Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ход работы. Лабораторное занятие 6Стр 1 из 2Следующая ⇒ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Лабораторное занятие 6 Тема: МЫШЛЕНИЕ Цель занятия: ознакомиться с методами диагностики мышления, на примере которых закрепить теоретически представления о видах мышления, его процессах. Контрольные вопросы 1. Общая характеристика мышления. 2. Связь мышления с чувственным познанием. 3. Виды мышления. 4. Процессы (операции) мышления. 5. Мышление и процесс решения задач. Ход работы 1. Студенты выполняют ниже представленные опыты, по каждому из которых оформляют выполнение и краткий вывод. 2. По результатам выполнения всех заданий делается общее заключение по следующей схеме: - Цель - с кем, когда и что проводилось - поведение испытуемого во время обследования, его отношение - полученные результаты в порядке поставленных заданий - общий вывод - рекомендации. 3. Методические материалы опытных заданий. Опыт 1. МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ» Вводные замечания. Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности обследуемых, их умения обобщать. Она аналогична методике «Классификация», поскольку исключение предполагает предварительную классификацию. Отличие состоит лишь в том, что методика «Исключение слов» в меньшей степени выявляет работоспособность и устойчивость внимания, а в большей степени − логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений. Выделяют три вида патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение мотивационного компонента мышления. Методика наиболее чувствительна к нарушениям операционной стороны мышления − к снижению уровня обобщения и искажению процесса обобщения. Первое проявляется в том, что в суждениях доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях и оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей. Второе состоит в том, что хотя обследуемые выделяют общие признаки и способны выйти за пределы конкретных ситуационных связей, но эти связи являются несущественными, случайными, поверхностными, нередко парадоксальными. Менее чувствительна методика к нарушениям динамики мыслительной деятельности − лабильности и инертности. Третий вид патологии мышления − нарушение мотивационного компонента − можно выявить, прежде всего, в объяснениях обследуемых своих ответов, в типичных для них разноплановости и резонерстве. Оборудование. Стандартный бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой), секундомер и заранее подготовленный протокол. Порядок работы. Предъявляется бланк методики и дается инструкция: «На бланке написаны группы слов, каждая группа состоит из пяти слов. Четыре слова из пяти являются в чем-то сходными и могут быть объединены по общему признаку, а одно из слов не соответствует этому признаку и его нужно исключить». Если испытуемый сразу не усвоил инструкцию, то один-два примера экспериментатор решает совместно с ним. Регистрируется общее время выполнения с 1-го по 15-е задание. После того как испытуемый закончил работу, его просят объяснить свои ответы. Экспериментатор регистрирует в протоколе номер строки, исключаемое слово, объяснения испытуемого, а также свои вопросы и примечания.
|