Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 2 карта наблюдения Стотта





Карта наблюдения Стотта предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. Может использоваться для различного возраста.

Дезадаптация предполагает невыполнение школьных требований вследствие нежелания, неумения, или неспособности ученика. Среди дезадаптированных выделяют два основных типа учащихся. Во-первых, это те ученики, которые создают серьезные проблемы для окружающих (педагогов, других детей, техперсонала) — так называемые трудные. Во-вторых, это ученики, которые сами страдают от трудностей, но не доставляют окружающим особых неприятностей — «страдающие» ученики.

Можно выделить три формы школьной дезадаптации: 1) преимущественно внешнюю — поведенческую; 2) преимущественно внутреннюю — психологическую и 3) смешанную.

Карта наблюдения Стотта, оценивающая степень и характер дезадаптации школьника, состоит из 16 комплексов-симптомов — образцов поведения, или симптомокомплексов (СК). СК представлены в виде перечней и пронумерованы I–XVI. В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении карты наблюдения наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие знаком «―». Эти данные заносятся в специальную таблицу:

I-НД II-О III-У IV-TB V-HB VI-ТД VII-A VIII-КД IX-H Х-ЭН XI-HC…
1-я
2-я

Примечание. 1-я итоговая строка — результаты суммы «сырых» оценок (баллы); 2-я итоговая строка — выраженность СК от максимально возможной (%).

 

Таблица 1

Перевод первичных эмпирических показателей в «сырые» оценки

I-НД II-О III-У IV-TB V-HB VI-ТД VII-A VIII-КД IX-H Х-ЭН XI-HC XII–C XIII-УР XIV–CP XV-Б XVI-Ф
1-1 1-1 1-1 1-1 1-1 1-2 1-1 1-1 1-1 1-1 1-2 1-1 1-1 1-1 1-1 1-1
2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-2 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1
3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-2 3-1 3-2
4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1   4-1 4-1
5-1 5-1 5-1 5-1 5-1 5-1 5-1 5-1 5-1 5-1 5-2 5-1 5-1   5-1 5-1
6-1 6-1 6-1 6-1 6-1 6-1 6-1 6-2 6-1 6-2 6-2 6-1 6-2   6-1  
7-1 7-1 7-1 7-1 7-1 7-1 7-2 7-2 7-1 7-2 7-2 7-1 7-2   7-1  
8-1 8-2 8-2 8-2 8-1 8-1 8-1 8-2 8-1 8-2         8-1  
9-1 9-1 9-2 9-1 9-1 9-1 9-1 9-2 9-1 9-1         9-1  
10-1 10-1 10-2 10-2 10-2 10-1 10-1 10-2 10-1 10-1         10-1  
11-1 11-2 11-2 11-1 11-2 11-2 11-1   11-1 11-2         11-1  
12-2 12-2 12-2 12-2 12-2 12-2 12-2     12-2         12-1  
13-2 13-2 13-2 13-1 13-2 13-2 13-2               13-2  
14-2 14-2   14-2 14-2 54-2 14-2               14-2  
15-2 15-2   15-1 15-2 15-2 15-2                  
16-2 16-2   16-2 16-2   16-2                  
17-2 17-2     17-2                      
  18-2     18-2                      
  19-2     19-2                      
  20-2     20-2                      
        21-2                      
        22-2                      
        23-2                      
        24-2                      

Примечание. Слева — номер утверждения, справа — балл.

 

Таблица 2

Перевод «сырых» оценок в процентные

I-НД II-О III-У IV-TB V-HB VI-ТД VII-A VIII-КД IX-H Х-ЭН XI-HC XII–C XIII-УР XIV–CP XV-Б XVI-Ф
0-0 0-0 0-0 0-0 0-0 0-0 0-0 0-0 0-0 0-0 0-0 0-0 0-0 0-0 0-0 0-0
1-4 1-3 1-5 1-5 1-3 1-5 1-5 1-7 1-8 1-6 1-9 1-14 1-11 1-25 1-6 1-17
2-9 2-6 2-11 2-10 2-5 2-10 2-9 2-13 2-17 2-12 2-18 2-29 2-22 2-50 2-12 2-33
3-13 3-10 3-16 3-14 3-8 3-14 3-14 3-20 3-25 3-18 3-27 3-43 3-33 3-75 3-19 3-50
4-17 4-13 4-21 4-19 4-11 4-19 4-18 4-27 4-33 4-24 4-36 4-57 4-44 4-100 4-25 4-67
5-22 5-16 5-26 5-24 5-13 5-24 5-23 5-33 5-42 5-29 5-45 5-71 5-56   5-31 5-83
6-26 6-19 6-32 6-29 6-16 6-29 6-27 6-40 6-50 6-35 6-55 6-86 6-67   6-37 6-100
7-30 7-23 7-37 7-33 7-18 7-33 7-32 7-47 7-58 7-41 7-64 7-100 7-78   7-44  
8-35 8-26 8-42 8-38 8-21 8-38 8-36 8-59 8-67 8-47 8-73   8-89   8-50  
9-39 9-29 9-47 9-43 9-24 9-43 9-41 9-60 9-75 9-53 9-82   9-100   9-56  
10-43 10-32 10-53 10-48 10-26 10-48 10-45 10-67 10-83 10-59 10-91       10-62  
11-48 11-35 11-58 11-52 11-29 11-52 11-50 11-73 11-92 11-65 11-100       11-69  
12-52 12-39 12-63 12-57 12-32 12-571 12-55 12-80 12-100 12-71         12-75  
13-57 13-42 13-68 13-62 13-34 13-62 13-59 13-87   13-76         13-81  
14-61 14-45 14-47 14-67 14-37 14-67 14-64 14-93   14-82         14-87  
15-65 15-48 15-79 15-71 15-40 15-71 15-68 15-100   15-88         15-94  
16-70 16-52 16-84 16-76 16-42 16-76 16-73     16-94         16-100  
17-74 17-55 17-89 17-81 17-45 17-81 17-77     17-100            
18-78 18-58 18-95 18-86 18-47 18-86 18-82                  
19-83 19-61 19-100                          
20-87 20-65 20-95                          
21-91 21-68 21-100                          
22-96 22-71 22-58                          
23-100 23-74 23-61                          
  24-77 24-63                          
  25-81 25-66                          
  26-84 26-68                          
  27-87 27-71                          
  28-90 28-74                          
  29-94 29-76                          
  30-97 30-79                          
  31-100 31-82                          
    32-87                          
    33-89                          
    34-92                          
    35-95                          
    36-97                          
    37-100                          
                               

Примечание. Слева — «сырые» оценки, справа — процентные.

 

Заполняющий карту наблюдения, сделав заключение о наличии или отсутствии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующего СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак «+» или знак «―». Образец поведения обладает неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей (+, -) в «сырые» оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие — 2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в «сырые» оценки (см. табл. 1). В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются. Затем суммы «сырых» оценок по каждому СК переводятся в процентные показатели, которые указывают на выраженность каждого из СК у обследуемого от максимально возможной (см. табл. 2). Таблица 2 построена следующим способом:

1. Суммируются все баллы по каждому СК из табл. 1.

2. Каждая из возможных «сырых» оценок делится на максимально возможную сумму и умножается на 100 %.

Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют ориентировочное значение. Поэтому при интерпретации обращаться с ними нужно осторожно. Кроме того, методика не стандартизирована. Целесообразно использовать ее результаты как ориентиры в индивидуальном подходе, но не как основания для диагноза.

С помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100 %) разбиты для каждого СК на пять интервалов. Интервал от 0 до 20 % говорит о настолько слабой выраженности качества, что оно практически не присуще данному СК. Так, очень слабо выраженный СК V-HB может говорить о попытках ребенка установить хорошие отношения со взрослым, но не приятным для взрослого способом. Аналогично, интервал от 80 до 100 % свидетельствует о том, что здесь качество СК «переросло себя» и мы имеем дело с другим качеством. Для правильной интерпретации крайних интервалов особенно важно привлечение дополнительных сведений. Интервалы 20–40 %, 40–60 % и 60–80 %, соответственно, говорят о заметной выраженности, сильной выраженности и очень сильной выраженности качества.

Содержание симптомокомплексов

I-НДНедостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям. СК НД положительно коррелирует с сенситивностью по ПДО Личко. Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. От 1 до 11 — менее явные симптомы, от 12 до 17 — симптомы явного нарушения.

II-ООслабленностъ (астения). Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости состояния, а о проявлениях апатии, пониженного настроения, своего рода нейрофизиологической истощаемости. В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. СК О говорит о дефиците энергетических ресурсов организма ребенка. Симптомы 9 — 20 говорят о более выраженной депрессии. Пунктам синдрома О обычно сопутствуют выраженные синдромы НВ и ТВ, особенно в ее крайних формах. По всей вероятности они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.

III-УУход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к контактам с любыми людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

IV-ТВТревога за «принятие» взрослыми и интерес с их стороны. Беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. СК ТВ выражает тревожные надежды, стремления, попытки ребенка к установлению и сохранению хороших отношений со взрослыми. Симптомы 1 — 6 — ребенок старается убедиться, что его «принимают» и любят взрослые. Симптомы 7-10 — ребенок обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11 — 16 — ребенок проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.

V-HBНеприятие взрослых. Проявления различных форм неприятия взрослых, от избегания учителя, подозрительности до неконтролируемой враждебности. Симптомы 1 — 4 — ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5 — 9 — ребенок то относится ко взрослым враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10–17 — открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18 — 24 — полная, неуправляемая, привычная враждебность.

VI-ТДТревога за «принятие» детьми. Беспокойство и неуверенность в том, любят ли его другие дети и представляет ли он для них интерес. СК ТД выражает те же тенденции что и СК ТВ, но в отношении сверстников. Временами принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.

VII-ААсоциальность. Недостаток стремления следовать социальным — морально-нравственным — нормам. Ребенок не стремится получить одобрение взрослого. Однако термин «асоциальное» поведение не является синонимом термина «антисоциальное» — преступно-криминальное — поведение. Хотя при сильной выраженности СК (82 % и более) последнее может иметь место. Слабая выраженность СК А (14 % и менее) может быть и в случае, если нравственные ценности ученика выше, чем предъявляемые ему школой моральные требования (что не обязательно, но встречается). СК А связан с неуверенностью в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1 — 5 — отсутствие старания понравиться взрослым, безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5 — 9 — у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10–16 — отсутствие моральной чувствительности.

VIII-КДКонфликтность с детьми. Враждебное отношение к другим детям — от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Надо отметить, что слабая выраженность СК НВ и КД может говорить о попытках установления или сохранения хороших отношений, но не нормальными, а ошибочными способами. Это может быть сигналом о начавшемся переходе «от любви к ненависти», когда проявления плохого еще чередуются с проявлениями хорошего.

IX-HНеусидчивость, или неугомонность. Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания или размышления, избегание долговременных усилий.

Х-ЭНЭмоциональные напряжения, или эмоциональная незрелость. Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявляется в инфантильности речи, тревожности, склонности к слезам. Симптомы 1 — 5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости, 6 и 7 — о серьезных трудностях, 8-10 — о прогулах и непунктуальности.

XI-HCНевротические симптомы. Включают в себя признаки невроза, преимущественно невроза навязчивых состояний: частое моргание, грызение ногтей, сосание пальца и т. д., отчасти невроза страхов.

XII–CСреда. Содержит несколько внешних признаков — сигналов того, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего, неблагоприятном семейном кругу.

XIII-УРУмственное развитие. Констатирует уровень отставания в предметных знаниях и навыках, а также предполагает оценку общего впечатления, производимого уровнем умственного развития ребенка.

XIV-СРСексуальное развитие. Фиксирует общую оценку, даваемую учителем темпам и направленности полового развития.

XV-ББолезнь. Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание у ребенка, но, конечно, не позволяет поставить точный диагноз.

XVI-ФФизическое развитие. Обращает внимание на ненормальность телосложения. Слабость зрения и слуха.

К группе СК, связанным с конституцией нервной системы, относятся О, Н, ЭН, НС, а также отчасти НД и У.

Группа СК С, УР, СР, а также отчасти Б и ФР имеет важное значение для понимания личности учащегося. Однако необходимо учитывать, что в силу различных причин в карте наблюдения эти СК недостаточно информативны. Чтобы интерпретация числовой выраженности была адекватной, необходимо:

1) анализировать не только итоговую выраженность СК, но и отмеченные образцы поведения;

2) привлечь дополнительные данные об ученике, которые нужно получить от учителя в беседе или из составленной учителем характеристики.

Date: 2015-05-19; view: 864; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию