Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по конспектированию лекций





Практика свидетельствует, что многие студенты способны научиться скоростному конспектированию лекций, используя специальные способы и приемы записи учебной информации. В основе формирования индивидуальной техники быстрого конспектирования лежат определенные принципы:

1. Конспект – это не точная запись текста лекции, а запись смысла, сути учебной информации.

2. Конспект – это записка конкретно самому себе, а не произвольному читателю, поэтому записи в нем могут быть понятны только автору.

3. Конспект пишется для последующего чтения, и это значит, что формы записи следует делать такими, чтобы их можно было легко и быстро прочитать спустя некоторое время.

4. Конспект должен облегчить понимание и запоминание учебной информации.

Содержание конспектирования составляет переработка основной учебной информации в целях ее обобщения и структурирования. Именно в процессе осмысления, обобщения и структурирования происходит процесс отделения главного от второстепенного (без этого учеба превращается в тупую зубрежку). Обобщить – значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, схем, таблиц, изложения основных результатов и т.п. Конспектируя на лекции, как правило, обучаемый сам интуитивно использует некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми.

Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста. Выбор ключевых слов – это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия учебного материала.

Кроме ключевых (смысловых) слов и фраз, существенно улучшают восприятие смысла учебной информации наглядность записей и такое их расположение, которое дает возможность уяснить логические связи и иерархию научных понятий, взаимосвязей.

Наиболее приемлемо в условиях лекционного занятия тезисное конспектирование. Тезисы – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Они лаконично выражают суть услышанного, дают возможность раскрыть содержание.

Приступая к работе на лекции, необходимо психологически подготовить себя к восприятию нового материала. Обращать внимание на места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую лектор выделяет интонационно либо отмечает словами, например, «это важно», «отметьте, что...», «важнейшее в данном случае...», «необходимо записать» и т.п.

Нередко необходимо «свернуть» текст, чтобы успеть записать основное, например:

Не следует писать:

мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев…;

по последним подсчетам зарубежных социологов…;

имеющиеся данные показывают, что…;

представляет собой;

для того чтобы;

сближаются между собой.

Следует писать:

в ряде случаев…;

по подсчетам…;

по данным...;

представляет;

чтобы;

сближаются.

Одним из эффективных способов увеличения скорости записи учебной информации является сокращение слов. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для его восстановления в конспекте. Как показывает практика, студенты, особенно младших курсов, не успевают записывать даже основные мысли на лекции вследствие того, что не умеют грамотно сокращать.

Примеры сокращений:

1. При записи существительных можно отбрасывать середину слова (гос-во, рев-ция, уч-ся, кол-ва, пед-ка, псих-гия, образ-ние).

2. Целесообразно применять общепринятые условные сокращения и аббревиатуры:

абс. – абсолютный;

авт. – автономный;

АН– Академия наук;

общепринятые знаки:

# – то-то не есть то-то,

> – больше,

< – меньше,

NB! – очень важно!,

V – сравнение, сопоставление

и другие.

3. Часто встречающиеся окончания можно обозначить волнистой линией. Например, в словах «значение», «изменение», «движение», «течение» и прочих подобных можно вместо одинакового суффикса нарисовать волнистую линию.

4. Использовать индивидуальные сокращения, которые могут быть понятны лишь самому автору конспекта. Так, интересны сокращения, встречающиеся в дневниках Н. Г. Чернышевского: ЖЗ – жизнь и Х – если.

5. Символы и знаки точных наук можно использовать для конспекта на любую тему. Например, ∑ – сумма, 1/2 – половина, √ – корень, ∞ – бесконечность и многие другие.

 







Date: 2015-05-19; view: 666; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию