Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ влияния некоторых социально-экономических факторов на уровень смертности





Естественный прирост населения зависит не только от уровня рождаемости, но и от уровня смертности. Поэтому для решения демографических проблем России, возникших в последние годы, необходимо прилагать усилия по снижению преждевременной смертности в стране, то есть об увеличении средней продолжительности жизни. Если продолжительность жизни поколения больше, то ежегодно будут умирать меньшее число представителей этого поколения, а это значит, что и общий коэффициент смертности уменьшится. Таким образом, коэффициент смертности характеризует, в определенной мере, среднюю продолжительность жизни населения. Задача снижения преждевременной смертности, и, как следствие увеличение средней продолжительности жизни, является составной частью национальной программы «Здравоохранение».

Для того, чтобы понять в каком направлении нужно прилагать усилия для решения задачи снижения смертности, следует проанализировать взаимосвязи уровня смертности в регионах страны с некоторыми социально-экономическими факторами.

Методика анализа этих зависимостей аналогична методике оценки влияния социально-экономических факторов на уровень рождаемости, описанный в разделе 2.2 настоящей курсовой работы. Выбор регионов для анализа осуществлялся также аналогично.

Исходные данные для расчетов приведены в таблицах 13–17, Приложения Н–С.

Влияние отношения денежных доходов к прожиточному минимуму на смертность приведена в таблице 14 (Приложение О), а график этой зависимости на рисунке 10. Линия тренда, проведенная на графике, свидетельствует о том, что чем больше уровень доходов населения превосходит уровень прожиточного минимума, тем ниже уровень смертности на соответствующей территории.

Рисунок 10 — Влияние отношения денежных доходов к прожиточному минимуму на смертность

 

Следующая зависимость, которая анализируется, это влияние отношения денежных доходов к стоимости фиксированного набора товаров и услуг на смертность. Данные для анализа приведены в таблице 15 (Приложение П), а график этой зависимости на рисунке 11. Как и на предыдущем рисунке линия тренда показывает, что чем выше отношение денежных доходов к стоимости фиксированного набора товаров и услуг, тем ниже уровень смертности. Результат это достаточно понятен: чем выше у людей доходы, тем более качественное питание они могут себе позволить, тем выше качество лечения да и качество всей жизни, а это положительно сказывается на продолжительности их жизни.

Рисунок 11 — Влияние отношения денежных доходов к к стоимости фиксированного набора товаров и услуг на смертность

 

Проанализируем влияние обеспеченности врачами на 10000 человек на уровень смертности. Можно предположить, что, большее количество врачей также даст эффект снижения смертности. Это объясняется более высоким качеством медицинского обслуживания, то есть врач может уделить лечению больного больше времени и внимания. Исходные данные для анализа приведены в таблице 16 (Приложение Р), а график этой зависимости на рисунке 12. Линия тренда убедительно подтверждает наши предположения.

Рисунок 12 — Влияние обеспеченности врачами на 10000 жителей на смертность

 

Проанализируем еще один фактор, который может влиять на смертность населения. Это Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями на 10000 чел. населения.

Исходные данные для анализа приведены в таблице 17 (Приложение С), а график этой зависимости на рисунке 13.

Линия тренда на графике показывает, что чем лучше население региона обеспечено местами в поликлиниках и амбулаториях, те ниже уровень смертности. Это объясняется более комфортными условиями работы врачей, меньшими очередями в поликлиниках, а, значит, и более высоким качеством лечения. Кроме того, следует учесть и психологический фактор: больной не слишком охотно идет лечиться в поликлинику, если ему приходится высиживать многочасовые очереди, ему проще заняться «самолечением», которое не всегда идет на пользу здоровья.

Рисунок 13 — Влияние обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями на смертность

 

Общие выводы, которые можно сделать из проведенного анализа, понятны. Для решения демографических проблем, существующих сегодня в нашем государстве, необходимо повышать качество жизни граждан России. Это и повышение доходов, и улучшение медицинского обслуживания, и обеспечение граждан доступным жильем, и создание условий для укрепления семьи, и многое-многое другое. Это и есть главные задачи власти в социально-ориентированном государстве.


3 Предложения по улучшению демографического развития Российской Федерации»

В настоящее время формально в России действуют две «Концепции демографического развития». Первая — «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» [10], принята Правительством РФ 24 сентября 2001 г., вторая — «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [11], утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 1351 от 9 октября 2007 г. При утверждении второй «Концепции», первая не была отменена.

Оба документа очень похожи как по структуре, так и по содержанию. Новый документ, по всей видимости, является простым развитием первого. Оба документа, как это и следует из их названия, носят концептуальный характер, то есть в них сформулированы задачи, которые следует решить для преодоления демографического кризиса, но не указаны пути и средства их решения. Не указаны в документах и ответственные за выполнение различных задач ведомства.

Тем не менее, сам факт появления сначала одного документа, затем другого, указывают на то, что «в верхах» есть хотя бы «осознание наличия проблемы». Оба документа содержат, хотя и несколько расплывчатый, анализ демографической ситуации в стране.

Согласно «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» в основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:

¨ комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

¨ своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

¨ учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;

¨ взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;

¨ координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

¨ сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

¨ сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

¨ сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

¨ повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;


¨ укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

¨ привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Некоторые эксперты считают, что увеличение социальных пособий, особенно единовременных, необязательно приводит к росту благосостояния семьи: они лишь создают эффект дохода, при этом выталкивая матерей с рынка труда, а на макроэкономическом уровне это означает ослабление у людей желания работать, снижает эффективность экономики и тормозит рост совокупного богатства.

— Демографическую задачу надо решать в комплексе, — уверен руководитель Центра демографии и экологии человека ИНП РАН Анатолий Вишневский. — С оглядкой на демографические последствия надо корректировать политику во всех областях: от здравоохранения и рынка труда до экономики и политики. [6]

С такой позицией трудно не согласиться. Поэтому кроме намеченных в «концепциях» мероприятий, очевидно, целесообразно провести ряд мероприятий, в первую очередь законодательного характера:

¨ пересмотреть расчет потребительской корзины, в первую очередь женщины в трудоспособном возрасте и потребительской корзины беременной женщины. Для беременных женщин необходимо предусмотреть дополнительные расходы на увеличение калорийности, витаминизацию питания, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные товары, транспортные расходы;

¨ разработать комплекс минимальных социальных стандартов (гарантий), обеспечивающих всему населению понятную, доступную и реально обеспеченную систему гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей;

¨ для обеспечения благоприятных условий сочетания занятости в общественном производстве с выполнением семейных обязанностей, необходимо дальнейшее развитие в законодательных актах, регламентирующих трудовые отношения, поощрение родительства и установление системы гарантий для работников с семейными обязанностями с одновременным усилением государственного контроля за соблюдением интересов работающих членов семьи, обеспечение доступности для всех семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей;

¨ принять действенные меры по поддержке молодых семей. В кратчайшие сроки разработать региональные аспекты обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.

Заключение

Комплексное изучение естественного движения населения необходимо для обеспечения государственных органов исходными данными для выработки осознанной и целенаправленной демографической политики, для прогнозирования развития демографической ситуации в стране или регионе.


Проведенным исследованием достигнута его цель — проведен статистический анализ естественного движения населения с 1950 года по 2007 год. Решены также и задачи исследования:

¨ проведена оценка динамики численности населения России;

¨ охарактеризованы динамика и факторы естественного движения населения нашей страны;

¨ проанализированы и измерены изменения параметров воспроизводства населения Российской Федерации;

¨ проанализировано влияние некоторых социально-экономических факторов на уровень рождаемости в России

Данные, полученные в результате исследования, показывают, что с 1991 года Россия находится в серьезном демографическом кризисе. Этот факт констатируется даже в ежегодных Докладах Фонда ООН в области народонаселения.

Особую остроту приобрела проблема низкой рождаемости. В 2006 году родилось 1479,6 тыс. человек, что на 509,2 тыс. человек меньше, чем в 1990 году. Это сокращение произошло, несмотря на определенное увеличение репродуктивных контингентов.

Общие тенденции динамики смертности населения страны во многом определяет ситуация со сверхсмертностью людей рабочих возрастов, среди которых около 80% составляют мужчины. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в развитых странах. При сохранении современного уровня смертности в рабочих возрастах, из числа россиян, достигших в 2005 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин.

Анализ статистических данных убедительно подтверждает продолжающуюся депопуляцию России.

Концепции демографической политики Российской Федерации носят весьма общий характер и недостаточно конкретны. По мнению ряда специалистов [6] [7] [8], пока решение демографических проблем мы будем видеть в финансовом стимулировании рождаемости и возвращении к ценностям прошлого, ситуация будет только ухудшаться.

Сегодня решение именно жилищной проблемы молодой семьи с детьми может стать реальным стимулом повышения рождаемости.

Вторым важнейшим фактором, влияющим на повышение рождаемости, могли бы стать такие изменения в «Трудовом кодексе» и налоговом законодательстве, которые стимулировали бы работодателя к приему на работу работников, имеющих детей.

 


Литература

1. Медков, В. М. Демография: Учебник / В. М. Медков. – М.: ИНФРА-М. 2007. – 683 с.

2. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл. - кор. РАН И. И. Ели­сеевой. — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 480 с.

3. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие для вузов / И.И. Колесникова. – М.: Новое знание, 2002. –249с.

4. Лукьянчикова, Т. Л. Статистика: учебное пособие / Т. Л. Лукьянчи­кова. – Орел: ОрелГТУ, 2004. – 117 с.

5. Шабайкин, Ю. Н. Статистический анализ демографического развития России в условиях рынка / Автореферат дис. … канд. экон. наук / Юрий Николаевич Шабайкин – М., 1998. – 18 с.

6. Демографические альтернативы будущего / Материал подготовлен В. Супрун, Н. Шейникова // Эксперт Сибирь – 2007 – 24 сентября №35(177)

7. Саттеруэйт, М. Россия, застрявшая в переходе / Маргрет Саттеруэйт (профессор, Оксфордский Университет) // Эксперт – 2006 – 25 сентября №35(529)

8. Домчева, Е. Курс на демографию: Эксперты рассказали о проблемах, которые ждут страну после 2008 года / Елена Домчева // Российская газета - Федеральный выпуск – 2006 – 21 сентября (№4176)

9. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. Пособие для вузов. – 8-е изд., стер. — М.: Высшая шк., 2002. — 479 с.

10. «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», принята Правительством РФ 24 сентября 2001 г.

11. «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 1351 от 9 октября 2007 г.

12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, http://www. gks. ru/.

13. Бюллетень «Население и общество» (и его электронной версии «Демоскоп Weekly» http://demoscope. ru/weekly/)







Date: 2015-05-19; view: 1612; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию