Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностические методики изучения семьи учащихся





Классный руководитель при общении с семьями учащихся дол­жен соблюдать определенные правила, а именно:

- к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;

- общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

- изучение семей учащихся должно быть тактичным и объек­тивным;

- изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика:

- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;

- жилищные условия семьи и ее материальная обеспечен­ность;

- образовательный уровень семьи, интерес родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

- уровень педагогической культуры родителей;

- авторитетность семьи в глазах ребенка;

- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

- семейные традиции, обычаи и ритуалы;

- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);

- воспитательные возможности семьи.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познако­миться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи классный руководитель может использо­вать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижает­ся человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить: родительское собрание - это в первую очередь обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позво­ляют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей ин­терес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: воспитание детей в семье - это обучение их умению об­ходиться без родителей.

Анкета «Знакомство с родителями»

На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в ко­тором будет учиться ваш ребенок?

2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учить­ся вашему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны раз­виваться в детском коллективе?

5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тре­вогу и опасения?

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»

1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей своего ребенка в коллективе? Назовите их.

4. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореа­лизации в учебной деятельности вашего ребенка?

5. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для по­вышения результативности его учебной деятельности?

Анкета «Ваш ребенок»

С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка ме­шают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

Методика «Незаконченные предложения»

1. Эта методика используется для диагностики взаимоотноше­ний родителей и учащихся (3-4-х классов). Учащиеся и родителидают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни пут кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеж­дений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.


Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно ис­пользовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.

Предложения для учащихся:

- Школа для меня - это...

- Класс, в котором я учусь, - это...

- Учителя для меня - это люди, которые...

- Мои одноклассники - это...

- Уроки для меня - это...

- Предметы, которые мне нравятся - это...

- Предметы, которые мне не нравятся - это...

Предложения для родителей:

- Школа, в которой учится мой ребенок - это...

- Класс, в котором учится мой ребенок - это...

- Одноклассники моего ребенка - это...

- Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...

- Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку - это...

- Предметы, которые не нравятся моему ребенку - это...

2. Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравст­венных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения.

Предложения для учащихся:

- Я радуюсь, когда...

- Я огорчаюсь, когда...

- Я плачу, когда...

- Я злюсь, когда.

- Мне нравится, когда...

- Мне не нравится, когда...

- Я верю, когда...

- Если у меня хорошие новости, то я...

- Если у меня плохие новости, то я....

- Если у меня что-то не получается, то я...

Предложения для родителей:

- Я радуюсь, когда мой ребенок...

- Я огорчаюсь, когда мой ребенок...

- Я плачу, когда мой ребенок.

- Я злюсь, когда ребенок...

- Мне нравится, когда мой ребенок...

- Мне не нравится, когда мой ребенок...

- Я не верю, когда мой ребенок...

- Я верю, когда говорят, что мой ребенок...

- Если у моего ребенка хорошие новости, то...

- Если у моего ребенка плохие новости, то...

- Если у моего ребенка что-то не получается, то...

Рисуночной тест «Выходной день в моей семье»

Интересные результаты дают рисуночные диагностики, кото­рые можно предложить выполнить детям и родителям на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».

И детям, и родителям раздаются листы бумаги с нарисованными кругами, в которые нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день. Члены семьи должны что-либо выполнять.

Это может выглядеть так:

 

Мама   Папа   Я
Книга   Газета   Уроки
кухня   диван   друзья

 

Сравнительный анализ рисунков позволяет классному руководи­телю выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.

Тест «День рождения в моей семье»

Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам на класс­ном часу можно предложить расположить на рисунке в определен­ной последовательности гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи, связанные с этим праздником, существуют в семьях.

Можно также предложить учащимся и родителям построить ассоциативный ряд на выражение «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях учащихся.







Date: 2015-05-19; view: 2470; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию