследования проблем общения и наркозависимости. Российскими психологами и педагогами сегодня обсуждается специфическое положение в современной отечественной психологии, связанное с переходом от советской психологии к психологии российской. Особое внимание уделяется насущным задачам, стоящим перед психологами в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практического знания. Психология активно, порой на первых ролях стала привлекаться к выполнению грандиозных заказов по манипулированию индивидуальным и общественным сознанием: формирование имиджа (не лица, а нужной маски, личины) политиков; навязывание любых (часто вредных, просто опасных) представлений, товаров, услуг; сотворение кумиров молодежи; вовлечение в тоталитарные организации и мн. др. Время чистой психологии ради психологии ушло. На сегодня четко определяет симптомы кризиса: 1) отсутствие единой науки, дефицит устойчивого знания, обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического; 2) углубляющийся раскол между исследовательской и практической психологией; 3) конкуренция со стороны паранауки, возникновение пограничных между наукой и ненаукой систем знания. Актуален вопрос социально-психологических проблем искусства и СМИ. Искусство, особенно в аспекте его массового потребителя, а также современные СМИ, представляют серьезную, теоретически и особенно практически важную задачу для социальной психологии, что в той или иной мере было отражено в тематике и содержании представленных и обсуждавшихся докладов, выступлений. Психологами решается вопрос, как предупредить и/или преодолеть некоторые из негативных последствий воздействия искусства и СМИ на человека.
| | | | | |
Date: 2015-05-19; view: 2043; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|