Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения к главе 5





 

1. На заседании специализированного совета по русскому языку один из его членов, выступая в качестве официального оппонента, заявил: «Ученые нашего университета прочно вошли в число если не ведущих, то по крайней мере лидирующих специалистов по этой проблеме».

 

Какую логическую ошибку он допустил?

 

Ключ. Ошибка состоит в различении тождественного. В самом деле, есть ли хоть какое-нибудь основание различать по нарастанию степени признака лидирующих и ведущих? Лидер - тот, кто идет первым. Ведущий- тот, кто ведет (возглавляет), идущий впереди. Оба эти слова выражают идею первенства. Лидер - даже более определенно.

2.

 

Оценивая учебник литературы, критик приводит и комментирует его фрагмент: «Когда это было нужно, поэт не пренебрегал старыми словами - архаизмами и славянизмами». ... Почему слова архаизмы и славянизмы соединены союзом у? Это логическая ошибка.

Объясните какая.

 

3. Ошибка ли это?

 

1. Сочинение Петрова производит благоприятное впечатление и свидетельствует о хорошей подготовке автора. 2. Затем Юрий Гагарин поступил в авиационную школу. Он выучился на летчика и стал хорошим пилотом. 3. Наряду с изучением языковых факторов, влияющих на чтение, важно изучать лингвистические факторы, влияющие на письмо.

Ключ. 1. В этом предложении ошибки нет. Слова Петрова и автора легко отождествляются: ясно, что речь идет об одном лице.

2. Выучился на летчика, а стал пилотом? «Кто сказал вам, что надо здесь искать какие-то замены?» (К. В. Рождественская). Сочетание на летчика следует опустить. Возможный вариант исправления: Он успешно окончил ее и стал хорошим пилотом.

3. Наряду с языковыми факторами изучать лингвистические факторы? Но ведь это в данном контексте одно и то же. Как заметил А.А. Холодович, «терминологический разнобой направляет мысль ' читателя в неверную сторону: за разными терминами он начинает искать разные объекты» (в кн.: Соссюр Ф. Труды по языкознанию. - М., 1977. - С. 20).

 



4. Найдите логические ошибки, обусловленные стилистическим не- ,. совершенством текста, и объясните, в чем они заключаются.

 

1. Сначала он произвел впечатление замкнутого, нелюдимого человека. Потом стало известно, что у него среднее техническое образование. 2. О дальнейшей судьбе Ленского мы ничего не знаем, так как он погиб. 3. Скомор<*(и, актеры древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства. 4. Однако Анну Толстой спасти не может. 5. Особенно большое внимание детям уделяют женщины, матери... Не менее важную роль играет и отец. 6. Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое или наоборот. .

Ключ. 1. Сопоставление несопоставимого. 2. Противоречие. 3. Сопоставление несопоставимого (не ряд). 4. Смешение реального и идеального. 5. Противоречие. 6. Различение тождественного.

 

5. Исправьте и объясните.

 

1. Семинар для работников сельского хозяйства открылся в нашем городе. Его провели крупные специалисты. 2. Я понимаю, что слушателей интересует: кто же виновен в этих преступлениях? Виновные будут наказаны. Потому что ведется следствие. 3. Сценическая судьба оперы Рубинштейна «Калашников» оказалась неудачной. Две первые постановки ее прошли с большим успехом. Затем опера была запрещена. 4. Ей 21 год. Она обладает всеми правами, в том числе и обязанностями.

Ключ

1. В тексте - противоречие: открылся и провели. Если семинар только открылся, т.е. начал и продолжает действовать, то далее надо сказать не его провели, а его проводят. Если же он уже завершил свою работу, то следует сказать не открылся, а состоялся. Получаем пары: открылся - проводят, состоялся - провели.

1. Текст дважды нелогичен.

1) Второе предложение вместо ответа на вопрос «кто виноват?», поставленный в первом, вводит утешительную сентенцию: виновные будут наказаны.

2) Из того, что ведется следствие, вовсе не следует, что виновные будут наказаны: они могут скрываться от правосудия, не все преступления раскрываются и т.д. Значит, и третье предложение не соответствует логике развития мысли.

Логичнее было бы ответить так: Надеемся, что виновных назовет суд. Пока же ведется следствие.

3. Сразу же после слов о неудачной сценической судьбе оперы следует сообщение о двух успешных постановках. Чтобы устранить это противоречие, можно ввести в начало второго предложения спасающее хотя:

Хотя две первые постановки ее прошли с большим успехом, но затем опера была запрещена. Еще лучше вариант, который сразу же развивает идею неудачной судьбы: Состоялись всего две постановки, и они прошли с большим успехом. Но затем опера была запрещена.

4. Обязанности включены здесь в число прав, тогда как это понятия в известном смысле противоположные. Недаром есть устойчивое выражение «права и обязанности» (граждан, членов профсоюза и т.п.).

Как следовало бы выразить мысль? Возможный вариант: Ей 21 год. Она обладает всеми правами. Но есть у нее, конечно, и обязанности.



6. Как улучшить стилистическую структуру микротекстов?

 

1. Я нашел в чулане чайник, и мы вскипятили в жестяном чайнике воду. 2. Ребенок ходил без пальто. От этого шестилетний ребенок простудился. 3. Вальтер Скотт родился в Шотландии. Отец английского писателя Вальтера Скотта был дворянином. 4. На углу стояли девочки. Две девочки кого-то ждали (примеры Е.В. Падучевой).

Ключ. Во всех случаях надо переставить слово-конкретизатор из второго предложения в первое. 1. Я нашел в чуланежестянойчайник, и мы вскипятили в нем воду. 1.Шестилетний ребенок ходил без пальто. От этого он простудился. 3.Английский писатель Вальтер Скотт родился в Шотландии. Отец писателя был дворянином. 4. На углу стоялидве девочки. Они кого-то ждали.

7. На каком приеме построены приведенные пословицы (из сборника В. Даля)?

 

Сперва ты меня повози, а там я на тебе поезжу. Давай дружить: то я к тебе, то ты меня к себе. Пустое на порожнее променял.

 

8. С какой целью использованы алогизмы в следующих текстах?

 

1. Нет ничего проще, чем бросить курить. Лично я это делал раз двадцать (М. Твен). 2. Даже сквернословие, доложу вам - и то не признается вредным, ежели оно выражено в приличной и почтительной форме (М.Е. Салтыков-Щедрин). 3. Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строением (Н. В. Гоголь). 4. Вот характеристика, В ней всего пол-листика:

Пил, грубил, страдал зевотой... Может справиться с работой. 5. Наши достижения. На 2 месяца раньше сева завершена уборка озимых ананасов в колхозе имени 3-й перестройки. 6. - Эй, Вацлав, отгадай: сколько моя Каська хлебов напекла? Отгадаешь - все шесть твои будут (из польского юмора). 7. - А если я откажусь стать твоей женой, - прошептала она с замиранием сердца, - ты действительно покончишь с собой? - Да, - ответил он .с пафосом, - я всегда так поступаю в подобной ситуации (американский анекдот).






Date: 2015-04-23; view: 2005; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию