Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная база новых религиозных движений





Новые религиозные движения нашли в современной России благоприятную почву для своего распространения и развития, влияя на национальное самосознание, историческую память и духовные ценности россиян. Подавляющее большинство новых культов стремятся охватить молодежь. По материалам исследований Л.И.Григорьевой, молодежь до 30 лет составляет в них в среднем от 50 до 90% 1.

Именно молодежь является той социальной группой, среди которой ведется основная миссионерская работа по поиску новых членов. Молодым людям - членам общин новых религий свойственны высшие нравственные идеалы. Они верят в добро, справедливость, взаимопомощь, чистоту отношений, бескорыстие.

В новых религиях молодежь привлекает своеобразная романтика, система тайных инициации, экзотичность, экстравагантность восточных культов, экзотика.

Уровень образованности среди последователей достаточно высок: лица с ученой степенью или высшим образованием в среднем составляют

1 См.: Григорьева Л.И. Нетрадиционные религии в современной России: социальная природа и тенденции эволюции: Автореф на соиск. уч. степ. канд.филос.наук. М., 1994. С. 16.

30-40%, со средним, средним специальным, незаконченным высшим 50 до 70%. Людей с невысоким уровнем образования незначительное количество. По данным Г.Ю.Баклановой, исследовавшей Церковь Божией Матери "Державная", социальную базу этого движения составляют люди в возрасте 18-30 лет (50-90%)1. Не случайно на Западе она возникла как молодежная религия, предлагавшая свои приверженцам полное и окончательное, но, по сути, мнимое решение реальных животрепещущих проблем: ликвидацию на планете голода болезней, войн и междоусобиц, достижение "райского блаженства" — без изменения существующей системы политического неравенства и экономического угнетения, уповая на чудодейственную помощь сверхъестественных сил — земных, космических или вовсе потусторонних, но стремящихся посредством нового Откровения и вновь обновленного Завета спасти гибнущее человечество2.

Исследования Г.Ю.Баклановой показали высокий образовательный уровень верующих Церкви Божией Матери "Державная": 46,4% имеют высшее и незаконченное высшее образование, 43,1% — среднее и среднее специальное, ниже среднего - около 10%3. Аналогичные характеристики получила Л.И.Григорьева, исследовавшая Церковь Последнего Завета4.



В большинстве случаев семейная жизнь членов общин новых религиозных движений не устроена: почти у 1/3 опрошенных верующих Церкви Божией Матери "Державная"; 22,2% находятся в разводе, 9,2% — вдовые. Кроме того, 28,4% (в основном лица до 30 лет) пока еще не состоят в браке. Можно предположить, что тем, у кого уже мало шансов найти спутника (спутницу) жизни, общение с единоверцами в какой-то мере скрашивает одиночество. Тем же, для кого вопрос создания семьи актуален, община единоверцев, вероятно, служит наиболее подходящей средой, где желательно было бы найти свою "половину". Во всяком случае, в общине имеются семьи, преимущественно молодые, созданные ее прихожанами, в которых уже рождены дети. В целом же из 60 человек, состоящих в браке, 49 имеют супруга (супругу)-единоверца.

По словам верующих, в их семьях легче устанавливается взаимопонимание между супругами, отсутствуют противоречия по

См.: Бакланова Г.Ю. Православная Церковь Божией матери "Державная": Социально-философский очерк. М, 1999. С.89.

2 См.: Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Ч. I.M., 1999. С. 51.

3 См.: Бакланова Г.Ю. Православная Церковь Божией матери "Державная": Социально-философский очерк. С. 90.

4 См.: Григорьева Л.И. Церковь Последнего Завета ("Секта Виссариона - Христа Минусинского") // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1998. № 5(17). С. 30.

поводу воспитания детей. Как они утверждают, мужчина должен быть духовно и физически сильным, владеть несколькими профессиями, чтобы легче преодолевать трудности современной жизни. Долг женщины - во всем следовать мужу, "не превозносить себя над ним". Главное — это любовь. Она уберегает от противоречий и конфликтов, удерживает в послушании детей. Таким образом, в общине культивируются достаточно консервативные представления о семейных отношениях с авторитарной ролью мужа. Посещение богослужений для 26% — это общение с близкими людьми в общине, которая помогла им обрести "вторую жизнь", "вторую семью" 1.

Верующие реализуют потребность в общении среди единоверцев. В других социальных группах и коллективах им трудно найти близких людей, так как их взгляды и представления, круг духовных интересов существенным образом отличаются от взглядов, представлений и интересов окружающих. Вот почему важно не столько обличать верующих нетрадиционных религий, сколько привлекать их к участию в общественно значимой работе. Необходимо всячески поддерживать ту часть их деятельности, подчеркивает Л.И.Григорьева, которая касается сфер, связанных с кругом их религиозно-мотивированных, но по содержанию социально-оптимизированных интересов и увлечений, будет ли это касаться их экологической, благотворительной, производственной, культурно-просветительной (вне религиозного компонента), например музыкальной, театральной, спортивной и т.п., деятельности 2.



Еще одной особенностью новых культов является увеличение в составе общин количества мужчин, особенно в руководстве и активе организаций. В исследуемых направлениях их число составило в среднем 40-70%. Пионерное сознание, свойственное, по мнению психологов, в большей степени именно мужчинам, вероятно, определяет их численное преобладание в организациях нетрадиционной религиозной ориентации. Еще одной возможной причиной, объясняющей этот показатель, может быть и то, что мужчины более уязвимы эмоционально, менее устойчивы в состоянии стресса.

Анализ динамики численности организаций нетрадиционного религиозного направления за последние пять лет показал, что если по количеству последователей "новые" культы значительно уступают

1 См.: Бакланова Г.Ю. Православная Церковь Божией Матери "Державная": Социально-философский очерк. С. 93.

2 См.: Григорьева Л.И. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. Красноярск, 1999. С. 269.

традиционным религиям, то по темпам роста количества организаций являются самой быстрорастущей группой.

Исходя из выявленных тенденций, можно предположить, что в ближайшие годы рост численности организаций нетрадиционной религиозной ориентации прекратится, а число разновидностей может увеличиться за счет внутрироссийских новообразований. Так, например, в декабре 1999 некий Яшар Паша из Волгограда заявил о создании религиозно-философского общества "Танрызам", соединив воедино все мировые религии, добавив веру Бахаи, Свидетелей Иеговы, конфуцианство, индуизм. Он — Мессия конца Старого Света и при помощи религии Танрызам создаст на Земле райскую человеческую жизнь1.

 






Date: 2015-05-19; view: 437; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию