Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка данных





Прежде всего педагог обобщает качественную структуру оценочных суждений учащихся.

Сначала анализируется соотношение определенных, точных ответов («да», «нет», «отчасти») и неопределенных («не знаю»). Чем больше удельный вес опре­деленных ответов при оценке себя или родителей, тем больше оснований говорить о развитом социальном интеллекте учащегося, его умении и желании проводить анализ своей личности и личности родителей. В частности, о многом может сказать доля определенных ответов в графах «Мой отец/мать думают, что я...» Чем опре­деленнее ответы, тем вероятнее, что родитель является для ребенка источником четкой, внятной информации, «какой ты сейчас», очень важной для саморазвития личности. Косвенно это свидетельствует и о педагогической культуре родителей, о том, что коррекция развития ребенка в семье осуществляется не стихийно, не толь­ко за счет запретов, ситуативных наказаний и поощрений, но и путем прямого об­суждения качеств личности ребенка.

Большая доля неопределенных ответов, преобладание оценок «не знаю» в графах «Мой отец/мать думают, что я...» свидетельствует о том, что учащийся ма­ло осведомлен о родительской оценке, следовательно, родительское мнение не яв­ляется значимой движущей силой развития личности ребенка. Косвенно большая доля ответов «не знаю» в данных графах говорит о низкой педагогической культуре родителей, выражающейся в их малой включенности в духовное строительство ре­бенка. Кроме того, сопоставляя меру «закрытости» мнения отца или матеря для ре­бенка, можно косвенно судить о том, кто из них более активен как воспитатель.

Немало информации дает педагогу анализ соотношения положительных и отрицательных оценок учащегося. По преобладанию или равновесности отмечен­ных положительных/отрицательных качеств, прежде всего, можно сделать вывод об уровне самооценки ребенка (средний, высокий, низкий).

С этих же позиций можно проанализировать оценки учащимися своих роди­телей: они могут быть выдержаны в мажорных, уважительных тонах, в нейтрально-усредненных либо в негативных, неприязненных. Насыщенность «этюда» о родителях положительными тонами позволяет косвенно судить об эмоционально-психологической близости, тяге ребенка к родителю.

Немаловажно и содержание ответов в графе «Я хотел бы походить...», свиде­тельствующих о мере авторитетности и образцовости взрослого в глазах ребенка.

После общего обзорного анализа педагог переходит к конкретно-сопоставительному, то есть к процедуре количественного сопоставления ответов в графах 1-2, 1-3, 1-4, 1-5. Подсчитывается число совпадающих ответов (по каждо­му типу ответов: «да», «нет», «отчасти», «не знаю»), далее определяется уровень сходства сопоставленного списка личностных черт (в процентах выражается удельный вес совпавших ответов).

Какую информацию можно извлечь из этого сопоставления? Представим ее в виде таблицы:

 

Степень сходства Авторитет­ность ро­дителей Сопостав­ляемые графы Характер взаимоотношений ре­бенка и родителей
Высокая (70% и выше)     Если авто­ритет име­ется Сопоставле­ние граф 1 и 2, 1 и З 1. Переживание сходства с родите­лем. 2. Чувство семейной гармонии, сплоченности семейного «мы». 3. Самодостаточность личности (я похожу на свой идеал).
Если авто­ритет невы­сокий   1. Фрустрационное переживание сходства с родителями-антиподами. 2. База для конфликтных или на­пряженных отношений с родите­лем, психологическое дистанцирование от взрослого.
Низкая (50% и ниже)     Если авто­ритет име­ется   1. Переживание индивидуальности своего развития. 2. Возможна неудовлетворенность собой, готовность к самовоспита­нию с ориентацией на родителя-образец.
Если авто­ритет невы­сокий   1. Духовно-нравственное противо­стояние детского и взрослого по­колений, ясно осознанное ребен­ком. 2. Эмоционально-лсихологическое отчуждение ребенка от родителей.
Высокий (70% и выше)     Если авто­ритет име­ется Сопоставле­ние граф 1 и 4, 1 и 5 1. Ребенок чувствует, что родители хорошо его понимают, знают его достоинства и недостатки. 2. Родители - источник положитель­но переживаемого поддерживаю­щего контроля. 3. Открытость, доверительность от­ношений. 4. Переживание ценностного отно­шения к себе в семье.
Если авто­ритет невы­сокий   1. Ребенок чувствует, что хорошо «проницаем» для родителей. 2. Родительский контроль нежела­телен (унизителен или вражде­бен). 3. Стремление закрыться, стать «не­проницаемым».
Низкая (50% и ниже) Если авто­ритет име­ется   1, Ребенок чувствует, что родители не понимают или не хотят понять его. 2. Видит неценностное отношение к себе в семье. 3. Фрустрированная потребность быть понятым, близким е семье. 4. Психологическая дисциплина ме­жду ребенком и взрослым, отно­шения по типу родительского от­торжения.
Если авто­ритет невы­сокий   1.Ребенок видит, что родители его не понимают, не хотят понять, что еще больше снижает их авторитет. 2. Видит неценностное отношение к себе. 3. Нет потребности, быть понятым неавторитетными родителями. 4. Психологическая дистанция между ребенком и родителями, отношения по типу взаимного отторжения.


Методика «Тип семьи»


(программированное наблюдение)

Данная методика поможет педагогу определить тип семьи, в которой растет его воспитанник.

При выделении конкретных типов мы опирались на классификации Л.С Алексеевой и А.И. Захарова..

Программированное наблюдение включает в себя подробную ориентировоч­ную основу в виде единиц наблюдения актов воспитательного поведения родите­лей, а также конкретных, хорошо узнаваемых, признаков эмоционального климата в семье. Источником для фиксации той или иной черты воспитательного быта се­мьи служат личные наблюдения педагога при посещении учащегося на дому, бесе­ды, контакты с родителями, а также информация, полученная от других лиц (учителей, инспектора МВД, соседей и др.), учитываются диагностические данные раз­личных методик обследования семьи.

Следует учесть, что далеко не всегда возможна четкая типизация семьи. Дос­таточно часто для семьи характерно сочетание признаков разных типов, например, «конфликтная и асоциальная», «авторитарный стиль и гиперопека», «попустительство и недостаточная отзывчивость» и т. д. В этом случае педагог просто отмечает присущие семье признаки, оставляя вопрос о типизации открытым.

Типы семей

 

Типы семьи Признаки
Благополучная Материальная обеспеченность. Полносоставность (есть отец и мать). Благоприятный нравственный эмоциональный климат. Высокая (достаточная) педагогическая куль­тура родителей.
Н е б л а г о п о л у ч н ы е с е м ь и
Семья с дефи­цитом воспита­тельных ресур­сов |В семье отсутствует один из родителей. Учащегося воспитывают родственники

 


Конфликтная семья Стиль отношений между родителями или между родите­лями и детьми конфликтный. Царит атмосфера недоволь­ства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк.Источниками хронической конфликтной ситуациимогут быть невроз одного из родителей, невоспитанность роди­телей, недостатки характера родителем (несдержанность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, жестокость и т. д.), плохие взаимоотношения между родителями.
Асоциальная семья Родители ведут явно аморальный или противоправным образ жизни (пьянство, тунеядство, содержание притона, распущенная половая жизнь, член семьи имел судимость или в настоящее время находятся в тюрьме)
Нравственно неблагополуч­ная семья Семья внешне благополучная: материально обеспеченная, эмоциональный климат положительный, родители обладают минимумом педагогической культуры, занимаются воспитанием ребенка. Суть во внутреннем неблагопо­лучии - это семья с нервной нравственной ориентацией: 1. Потребительская ориентация: культ вещей, слабое мо­ральное осуждение присвоения государственного или личного имущества, узкий фуг духовных, культурных интересов. 2. Эгоистическая направленность: установка на индиви­дуализм, на использование других в своих интересах, пренебрежение к коллективным формам деятельности и т.д. 3. Пассивная социальная позиция, сосредоточенность на внутрисемейных проблемах, безынициативность.
Педагогически некомпетентная семья Родители допускают ошибки в воспитании ребенка. Наи­более типичные ошибки: 1. Авторитарность: стремление подчинить себе ребенка, неприятие в нем индивидуальности, навязывание го­товых мнений и решений, строгая дисциплина, исполь­зование в качестве основной меры воспитания прину­ждения и физических наказаний. 2. Попустительство, чаще всего потворствующее: при­знания права ребенка на полную автономию, безнад­зорность, низкая осведомленность о проблемах ребен­ка, его поведении на улице и в школе, бесконтроль­ность. 3. Гиперопека - защитный стиль отношений: оправдание и защита ребенка во всех ситуациях, ограждение от трудностей, удовлетворение всех нужд и потребностей ребенка. 4. Непоследовательность и противоречивость: воспита­тельные дела, инициативы никогда не доводятся до конца, несогласованность требований взрослых в се­мье, сочетание крайности воспитания (повышенная требовательность и бесконтрольность, слабоволие, родительская беспомощность, репрессии (наказания, избиения) и безнадзорность, гиперопека и непонима­ние ребенка). 5. Гиперсоциальностъ: повышенная принципиальность, правильность, бескомпромиссность требований, лишние запреты, морализирование, нетерпимость к слабостям и недостаткам. 6. Недостаточная отзывчивость: не учитываются возможности ребенка и его потребности. Это лежит в основе: а) стремления навязать ребенку непосильные цели, дела, режим (например, занятия музыкой, требование отличных оценок); б) преобладания отрицательных ре­акций на поведение (замечания, ругань, предостере­жения, укоры и т. д.. Положительные реакции (похва­ла, ласка, поддержка, одобрение) сведены к минимуму. 7. Инверсия родительских ролей: одностороннее женское влияние, самоустранение отца от воспитания.  

Анкета «Семья учащегося»


Предлагаемая анкета поможет педагогу оценить воспитательный потенциал семьи в таких его параметрах, как материально-бытовые условия воспитания ре­бенка в семье, духовная жизнь семьи, активность педагогической позиции родите­лей, их включенность в педагогически ориентированные виды деятельности как важный аспект педагогической культуры взрослых; образовательные ожидания и потребности семьи.

АНКЕТА

Уважаемые родители!


Мы хотим поближе познакомиться с вашей семьей, ее педагогически пози­цией и взглядами на образовательные услуги, с тем, чтобы более плодотворно и ад­ресно сотрудничать с вами.

1. Перечислите всех членов вашей семьи, живущих вместе с вами: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?

· дни рождения;

· дни поминовения усопши;

· коллективные посещения кино, театров и др.;

· религиозные обряды (посещение церкви, посты, праздники...);

· день создания семьи;

· гражданские праздники (Новый год, 1 Мая, 8 Марта, День Победы и др.);

· школьные праздники (начало учебного года, окончание шкоды...);

· профессиональные праздники;

· воскресные семейные обеды, ужины;

· выпуск семейной газеты;

· проведение семейных советов;

· другое _________________________________________________________________________

3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

· спорт;

· рыбалка;

· шитье;

· вышивка;

 

· сочинение стихов, рассказов, сказок;

· поделки;

· коллекционирование;

· пение;

· вязание;

· аквариумоводство;

· домашние животные (уход, дрессировка);

· шахматы;

· живопись/рисование;

· чтение;

· игра на музыкальных инструментах;

· посещение театров;

· другое__________________________

4. Отметьте, к каким из ваших увлечений вы подключаете своего ребенка: ______________________

 

5. Какой труд объединяет вашу семью?

· общего труда нет, у каждого свое дело;

· уборка квартиры;

· ремонт квартиры;

· уход за домашними животными;

· уход за скотом;

· работа в саду, на даче;

· индивидуальная трудовая деятельность;

· другое____________________________________________

6. Собираете ли вы семейные советы?

· семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных се­мейных советов;

· собираем совет для того, чтобы:

o распределить бюджет семьи,

o планировать покупки,

o планировать отпуск,

o распределять работу по лому, ответственность,

o обсуждать поступки членов семьи,

o обсуждать проблемы воспитания детей,

o другое_______________________________________________

 

7. Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в вашей семье?

  • отдельная комната для ребенка;
  • уголок в общей комнате;
  • спортивный инвентарь (коньки, лыжи, гири и т. п.)
  • библиотека;
  • музыкальные инструменты (гитара, баян и т. п.);
  • диапроектор;
  • киноаппарат, кинопроектор;
  • электронные игры;
  • проигрыватель;
  • компьютер;
  • видеокамера;
  • фотолаборатория;
  • фотоаппарат;
  • живой уголок;
  • фонотека;
  • аквариум;
  • столярные, слесарные инструменты;
  • вязальная машина;
  • конструкторы;
  • швейная машина;
  • развивающие игры;
  • велосипед/мотоцикл;
  • еще__________________________

 

8. Есть ли в семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием детей?

мама; папа;

бабушка; дедушка;

прабабушка; прадедушка;

няня; родственница;

гувернантка;

Другие_______________________________________________________

 

9. Что хорошего/плохого приносит ваш ребенок из школы?

умственное развитие; сквернословие;

эстетическое развитие; непослушание;

культуру общения; грубость:

самостоятельность; нервозность;

интерес к знаниям; усталость, измотанность:

желание учиться; возбуждение;

внимание к близким; нежелание ходить в школу;

страх перед оценками;

страх перед педагогами;

другое______________________________________________________

 

10. Углубленное изучение каких предметов в профильных классах желательно для вас в нашей школе?

математика; право;

физика; педагогика;

химия; психология;

биология; иностранный язык;

информатика; литература;

экономика; художественная культура;

другое______________________________________________________

 

11. За какие образовательные услуги вы готовы платить уже сегодня?

· кружок, секция;

· репетиторство;

· обучение иностранному языку;

· психологическая консультация;

· психологические тренинги;

· лечебно-оздоровительные мероприятия:

· платная раздевалка;

· факультатив;

· музыкальное образование:

· психологическая диагностика;

· экскурсии по городам;

· поездка за рубеж;

· пост МВД в школе;

· группа продленного дня;

· другое____________________________________________________

 

12. Как складываются ваши отношения с педагогами нашей школы?

· Постоянное деловое взаимопонимание,

· Теплые дружеские отношения,

· Сами периодически приходим в школу,

· Приходим, в основном, по вызову,

· Бывает, что пропускаем родительские собрания,

· Постоянно посещаем родительские собрания,

· Педагоги чаще информируют нас о плохих поступках ребенка, плохой учебе,

· Хороших контактов пока не удалось наладить,

· С отдельными педагогами мы, пожалуй, в конфликте.

 

13. Чем вы удовлетворены в работе школы?

· качество обучения;

· безопасность ребенка;

· общая спокойная обстановка;

· качество питания;

· оформление интерьера школы;

· отношение учителей к детям;

· порядок, требования к дисциплине:

· условия для развития способностей (кружки, секции и т. п.);

· другое____________________________________________________

 

14. Напишите, чем вы не удовлетворены в работе школы _______________________________________________________________________________

 

 

15. Как вы организуете деятельность ребенка?

· помогаем выполнять домашние задания, следим за их выполнением:

· читаем книги;

· водим детей в театр, кино., и т. п.;

· обучаем бытовому труду (шитье, кулинария, ремонт квартиры и т. д.);

· играем в развивающие игры;

· организуем спортивные, физкультурные занятия в семье;

· водим детей в музыкальную, спортивную школу (секцию);

· выезжаем с детьми на природу, ходим на прогулки;

· другое___________________________________________________

· наш ребенок самостоятельный и сам находит себе дело:

· специально не занимаемся с детьми, но всегда и везде привлекаем ребенка к тому, что делаем сами.

16. Каким вы представляете жизненный сценарий вашего ребенка?

· будет рабочим;

· будет специалистом с высшим образованием (окончит вуз);

· будет специалистом со средним профессиональным образованием (окончит техникум);

· будет творческим работником;

· будет иметь свое дело, займется коммерцией;

· свою дорогу выберет сам, мы вмешиваться не будем.

 







Date: 2015-05-19; view: 545; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.037 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию