Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как фактор морально- психологического климата
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ Кузьмин А.В. рук.- к. псх.н., доцент Тодышева Т.Ю. ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева» Современный этап реформирования Вооруженных Сил России характеризуется усилением внимания к проблеме эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Данная тенденция обусловлена принятием в качестве базового методологического посыла тезиса о решающей роли человеческого фактора. [1]. Особая роль в вооруженных силах сейчас отводится должности младшего командира, так как в результате военных реформ он должен стать настоящим профессионалом. Важной составляющей профессионализма младших командиров является их способность к эффективному взаимодействию с другими военнослужащими в различных условиях и ситуациях деятельности. В большинстве случаев эффективность такого взаимодействия связана с коммуникативными способностями сержанта, отражающими его умение выбирать, устанавливать и поддерживать для достижения профессиональных целей наиболее адекватный конкретной ситуации стиль общения, основанный на уважительном отношении и учете личностных особенностей собеседника. Вместе с тем анализ войсковой практики свидетельствует о значительных проблемах и затруднениях, испытываемых особенно младшими командирами в ситуациях общения и взаимодействия с подчиненными и старшими начальниками. В научном плане изучение проблемы коммуникации, ее формирования и развития нашло свое отражение в ряде исследований отечественных и зарубежных психологов. Так, разработке теоретических основ и организационно-методических аспектов изучения и совершенствования коммуникативных качеств и способностей были посвящены исследования И.Л Зимней, А.Л Леонтьева, В.Г. Петровой, Л.А. Петровской, Ю.Л. Ханина, Т.С. Яценко, Ю.Н Емельянова, В.Н. Куницы-ной, В.И. Кабрина, В.В. Рыжова, Ю.П. Тимофеева, Н.В. Гришиной, В.В. Знакова, ГЛ. Кудрявцевой и других авторов. Исследование закономерностей, психологических механизмов и особенностей проявления и совершенствования коммуникативных качеств и умений военнослужащих были предметом изучения военных психологов: А.Я. Лниупога, А.И. Шипилова, Ю.И. Мягкова, И.А. Ламанова. Для успешной межличностной коммуникации с командирами и подчиненными сержантам (старшинам) необходимо знать основные требования к его организации. Основные из них [2]: 1. В общении военнослужащих происходит не просто механическая передача информации, а формируется и уточняется смысл сказанного. 2. Существует «эффект избирательности» информационного воздействия. 3. Существуют «барьеры» на пути информационного обмена. 4. В воинском коллективе существуют официальные и неофициальные «каналы информации». 5. Дефицит информации усложняет трудные ситуации жизнедеятельности военнослужащих и особенно объективное оценивание их сложности и экстремальности; 6. Наиболее значимые слова следует располагать в первой части фразы. В разрешающих командах разрешение следует располагать в конце, после содержания действия подчиненного, в запрещающих - в начале; 7. Оптимальный объем фразы для обеспечения четкости речи в условиях шумовых помех 7+2 слова; 8. При служебном радиообмене - максимальный темп передачи информации до 180 слов/мин. Передача информационного сообщения, распоряжения (приказания) будет эффективной, если военнослужащий: четко сформулирует для себя цель сообщения; твердо и понятно выскажет основную мысль; сумеет прояснить сказанное, если возникнет необходимость; потребует обратной реакции (связи) от слушающих, т. е. убедится в понимании своего сообщения; спокойно воспримет и отреагирует в случае неожиданной неадекватной реакции на сообщаемую информацию. Служебное и неформальное общение младших командиров и других военнослужащих, осуществляемое с учетом знаний его сущности и основных закономерностей, оказывает позитивное влияние на морально - психологический климат подразделения. Под сущностью данного явления понимается преобладающий и относительно устойчивый психический и духовный настрой (состояние) коллектива, сложившийся в результате совместной деятельности и межличностного взаимодействия (общения) военнослужащих. Факторы МПК (морально - психологического климата) воинского коллектива представляют собой сложную динамическую систему условий жизнедеятельности. Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина, А. Джекобе). Для того, чтобы обладать высокой коммуникативностью в профессиональной сфере, человек должен овладеть определенной коммуникативной культурой. Из каких основных элементов состоит коммуникативная культура? Ее основанием принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях и специфике оптимальных способов, приемов и средств построения и поддержания благоприятных взаимоотношений с окружающими (сослуживцами, командирами и др.). Источниками знаний в данной области для военнослужащих являются: устав, классическая художественная и специальная литература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи (например, по каналу «Культура»); занятия в системе ОГП и культурно - развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консультации (советы) командиров (начальников) и сослуживцев. В решении проблемы эффективной коммуникации особое место занимает стиль общения младшего командира с подчиненными. Часто именно он становится одним из важных факторов формирования здорового морально - психологического климата в воинском коллективе. Достаточно хорошо известен классический подход, который выделяет авторитарный, демократический и попустительский стили. Практика показывает, что ни один из них не является универсальным в любых ситуациях служебного взаимодействия, но владение ими позволяет точнее реагировать на различные условия военной службы и запросы подчиненных. Жесткий упор на авторитарный стиль может давать и негативный эффект - рост агрессивности и враждебности во взаимоотношениях, которые могут выплескиваться на самого слабого члена коллектива. В демократическом стиле, как наиболее приемлемым на первый взгляд, важным моментом становится соблюдение определенных рамок, за которыми самостоятельность перерастает во вседозволенность. При попустительском стиле младший командир только лишь в малой степени оказывает влияние на подчиненных. В этих условиях обстановка в коллективе и качество решения задач значительно ухудшаются. Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общений) и особе нор в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера; демонстрации искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др. В воинских коллективах частей и подразделений Вооруженных Сил РФ имеют место все разновидности взаимоотношений. В период с ноября 2011 г. по февраль 2012 г. в воинских частях г. Красноярска нами был проведен ряд эмпирических исследований коммуникативной компетентности младших командиров. В процессе изучения коммуникативной компетентности младших командиров, в отдельно взятых группах военнослужащих проводились констатирующий и формирующий эксперименты. Анализируя констатирующий эксперимент, было видно, что показатели диагностик в контрольной и экспериментальной группах приблизительно одинаковы: 50% испытуемых обладали средним уровнем самоконтроля в общении, 20%-низким и 30%-высоким, 40% придерживалось авторитарного стиля поведения, а демократического только-10%. В целях развития коммуникативных способностей был проведен формирующий эксперимент по разработанной нами программе, в экспериментальной группе. Были выделены ведущие качества личности, которые в значительной мере изменились в коррекционной работе. Оценка самоконтроля в общении по показателям контрольного среза возросла на 20% в сторону среднего и высокого уровней. Также изменился и стиль делового общения и руководства: 40% младших командиров стало придерживаться демократического стиля управления вместо прежних 10%. На основе проведенного нами исследования была выдвинута гипотеза о том, что если в процессе формирования коммуникативных способностей сержанта, применять специальные тренинги делового общения, то процесс формирования способностей качественно улучшится. Основными способами совершенствования практических коммуникативных элементов в условиях воинской службы могут быть признаны [6]: • публичные выступления на собраниях, занятиях по ОГП и других мероприятиях воспитательной работы; • самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии; • индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами, построенные на принципах и в форме диалога; • составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а также переработка собственных письменных материалов; • самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений; • аутогенные тренировки с целью повышения уверенности в своих силах; • групповые социально - психологические тренинги, консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под руководством войсковых психологов и др. Повышение компетентности военнослужащих в вопросах психологии общения становится насущной практической задачей. Основой ее решения является повышение общей и коммуникативной культуры каждого солдата, сержанта и офицера как важного условия формирования и поддержания гуманистических и уставных взаимоотношений, здорового морально - психологического климата в воинских коллектива.
Библиографический список: 1. Учебное пособие по общественно - государственной подготовке для солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих службу по контракту в Вооруженных Силах РФ: Отечество. Честь. Долг. Под ред.: А. И. Колясникова. - М.: Изд - во Московской типографии №2, 2005. 2. Рабочая книга психолога внутренних войск /под общ. ред. генерал-лейтенанта С.Ф. Кавуна. – М., 1999. - 221с. 3. Мудрик, А.В. Социализация и смутное время / А.В. Мудрик. – М.: Знание, 1991. – 78 с. 4. Шейнов В.П. Искусство общения: подготовка и проведение деловых бесед. Рекомендации для руководителей. - Минск, 1990. 5. Психология и этика делового общения. Под ред. Лавриненко В.Н. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2005. — 415 с. 6. Буранов С.Н. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе // Ориентир. – М., 2004, №7. Date: 2015-04-23; view: 1334; Нарушение авторских прав |