Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абсолютная величина периода





Форма периода

 

Форма, в которой излагается одна относительно развитая и законченная музыкальная мысль, называется периодом. Понятие «период» вошло в музыку из литературы, где оно означало мысль распространённую и обстоятельно изложенную.

Существует ряд признаков, свидетельствующих об окончании музыкальной мысли:

1. каденция

2. появление новой мысли, изложенной в иной фактуре,

3. появление части, разрабатывающей ту же мысль и звучащей неустойчиво,

4. знак повторения (реприза),

5. ритмическая остановка, выраженная более долгой длительностью, паузами или задержанием с разрешением,

6. окончание мелодической волны,

7. появление новых регистров, динамики, интервалов.

О чём ещё нужно помнить при определении формы периода?

1. Завершенность периодов бывает различной, поэтому границу периода нужно искать не столько внутри части, сколько за её пределами.

2. В форме периода обычно излагается тема произведения, иногда всё произведение целиком. В последнем случае масштабы его невелики.

3. Форма периода более характерна для гомофонно-гармонической музыки, чем для полифонии. В полифонии встречается период типа развёртывания. Это старинный тип периода, в котором начальное тематическое ядро, гармонически замкнутое, переходит в развивающую часть.

 

Абсолютная величина периода

Наиболее распространёнными являются периоды из 8 или 16 тактов. (Л.Бетховен Сонаты №2, IIIч., №10, IIч.) Иногда встречаются широко развитые периоды из 32-х тактов (Ф.Шопен Вальс №7 cis-moll). Четырёхтакт также может служить рамками периода. Такой период встречается в темах-миниатюрах или в темах, написанных в крупных размерах в умеренном темпе (Ф.Шопен Ноктюрн №2 Es-dur).

Итак, величина периодов может быть 4, 8, 16, 32 такта. Такие периоды обычно делятся на два предложения и называются квадратными, т.к. число тактов в них представляет собой степень числа 2.

Нарушение квадратности приводит либо к увеличению, либо к уменьшению масштабов периода. Виды неквадратности различаются по характеру развития. Одни возникают извне, другие являются результатом внутреннего развития. Если построение присоединяется к уже законченной части, к завершенному периоду с полной заключительной каденцией, то эта часть называетсядополнением.(Л.Бетховен Соната №5, Iч., г.п. дополнение – реприза трёхчастного периода; Симфония №5, Аndante, в 1-й теме дополнение больше периода на 6 тактов.



Дополнения могут появиться не только после полной, но и после половинной каденции. Это значит, что они возможны после частей меньших, чем период (после предложений, фраз, мотивов – в вокальной музыке).

Дополнение в конце произведения играет роль коды (Ф.Шопен Прелюдия№6 h-moll). В конце XIX в. трактовка дополнения расширяется, например, в сонатной форме. Связующая партия, начавшись как дополнение к устойчивой

г.п., в дальнейшем модулирует.

В противоположность дополнению существует добавочное построение, данное до основного. Оно неразрывно связано с основной частью.

Это – постоянное вступление. (Ф.Шопен Этюд с-moll).

Если грани периода раздвигаются при помощи внутреннего развития в пределах данной части, то такой масштабный рост называется расширением.

Расширению сопутствует прерванная каденция, гармоническая и мелодическая незавершенность, растяжение одной из неустойчивых гармоний каданса (S или К64).

Усечениепроявляет себя двояко:

1. вместо ожидаемого конца появляется иная контрастная музыка (Ф.Шопен Мазурка ор.41 №4),

2. место окончания занимает пауза, приобретающая большой выразительный смысл («говорящая пауза»). Незавершенность темы представляет чисто театральный приём, характерный для итальянской оперы. Оркестром создаётся эффект ожидания выхода певца на сцену (Д.Верди «Риголетто», песенка Герцога «Сердце красавиц склонно к измене»).






Date: 2015-05-19; view: 290; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию