Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование функционального состояния аппарата внешнего дыхания





Изучение этой системы важно для оценки состояния здоровья организма, а также для контроля за изменениями в функционировании аппарата внешнего дыхания в динамике занятий физкультурой и спортом. Несомненно его значение для неспециалиста в этой области при проведении самоконтроля за организмом по результатам доступных показателей.

Цель: освоение методики проведения проб, оценивающих данную систему и овладение особенностями анализа полученных результатов.

Необходимая аппаратура: спирометр сухой, секундомер, спирт, вата, пневмотахометр, таблицы Гаррис-Бенедикта.

Алгоритм выполнения заданий: проработать терминологический словарь по данному разделу. Затем студенты, разбившись попарно, выполняют друг на друге нижеприведенные задания, фиксируют результаты в протоколе. По окончании исследования проводится сопоставление результатов с нормативными значениями, делается вывод о функциональном состоянии исследуемой системы.

Исследование данной системы начинается с проведения анамнеза, в котором особое внимание уделяется заболеваниям органов дыхания: пневмония острая, хроническая, бронхит острый, хронический, ОРВИ, грипп, ринит, гайморит и др.

Задание № 1. Провести анамнез.

1. Перенесенные в течение жизни заболевания органов дыхания (частота, исход, средства лечения, длительность заболевания).

2. Наличие наследственных заболеваний органов дыхания в семье инфекционной или аллергической природы (бронхиальная астма, туберкулез).

3. Самочувствие испытуемого на данный момент (наличие жалоб на кашель, насморк; отсутствие носового дыхания), курение (количество выкуриваемых сигарет, кашель по утрам).

Сведения, выявленные с помощью анамнеза, помогают оценить функциональную достаточность дыхательной системы исследуемого, позволяют определить направленность мышечной деятельности, которая будет способствовать увеличению резервной активности этой системы.

Задание № 2. Определение частоты дыхания (ЧД) по движению грудной клетки.

В покое составляет 16...18 в 1 мин. в положении сидя, 18...20 - стоя.

Задание № 3. Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ), т. е. объема воздуха, выдыхаемого из легких после максимального вдоха. Измеряется спирометром 2-3 раза. Выбирается либо максимальная величина, либо средняя. Показатель выражается в мл (или в л). Делается медленный выдох в прибор стоя, с зажатым носом.

Для оценки этого показателя (фактическая ЖЕЛ - ФЖЕЛ) надо рассчитать должную ЖЕЛ (ДЖЕЛ) в соответствии с весом, ростом, полом и возрастом.

Сначала по таблице Гаррис-Бенедикта (табл. 4, 5), считают должный основной обмен (ДОО): ДОО = А + Б,

где А - фактор веса, Б - фактор роста и возраста.

для мужчин ДЖЕЛ = 2,6 ДОО,

для женщин ДЖЕЛ = 2,3 ДОО

ДЖЕЛ можно определить также по формулам Болдуина, Курнана и Ричардсона:

для мужчин ДЖЕЛ = (27,63 - 0,112 В) · Н
для женщин ДЖЕЛ = (21,78 - 0,101 В) ·Н

где В - возраст в годах, Н - рост в см.

Отклонения ФЖЕЛ от ДЖЕЛ должно составлять не более ±15 %:

Если ДЖЕЛ —> 100, ФЖЕЛ —> Х, то
Х = (ФЖЕЛ · 100) / ДЖЕЛ (в %)

Провести определение должной ЖЕЛ по номограммам (см. рис. 1, 2), сравнить с фактической ЖЕЛ, сделать вывод.

 

 

Задание № 4. Оценить изменения ЖЕЛ по данным функциональных проб.

 

1. Проба Розенталя: 5-кратное измерение ЖЕЛ с интервалом в 15 сек. При хорошем функциональном состоянии у тренированного спортсмена отмечается увеличение ЖЕЛ от измерения к измерению. При неизменной жизненной емкости - удовлетворительное состояние, при снижении ЖЕЛ -неудовлетворительное состояние;

2. Проба Шафрановского (динамическая спирометрия) заключается в измерении ЖЕЛ до и после стандартной физической нагрузки.
Методика пробы: измеряется ЖЕЛ в покое, затем выполняется трехминутный бег на месте в темпе 180 шаг/мин, (для женщин - двухминутный бег; для школьников - подъем на ступаньку высотой 22,5 см в темпе 16 шагов в минуту). Вновь измеряется ЖЕЛ в первые 15 сек., в конце 1, 2 и 3 минут восстановления.
Оценка результата: если ЖЕЛ возрастает после пробы более, чем на 200 мл, то результат хороший, разница в ±200 мл - удовлетворительный (восстановление на 2-й или 3-й минутах), если ЖЕЛ уменьшается на 200 мл и более и не восстанавливается в первые 2-3 минуты, то проба неудовлетворительная.

3. Проба Лебедева заключается в четырехкратном измерении ЖЕЛ до и после тренировки. Используется при врачебно-педагогических наблюдениях. При больших нагрузках ЖЕЛ после тренировки может снижаться не более, чем на 300-500 мл, а после обычных нагрузок ЖЕЛ не изменяется.

4. Проба Тиффно-Вотчала. Это определение форсированной (при резком вдохе) ЖЕЛ за 1, 2, 3 секунды. В норме составляет 80-85 % от ЖЕЛ у незанимающихся спортом, примерно равна ЖЕЛ у спортсменов.

 

Задание № 5. Проба Серкина выполняется в три ступени:

 

а) выполняется задержка дыхания на вдохе в положении сидя;
б) выполняется нагрузка в виде 20 приседаний за 30 сек. и сразу делается задержка на вдохе;
в) спустя 1 минуту выполняется задержка дыхания на вдохе сидя.

Задание № 6. Определение бронхиальной проходимости (БП),

то есть объемной скорости вдыхаемого и выдыхаемого воздуха за единицу времени. Проводят с помощью пневмотахометра. Делается резкий вдох или резкий выдох в мундштук прибора и по отклонению стрелки на внутренней шкале отмечают БП. Полученные значения на вдохе и выдохе сравнивают с должным (ДБП):

ДБП = ДЖЕЛ · 1,27 (для выдоха).
ФБП = ДПБ ± 15 %,

где ФБП - фактическая БП на выдохе.
Средние значения БП: 5-8 л/с для мужчин и 4-6 л/с для женщин..

 

Задание № 7. Проведение проб с задержкой дыхания (нос зажат).

 

1. Проба Штанге - время задержки дыхания после глубокого вдоха в сек. Должна составлять, в норме 60...90 сек., у детей - 16...55 сек., спортсмены высокой квалификации - до 5 мин.

2. Проба Генчи - время задержки дыхания на выдохе в сек. У взрослых в норме составляет 30...45 сек., у детей - 12...15 сек., спортсмены высокой квалификации - до 60...90 сек.

На основании выполненных исследований делается общее заключение о функциональном состоянии аппарата внешнего дыхания. Даются рекомендации о необходимости увеличения силы дыхательных мышц и функционального состояния дыхательной системы, как одного из факторов, лимитирующих работоспособность организма.

 

Date: 2015-05-19; view: 992; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию