Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Федеральное агентство по образованиюСтр 1 из 26Следующая ⇒
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Вятский государственный педагогический университет МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Киров – 1998 Составитель: И.В. Лавровская, старший преподаватель КГПИ им. В.И. Ленина Ответственный редактор: Л.И. Белозерова – кандидат психологических наук, зав. кафедрой психологии КГПИ им. В.И. Ленина Рецензенты: В.Н. Гоголев – кандидат психологических наук КГПИ им. В.И. Ленина Н.М. Капустина – кандидат педагогических наук, КГПИ им. В.И. Ленина, зав. кафедрой педагогики
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Введение Настоящие рекомендации предназначены для школьных психологов и студентов пединститута, проходящих педагогическую практику в школе и выполняющих задание по изучению личности школьника. Школьному психологу, а также студенту – практиканту следует начать свою работу с установления контакта с классным руководителем. Объектом изучения обычно становятся учащиеся, которые требуют к себе особого педагогического внимания и индивидуального подхода. Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является психологическое наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы, Школьный психолог — практикант ведет дневник наблюдения за учеником, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, и дает им психологическую интерпретацию. На основе накопленного материала составляется характеристика учащегося; Для того, чтобы осуществить глубокое и всестороннее изучение личности, необходимо использовать разнообразные методы изучения. Кроме наблюдения к ним относятся: 1. Беседы с учеником о каких-то проблемах, прочитанных книгах, просмотренных спектаклях и т. д. Беседы с его товарищами и друзьями по классу, спортивной секции, кружку. Беседы с классным руководителем и другими учителями об ученике. Беседы с его родителями. 2. Метод обобщенных характеристик. 3. Психолого-педагогический эксперимент. 4. Метод изучения объективных результатов деятельности учащегося. 5. Анкетирование. 6. Социометрия. Характеристика должна носить не описательный, а аргументированный характер. В характеристике не должно быть «голых» обобщений, неизвестно каким путем добытых, Обобщения должны опираться на факты, зафиксированные в дневнике наблюдений. Совершенно недостаточно составить простой перечень тех или иных особенностей ученика. Написать характеристику — это значит: а) установить внутреннюю связь и зависимость этих особенностей от условий жизни и воспитания ребенка; б) показать, как они проявляются в поведении школьника; в), выделить ведущие, т. е. главные и наиболее устойчивые особенности; г) показать перспективы воспитательной работы с данным учеником. Психолого-педагогическая характеристика школьника оформляется в Отдельной тетради и обязательно содержит, помимо текста характеристики, приложения (к приложениям относятся протоколы всех методик и дневник наблюдения за учеником). (Приложение № 7). Текст характеристики включает 13 разделов, подробное описание которых дано в следующем параграфе. Здесь же мы дадим только перечень методов, на основе которых может быть написан каждый раздел. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ Методы: 1. Изучение личного дела учащегося. 2. Наблюдение за особенностями внешнего вида учащегося. II.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Методы: 1. Беседа со школьным фельдшером или медсестрой. 2. Оценка соответствия физического развития возрастным нормам по таблице (См. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплуновнч И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов М„ 1988.С. 134—136).
III. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА. Методы: 1. Посещение семьи, беседа с родителями. 2. Беседа с классным руководителем. 3. Методика «Мои близкие». IV. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА, ЧЛЕНОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕНИК Методы: 1. Анализ текущей и итоговой успеваемости класса пo школьному журналу. 2. Наблюдение за классом в различных учебных и внеучебных ситуациях, 3. Беседа с классным руководителем, учителями – предметниками. V. ПОЛОЖЕНИЕ УЧЕНИКА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОТНОШЕНИЙ С УЧИТЕЛЯМИ Методы: 1. Анализ общей успеваемости по журналу. 2. Наблюдение за выполнением общественного поручения, за стилем общения, за реакциями на оценки, за соблюдением дисциплины. 3. Беседа с официальными лидерами класса, с друзьями школьника, с учителями. 4. Социометрия. 5. Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников. VI. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Методы: 1. Анализ активности ученика при проведении политинформации, на уроках. 2. Сравнительный анализ динамики оценок по различным предметам. 3. Беседа с учеником на политические и нравственные темы, о прочитанных книгах, об увлечениях, будущей профессии и т. д. 4. Определение уровня нравственной воспитанности школьника по шкале. 5. Оценка степени развития нравственного самосознания по предлагаемой шкале. 6. Наблюдение за проявлением коллективистической или индивидуалистической направленности по приведенной программе. 7. Оценка уровня развития трудолюбия по предлагаемой шкале. 8. Методика изучения, мотивов учебной деятельности. 9. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?». 10. Методика «Как поступить?» 11. Изучение направленности школьника в экспериментальной ситуации. 12. Анкета интересов. 13. Опросник «ДДО-М» VII. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКА Методы: 1. Наблюдение за проявлением скромности (высокомерия) но приведенной программе. 2. Методика изучения уровня притязаний в учебной деятельности. 3. Методика изучения самооценки. VIII. УРОВЕНЬ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗТИТИЯ ШКОЛЬНИКА Методы: 1. Анализ устных ответов и письменных работ ученика. 2. Наблюдение за способами самоорганизации учебной деятельности. 3. Беседа с учеником о затруднениях в учебе, о рациональных приемах организации учебы. 4. Методики изучения внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, речи. IX. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА Методы: 1. Наблюдение за учеником в ситуациях, вызвавших эмоциональную реакцию; 2. Беседа с учителями, родителями, друзьями ученика. X. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА Методы: 1, Наблюдение за особенностями поведения ученика, в том числе по приведенной для некоторых черт программе (выдержка, настойчивость); XI. ТЕМПЕРАМЕНТ Методы: 1. Наблюдение за жизненными проявлениями свойств темперамента по приведенной программе. 2. Самооценка темперамента. XII. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Методы: 1. Наблюдение; сопоставление результатов наблюдения с приведенным описанием возможных акцентуаций характера. XIII. ВЫВОДЫ Заключительная часть характеристики пишется на основе материалов, характеризующих историю развития школьника, полученных из бесед с родителями и классным руководителем. Заключительная часть должна быть краткой, хороша аргументированной и показывать динамику развития личности ученика. Она должна «проектировать личность» и указывать, что следует развивать, что сглаживать, а что искоренять в структуре личности школьника. В тех случаях, когда ученик требует к себе особого внимания, заключительная часть может быть более подробной.
Date: 2015-05-19; view: 691; Нарушение авторских прав |