Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль за развитием детей раннего возраста





1. Значение контроля, ее цель.

2. Содержание контроля.

3. Методы контроля.

4. Характеристика групп развития.

5. Организация контроля.

6. Методика хронометража

 

Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М.: Владос, - 2003. – 172 с.

Смирнова, Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ериолаева, С. Ю. Мещерякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.

Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни.– М.,1983.

 

Контроль за развитием детей — составная часть системы оз­доровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и уч­реждения в целом. При этом устанавливают также правиль­ность медико-педагогических воздействий, условий воспита­ния. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а глав­ное, своевременно скорректировать воспитательные воздей­ствия, определив для него индивидуальное психолого-педагогические воздействия.

Система контроля за развитием ребенка (за детьми первого года жизни) разработанная в нашей стране в ЗО-е годы в клини­ке профессора Н.М. Щелованова, затем усовершенствованная Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт, имеет методологическую основу, которая отличает ее от тесто­вых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирает­ся на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, служит основанием для создания для него необходимых условий — «социальных ситуаций», которые обеспечивают «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условии (Л.С. Выготский), необходимых для формирования новых ка­чественных достижений в психическом развитии детей. На пер­вом году жизни развитие ребенка контролируют детские поли­клиники один раз в месяц, на втором — один раз в квартал, на третьем — один раз в полгода, в так называемые эпикризисные сроки.

Показатели. В Советском Союзе Н.М.Щеловановым, Н.Л.Фигуриным, Н.М.Аксариной, М.Ю.Кистяковской, С.М.Кравиной, Н.Ф. были разработаны показатели нервно-психического развития детей раннего возраста и принципы контроля за развитием.

В последние годы исследованиями, проведенными по 1-му году жизни – Фрухт, по 2-му – Печорой, по 3-му - были уточнены и дополнены имеющиеся показатели развития, уточнены сроки их формирования и возрастная периодизация; выделены наиболее значимые и информативные показатели.

Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер, это оценка состояния здоровья, физического и психического раз­вития детей, их поведения. Невозможно врачу определять состо­яние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя и педагогу оценивать психическое развитие без учета его состояния здоровья и применять соответствующие педагогические воздействия. В дошкольных учреждениях очень важ­на взаимосвязь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его воспитанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), он должен своевременно и правильно опреде­лять задачи для дальнейшего его хода.

Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравно­мерно созревание различных морфологических структур, функциональных систем, неравномерно и психическое развитие. Поэтому наиболее чувствительные периоды к определенным воздействиям оптимальны и для определения состояния функ­циональной деятельности. Ведя контроль за развитием детей, дают оценку прежде всего ведущим, определяющим линиям (сферам) развития организма.

Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием детей?

Оценивается прежде всего — состояние здоровья, физическое и психи­ческое развитие, поведение малыша.

При оценке поведения детей, за которыми воспитатель сле­дит ежедневно (а к моменту его оценки — в эпикризисный пе­риод — особенно внимательно), следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особен­ности, черты личности. Для этого можно пользоваться следу­ющей памяткой-вопросником.


Настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустой­чивое):

1.Бодрое, жизнерадостное настроение. Положительно относится к окружа­ющим, с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окра­шены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружаю­щими.

2.Спокойное настроение. Положительно относится к окружающим, споко­ен активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоя­нии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе.

3.Раздражительное, возбужденное состояние. Неадекватно относится к ок­ружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт; наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлоб­ленность, крик.

4.Подавленное настроение (вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замк­нут, грустен, может плакать тихо, долго).

5.Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро может заплакать, всту­пать в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому.

Сон:

1. Засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное).

2. Характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, с допол­нительными воздействиями).

3. Длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).

Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище).

Характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный).

Индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактен, ини­циативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.).

 

При выявлении нервно-психического разви­тия ребенка второго года жизни следует оце­нивать его исходя из основных линий развития, которые пред­ставлены определенными показателями состояния детей 1 года 3 месяцев, 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и 2 лет. Это эпи­кризисные сроки, когда проводится оценка нервно-психичес­кого развития ребенка:

· развитие понимания и активной речи;

· сенсорное развитие;

· развитие игры и действии с предметами;

· развитие общих движений;

· формирование навыков самостоя­тельности.

Специальные проверки (с целью контроля) говорят о том, что показатели развития, отражающие становление игры и действий с предметами, движений, понимания речи, являются более ста­бильными, стержневыми, редко поддаются влиянию неблаго­приятных факторов среды. Чаще наблюдается задержка по тем показателям, которые отражают развитие активной речи, так как на втором году жизни это новое образование в формирова­нии психики ребенка и оно особенно чувствительно к влиянию неблагоприятных факторов. Данный показатель является ин­формативным и требует вмешательства со стороны взрослых, которые стимулируют развитие активной речи детей.

На третьем году жизни оценка уровня развития ре­бенка идет по следующим линиям:

· развитие активной речи;

· сенсорное развитие;

· развитие игры и действий с предметами;

· формирование изобразительной и конструктивной деятельно­сти;

· развитие общих движений; воспитание навыков самостоя­тельности.

Каковы методы контроля за психическим развитием детей?

1. Метод опроса матери (при приеме ребенка в детское учреждение и в дальнейшем по ходу его развития).


2. Метод наблюдения в группе за поведением детей.

3. Метод диагностики психического развития ребенка.

От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью определенного материа­ла, в конкретной ситуации, которая должна быть максималь­но приближена к естественным условиям жизни малыша.

При выявлении уровня развития очень важно установить интимный контакт с ребенком, и взрослый всем своим видом, тоном должен внушить малышу уверенность, что он выпол­нит задание, стимулировать желание выполнить его. Обычно дети с большим интересом относятся к такому занятию. Од­нако поведение взрослого при проведении диагностики не со­всем обычно: он должен не обучать ребенка, не показывать, а только умело выявлять уже сформированные умения малы­ша. Ребенок обычно ждет оценки со стороны взрослого. И если он хорошо справился с заданием, нужно это обязательно по­ложительно оценить. Если ребенок не справляется с задачей, взрослый дает другую — соответствующую нижнему возрастно­му этапу. Например, если ребенок 2 лет не выполнил задание, ему дается такое же, как ребенку 1 года 9 месяцев, но и в этом случае, если малыш справится с требованием, его тоже надо по­хвалить.

Для проверки… подбирается материал, аналогичный используемому в самостоятельной деятельности детей. Одномоментно проверяется развитие ребенка не более чем по 2-3 показателям. В один отрезок бодрствования проверяют уровень развития 3-4 детей.

Диагностировать лучше с опорой на паспортный возраст (± 3-5 дней). Следующее определение через эпикриный срок.

С помощью диагностики определяется «ближайшая зона» развития ребенка.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, ко­торому соответствует выявленный показатель. Так отмечается опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребенка второго года жизни принимает­ся формирование умений в пределах одного квартала: 1 год 1 ме­сяц — 1 год 3 месяца; 1 год 4 месяца — 1 год 6 месяцев; 1 год 7 месяцев — 1 год 9 месяцев; 1 год 10 месяцев — 2 года, а на третьем году — в пределах полугодия: 2 года 1 месяц — 2 года 6 месяцев; 2 года 7 месяцев — 3 года.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана ко­личественная оценка в виде групп развития. При этом учитывает­ся степень опережения или задержки в развитии ребенка, количе­ство выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвертая группа встречается редко и составляет при­мерно 1,25 % детей).

В п е р в о й группе числятся дети с нормальным развити­ем, т.е. когда все показатели соответствуют календарному воз­расту, а также с опережением в развитии. Во в т о р у ю группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризисный срок (на втором году — 1-й квартал, на третьем году — 1-е полугодие). Третью группу составляют дети с бо­лее глубокой задержкой — на два эпикризисных срока, а ч е т в е р т у ю с еще большей задержкой — на три эпикризисных срока.


В каждой группе определена степень опережения или за­держки в развитии. В первой группе опережение на один эпи­кризисный срок — это ускоренное развитие; на два эпикри­зисных срока — это высокое развитие. Во второй, третьей и четвертой группах выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков — линий задержки): I степень — 1—2, II — 3—4, III— 5—7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным раз­витием. В I группе — дети с верхнегармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая на 2 эпикризисных сро­ка), во II группе — с негармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая ниже на 1 эпикризисный срок), в III группе — с нижнегармоничным развитием (одна часть ли­ний ниже на 1 эпикризисный срок, другая часть на 2 эпикри­зисных срока).

Качественно-количественная оценка психического развития детей второго года жизни

( Разработана К.Л. Печорой )

Нормальное распределение детей по группам развития Пограничное состояние
I группа II группа /// группа IV группа
Дети с опережением развития на 2 эникризисных срока (высокое развитие) на 1 эпикризисный срок (ускоренное развитие) Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризисный срок I степень — на 1—2 линии; II степень - на 3—4 линии, III степень — на 5—7 линий Дети с задержкой в развитии - на 2 эпикризисных срока I степень на 1—2 линии II степень — на З—4 линии III степень — на 5—7 линий Дети с задержкой в развитии - на 3 эпикри зисных срока - I степень — на 1—2 линии II степень — на З—4 линии III степень — на 5—7 линий
Нормальное распределение детей по группам развития Пограничное состояние
I группа // группа /// группа IV группа
Дети с опережением в развитии (нетипичное, дисгармоничное развитие). Часть линий выше нормы на 1, часть на 2 эпикризисных срока. Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют календарному возрасту ребенка) Дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть линий выше нормы, часть ниже на 1 эпикризисный срок) Дети с нетипичным, дисгармоничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризисный срок, часть — на 2 эпикризисных срока) Дети с нетипичным дисгармоничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризисный срок, часть на 3 эпикризисных срока)

 

Как организовать контроль за развитием ребенка в детском учреждении? (кто, что, какие документы)

В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспи­татель группы, педагог, врач. Воспитатель ведет наблюдение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психи­ческого развития, врач оценивает физическое развитие, состоя­ние здоровья, осуществляет общую оценку развития ребенка (оп­ределяет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-психического развития (группа развития), которую дает педагог. Контроль за поведением детей фиксируется в дневнике группы (форма № 127), где помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей педагог приводит описание поведения эпикризисных воспитанников, используя памятку-вопросник.

Результаты оценки уровня развития и поведения детей за­носят в карту психического развития, которая хранится в груп­пе. Карту заводят на ребенка один раз в два года, на второй и третий год жизни.

В таблице с левой стороны проставляется возраст детей, да­лее уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» даются лишь краткие ответы на вопросник, относящиеся к характеристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Гра­фа «Заключение» содержит сведения о поведении (без откло­нений, незначительные или значительные отклонения) и раз­витии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной пе­риод. Например, если уровень психического развития ребен­ка соответствует 2 годам, то назначения даются на 2 года 6 ме­сяцев.

Врач, используя данные педагога, выносит оценку состоя­ния здоровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма № 112).

Для диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не использует­ся в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога покаждому возрасту (1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 меся­цев; 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. Там же долж­ны находиться и материалы по методике выявления уровня развития ребенка соответственно всем показателям.

Педагог имеет четкий план сроков выявления уровня раз­вития детей по группам, который должен совпадать с планом врача (даже несколько опережать план); также пишет эпикризисы в истории развития в те же сроки.

В начале месяца педагог дает назначения воспитателям (в групповом дневнике), за какими детьми в этот период следует вести особое наблюдение.

Проведя комплексную оценку состояния здоровья детей, врач и педагог передают свои назначения родителям и воспи­тателям. Срочные рекомендации фиксируются в дневнике груп­пы, а все другие — в обычной форме — в перспективном плане работы. Оценка уровня развития детей (по группам развития) проводится не реже одного раза в квартал.

Правильно организованный контроль за развитием и пове­дением детей является одним из основных средств системати­ческого повышения качества работы дошкольного учреждения.

 

Наиболее информативным и доступным методом изучения режима является хронометраж, позволяющий установить длительность и последовательность выполнения основных видов и элементов деятельности детей. Хронометражный метод исследования технически прост. Его можно проводить, не нарушая режима работы дошкольной организации, не отвлекая детей от выполняемого вида деятельности. Хронометраж может быть индивидуальным и массовым.

Для изучения различных режимных процессов используется поминутный хронометраж. Для этого в протоколе в течение каждой минуты наблюдения фиксируется характер деятельности каждого ребенка.

Индивидуальный хронометраж дает возможность получить точную временную характеристику отдельных элементов режимного процесса. Наблюдения осуществляются за одним – двумя детьми.

 

ПРОТОКОЛ 1

поминутного хронометража занятия (длительность занятия –20мин)

ФИО ребенка – Иванов Николай Валерьевич Дата – 15.02.2005 Номер ДОУ – 75 Группа – 1 Вид занятия – музыкальное  
                                       
П П О О О О Л Л Л Л Л Л Л Л Л V Р V Р V Р V У У

П – подготовка рабочего места;

О – объяснение и показ воспитателя;

Л – выполнение задания;

Р – обсуждение полученных результатов;

У – уборка рабочего места;

V – отвлечение от занятий.

Наблюдение за поведением детей. Существенной задачей в гигиенической оценке режимных процессов является наблюдение за поведением детей. Оно может служить критерием при оценке правильности построения и организации различных видов деятельности детей.

В протоколе фиксируются реакции, свидетельствующие о наступлении утомления.

ПРОТОКОЛ 2

хронометража реакций детей во время занятия

(длительность занятия – 20 мин)

Ф.И.О. Время занятия (в мин.) Итого
  1-5 6-10 11-15 16-20 О Т   В
Иван С. Катя Т. Егор В.     О В В В В ВВТТ - - - -  
Всего              

 

О – отвлечение от занятия;

В – реакции возбуждения (двигательное и / или речевое беспокойство);

Т – реакция торможения.

Анализ результатов хронометража позволяет выявить время развития утомления у большинства детей; определить детей с повышенной утомляемостью и поэтому требующих внимания воспитателя, медицинского персонала, родителей. На основании результатов хронометража вносятся коррективы в построение занятия.

Хронометраж самостоятельной деятельности детей

(фамилия, имя, возраст ребенка) Иванова Катя, 2 года 6 месяцев

Время Содержание Взаимоотношения с др. детьми Воздействие воспитателя
9.00 Подошла к окну   Вопрос: «Что ты видишь в окошке?»
9.05 Подбежала к детям Отнимает игрушку Указание: «Катя, попроси вежливо, скажи: Дай, пожалуйста»
9. 10 Играет с игрушкой Показывает детям игрушку  
и т.д.      

Делая письменный анализ хронометража, обращают внимание на следующие вопросы:

1. Виды деятельности ребенка.

2. Проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.

3. Место сюжетной игры среди других видов деятельности.

4. Характеристика устойчивости деятельности.

5. Форма общения с другими детьми.

6. Участие взрослого в деятельности ребенка, использование приемов комплексного воздействия на игру детей.







Date: 2015-05-19; view: 7591; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.044 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию