Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Протокол





 

Фамилия, имя, отчество______________________ Дата________________

Возраст______________________Образование________________________

 

Исследование мышления по методике «Исключение слов»

Номер строки Исключаемое слово Объяснения испытуемого Вопросы и примечания экспериментатора
       
     
       

 

СТАНДАРТНЫЙ БЛАНК методики «Исключение слов»

 

1) дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий

2) смелый, храбрый, отважный, злой, решительный

3) Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий

4) молоко, сливки, сыр, сало, сметана

5) скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо

6) глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

7) лист, почка, кора, дерево, сук

8) дом, сарай, изба, хижина, здание

9) береза, сосна, дерево, дуб, ель

10) ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать

11) темный, светлый, голубой, ясный, тусклый

12) гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога

13) неудача, крах, провал, поражение, волнение

14) молоток, гвоздь, клещи, топор, долото

15) минута, секунда, час, вечер, сутки

Обработка и анализ полученных данных (ЧИТАТЬ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ)

Ключ (ЧИТАТЬ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ)

1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево, 8) здание, 9) дерево, 10) наказывать. 11) голубой, 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер

 

Методика «Исключение слов» предполагает, прежде всего, качественный анализ характера ошибок и объяснений испытуемого. Возможна также и количественная оценка, состоящая в следующем:

1) в соответствии с ключом подсчитывается количество правильно решенных заданий, за каждое правильное решение дается 2 балла;

2) подсчитывается общая оценка (А) с учетом поправки на время выполнения задания по формуле:

А = В + Т,

где В — количество баллов за правильно выполненные задания, Т — поправка на время.

Поправки на время выполнения задания «Исключение слов»

Время, с Т (В > 26) Время, с Т (В < 26)
< 91 +3 <250  
91 - 250   250 - 330 - 3
> 250 -3 > 330 - 6

 

Качественная оценка предполагает анализ характера ошибок. Наиболее типичными являются ошибки следующих двух типов:

1) исключается одно слово, остальные четыре объединяются не по общим, а по конкретным ситуационным признакам; например, обследуемый из набора слов «лист», «почка», «кора», «дерево», «сук» исключает «лист», объясняя, что «сейчас ранняя весна, и листья еще не появились»;

2) слова объединяются по общим, но не существенным, случайным, нередко парадоксальным признакам; например, обследуемый из набора слов «гнездо», «нора», «муравейник», «курятник», «берлога» исключает «гнездо», объясняя, что «гнездо, как правило, находится на дереве, все остальное — на земле».

Ошибки первого типа свидетельствуют о снижении уровня обобщения, а ошибки второго типа—об искажении процесса обобщения.

Ответы испытуемых можно классифицировать таким образом:

а) категориальные — отнесение к классу на основе главных, существенных признаков;

б) функциональные — отнесение к классу на основе функциональных признаков;

в) конкретные — отнесение к классу на основе конкретных признаков;

г) нулевые — перечисление предметов либо их функций без попытки обобщения.

Опыт 2. ТЕСТ «Существенные признаки»

Методика выявляет логичность суждений испытуемого, а также его умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждениями при решении длинного ряда однотипных задач.

Опыты можно проводить с испытуемыми, имеющими образование не менее 5 классов.

Ход работы. Экспериментатор совместно с испытуемым решает первую задачу и дает примерно следующие объяснения: «Видите здесь ряд слов, напечатанных крупным шрифтом, а рядом с каждым таким словом (в скобках) ‑ пять слов на выбор. Из этих пяти слов вы должны выбрать два слова, обозначающих неотъемлемые признаки вот этого, написанного крупным шрифтом предмета, т. е. то, без чего он не может быть. Например, сад. Без чего сад не может быть садом? Без земли и без растений.

В протоколе обследования ставиться номер строки, пишутся слово жирным курсивом и к нему те слова, которые соответствуют выполнению задания.

Для проведения опытов нужны бланки с напечатанным текстом задач либо их машинописная копия.

 

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

8. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

9. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

 

Обработка результатов. (ЧИТАТЬ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ)

В большинстве задач этой методики содержатся слова, которые провоцируют легкомысленные, бездумные ответы. Так, например, к слову «игра» многие, долго не думая, подбирают слово «карты», хотя карты вовсе не являются обязательным признаком для всякой игры.

Таким образом, методика выявляет некритичность и ненаправленность мышления. В иных случаях методика выявляет резонерские, путаные рассуждения − аморфность и расплывчатость их мышления. Неумение выделить самые существенные признаки (т. е. слабость абстрагирования) становится особенно заметной тогда, когда экспериментатор обсуждает с обследуемым решения.

А = В + Т

где А – успешность; В – продуктивность; Т – поправка на время.

Перевод времени в баллы

Время, с Т при В > 24 Время, с Т при В < 24
85 и меньше + 3 200 и  
86 - 200   201 - 270 - 3
201 и больше - 3 271 и - 6

Если испытуемый ни одного правильного слова не выделил – 0 баллов, если одно слово – 1 балл, если оба слова выделены верно – 3 балла.

При помощи специальной шкалы можно определить уровни развития различных видов мышления.

 

Опыт 3. тест «Простые аналогии»

Выполнение этого задания требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Методика заимствована из психологии труда.

Для проведения опыта нужен бланк или просто отпечатанный на машинке ряд задач.

Задание пригодно для исследования испытуемых с образованием не ниже 7 классов.

Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. «Вот посмотрите, − говорят испытуемому, − здесь написано два слова − сверху лошадь, снизу жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок − детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово − корова, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову «корова», как жеребенок к лошади, т. е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, и затем установить такую же связь справа.

Разберем еще пример: вот здесь слева − яйцо − скорлупа. Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа − картофель и внизу пять слов на выбор.

Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, чтобы испытуемый ее хорошо усвоил.

В норме, при соответствующем образовании, исследуемые усваивают порядок решения задач после 2‑3 примеров. Если испытуемый, имеющий образование 7 классов, никак не может усвоить задание после 3‑4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы, по крайней мере, затруднены.

Чаще всего при выполнении этого задания наблюдаются случайные ошибки. Вместо того, чтобы руководствоваться при выборе слова образцом логической связи слева, испытуемый просто подбирает к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних.

ФОРМА ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

Номер задачи Ответ Объяснения
     

Так, например, в задаче

ухо   зубы
слышать   видеть, лечить, рот, щетка, жевать

 

испытуемый выбирает слово «лечить» просто потому, что зубы часто приходится лечить. Часто бывает так, что обследуемый решает 3‑4 задачи таким бездумным, неправильным способом, а затем, без всякого напоминания со стороны экспериментатора, возвращается к правильному способу решений. Такая неустойчивость процесса мышления, соскальзывание суждений на путь случайных, облегченных, ненаправленных ассоциаций наблюдается при утомляемости испытуемых, при хрупкости процессов мышления.

Методикой можно пользоваться для повторных проб, если разделить этот набор на две или три части.

 

 

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

  лошадь   корова
жеребенок пастбище, рога, молоко, теленок, бык
  яйцо   картофель
скорлупа курица, огород, капуста, суп, шелуха
  ложка   вилка
каша масло, нож, тарелка, мясо, посуда
  коньки   лодка
зима лед, каток, весло, лето, река
  ухо   зубы
слышать видеть, лечить, рот, щетка, жевать
  собака   щука
шерсть овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя
  пробка   камень
плавать пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик
  чай   суп
сахар вода, тарелка, крупа, соль, ложка
  дерево   рука
сук топор, перчатка, нога, работа, палец
  дождь   мороз
зонтик палка, холод, сани, зима, шуба
  школа   больница
обучение доктор, ученик, учреждение, лечение, больной
  песня   картина
глухой хромой, слепой, художник, рисунок, больной
  нож   стол
сталь вилка, дерево, стул, пища, скатерть
  рыба   муха
сеть решето, комар, комната, жужжать, паутина
  птица   человек
гнездо люди, птенец, рабочий, зверь, дом
  хлеб   дом
пекарь вагон, город, жилище, строитель, дверь
  пальто   ботинок
пуговица портной, магазин, нога, шнурок, шляпа
  коса   бритва
трава сено, волосы, острая, сталь, инструменты
  нога   рука
сапог галоши, кулак, перчатка, палец, кисть
  вода   пища
жажда пить, голод, хлеб, рот, еда
  электричество   пар
проволока лампочка, ток, вода, трубы, кипение
  паровоз   конь
вагоны поезд, лошадь, овес, телега, конюшня
  алмаз   железо
редкий драгоценный, железный, твердый, сталь
  бежать   кричать
стоять молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
  волк   птица
пасть воздух, клюв, соловей, яйцо, пение
  растение   птица
семя зерно, клюв, соловей, пение, яйцо
  театр   библиотека
зритель актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель
  утро   зима
ночь мороз, день, январь, осень, сани
  железо   дерево
кузнец пень, пила, столяр, кора, листья
  нога   глаза
костыль галка, очки, слезы, зрение, нос

 

 

Шкала для перевода показателей успешности мышления в сопоставимые оценки

Шкальные оценки Метод исключения Существенные признаки
  32 - 33 -
  - -
  - 32 - 33
  30 - 31 -
  - -
  - -
  - 30 - 31
  25-29 -
  - -
  22 – 24 23 - 29
  - -
  19 - 21 20 - 22
  - -
  17 - 18 17 - 19
    15 - 16
  13 - 15 13 - 14
     
    -
  - -
     

 

Опыт 4. ТЕСТ «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ»

Инструкция: перед вами набор карточек.

Посмотри на карточки, пометь какие карточки ты мог-бы разложить в какие группы.

1. Можешь сделать столько групп, сколько хочешь. Запиши в столбик № группы и его название, а потом те изображения, которые относятся к данной группе.

2. Выполни еще раз это задание, попытавшись объединить все изображения в 2-3 группы.

 

Регистрация данных. Ведение опыта тщательно протоколируется. Отмечаются все группировки — правильные и ошибочные. Исследующий может указать на допущенную неправильность. При этом важно отметить в протоколе отношение испытуемого к обнаруженной ошибке — исправляет ли он ее, не повторяется ли эта ошибка в последующем.

Нужно регистрировать рассуждения испытуемого в процессе выполнения задания, так как в них нередко содержится мотивировка ошибочного суждения. Наличие нескольких идентичных, одноименных групп (например, две группы одежды, разделение на несколько групп посуды) свидетельствует о недостаточности внимания.

Вводные замечания. (ЧИТАТЬ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ)

Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования, но дает также возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий испытуемых, особенностей памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций испытуемых на свои достижения и неудачи. Предложен К. Гольдштейном, видоизменен Л. С. Выготским и Б. В. Зейгарник.

Метод классификации применим для исследования детей и взрослых любого образовательного уровня. Однако при исследовании детей дошкольного возраста и малограмотных взрослых часть карточек следует исключить (измерительные приборы, учебные пособия).

Для исследования необходим набор карточек с изображением различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надписями. Таким образом, можно говорить о предметной и словесной классификации. Методики эти, как и аналогичные словесный и предметный варианты методики исключения, неравнозначны.

Набор карточек для классификации должен предусматривать возможность различных ступеней обобщения. Непродуманно изготовленные наборы карточек предопределяют выполнение задания, например, по конкретно-ситуационному типу.

Интерпретация

На первом испытуемый более или менее самостоятельно образует группы: одежда, мебель, школьные принадлежности, орудия труда, измерительные приборы, люди. Последние две группы, как указывает С. Я. Рубинштейн (1962), представляют наибольшие трудности для выделения. Так, объединение вместе часов, весов, термометра требует выделения наиболее существенного, абстрактного признака, выявляющего их общность. К группе людей относятся различные представители, охарактеризованные на карточках по-разному: представители различных профессий, лыжник и, наконец, ребенок. Выделение обследуемым этих групп свидетельствует об определенной сохранности у него процессов обобщения и отвлечения.

На втором этапе необходимо образовать более крупные группы растений, животных и предметов неживойприроды. Этот этап характеризует более высокую ступень обобщения.

 

Date: 2015-05-19; view: 2870; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию