№
| Критерии сравнения
| Моторная алалия
| Интеллектуальная недостаточность
|
| Сущность нарушения
| Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов
| Нарушения развития речи – результат патологии познавательной деятельности
|
| Предречевое развитие
| Соответствует возрасту
| Задержка сроков гуления, лепета
|
| Динамика развития речи
| Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи
| ·1 к 6-7 г. на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом
·2 по мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется
|
| Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей
| Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксические конструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь)
| Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи, понимание речи затруднено
|
| Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи)
| Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов
| Речь логически бедная или алогичная может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении
|
| Запас знаний и представлений
| С трудом актуализируется в речи
| Ограничен
|
| Невербальное мышление
| Сохранно (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение)
| Нарушено вербальное мышление
|
| Степень обучаемости
| Высокая
| Низкая
|
| Критичность
| Критичны к своей собственной речи, речевой негативизм
| Некритичны
|