Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Контроль за развитием детей раннего возрастаСтр 1 из 6Следующая ⇒
1. Значение контроля, ее цель. 2. Содержание контроля. 3. Методы контроля. 4. Характеристика групп развития. 5. Организация контроля. 6. Методика хронометража
Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М.: Владос, - 2003. – 172 с. Смирнова, Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ериолаева, С. Ю. Мещерякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни.– М.,1983.
Контроль за развитием детей — составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и учреждения в целом. При этом устанавливают также правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальное психолого-педагогические воздействия. Система контроля за развитием ребенка (за детьми первого года жизни) разработанная в нашей стране в ЗО-е годы в клинике профессора Н.М. Щелованова, затем усовершенствованная Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт, имеет методологическую основу, которая отличает ее от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, служит основанием для создания для него необходимых условий — «социальных ситуаций», которые обеспечивают «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условии (Л.С. Выготский), необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в месяц, на втором — один раз в квартал, на третьем — один раз в полгода, в так называемые эпикризисные сроки. Показатели. В Советском Союзе Н.М.Щеловановым, Н.Л.Фигуриным, Н.М.Аксариной, М.Ю.Кистяковской, С.М.Кравиной, Н.Ф. были разработаны показатели нервно-психического развития детей раннего возраста и принципы контроля за развитием. В последние годы исследованиями, проведенными по 1-му году жизни – Фрухт, по 2-му – Печорой, по 3-му - были уточнены и дополнены имеющиеся показатели развития, уточнены сроки их формирования и возрастная периодизация; выделены наиболее значимые и информативные показатели. Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер, это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Невозможно врачу определять состояние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя и педагогу оценивать психическое развитие без учета его состояния здоровья и применять соответствующие педагогические воздействия. В дошкольных учреждениях очень важна взаимосвязь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его воспитанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), он должен своевременно и правильно определять задачи для дальнейшего его хода. Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравномерно созревание различных морфологических структур, функциональных систем, неравномерно и психическое развитие. Поэтому наиболее чувствительные периоды к определенным воздействиям оптимальны и для определения состояния функциональной деятельности. Ведя контроль за развитием детей, дают оценку прежде всего ведущим, определяющим линиям (сферам) развития организма. Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием детей? Оценивается прежде всего — состояние здоровья, физическое и психическое развитие, поведение малыша. При оценке поведения детей, за которыми воспитатель следит ежедневно (а к моменту его оценки — в эпикризисный период — особенно внимательно), следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности. Для этого можно пользоваться следующей памяткой-вопросником. Настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое): 1.Бодрое, жизнерадостное настроение. Положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими. 2.Спокойное настроение. Положительно относится к окружающим, спокоен активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе. 3.Раздражительное, возбужденное состояние. Неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт; наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик. 4.Подавленное настроение (вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго). 5.Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому. Сон: 1. Засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное). 2. Характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, с дополнительными воздействиями). 3. Длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту). Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище). Характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный). Индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.).
При выявлении нервно-психического развития ребенка второго года жизни следует оценивать его исходя из основных линий развития, которые представлены определенными показателями состояния детей 1 года 3 месяцев, 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и 2 лет. Это эпикризисные сроки, когда проводится оценка нервно-психического развития ребенка: · развитие понимания и активной речи; · сенсорное развитие; · развитие игры и действии с предметами; · развитие общих движений; · формирование навыков самостоятельности. Специальные проверки (с целью контроля) говорят о том, что показатели развития, отражающие становление игры и действий с предметами, движений, понимания речи, являются более стабильными, стержневыми, редко поддаются влиянию неблагоприятных факторов среды. Чаще наблюдается задержка по тем показателям, которые отражают развитие активной речи, так как на втором году жизни это новое образование в формировании психики ребенка и оно особенно чувствительно к влиянию неблагоприятных факторов. Данный показатель является информативным и требует вмешательства со стороны взрослых, которые стимулируют развитие активной речи детей. На третьем году жизни оценка уровня развития ребенка идет по следующим линиям: · развитие активной речи; · сенсорное развитие; · развитие игры и действий с предметами; · формирование изобразительной и конструктивной деятельности; · развитие общих движений; воспитание навыков самостоятельности. Каковы методы контроля за психическим развитием детей? 1. Метод опроса матери (при приеме ребенка в детское учреждение и в дальнейшем по ходу его развития). 2. Метод наблюдения в группе за поведением детей. 3. Метод диагностики психического развития ребенка. От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью определенного материала, в конкретной ситуации, которая должна быть максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. При выявлении уровня развития очень важно установить интимный контакт с ребенком, и взрослый всем своим видом, тоном должен внушить малышу уверенность, что он выполнит задание, стимулировать желание выполнить его. Обычно дети с большим интересом относятся к такому занятию. Однако поведение взрослого при проведении диагностики не совсем обычно: он должен не обучать ребенка, не показывать, а только умело выявлять уже сформированные умения малыша. Ребенок обычно ждет оценки со стороны взрослого. И если он хорошо справился с заданием, нужно это обязательно положительно оценить. Если ребенок не справляется с задачей, взрослый дает другую — соответствующую нижнему возрастному этапу. Например, если ребенок 2 лет не выполнил задание, ему дается такое же, как ребенку 1 года 9 месяцев, но и в этом случае, если малыш справится с требованием, его тоже надо похвалить. Для проверки… подбирается материал, аналогичный используемому в самостоятельной деятельности детей. Одномоментно проверяется развитие ребенка не более чем по 2-3 показателям. В один отрезок бодрствования проверяют уровень развития 3-4 детей. Диагностировать лучше с опорой на паспортный возраст (± 3-5 дней). Следующее определение через эпикриный срок. С помощью диагностики определяется «ближайшая зона» развития ребенка. При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечается опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребенка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала: 1 год 1 месяц — 1 год 3 месяца; 1 год 4 месяца — 1 год 6 месяцев; 1 год 7 месяцев — 1 год 9 месяцев; 1 год 10 месяцев — 2 года, а на третьем году — в пределах полугодия: 2 года 1 месяц — 2 года 6 месяцев; 2 года 7 месяцев — 3 года. Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям. По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвертая группа встречается редко и составляет примерно 1,25 % детей). В п е р в о й группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии. Во в т о р у ю группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризисный срок (на втором году — 1-й квартал, на третьем году — 1-е полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой — на два эпикризисных срока, а ч е т в е р т у ю с еще большей задержкой — на три эпикризисных срока. В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе опережение на один эпикризисный срок — это ускоренное развитие; на два эпикризисных срока — это высокое развитие. Во второй, третьей и четвертой группах выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков — линий задержки): I степень — 1—2, II — 3—4, III— 5—7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе — дети с верхнегармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая на 2 эпикризисных срока), во II группе — с негармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая ниже на 1 эпикризисный срок), в III группе — с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризисный срок, другая часть на 2 эпикризисных срока). Качественно-количественная оценка психического развития детей второго года жизни ( Разработана К.Л. Печорой )
Как организовать контроль за развитием ребенка в детском учреждении? (кто, что, какие документы) В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы, педагог, врач. Воспитатель ведет наблюдение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, состояние здоровья, осуществляет общую оценку развития ребенка (определяет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-психического развития (группа развития), которую дает педагог. Контроль за поведением детей фиксируется в дневнике группы (форма № 127), где помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей педагог приводит описание поведения эпикризисных воспитанников, используя памятку-вопросник. Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносят в карту психического развития, которая хранится в группе. Карту заводят на ребенка один раз в два года, на второй и третий год жизни. В таблице с левой стороны проставляется возраст детей, далее уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» даются лишь краткие ответы на вопросник, относящиеся к характеристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Графа «Заключение» содержит сведения о поведении (без отклонений, незначительные или значительные отклонения) и развитии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной период. Например, если уровень психического развития ребенка соответствует 2 годам, то назначения даются на 2 года 6 месяцев. Врач, используя данные педагога, выносит оценку состояния здоровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма № 112). Для диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога покаждому возрасту (1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев; 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. Там же должны находиться и материалы по методике выявления уровня развития ребенка соответственно всем показателям. Педагог имеет четкий план сроков выявления уровня развития детей по группам, который должен совпадать с планом врача (даже несколько опережать план); также пишет эпикризисы в истории развития в те же сроки. В начале месяца педагог дает назначения воспитателям (в групповом дневнике), за какими детьми в этот период следует вести особое наблюдение. Проведя комплексную оценку состояния здоровья детей, врач и педагог передают свои назначения родителям и воспитателям. Срочные рекомендации фиксируются в дневнике группы, а все другие — в обычной форме — в перспективном плане работы. Оценка уровня развития детей (по группам развития) проводится не реже одного раза в квартал. Правильно организованный контроль за развитием и поведением детей является одним из основных средств систематического повышения качества работы дошкольного учреждения.
Наиболее информативным и доступным методом изучения режима является хронометраж, позволяющий установить длительность и последовательность выполнения основных видов и элементов деятельности детей. Хронометражный метод исследования технически прост. Его можно проводить, не нарушая режима работы дошкольной организации, не отвлекая детей от выполняемого вида деятельности. Хронометраж может быть индивидуальным и массовым. Для изучения различных режимных процессов используется поминутный хронометраж. Для этого в протоколе в течение каждой минуты наблюдения фиксируется характер деятельности каждого ребенка. Индивидуальный хронометраж дает возможность получить точную временную характеристику отдельных элементов режимного процесса. Наблюдения осуществляются за одним – двумя детьми.
ПРОТОКОЛ 1 поминутного хронометража занятия (длительность занятия –20мин)
П – подготовка рабочего места; О – объяснение и показ воспитателя; Л – выполнение задания; Р – обсуждение полученных результатов; У – уборка рабочего места; V – отвлечение от занятий. Наблюдение за поведением детей. Существенной задачей в гигиенической оценке режимных процессов является наблюдение за поведением детей. Оно может служить критерием при оценке правильности построения и организации различных видов деятельности детей. В протоколе фиксируются реакции, свидетельствующие о наступлении утомления. ПРОТОКОЛ 2 хронометража реакций детей во время занятия (длительность занятия – 20 мин)
О – отвлечение от занятия; В – реакции возбуждения (двигательное и / или речевое беспокойство); Т – реакция торможения. Анализ результатов хронометража позволяет выявить время развития утомления у большинства детей; определить детей с повышенной утомляемостью и поэтому требующих внимания воспитателя, медицинского персонала, родителей. На основании результатов хронометража вносятся коррективы в построение занятия. Хронометраж самостоятельной деятельности детей (фамилия, имя, возраст ребенка) Иванова Катя, 2 года 6 месяцев
Делая письменный анализ хронометража, обращают внимание на следующие вопросы: 1. Виды деятельности ребенка. 2. Проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности. 3. Место сюжетной игры среди других видов деятельности. 4. Характеристика устойчивости деятельности. 5. Форма общения с другими детьми. 6. Участие взрослого в деятельности ребенка, использование приемов комплексного воздействия на игру детей. Date: 2015-05-19; view: 7600; Нарушение авторских прав |