Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
мышление образует структуру индивидуального сознания человека, его понятийное поле (значения слов), оценки и обобщения человека ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
7. Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является операция «анализ через синтез»: выделение новых свойств в объекте (анализ) через соотнесение его (синтез) с другими объектами. «2». У человека имеется множество видов мышления. Все типы мышления сохраняются в течение жизни. Выделяют виды мышления по следующим основаниям: 1. По предмету мышление делят на теоретическое и практическое, творческое и нетворческое. Теоретическое – мышление, с помощью которого одни знания выводятся из других знаний путём оперирования понятий, в содержании которых эти знания представлены. Теоретическое мышление, в свою очередь, делят на понятийное (материал для решения задач – понятия, действия в уме) и образное (материал для решения задач – образы). Практическое – мышление, предполагающее реальные действия человека. Практическое мышление, также делят на наглядно-образное (оперирование образами) и наглядно-действенное (преобразование действительности с помощью предметов). Творческое (продуктивное) – мышление, в результате которого человек получает новые знания, придумывает или создаёт то, что до него никто ещё не придумывал и не создавал. Нетворческое (репродуктивное) – мышление, открывающее для человека уже известные знания. Например, если учащийся решает на уроке математики обычные учебные задачи, то будет задействовано нетворческое мышление, т.к. ничего нового он не открывает. 2. По использованию логики, мышление делится на логическое и интуитивное. Логическое – это развёрнутое, строго последовательное мышление, в ходе которого человек неоднократно обращается к использованию логических операций и умозаключений. Интуитивным называют мышление, в котором человек, в поиске истины или на пути к намеченной цели руководствуется не логикой, а чувством, которое подсказывает человеку, что он верно мыслит. 3. В зависимости от стандартности и нестандартности решаемых задач и операциональных процедур, различают алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое мышление. Алгоритмическое мышление – осуществляется в соответствии с заранее установленными правилами, общепринятой последовательностью действий, необходимых для решения задачи. Дискурсивное (рассуждение) - мышление, основанное на системе взаимосвязанных умозаключений, рассудочное мышление. Эвристическое – продуктивное мышление, предполагающее решение нестандартных задач. Схема видов мышления
«3».Творческое мышление – это мышление, дающее решение принципиально новых проблем, приводящее к новым идеям, открытиям. Новая идея – это всегда новый взгляд на взаимосвязь явлений. Новые идеи возникают на базе определённых предпосылок в общем развитии той или иной отрасли знаний. Но при этом всегда необходим особый и нестандартный склад ума и интеллектуальная смелость. Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются целей, мотивации, оценок и смыслов. В творчестве реализуется созидательная интуиция человека. Каждое новое открытие и творческий акт выступают как новое узнавание человеком окружающей его действительности. Представления творческих личностей о жизни, об обществе и окружающем мире нестандартны, они стремятся видеть самые различные связи одних и тех же вещей. Такие люди на всю жизнь сохраняют почти детскую способность к удивлению и восхищению, они чувствительны ко всему необычному. Особенности творческого мышления по Дж. Гилфорду: · Оригинальность, необычность (нетривиальность) высказываемых идей, ярко выраженное стремление человека к интеллектуальной новизне. Творческий человек стремится быть не таким, как все, старается найти своё собственное, отличное от предлагаемых другими людьми решение задачи. · Семантическая гибкость, т.е. способность видеть проблему под новым углом зрения, обнаруживать новые способы использования известных объектов решения, расширять сферу их функционального применения на практике. Творческий человек всегда находит неожиданные, оригинальные способы применения вполне обычных предметов. · Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить своё восприятие проблемы таким образом, чтобы в уже известном или хорошо известном увидеть новые, скрытые от непосредственного наблюдения стороны. · Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределённой ситуации. Здесь речь идёт об умении человека искать и находить подсказку в решении задачи там, где её не видит или не замечает большинство других людей. Вывод: творческий человек всегда стремится найти собственное, отличное от других решение. Этому способствует гибкость мышления (способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую, выделение главных признаков из множества случайных); самостоятельность и независимость в суждениях; устойчивость интересов; продуктивность деятельности богатое воображение; лёгкость создания образов. [Далее предложить задачи, выявляющие уровень развития творческого мышления]. «4». Мышление человека может развиваться, а интеллектуальные способности – совершенствоваться. В ХХ веке многие учёные-психологи занимались изучением интеллекта и процесса его развития. Ж. Пиаже одним из первых предложил теорию развития интеллекта ребёнка, которая получила название операциональной (от слова «операция»). [Операция (по Ж. Пиаже) – внутреннее действие, продукт преобразования внешнего предметного действия с другими действиями в единую систему ]. · Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребёнка от рождения примерно до двух лет. Она характеризуется наличием у ребёнка только элементарной формы мышления – наглядно-действенного, т.е. это восприятие и познание окружающих предметов в их устойчивых свойствах и признаках. · Стадия дооперационального мышления (от 2х до 7лет). На этой стадии у ребёнка складывается речь, формируются наглядные представления, но действия с предметами или образами ещё не объединяются в операции. · Стадия конкретных операций (от 7-8 до 11-12лет). На этой стадии дети уже владеют операциями с конкретными предметами и их образами, могут выполнять операции не только на практике, но и в уме. · Стадия формальных операций (от 11-12 до14-15лет). Эту стадию отличает умение выполнять полноценные, обратимые умственные операции с помощью логических рассуждений и понятий. Умственные действия и операции превращаются в структурно организованное целое. Также полное развитие получат словесно-логическое мышление.
4. Подведение итогов занятия: а) С какими новыми понятиями вы познакомились? б) Охарактеризуйте кратко суть каждого вида мышления. в) На какой стадии развития мышления ребёнок уже умеет производить операции в уме? г) Что такое творческое мышление? Каковы особенности творческого человека? 5. Домашнее задание: Эссе на тему: «Роль творчества в жизни людей искусства».
Date: 2015-05-19; view: 442; Нарушение авторских прав |