Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон и новые религиозные движения: отечественный и зарубежный опыт





Как известно. принятие Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" в 1990 г. имело далеко идущие последствия. С одной стороны, тысячи культовых зданий были переданы верующим, открыто множество религиозных центров, духовных учебных заведений, религиозных изданий и т.д. 1 Разрешительная процедура регистрации религиозных объединений привела к тому, что в 1994 г. в России действовало 11 тыс. религиозных организаций со статусом юридического лица и около 5 тыс. организаций без регистрации своих уставов, что свидетельствовало о бурном всплеске религиозной жизни 2.

Вместе с тем такого рода демократизация государственно-церковных отношений привела к деструктивным тенденциям в религиозной жизни страны. В частности, одной из таких тенденций стало насильственное вторжение новых, нетрадиционных для России религий и культов, "массированная атака иностранных религиозных миссий на традиционный духовный (христианско-православный, мусульманский, буддийский) менталитет российских народов".

Поток желающих получить статус религиозных организаций и воспользоваться предложенными льготами оказался более чем достаточным. И если в начале 90-х гг. возрождение религиозной жизни расценивалось как свидетельство демократизации и либерализации, то к концу 1994 г. этот процесс стал вызывать серьезные опасения. Возникшая в этом потоке "пена" - от экстремистов до откровенных авантюристов, махинаторов и шизофреников — при абсолютной беспомощности

1 См.: Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. 1998. № 1-2. С. 11.

2 См.: Государственно-церковные отношения в России' (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996. С. 72.

государства, не имеющего возможности влиять на ситуацию, вызвал необходимость изменения законодательства1.

Отсутствие четкой концепции государственно-церковных отношений, а также государственного органа, занимающегося вопросами взаимоотношений государства и Церкви, на фоне ослабления позиций федерального центра и усиления центробежных тенденций в политике региональных органов власти привело к многочисленным фактам регионального законотворчества в сфере государственно-церковных отношений с целью противостоять притоку иностранных миссионеров на территорию РФ.

В частности, принятый Тульской областной думой 24 ноября 1994 г. и тогда же подписанный главой областной администрации Закон Тульской области "О миссионерской (религиозной) деятельности на территории Тульской области", явился одним из первых областных законов и послужил образцом для принятия аналогичных актов в других регионах. Вопреки федеральному законодательству тульский закон предусматривал получение дополнительного разрешения со стороны местных властей на религиозную деятельность, устанавливал плату за регистрацию миссионерских организаций, требовал предоставления дополнительных документов. Абсолютно неправовым, противоречащим и Конституции, и международным обязательствам России было предписание иностранным миссионерам заранее согласовывать программу своих мероприятий с органом аккредитации, а равно и требование к лицам моложе 18 лет, желающим присутствовать на проповеди, иметь письменное согласие на это родителей или лиц, их заменяющих 2.

По мере того как эпидемия этого неправового законотворчества распространялась на все большее число регионов, его содержание становилось все более жестким и ограничительным, были введены такие понятия, как "секта", а в Рязанской области помимо принятого в конце 1995 г. Закона "О регулировании миссионерской (религиозной) деятельности иностранных организаций на территории Рязанской области" был подготовлен еще один проект — "О регламентации деятельности религиозных организаций на территории Рязанской области", содержащий понятие "тоталитарная организация", трактуемое

1 См.: Григорьева Л. И. Некоторые проблемы реализации нового законодательства о свободе совести // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. 1999. №4. С. 48

2 См.: Религия и право. 1997. № 1. С. 4.

как "религиозная организация... наносящая ущерб физическому, психическому и социальному здоровью" граждан.

Очевидная необходимость в корректировке вероисповедной политики на федеральном уровне повлекла принятие в 1997 г. Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" был направлен не преодоление как тоталитарно-атеистического произвола в отношении верующих, так и правового беспредела для желающих определить себя в качестве религиозного объединения без должных оснований.

Принятие закона вызвало острую полемику среди специалистов-религиоведов, юристов, политических и общественных деятелей, широких слоев населения. В действительности для традиционных вероисповеданий закон предполагает широкие возможности: получение налоговых льгот, открытие учебных заведений, освобождение священнослужителей от службы в Вооруженных Силах и другие формы поддержки. Для новых религиозных движений реализация этого закона создает серьезные ограничения.

Нужно признать, что закон далек от совершенства, не лишен серьезных недостатков, главными из которых являются внутренние противоречия и двусмысленности, возможности их полярного толкования, а также несоответствие его отдельных положений Конституции Российской Федерации.

Отдельные статьи уязвимы и подвергаются справедливой критике. В общей сложности 15 положений этого закона противоречат Конституции Российской Федерации. Но наиболее обоснованные нарекания оппонентов вызывают ст. 9 и 27 закона, где устанавливается 15-летний срок существования религиозной группы на данной территории для образования местной религиозной организации и приобретения статуса юридического лица и поражение в правах для тех религиозных объединений, которые не могут подтвердить конфессиональную принадлежность к религиозному центру либо доказать свое 15-летнее существование. Это, в частности, ограничение участников указанных организаций в праве на альтернативную гражданскую службу по религиозным убеждениям; в праве на издание, приобретение и распространение религиозной литературы; на учреждение средств массовой информации и других конституционных прав.

Надо отметить, что подобные коллизии в современном российском законодательстве не единичны. Как известно, идеальных законов не бывает. Поэтому принятием данного акта законотворческий процесс в сфере государственно-церковных отношений не заканчивается, в частности, Конституционный суд Российской Федерации 23 ноября 1999 г. вынес постановление, касающееся применения п. 3 ст. 27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Конституционный суд постановил, что положения п. 3 ст. 27 закона не подлежат применению в отношении религиозных организаций, учрежденных до вступления в силу данного закона, а также местных религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации 1.

Вместе с тем, несмотря на свои недостатки и внутренние противоречия, Закон отражает потребности переходного периода и учитывает сложившуюся религиозную ситуацию, упорядочивает деятельность религиозных организаций в стране, защищает российские национальные интересы, закладывает основы дальнейшей гармонизации взаимоотношений государства и религиозных организаций России.

Поскольку переходный период завершается и Россия вступает в эпоху относительной стабильности, требуется совершенствование российского законодательства и приведение его в соответствие с международно-правовыми стандартами. Это относится и к сфере государственно-церковных отношений, где западноевропейские страны накопили значительный позитивный опыт.

Отметим, что проблемы, связанные с распространением новых религиозных культов в Западной Европе, имеют не менее острый характер, чем в России.

Как известно, для социальной позиции и оценочных ориентации многих новых религиозных движений и культов характерна конфронтация с истеблишментом, неприятие существующего общественного порядка, традиционной системы ценностей и поддерживающих ее институтов и организаций. Это влечет серьезную обеспокоенность общественности и создает проблемы во взаимоотношениях государства и новых религиозных движений.

С одной стороны, любое демократическое общество должно гарантировать свободу выбора религиозных убеждений. С другой -государство обязано защитить своих граждан и общество в целом от

1 См Конституционный суд защитил свободу совести // Религия и право 1991 № 6 С 2 528

негативных последствий деятельности деструктивных религиозных организаций.

Эти два принципа являются фундаментом, на котором западноевропейские государства строят свои отношения с новыми религиозными движениями. Однако их конкретное воплощение сталкивается с серьезными трудностями, требующими глубокого научного анализа и привлечения к этой проблеме институтов государственной власти на самом высоком уровне.

Рассмотрим на примере некоторых европейских государств формы реализации прав религиозной свободы в отношении новых религиозных организаций.

Вопрос о необходимости исследования новых религиозных групп впервые был поднят правительством Франции еще в 1978 г. В докладе "Секты во Франции: выражение моральной свободы или факторы манипуляции?" была рассмотрена деятельность семи новых религиозных групп: Церкви сайентологии, Общества сознания Кришны, Церкви объединения, Изо-Дзэн, Три святых сердца, Трансцендентальная медитация и Новый Акрополь. Основной идеей доклада была необходимость создания парламентской комиссии для изучения феномена новых религиозных групп и сотрудничества с исследовательскими центрами и университетами для предотвращения потенциальной опасности.

Однако многие вопросы, затронутые в докладе, остались открытыми и не повлекли за собой принятия каких-либо законов в силу многочисленных возражений со стороны Французской епископальной конференции.

События 1994-1995 гг. снова поставили вопрос о новых религиозных движениях. Как известно, 17 декабря 1995 г. 16 членов Ордена Храма Солнца были найдены мертвыми во французских Альпах. Их тела были уложены в форме звезды. Если учесть случаи самоубийства среди членов этого ордена в 1994 г., то их число составило 69 человек, в том числе 3 ребенка. Все они были высокообразованными и состоятельными людьми.

В этой связи в 1995 г. была сформирована парламентская комиссия по расследованию деятельности новых религиозных движений. В феврале 1996 г. создано межведомственное Агентство информации о сектантской деятельности, подтолкнувшее органы власти к активной работе по пресечению деятельности некоторых новых религиозных движений. Так, в марте 1996 г. полиция в Гренобле устроила облаву на

членов Ордена Храма Солнца, чтобы избежать коллективного самоубийства. В сентябре 1996 г. 23 француза, последователи Церкви сайентологии, предстали перед судом в Лионе, так как бывшие последователи Церкви заявили, что Церковь обманным путем получила от них тысячи франков. Среди обвиняемых были глава Лионской организации сайентологов, обвиненный в непреднамеренном убийстве, и два сайентолога, угрожавшие свидетелю – психиатру 1.

В то же время развернулась дискуссия в средствах массовой информации о том, можно ли отнести сайентологию к разряду церквей или культов. Некоторые социологи объявили, что сайентология - религия и привлечение к суду ее последователей можно квалифицировать как подавление свободы мысли, совести и вероисповеданий 2. Вместе с тем суд доказал, что сайентология незаконно занимается медицинской практикой, что привело к смерти одного последователя еще в 1988 г. Было отмечено также, что организация скрывает сведения о своих финансах и членах организации3. В итоге судебного разбирательства лидер сайентологов из Лиона был приговорен к 18 месяцам тюрьмы по обвинению в мошенничестве и непреднамеренном убийстве, восемь человек оправданы, а 14 осуждены условно.

В результате деятельности парламентской комиссии по новым религиозным группам был составлен список из 172 организаций, разделенных на 12 категорий: группы нового века, альтернативные группы, евангелистские и псевдокатолические группы, апокалиптические группы, неоязыческие группы, сатанистские движения, хилерские группы, ориенталистские группы, оккультные движения, психоаналитические движения.

Сложности, возникшие в работе комиссии, были связаны прежде всего с отсутствием четкого определения секты. Поскольку юридического термина "секта" не существует, это определение невозможно отнести ни к одной группе, не нарушив прав религиозной свободы.

Однако комиссией были выработаны следующие критерии для определения секты: дестабилизация сознания, разрыв семейных и иных связей, огромные финансовые притязания, посягательства на физическую целостность, нанесение увечия, изоляция, неоказание помощи при опасности, незаконная медицинская практика, сексуальные посягательства, инцест, изнасилования, проституция, вовлечение в свою

1 Dejevsky М. Scientology is to defend the fairh in court // The Independent. 1996. 10 October.

2 Ibidem.

3 Games B. Scientology is fighting for it's future in France // Internationa] Herald Tribune. 1996. 2 October.

деятельность детей, антисоциальные выступления, нарушения общественного порядка, проблемы с законом, проникновение в общественные структуры 1.

На основе изучения новых методов привлечения верующих и возрастающего финансового могущества определенных религиозных групп (в частности, сайентологии, Церкви объединения) был сделан вывод о необходимости мер, препятствующих количественному и качественному росту новых религиозных групп. Члены комиссии подчеркнули, что достижения религиозной свободы во Франции должны быть незыблемы в отношении новых религиозных движений, не представляющих опасности для общества. В связи с этим существующие ограничения в области уголовного, гражданского, финансового и налогового права были признаны достаточными.

Вместе с тем серьезные возражения вызвало создание "черного списка", поскольку это может дискредитировать религиозные группы, не являющиеся опасными.

В ноябре 1996 г. правительством Франции был создан межведомственный Наблюдательный совет по борьбе с "опасными" новыми религиозными группами. Он осуществляет следующие функции: 1) собирает информацию о группах и анализирует ее; 2) информирует местные власти о возникновении и динамике роста новых религиозных групп; 3) предлагает меры по борьбе с опасностью, которую они представляют.

Совет, состоящий из 30 представителей Сената и Национальной ассамблеи, работает в тесном сотрудничестве с Министерством внутренних дел и Министерством по делам молодежи и спорта. Принципиально отказавшись от идеи запрета или ограничения религиозной свободы новых религиозных организаций, правительство строго контролирует и активно вмешивается в деятельность деструктивных культов.

По мнению премьер-министра Франции, существующего уголовного и гражданского законодательства достаточно, чтобы остановить любую незаконную деятельность2. Он заявил, что межведомственный наблюдательный совет будет решать три задачи. Прежде всего он должен анализировать деятельность новых религиозных движений; во-вторых, регулярно предоставлять отчет о своей работе

1 Jest A Les sectcs en France: Rapport fait аи nom de la commission d'Enquete sur les sectes. document mis en destribution le 10 Janvier 1996. P. 13.

2 Guppe A. Intervention du Premier Ministre a I'occasion de Installation de t'observatoire interministeriel sur les sectes. Paris, 1996. P. 1.

премьер-министру и предлагать меры по борьбе с деструктивными новыми религиозными движениями; в-третьих, постоянно информировать общественность о характере деятельности новых религиозных движений. Ежегодный отчет должен представляться в парламент Франции, а премьер-министр, со своей стороны, должен обеспечить всестороннюю помощь и поддержку совету в выполнении его функций 1.

16 декабря 1999 г. французский Сенат единогласно одобрил проект закона о внесении поправок в Закон от 10 января 1936 г., принятый с целью обеспечения возможности роспуска и запрета воинствующих антиправительственных организаций и отрядов ополченцев декретом правительства. Теперь этот закон дает возможность роспуска и запрета опасных религиозных групп.

Статья 1 закона дает право государству распускать организации и группы, дважды признанные виновными в различных уголовных преступлениях и "представляющие собой опасность для общественного порядка и человеческой личности". Угроза общественному порядку и опасность для личности являются критериями определения "опасных культов" в парламентском отчете 1996 г., где главное место отводится вопросу контроля над сознанием, а список "опасных культов", 'приводимый в этом отчете, становится важным источником. Ст. 2 регулирует ситуацию, сложившуюся в последних судебных делах (например, связанных с Церковью сайентологии), где виновными были признаны некоторые лидеры или члены движения, но не движение как таковое. Теперь, в соответствии с этой статьей, организации и движения могут быть признаны виновными в некоторых преступлениях как корпоративные объединения. Но даже если этого не произойдет, то ч 2 ст. 1 позволяет роспуск или запрет деятельности групп, фактические лидеры которых были обвинены в тех же преступлениях, по крайней мере, дважды Наконец, ст. 3 вносит поправки в Закон 1901 г. об ассоциации и ужесточает наказание для тех, кто пытается вновь основать запрещенную организацию под другим названием, до тюремного заключения сроком на три года и штрафа в 300 тыс. франков.

Политика ужесточения административных и уголовных мер в отношении "опасных" религиозных культов связана с усилением антикультовых настроений во Франции. Этим объясняется тот факт, что Закон от 16 декабря 1999 г. был принят Сенатом единогласно2.

1 Guppe A. Intervention du Premier Mmistre a ['occasion de I installation de 1'observatoire intermintstenel sur lessectes P 3.

2 См.: Религия и право 2000. № 2 С. 24-25.

Как видно, решение вопросов, связанных с новыми религиозными движениями, во Франции решается на уровне правительства, а не общественных организаций или родителей, чьи дети стали жертвами новых религиозных движений. Следует отметить, что государство достаточно скрупулезно изучает и регулирует въезд в страну зарубежных миссионеров, иногда отказывая им во въездной визе.

Такая жесткая политика французских властей в отношении новых движений продиктована необходимостью не допустить каких-либо действий, способных нанести вред здоровью граждан, направить их деятельность в русло существующего законодательства о свободе совести и вероисповеданий.

Жесткую ограничительную политику в отношении некоторых новых религиозных движений проводят правительства ФРГ, Австрии, Греции, Испании.

В общей картине религиозности ФРГ доминирует толерантность. Это обусловлено прежде всего отлаженным механизмом государственно-церковного права и практикой реализации права на свободу совести и убеждений. Однако вопросы взаимоотношений государства и новых религиозных организаций носят острый дискуссионный характер.

Сторонники одного из направлений требуют запретить деятельность определенных сект. Они считают необходимым рассмотреть характер деятельности этих организаций на предмет соответствия Конституции и провести проверку их финансовой деятельности. Противники этого направления предлагают отказаться от самой идеи запрета, так как "промывание мозгов" не является уголовно наказуемым деянием, иначе было бы необходимо подвергнуть штрафу некоторые школьные программы, уставы союзов, средств массовой информации и прежде всего организаций с военизированными методами обучения. Они считают достаточным применения обычного уголовного права в каждом конкретном случае 1. В особенности это касается Церкви сайентологии и объединения "Универсальная жизнь".

Серия уголовных процессов, связанных с деятельностью Церкви сайентологии, привлекла внимание правительственных кругов на самом высоком уровне. В 1994 г. Постоянная комиссия конференции министров внутренних дел Германии в Потсдаме, давая обзор деятельности сайентологов, заявила, что эта Церковь "представляется органам внутренней безопасности, уполномоченным вести уголовные

1 См.: Мирошникова Е. М. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ Тула, 1997. С 84.

расследования и защищать общество, как организация, которая под прикрытием религиозного объединения соединяет в себе элементы экономической преступности и психотеррора в отношении собственных членов с хозяйственной деятельностью и сектантскими наклонностями Основа ее деятельности лежит в области экономических преступлений. Вследствие этого государственные меры должны быть применены именно в этой области"1. 22 марта 1995 г. Федеральный суд ФРГ признал сайентологию коммерческой организацией, а не религией.

Министр труда и социальных дел ФРГ Н.Блюм назвал Церковь сайентологии "преступной организацией по отмыванию денег" руководимой "уголовниками", подвергающими членов секты "промыванию мозгов"2.

9 мая 1998 г. германский бундестаг учредил специальную исследовательскую комиссию по изучению сект и психогрупп, которая призвана дать официальную оценку степени опасности сайентологии для общества и выработать свои рекомендации. Не дожидаясь федерального урегулирования взаимоотношений с сайентологической Церковью, отдельные земли ФРГ самостоятельно приняли меры противодействия. В частности, правительство Баварии в 1995 г. провело специальную программу вытеснения Церкви сайентологии со своей территории. С 1 ноября 1996 г. в этой земле введен запрет на занятие государственной должности последователями Церкви сайентологии. К наблюдению за деятельностью сайентологов подключено земельное ведомство по охране конституции (служба контрразведки и обеспечения внутренней безопасности).

Серьезная озабоченность деятельностью деструктивных культов и сект в Австрии побудила правительство принять меры превентивного характера в отношении новых религиозных движений. Закон о религиозных меньшинствах, принятый 11 декабря 1997 г. австрийским парламентом, по мнению "Вашингтон тайме", является самым жестким в Западной Европе законом в отношении новых религиозных движений.

Для этих организаций законом предусмотрен "второклассный статус" с испытательным сроком от 10 до 20 лет. Для приобретения этого статуса государством вводится количественный ценз. "Второклассная" общественная организация должна насчитывать не менее 300 членов. По истечении указанного срока религиозная организация может получить официальное юридическое признание. Однако такие привилегии, как

1 Deutscher AllgemeineSonntagsblatt. 1994. № 43.

2 Цит. по.: Миссионерское обозрение. 1998. Вып. 16. Июль. С. 8.

освобождение от уплаты налогов, государственное финансирование, возможность обслуживания государственных школ и Вооруженных Сил, по новому закону могут получить лишь официальные религии, насчитывающие не менее 16 тыс. последователей 1.

Новый австрийский закон, таким образом, вводит самые жесткие ограничения в Западной Европе, даже более, чем в Греции, которая запрещает лишь прозелитизм любой религиозной группы, кроме Греческой православной церкви, но не ведет наблюдения за новыми религиозными организациями. Кроме того, Министерством охраны окружающей среды, молодежи и семьи осуществляется мониторинг и осведомление населения о деятельности деструктивных религиозных организаций.

В марте 1998 г. адепты Церкви сайентологии "объявили войну" министру охраны окружающей среды, молодежи и семьи Мартину Бартенштайну.

Министр, обеспокоенный "психическим здоровьем подрастающего поколения", в свою очередь, призвал газеты не публиковать рекламные объявления Церкви сайентологии в рамках программы "Думайте сами", проводимой этой организацией 2.

Несмотря на критику защитников религиозной свободы и некоторых официальных представителей США, вслед за Австрией несколько европейских стран создали правительственные комиссии для подготовки материалов об "опасных сектах" или их списков.

Таким образом, законодательства западноевропейских стран, в которых отражена концепция свободы вероисповедания, едины в том, что эта свобода не может быть абсолютной. Законом определены границы, в пределах которых осуществляется свобода совести. Такие ограничения можно разбить на три группы:

- ограничения, призванные защитить права детей. В соответствии с ними свобода выбора религии предоставляется только по достижении определенного возраста, который гарантирует умственную и нравственную зрелость человека;

- ограничение свободы отправления религиозного культа, не позволяющее, религиозным организациям и церквам проводить молитвенные собрания, обряды и церемонии вне богослужебных зданий. На молитвенные собрания распространяются законоположения о

1 См.: Секты в зеркале мировых средств массовой информации // Прозрение. 1998. № 1. С 10.

2 См.: Семенова О Австрийские власти опасаются агрессивной пропагандистской кампании местной секты сайентологов: Сообщение ИТАР-ТАСС // Новости - 1. 1998. 13 марта.

публичных собраниях и процессиях, введенные в интересах общественной безопасности и "охраны добрых нравов";

- и, наконец, организационные ограничения, согласно которым государство устанавливает порядок образования религиозных обществ контролирует их деятельность. В тех случаях, когда вероучения противоречат нравственности и законам, а богослужения, молитвенные собрания влекут за собой нарушение общественного порядка и интересов государства, оно может не допускать функционирования религиозных обществ.

Рассмотрев вопрос о взаимоотношениях государства и новых религиозных движений в странах Западной Европы, можно сделать следующие выводы. Во-первых, их Деятельность находится под наблюдением как государственных органов власти, так и научных учреждений, широкой общественности и средств массовой информации. Во-вторых, государство конституционно-правовым образом поощряет деятельность традиционных конфессий и разрабатывает систему мер, ограничивающих деятельность новых религиозных движений. В-третьих, в большинстве стран Западной Европы разработаны государственные программы изучения новых религиозных движений, что позволяет, с одной стороны, регулировать их деятельность, а с другой — препятствовать появлению новых культов, философия которых враждебна и несовместима с философией демократического общества.

Контрольные вопросы

1. Причины распространения новых религиозных культов в России.

2. Классификация новых религиозных культов в России.

3. Психологические особенности лидера новых религиозных культов.

4. Роль миссионеров в распространении новых религиозных культов.

5. Проблемы взаимоотношений государства и новых религиозных культов в России. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" о новых религиозных образованиях.

6. Сравнительный анализ правового положения новых культов в Российской Федерации и странах Запада.

7. Социальная база новых религиозных культов.

8. Анализ деятельности новых религиозных культов отечественного происхождения (Белое Братство, Церковь Божией Матери

"Державная" и др.).

9. Культы восточного происхождения (Общество сознания Кришны, "Ананда марг", Трансцендентальная медитация и др.).

10. Вероучение и характер деятельности Церкви объединения.

11. Отличительные особенности вероучения и деятельности Церкви сайентологии.

12. Церковь Христа, "Семья": вероучение, культ, направления деятельности.

13. Неоязыческие культы: специфика вероучений, взаимосвязь с язычеством славян.

14. Современный сатанизм: анализ вероучения и деятельности.

15. Новые религиозные культы и проблемы безопасности.

Date: 2015-05-19; view: 1727; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию